Хронотоп "Донских рассказов" М.А. Шолохова
Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА
Цель урока:
— ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).
Задачи урока:
— дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»;
— рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»;
— совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка».
Оборудование урока:
— портрет писателя;
Информационная среда урока:
— презентация о быте донских казаков;
— карта России начала XX века.
Урок проводят:
Белякова Л.М., учитель литературы; высшая квалификационная категория, кандидат культурологии
Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Временные рамки урока – 90 мин.
УМК по литературе под редакцией С.А.Зинина
Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. М.Цветаева I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя. — О чём же эти рассказы? Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события). Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий. Запись темы в тетрадь II. (Васюхина Ю.К.) Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. Запись эпиграфа в тетрадь III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу. Один из вариантов Кто он, писатель Шолохов, — трагический романтик или суровый реалист? Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения? Сформулировать отношение писателя к войне. IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России. — используется презентация, рассказывающая о быте казаков; — работа с картой и систематизация фактов по теме. Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка». — Прочитайте первый абзац рассказа: На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох. С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается: Стол – анкета – графа «18 лет» — Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе. А) Доказательство, что действие происходит на Дону: Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д. Б) Антитеза: Мирное пространство и военное пространство Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами. Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном. Вывод: Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю. YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.) Оформление «исторической лестницы»: — революция — Гражданская война — политика военного коммунизма — продразвёрстка — бегство армии за границу — голод 1920-1924 годов Вывод: Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца. YII. Изображение художественного времени в романе6 А. Философское время: Прошлое – настоящее – будущее Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет 7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет Б. Календарное время Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти). В. Движение времени Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать. Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени: Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д. Вывод по уроку Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр «Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу, поставленную вами.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Рыбинска. Белякова Людмила Михайловна, учитель литературы и Васюхина Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания
Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе
ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА
Цель урока:
- ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).
Задачи урока:
- дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»;
- рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»;
- совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка».
Оборудование урока:
- портрет писателя;
Информационная среда урока:
- презентация о быте донских казаков;
- карта России начала XX века.
Урок проводят:
Белякова Л.М., учитель литературы; высшая квалификационная категория, кандидат культурологии
Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Временные рамки урока – 90 мин.
УМК по литературе под редакцией С.А.Зинина
Все рядком лежат,
Не развесть межой.
Поглядеть солдат:
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был – белым стал:
Смерть побелила.
М.Цветаева
I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя.
- О чём же эти рассказы?
Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события).
Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий.
Запись темы в тетрадь
II. (Васюхина Ю.К.)
Все рядком лежат,
Не развесть межой.
Поглядеть солдат:
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был – белым стал:
Смерть побелила.
Запись эпиграфа в тетрадь
III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу.
Один из вариантов
Кто он, писатель Шолохов, - трагический романтик или суровый реалист?
Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения?
Сформулировать отношение писателя к войне.
IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России.
- используется презентация, рассказывающая о быте казаков;
- работа с картой и систематизация фактов по теме.
Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка».
- Прочитайте первый абзац рассказа:
На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба.
Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох.
С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается:
Стол – анкета – графа «18 лет»
- Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе.
А) Доказательство, что действие происходит на Дону:
Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д.
Б) Антитеза:
Мирное пространство и военное пространство
Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами.
Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном.
Вывод:
Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю.
YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.)
Оформление «исторической лестницы»:
- революция
- Гражданская война
- политика военного коммунизма
- продразвёрстка
- бегство армии за границу
- голод 1920-1924 годов
Вывод:
Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца.
YII. Изображение художественного времени в романе6
А. Философское время:
Прошлое – настоящее – будущее
Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет
7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет
Б. Календарное время
Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти).
В. Движение времени
Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать.
Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени:
Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д.
Вывод по уроку
Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр
«Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо»
Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу, поставленную вами.
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игры с правилами - эффективная форма развития волевой регуляции и произвольной концентрации внимания дошкольников»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»