Технологическая карта урока в 1 классе «Что мы знаем о птицах» (УМК "Начальная школа XXI века")
- учить выделять существенные признаки природных объектов;
- продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.
— учить выделять существенные признаки природных объектов;
— продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.
Технологическая карта урока
Учитель: Федоровская Татьяна Анатольевна
Учреждение: МБОУ СОШ №12 г. Яровое
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Что мы знаем о птицах
Тип урока: урок – исследование
Формы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, перелётные, зимующие птицы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием, фонограмма с голосами птиц; у учащихся - цветные карандаши, листы для рисования.
Тема раздела |
Родная природа. Зима. |
|
Тема изучения |
Что мы знаем о птицах. |
|
Цель |
- познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; - учить выделять существенные признаки природных объектов; - продолжить обучение практическому исследованию предметов природы. |
|
Планируемый результат |
||
Личностные умения: - проявлять готовность и способность к саморазвитию. - формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, - развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Познавательные умения: - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; - знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Предметные умения: - научиться классифицировать птиц по признаку «перелетные – зимующие». - называть отличительные особенности этих птиц. - называть причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода. - научиться: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; - получить возможность исследовать строение пера птицы; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; - работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; - рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. |
Содержание урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
1. |
Организационный этап. Мотивация. |
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
||
|
Ужасно интересно Все то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! С детства мы должны стремиться Что – то новое узнать. Все исследовать, конечно, Чтобы в жизни применять! |
Установление эмоционального контакта. |
||
2. |
Этап повторения изученного. |
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Звери - млекопитающие» |
||
Фронтальная работа. Работа в паре. Игра “Кто в группе лишний» Жук, снегирь, шмель. Белка, медведь, дятел. Кузнечик, бабочка, ласточка. Ворона, ерш, окунь. Комар, голубь, оса. |
Ребята, вспомните, какие группы животных мы уже изучили? У вас на партах листочки с заданием. Рассмотрите рисунки и поставьте галочку в кружочке синим цветом, если это зверь, зеленым, если этот – зверь – млекопитающее. Проверка: - По какому признаку вы объединили зверей? - Назовите признак млекопитающих. - Кто у вас остался? (Птичка)
2) Назовите одним словом животных, которых вы подчеркнули (Птицы) |
Организуется работа в парах, формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Дети находят «лишний» предмет. |
||
3. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. |
Цель – активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока. |
||
Отгадывают загадку. Дети передают друг другу «волшебный» мяч. |
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока. Сами гнёзда они вьют И
заливисто поют. Кто же это? Это.... (Птицы) -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? -Совершенно верно. Тема урока «Что мы знаем о птицах».
А задачи: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц. Сегодня на уроке предстоит интересная исследовательская работа. Для себя вы откроете новые знания, которые пригодятся вам в будущем. Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы. У меня есть «волшебный» мяч. Как только он попадает в руки, сразу хочется назвать какую-нибудь птицу. Начинаем играть. Вы назвали столько разных птиц. Они разные по величине, по окраске, по поведению. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Заинтересовать предстоящей деятельностью. Поставить цели совместно с учащимися |
||
4. |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности. |
Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала. |
||
|
|
Раота в группах. Каждой группе выдается пакет с заданием. Дети работают. После работы каждая группа делает свой вывод, почему они выбрали этих животных или то, что принадлежит птицам. Выводы детей: Птицы – у них есть перья. Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают пингвины и страусы. Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания – куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме… |
Ребята, чем птицы отличаются от всех остальных животных? Вот сейчас мы это с вами и исследуем. Для начала, мы с вами разделимся на 2 группы. Первая группа садится за правый стол, вторая группа за левый стол. Первая группа выделит из всех животных только птиц. Вторая группа определит то, что принадлежит только птицам. − Так чем же птицы отличаются от всех остальных животных? (Они умеют летать.) − А что для этого у них есть? (Крылья.) − Ребята, мы с вами говорили о том, что у птиц есть крылья, а что еще есть у птицы? Посмотрите на экран . Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг? (ласточка, грач, цапля) Как называются такие птицы? (перелетные) Почему их так называют? (эти птицы совершают перелеты из одного края Земли в другой) Каких перелетных птиц вы еще знаете? А почему птицы покидают родные края? (в поисках корма, чтобы выжить) Закройте в учебнике красногрудую птичку. Назовите оставшихся птиц. (воробей, галка, сова, ворона) Что их объединяет? (они не улетают) Как называют этих птиц? (зимующие или оседлые) Каких еще зимующих птиц вы знаете? Какую птичку мы не назвали? (снегирь) А к какой группе птиц относится снегирь? Снегирь относится к группе кочующих птиц . Итак, какие бывают птицы? |
Упражнения в определении и названии основных частей тела птиц. Учитель демонстрирует на экране птицу (смотреть на слайде) и, показывая их части, даёт точное название (голова, грудь, шея, туловище, крылья, лапы, хвост, перья - оперенье), объясняя, для чего они нужны. Учитель, указывая на разные части тела птицы, спрашивает: «Что это?»- ученики отвечают: «Это голова»…И т.д. Учитель просит учеников показать голову, шею, хвост… птицы и назвать эту часть тела. ( Показ на муляже птицы). |
5. |
Физминутка. |
Цель - реализация двигательной активности. |
||
Выполняют упражнения. |
− Вы хотите поиграть в птичек? Сегодня мы побудем с вами птичками. Давайте поиграем. − Покажите, как летает ворона, как прыгает воробей, синичка; как они полетели все вместе. Птички в гнездышке сидят (поворот туловища И на улицу глядят вправо и влево) Погулять они хотят (дети машут руками, И тихонько все летят как крыльями) |
|
||
6. |
Этап применения изученного материала. |
Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.
|
||
Раскрашивают птиц в соответствии со значками (смотреть на слайде). У детей раскраски с изображением птиц. Ребенку на спину крепится иллюстрация какой-либо птицы. Дети описывают ее внешний вид, особенности. Водящий должен отгадать птицу - клест, сорока, журавль, синичка, дятел. |
− Ребята, давайте откроем учебник на стр. 72. а) − Кого мы видим? (птиц) − Давайте попробуем назвать их (ласточка, цапля, снегирь, сова, воробей, ворона, галка, грач) − Какие из них осенью улетают на юг? Давайте их назовем. − Почему птицы улетают на юг? (Становится холодно, а на юге теплее). − А еще почему? (ответы детей). − Ребята, зимой многие птицы, особенно те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи и т.д.) не могут прокормиться. «Городским птицам» (воронам, галкам, воробьям), которых называют всеядными, немного легче. Им даже зимой достаточно просто найти пищу, они переселяются поближе к жилищу человека и остаются зимовать на своей родине б) Соображалки. Назови взрослых животных. - Давайте посмотрим на следующую страницу учебника (стр. 73) Кого мы видим на лужайке? (цыплят, утенка, гусят) - Ребята наши птенцы заблудились, давайте найдем их мам, а чтобы их найти, надо назвать взрослых животных. − Кто мне скажет, у цыплят мама…(курица), у утенка, мама… (утка), у гусят, мама…(гусыня). − Мы помогли птенцам найти своих родителей и в знак благодарности, они дарят вам раскраски. Давайте раскрасим их. Молодцы, ребята! У всех рисунки получились красочные. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне, и я прикреплю ваш рисунок на доску. Посмотрите на свои работы, у всех рисунки получились яркие, сказочные. Знаю я интересную игру. Называется она “Птица-незнайка”. Хотите поиграть? |
Работа с учебником. На слайде появляются птенцы и взрослые птицы. После работы все рисунки вывешиваются на магнитной доске. |
||
7. |
Обобщение и систематизация. |
Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме. |
||
|
|
|
Давайте вспомним, о каких птицах мы говорили на уроке? А для этого я вам загадаю загадки. Видали вы его не раз – Он скачет в двух шагах от нас: "Чирик - чирик! Чирик - Чирик!" Кто к этой песне не привык. (воробей) Зимой
на ветвях яблоки! На
одной ноге стоит, Днем
спит, Целый
день без перерыва - Летом
за пахарем ходит, Чёрная
птица, Гости приходят летом, А уходят зимой. (ласточки) Молодцы! Вы угадали все загадки. - А теперь послушайте стихотворение: Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку: В ее конуре Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко пережить холода. − Ребята, я думаю, каждый из вас поможет нашим маленьким пернатым друзьям перезимовать зиму. − Поможем? Что мы будем для этого делать? А на уроке технологии, мы с вами продолжим нашу исследовательскую работу. Сделаем кормушки для птиц. |
На слайдах 1 – 8 изображены птицы с загадками. |
8. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
||
|
-соотносят полученный результат с поставленной целью; -оценивают результат учебной деятельности. Раскрашивают птичку определённым цветом. |
Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.) Скажите, вам было интересно на уроке? (ответы детей). Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? О чем вы задумались? Что бы вы хотели ещё узнать про птиц? Возьмите рисунок птички. Если вам было на уроке интересно, вы все поняли- раскрасьте грудку у птички красным цветом. Если вам было интересно, но не все поняли- желтым цветом. Если вам на уроке было скучно- грудку раскрасьте коричневым карандашом. Каких птичек у нас больше? |
|
- Рабочая программа по литературному чтению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
- Рабочая программа по природоведению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
- Технологическая карта урока в 1 классе «Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена» ( УМК "Начальная школа XXI века")
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО