Технологическая карта урока в 1 классе «Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена» ( УМК "Начальная школа XXI века")
- формировать умение различать имена собственные;
— формировать умение различать имена собственные;
Технологическая карта урока
Учитель: Федоровская Татьяна Анатольевна
Учреждение: МБОУ СОШ №12 г. Яровое
Предмет: Русский язык
Класс: 1
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена.
Тип урока: урок отработки умений и навыков и рефлексии
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Основные понятия, термины: вежливые слова при ситуации знакомства, имена собственные
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием; у учащихся - цветные карандаши, листы для оценивания и индивидуальной работы.
Тема раздела |
Развитие речи. |
|
Тема изучения |
Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена. |
|
Цель |
- создать условия для выбора языковых средств, в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; - формировать умение различать имена собственные; |
|
Планируемый результат |
||
Личностные умения: - проявлять готовность и способность к саморазвитию. - формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, - развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; - проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость; - повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку. |
Познавательные умения: - использовать общие приёмы решения задач - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные умения: - сличать способ действия; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. - развивать умение правильно строить предложения; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные умения: - формулировать свои затруднения; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; - формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Предметные умения: научатся: - оформлять имена собственные на письме, - выбирать имена собственные, подходящие по смыслу. |
Содержание урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
1. |
Организационный этап. Мотивация. Мотивация учащихся. Психологическая подготовка к восприятию темы. |
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
||
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, устанавливается позитивный настрой на урок. Рисуют своё настроение на рабочих листах. (солнышко, тучка, радуга) |
Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? М. Карасёва Какой смысл мы вкладываем в слово «здравствуйте», когда произносим его друг другу? (Мы желаем здоровья, добра, хорошего настроения.) Поздоровавшись со всеми, я вам желаю здоровья, добра и хорошего настроения! Давайте обозначим своё настроение в начале урока. В левом углу листа нарисуйте своё настроение. |
Слайд 1. Установление эмоционального контакта. На партах листы для работы учащихся. |
||
2. |
Постановка учебной задачи. |
Цель - планирование предстоящей учебной деятельности. |
||
|
|
Ставят учебные задачи на урок.
Составляют план работы: Вспомню… Применю… Проверю… Оценю себя… |
Тему сегодняшнего нашего урока нам принесли друзья. Это кто? С ними на уроке мы ещё встретимся. О чём говорит название темы? С ситуацией знакомства мы уже знакомились, правила учили? Это что-то новое? Имена собственные – это новое? Какую учебную задачу поставите для себя на уроке? ПОВТОРИТЬ И ПРОВЕРИТЬ ЗНАНИЯ. Чтобы легче было работать на уроке, составим план. |
Слайд 2. Умение принимать и сохранять учебную задачу. На доске составляется планирование урока. |
3. |
Этап повторения изученного. |
Цель – создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
||
|
|
Договаривают слова. Высказываются. Высказывают свои предположения. Проверяют свои знания с предложенным заданием, оценивают свою работу на листе оценивания (1 личико). В тетрадях дорисовывают медведя. Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно» Подбирают имя Мишутка. Подводят вывод самостоятельно. |
Прежде всего, давайте вспомним правила знакомства. Я начинаю, а вы продолжаете: Первым должен называть имя тот…
Как вы думаете, а знакомиться со сверстниками и со взрослыми надо одинаково? Проверьте свои знания. Послушайте, пожалуйста, отрывок из книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы» Дениска - простодушный, наивный, бескорыстный мальчик. Он думает, что он умеет знакомиться. Правильно ли задан вопрос? Как бы вы поступили? Надо ли знать имя собеседника? Зачем? В каких ситуациях вам нужно называть имя и фамилию? Вы хорошо помните слова, которые употребляют при вежливом знакомстве? Проверьте свои знания и оцените себя. Ещё один отрывок из книги В. Драгунского. «Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный - жёлтый стеклянный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху...» Про кого написал автор? Мы снова с другом. Но у медведя не хватает деталей. Упражнение 1 «Дорисуй», с.20 Дорисуйте мишку самостоятельно. Найдите самого красивого, отметьте галочкой. А вы знаете как зовут вашего медведя? А почему? Нет имени. Давайте его назовём и познакомимся.
Напишите имя, вспомнив правило! Про какое правило я напомнила? Как называются эти слова? А что к ним относится? Для чего нам нужны большие буквы? Вывод: имена людей, клички животных, названия городов и рек пишутся с большой буквы. |
Слайд 3. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. |
4. |
Физкультминутка. |
Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся. |
||
|
|
Выполняют движения. |
А у нашей внучки маленькие ручки, А на ручках пальчики - девочки и мальчики. Дружно пальчики живут, их по имени зовут: Пальчик Саша, пальчик Маша, Миша, Гриша и Степан, Нальчик Женя, пальчик Феня, Таня, Ваня и Роман. Вот какие пальчики - Девочки и мальчики. |
Пальчиковая гимнастика. |
5. |
Этап отработки умений и навыков изученного. |
Цель - создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имён собственных в практической деятельности. |
||
|
|
Самостоятельная работа, самопроверка. Оценивают умение на листе оценивания (2 личико). В тетрадях прописывают элементы букв и буквы. Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно» Высказывают свое мнение о работе пары. Оценивают умение на листе оценивания (3 личико). |
У вас на партах объявления. Но автор обращается к вам за помощью, чтобы вы помогли разобраться в некоторых словах. Он сомневается как правильно написать. Помогите автору объявления! Чтобы найти все слова, что вы должны помнить? Проверь себя! Упражнение 2 «Чистописание - напиши красиво», с. 20 Какие элементы букв и буквы надо красиво написать? Чем похожи буквы и чем они отличаются? Напишите красиво. Подчеркни самую красивую букву. На четвёртой строке напишите свою фамилию. Один раз. Работа в парах. Вернёмся к учебнику. С.26 у.4. Прочитайте задание. Что нужно выполнить в задании? Работать будете в паре. Повторите правила парной работы. Проверьте свою работу с образцом. Оцените свою работу в паре. |
Слайд 8. Умение работать в паре. Умение сотрудничать со сверстниками. Слайд 9. Слайд 10. |
6. |
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. |
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
||
|
|
соотносят полученный результат с поставленной целью; оценивают результат учебной деятельности. В листах самооценки обозначают цветом звёздочку. |
Для чего нужны имена собственные? Как их надо писать? В устной речи можем определить где заглавная буква? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? В листах самооценки разукрасьте звёздочку, оцените свою работу на уроке. Я хорошо работал на уроке! Я хорошо работал на уроке? Я хорошо работал на уроке. |
Оценка, самооценка собственной деятельности на уроке. Слайд 11. Слайд 12. |
См. Приложение.
Приложение.
Лист самооценки.
- Рабочая программа по литературному чтению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
- Рабочая программа по природоведению для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)
- Технологическая карта урока в 1 классе «Что мы знаем о птицах» (УМК "Начальная школа XXI века")
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО