Технологические карты уроков изобразительного искусства по ФГОС (к программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 6 класс)
Тип материала: Планирование
Рейтинг: голосов:11просмотров: 30856 комментариев: 7
новые технологические карты ( по ФГОС) на каждый урок в 6 классе (3 четверть). К каждому уроку спрогнозированы предметные, метапредметные и личностные результаты освоения содержания программы. На каждом этапе осуществляется формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД)
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Молчановская средняя общеобразовательная школа № 1»
Технологические карты уроков изобразительного искусства по ФГОС по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского
6 класс
Составитель: учитель технологии и изобразительного искусства
Садковская Светлана Николаевна,
высшая квалификационная категория,
село Молчаново, Томская область
В помощь учителю ИЗО:
новые технологические карты ( по ФГОС) на каждый урок в 6 классе (3 четверть). К каждому уроку спрогнозированы предметные, метапредметные и личностные результаты освоения содержания программы. На каждом этапе осуществляется формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные, которые закладывают основу учебных и познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результат.
3 четверть «Вглядываясь в человека. Портрет.»
№ |
Тема, часы |
Тип |
Содержание |
Деят-ть учителя |
Деят-ть ученика |
Планируемый результат |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
дата |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
|
||||||
1 |
Образ человека – главная тема искусства. 1 час |
Формирование новых знаний |
Изображение человека в искуссве разных эпох. История возникновения портрета. Виды портрета. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты. |
Способствовать формированию представления об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников-портретистов и их произведениях; обучать истории возникновения портрета, элементам анализа художественных произведений; мотивировать к дальнейшему изучению о жанре портрет; формировать умение выражать свою эстетическую позицию. |
Ставят перед собой цель, используя литературу, находят информацию, составляя рассказ на заданную тему. Определяют по рассказу, о каком портрете идёт речь. |
Научатся самостоятельно осваивать новую тему; смогут находить необходимую информацию для решения задачи, составлять рассказ об изображении человека в искусстве разных эпох. Знакомиться, воспринимать и анализировать произведения великих художников. |
Научатся понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; работать в группах, обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге. |
Осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели. |
Самостоятельно осваивать новую тему – образ человека, портрет; находят информацию для решения учебной задачи; самостоятельно вычитывают фактическую информацию; могут составлять произвольный рассказ об изображении человека в искусстве разных эпох. Знакомятся с художниками. |
Определяют цель и проблему в учебной деятельности. |
Работают в группах, обмениваются мнениями, излагают своё мнение в диалоге. |
Понимают значение знаний, осознают свои интересы и цели; осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов. |
|
2 |
Конструкция головы человека и её пропорции. |
Изучение новых знаний. |
Закономерности построения конструкции головы человека. Пропорции и симметрия лица. |
Способствовать формированию представления о значении изобразительных искусств в жизни человека, о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения; познакомить с основными средствами художественной выразительности в ИЗО; учить видеть конструктивную форму предмета; использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций. |
Ставят перед собой цель, отвечая на вопросы, выполняют задания по поиску соотношения частей лица человека. Работают со схематической таблицей, определяя психологическое состояние изображения. Пользуясь памяткой, выполняют задание. Рассматривая работы товарищей, обмениваются впечатлениями и опытом. |
Получат новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; Научатся определять понятия; смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи, творчески экспериментировать, использовать выразительные возможности художественных материалов. |
Научатся определяют цель и проблему в учебной деятельности; обмениваются мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать своё мнение в диалоге; строить понятные для партнёра речевые высказывания. |
Понимают значение знаний, осознают свои интересы и цели. Выбирают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека. |
Получают новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; анализируют, обобщают, определяют новые понятия; сравнивают объекты, устанавливают аналогии. Творчески экспериментируют, используют выразительные художественные средства в решении учебной задачи. |
Определяют цель и проблему в учебной деятельности. Планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, определяют средства достижения цели. |
Обмениваются мнениями, умеют друг друга слушать, строят понятные для партнёра речевые высказывания. |
Осознают свои интересы и цели; понимают значение знаний для человека. Выбирают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека. |
|
3 |
Изображение головы человека в пространстве. 1 час. |
Комбинированный. |
Повороты и ракурсы головы. Соотношение частей головы. Форма и детализация. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. |
Способствовать формированию представления о закономерностях конструкции головы человека; учить видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения при изображении головы человека; понимать изобразительные метафоры и пластических язык жестов. |
Слушают учителя, ставят перед собой цель. Работая в парах, собирают отдельные части в единое целое. Создают объёмное строение головы человека по рисунку. Анализируют картину в жанре портрета, знакомятся с мастерством использования жеста.. выборочно выполняют зарисовки. |
Научатся пользоваться необходимой информацией; смогут анализировать, обобщать и создавать объёмное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве. |
Научатся определяют цель и проблему в учебной деятельности; обмениваются мнениями, планировать деятельность в учебной ситуации, выбирать способы достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки, излагать своё мнение в диалоге. |
Понимают значение знаний, осознают свои интересы и цели. Имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Пользуются необходимой информацией из прослушанного объяснения; анализируют, обобщают и создают объёмное изображение головы; изучают поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполняют зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве. |
Определяют цель и проблему в учебной деятельности. Планируют деятельность в учебной ситуации, выбирают способы достижения цели. Самостоятельно исправляют ошибки. |
Организуют работу в паре, обмениваются мнениям. |
Осознают свои интересы и цели; понимают значение знаний для человека. Имеют мотивацию к учебной деятельности. |
|
4 |
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. 1 час. |
Комбинированный. |
Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Расположение, линия, пятно, роль выразительности графического материала. |
Способствовать формированию знаний о портретном изображении, совершенствовать умения рисования графическими средствами, закреплять знания о портрете как жанре ИЗО; развивать внимание, наблюдательность, восприятие, творческое воображение, умение анализировать пропорции лица, расширять словесный запас; воспитывать эстетический вкус, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы, чуткость, бережное отношение к близким людям. |
Слушают учителя, ставят перед собой цель учебной деятельности. Помогают учителю анализировать портретный образ. Рисуют портрет графическими материалами. |
Научатся пользоваться необходимой информацией; смогут анализировать, обобщать и создавать объёмное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, её пропорций и расположения в пространстве. |
Научатся определяют цель и проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями, планировать деятельность в учебной ситуации, выбирать способы достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки, излагать своё мнение в диалоге. |
Понимают значение знаний, осознают свои интересы и цели. Имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Умеют воспринимать образ человека в портрете, быть внимательными. Знакомятся, творчески воспринимают и анализируют работу художника. Закрепляют знания портретного изображения. Совершенствуют умения передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Пользуются графическими материалами. |
Определяют цель и проблему в учебной деятельности. |
Излагают своё мнение в диалоге, понимают позицию другого, умеют взглянуть на натуру с позиции художника. |
Осознают свои черты характера, понимают эмоциональное состояние других. Имеют мотивацию к учебной деятельности. Вырабатывают внимание, наблюдательность, формируют творческое воображение. Осознают многообразие мнений на одну проблему, новые роли: модель и художник. |
|
5 |
Портрет в скульптуре. 1 час. |
Комбинированный |
Человек – основной предмет в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Скульптурный портрет литературного героя. |
Способствовать формированию представления о портрете в истории искусств. Научить активно воспринимать основной предмет изображения в скульптуре, особенности видения человека в различные эпохи, создавать творческие работы по памяти и воображению. |
Слушают учителя, ставят перед собой цель учебной деятельности. Знакомятся со скульптурным портретом, выразительными возможностями скульптуры. Готовят небольшие сообщения о портрете в скульптуре Средневековья и эпохи Возрождения. Делают первые шаги к скульптурному изображению. Ищут соотношения объёмов. |
Изучат скульптурный портрет, материалы. Сравнивать портреты по определённым критериям, работать над изображением литературного героя, совершенствовать умение передавать индивидуальные особенности литературного героя, используя возможности скульптуры. |
Научатся определяют цель, принимать учебную задачу, осознавать недостаточность своих знаний, определять проблему учебной деятельности, планировать свою деятельность на уроке. |
Осознают разнообразие средств и материалов мира искусств, имеют мотивацию к учебной деятельности; вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к произведениям искусства; осознают цель, включаясь в определённый вид деятельности, проявляют желание учиться. |
Воспринимают сведения о скульптурном портрете в истории искусств, скульптурных материалах; совершенствуют представления, что человек – основной предмет изображения в скульптуре. Работают над изображением литературного героя; совершенствуют умения передавать индивидуальные особенности человека.. учатся основам скульптурной техники. |
Определяют цель, принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Планируют деятельность в учебной ситуации, работают по плану, выдвигают версии. |
Излагают своё мнение, понимают позицию другого. |
Осознают многообразие мира. Имеют мотивацию к учебной деятельности; вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к произведениям искусств. Осознают цель, включаются в определённый вид деятельности, имеют мотивацию к учебной деятельности. |
|
6 |
Сатирические образы человека. 1 час. |
Изучение новых знаний. |
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей, обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа. |
Способствовать формированию представления о карикатуре и её разновидностях; познакомит обучающихся с переплетением понятий «правда жизни» и «правда языка искусства», приёмами художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве; учить отбирать детали и «обострять» образ; развивать наблюдательность, технику рисования карандашом; воспитывать интерес к человеку, положительное отношение к юмору. |
Отвечая на вопросы, осмысливают цель урока. Знакомятся с переплетением понятий «правда жизни» и «правда языка искусства», сатирическими образами в искусстве, карикатурой и дружеским шаржем. Рассматривают рисунки, распределяют сюжеты, ищут свои пути решения учебной задачи. Демонстрируют свои работы, создают короткий текст к сюжету. |
Научатся определять понятия, художественные термины; знакомиться с приёмами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; приёмам художественного преувеличения, отбирать детали, обострять образы. |
Научатся определяют цель и проблему в учебной деятельности;; соблюдать нормы коллективного общения; планировать свою деятельность на уроке. Определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; выдвигать версии, работать по плану. |
Проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои цели и интересы; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают своё поведение. |
Определяют понятия и художественные термины; знакомятся с приёмами художественного преувеличения, с известными карикатуристами, проявляют положительное отношение к юмору. Осваивают приёмы художественного преувеличения, отбирают детали, обостряют образ. |
Определяют цель и проблему в учебной деятельности. Планируют деятельность в учебной ситуации. Определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; работают по плану, выдвигают версии. |
Соблюдают нормы коллективного общения. |
Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели. Идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают своё поведение. |
|
7 |
Образные возможности освещения в портрете. 1 час. |
Комбинированный. |
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет: сбоку, снизу, рассеянный против света, контрастность освещения. |
Способствовать формированию знаний об особенностях творчества в отечественной культуре и культуре других стран художников-портретистов, о богатстве выбора образных возможностей и изо, о различном освещении и его значении в создании художественного образа; развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства. |
Слушая, осмысливают цель урока. Знакомятся с произведениями, обращая внимание на приёмы использования искусственного освещения в портрете. Обсуждают влияние освещения на живописные возможности. Выполняют учебное задание, задумываясь над своими ощущениями. |
Научатся воспринимать изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение её восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивают приёмы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направляя свет сбоку, снизу, при рассеянном освещении; учатся воспринимать контрастность освещения. |
Научатся соблюдать нормы коллективного общения. Планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему возможностей освещения в портрете; способы достижения практической цели; корректировать своё мнение. |
Проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их; осознают свои интересы и цели. |
Воспринимают изменение образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение её восприятия при естественном освещении; знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, осваивают приёмы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направляя свет сбоку, снизу, при рассеянном освещении; учатся воспринимать контрастность освещения. |
Определяют цель и проблему в учебной деятельности. Планируют деятельность в учебной ситуации. Определяют проблему освещения в портрете, способы достижения практической цели. |
Соблюдают нормы коллективного общения. Корректируют своё мнение. |
Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции. |
|
8 |
Портрет в живописи. 1 час. |
Изучение новых знаний. |
Знаменитые мастера портрета в живописи. Сложность и глубина внутреннего мира человека. Красота устремлённости и созидательной силы человека. |
Способствовать формированию представления о роли и месте портрета в истории искусства; учить воспринимать обобщённый образ человека в разные эпохи; познакомить с творчеством художников живописного портретного жанра; актуализировать стремление обучающихся к самовыражению; обучать элементам анализа художественных произведений; формировать умение выражать свою эстетическую позицию. |
Слушая, осмысливают цель урока. Командами готовят сообщения. Знакомятся с произведениями. В соответствии с образцом, пытаются давать эмоционально-психологический анализ портретов. Изучают особенности композиции в парадном и лирическом портретах. Выполняют практичекое задание. |
Научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логические рассуждения; аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах. |
Научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устный рассказ для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение; принимать позицию других. |
Проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; осознают свои эмоции. |
Обобщают образ человека в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории искусства, устанавливают аналогии по видам, строят логические рассуждения; аналитически воспринимают композиции в парадном и лирическом портретах. |
Определяют цель, планируют деятельность, работают по плану, определяют способы достижения цели. |
Участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение, принимают мнения одноклассников, корректируют свои мысли. |
Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; вырабатывают свои мировоззренческие позиции. Аргументировано оценивают работы. |
|
9 |
Роль цвета в портрете. 1 час. |
Комбинированный. |
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Цвет и тон, цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета.. цвет и живописная фактура. |
Способствовать формированию видения цветового решения образа в портрете; закрепить знания о влиянии освещения на цвет, умения пользоваться основными средствам художественной выразительности в живописном портрете; актуализировать стремление обучающихся к самовыражению; развивать умение чувствовать, ассоциативное и образное мышление. |
Слушая, осмысливают цель урока. Работая в командах, выполняют практические задания. Из класса выбирается руководитель, корректирующий работу всех. Создание общего портрета. |
Научатся классифицировать по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете; сравнивать по определённым критериям тон и цвет, цвет и освещение; осваивать навыки использования живописной фактуры. |
Научатся определяют цель и проблему в учебной деятельности;; соблюдать нормы коллективного общения; планировать свою деятельность на уроке, организовывать работу в группе, самостоятельно исправлять ошибки. |
Проявляют интерес к изучению нового материала; критически оценивают свою деятельность; осознают свои эмоции, адекватно их выражают. |
Классифицируют по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете; сравнивают по определённым критериям тон и цвет, цвет и освещение; осваивают навыки использования живописной фактуры. |
Определяют цель и проблему в учебной деятельности. Планируют свою деятельность на уроке, самостоятельно исправляют ошибки. Оценивают степень достижения цели. |
Соблюдают нормы коллективного общения; организуют работу в группе; оценивают степень достижения цели, излагают своё мнение, самостоятельно задают вопросы. |
Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; критически оценивают свою деятельность. |
|
10 |
Великие портретисты. 1 час. |
Обобщение и систематизация изученного. |
Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальность художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. |
Способствовать формированию умения определять творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах; познакомить с творчеством выдающихся художников, работавших в жанре портрета, с особенностями и манерой их письма; научить активно воспринимать произведения искусства; создавать атмосферу, в которой обучающиеся могут актуализировать свои знания и умения. |
В форме игры обучающиеся, являясь по очереди экскурсоводом, рассказывают о художнике и его картине, проводят художественный анализ некоторых произведений. Представляют свои работы. |
Узнают имена выдающихся художников-портретистов и их место в определенно эпохе; научатся определять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете; выполнять художественный анализ своих работ. |
Научатся определяют цель и в учебной деятельности;; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; оценивать степень достижения поставленной цели. |
Осваивают новые правила, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков. |
Знают имена художников, их место в определённой эпохе; определяют индивидуальность их произведений в портретном жанре, находят и представляют информацию. |
Определяют цель учебной деятельности. Оценивают степень достижения цели. |
Соблюдают нормы коллективного общения; осознанно используют речевые средства в разных ситуациях; самостоятельно задают вопросы. |
Осваивают новые правила, проявляют познавательную активность; понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков. |
|
Литература:
-
Рабочие программы «Изобразительное искусство», предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение», 2011 г.
-
Учебник «Искусство в жизни человека», 6 класс, Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение», 2013 г.
-
ФГОС Поурочное планирование, средняя школа «Изобразительное искусство», 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. Автор-составитель И.Н. Клочкова, Волгоград «Учитель», 2013 г.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»