Итоговые задания по МХК (раздел «Русская культура») для учащихся 9 класса
Задачи:
- закрепление знаний учащихся о выдающихся памятниках русского искусства (произведений живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства);
- повторение материала об основных художественных стилях, течениях и направлениях, господствовавших в разное время в русском искусстве.
ФИО автора: Пентюхина Татьяна Александровна
Место проживания: Забайкальский край, город Чита
Название учебного заведения: МБОУ СОШ №30
Дисциплина: МХК
Учебник: Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры 10 - 20 вв., Издательство «Владос», Москва, 2008 г.
Класс: 9
Продолжительность урока: 45 минут
Итоговые задания
по МХК (раздел «Русская культура»)
для учащихся 9 класса
Изучение и пропаганда русской культуры, знакомство с творчеством великих мастеров русского искусства, народными традициями, сегодня как никогда актуальны и необходимы.
Данные задания можно использовать на уроках МХК после изучения раздела «Русская культура». Задания позволяют проверить знания учащихся о выдающихся мастерах и шедеврах русской живописи и архитектуры, о жанрах, стилях и направлениях русского искусства. Работа содержит 15 заданий и ответы. Данные задания можно использовать на уроках и для индивидуальной работы с учащимися.
Цель: диагностика овладения учащимися знаниями о понятиях, явлениях и достижениях отечественной художественной культуры.
Задачи:
- закрепление знаний учащихся о выдающихся памятниках русского искусства (произведений живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства);
- повторение материала об основных художественных стилях, течениях и направлениях, господствовавших в разное время в русском искусстве.
Задание №1
1 2
6 5 4 3
Задание №2
1) В.М.
Васнецов. Снегурочка. 2)
И.Т. Виноградова. Рябина с грушами.
4)
А.А.
Дейнеки.
Оборона Севастополя. 5) Н.
Богданов-Бельский. На работу. 3)
К. Юон. Парад на Красной площади 7 ноября
1941 года
Задание №3
И.Н.
Никитин
Портрет
канцлера Головкина Ф.С.
Рокотов
Портрет
А.П.Струйской
Д.Г. Левицкий.
Портрет
князя Куракина
Д.Г. Левицкий.
Портрет
Екатерины II -
законодательницы.
Задание №4
Распределите костюмы по эпохам
А) древнерусский костюм -
Б) Мода петровского времени (нач. 18 века) -
В) Мода пушкинского времени (нач. 19 века) -
3 2 1
4 6 5
Задание №5
Определите стили архитектуры
1
Большой
Екатерининский дворец в Царском Селе архитектор
Ф.Б. Растрелли
2
г.
Санкт – Петербург, Таврический дворец архитектор
И.Е. Старов
3
г.
Санкт – Петербург, Арка Главного штаба
архитектор
К. И. Росси
Задание №6
Задание №6.
Укажите (зачеркните) лишнее в «смысловом ряду».
1. Кто из этих русских художников не является членом Товарищества передвижных художественных выставок:
1) И.И. Левитан 2) А.Г.Венецианов 3) И.Н. Крамской 4) В.А. Тропинин
5) И.Е. Репин
2. Кто из этих художников не является пейзажистом:
1) И.И. Шишкин 2) А.К. Саврасов 3) Ф.С. Рокотов 4)В.Д. Поленов
5) В.И. Суриков
3. Кто из этих людей не является архитектором:
1) Д. Трезини 2) Ч. Камерон 3) А. Куинджи 4)К. Тон 5) Э.М. Фальконе
4.Какие из этих зданий не являются зданиями Петербурга?
1) Исаакиевский собор 2)Александро-Невская лавра
3) Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
4)Александринский театр 5) Храм Христа Спасителя
5.Какой из этих инструментов не является русским народным:
1) Свирель 2) Арфа 3) Трещётки 4)Гусли 5)Орган
Задание №7
Узнай произведение живописи по описанию.
1. «Изображен лагерь, на заднем плане – дым костров, шатры. На первом плане небольшая группа хохочущих людей. За наскоро сколоченным столом сидит писарь, он пишет письмо. Остальные подсказывают содержание письма. Картина показывает сплоченность и героизм этих людей».
2. «По одной из московских улиц мчатся сани, в них сидит раскольница, выступающая за старую веру. За санями бежит мальчик. По обе стороны улицы прохожие, которые ехидно смеются. На снегу сидит юродивый, рядом стоит странник».
3. Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас. (Я. Полонский)
4. В основу сюжета этой картины легло свидетельство австрийского дипломата 17 века Корба: «На небольших московских телегах были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни… Каждый держал в руках зажженную восковую свечу… Горький плач жен усиливал для всех страх предстоящей смерти… Мать рыдала по своем сыне, дочь оплакивала судьбу отца, несчастная супруга стонала об участи своего мужа».
5.О какой картине критик Стасов писал: «Никогда еще горькая судьба вьючного скота не представляла перед зрителем на холсте в такой страшной массе»?
Задание №8
1 2
4 3
6 5 5
Задание №9
О каких шедеврах русской архитектуры идет речь в этих стихотворных строках?
1. Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроить каменный храм!
(Д. Кедрин)
2. Как скоро сбылся замысел счастливый,
Гордыни прихоть, царский тот приказ:
Пустынный берег Финского залива
Преображен в приморский парадиз.
Его версальской славой не измерить.
Здесь путь воды взметнулся до небес!
И фантастичней сказочных феерей
Узоры водных струй, хрустальный блеск.
(С. Шаляпина)
3. Над струйной рощею колонн,
Над треугольником фронтона
Квадригу поднял Аполлон,
Путь к сердцу правя неуклонно.
Широк разбег его коней,
И всем он виден в целом мире,
Они в искусстве наших дней
Летят победно – все четыре…
Оркестр торжественно растет,
И очаровывает взоры
Воспетый Пушкиным полет
Волшебной русской Терпсихоры.
Рукоплесканием гремит
Весь зал во дни торжеств народных,
И над столицею летит
Коней квадрига благородных.
(В. Рождественский)
4.Такой
помпезный, величавый,
Стоишь у берегов
Невы,
И красотою небывалой
Пронзил
глубоко сердце ты.
Мощны колонны, глаз
чаруют,
Белы, стремятся прямо
ввысь.
Златые кружева повсюду
Растрелли
выполнил на бис.
(Д. Ерошева)
5.Она, как девушка - славянка,
Свернув с проселочных дорог,
Поутру вышла на полянку,
На зелен-зелен островок.
В расшитом солнцем сарафане,
От ив раскидистых вдали,
Золотоносная, земная
Задумалась у вод Нерли.
(Н. Макарочкина)
6. Гранит суровый, величавый,
Обломок довременных скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед царским домом стал.
Ты выше, чем колонна Рима,
Поставил знаменье креста.
Несокрушима, недвижима
Твоя тяжелая пята.
И через кровли низких зданий,
Все озирая пред собой,
Ты видишь в сумрачном тумане
Двух древних сфинксов над Невой.
(В.Брюсов)
Задание №10
2
1
3
3 4
5 6
Задание №11
Уберите (зачеркните) лишнее в смысловом ряду:
1.А. Бенуа, В. Серов, Б. Кустодиев, В. Боровиковский, М. Врубель;
2.А. Павлова, Г. Уланова, Р. Нуриев, М. Плясецкая, М. Ермолова;
3.В. Брюсов, Д. Мережковский, И. Стравинский, К. Бальмонт, А. Белый;
4.Н. Римский – Корсаков, Ф. Шехтель, М. Мусоргский, Д. Шостакович,
С. Рахманинов;
5.К.Станиславский, В. Немирович – Данченко, Л. Русланова, В. Мейерхольд, Е.Вахтангов;
Задание №12
А.П.
Лосенко «Прощание
Гектора с Андромахой» В.
Перов «Проводы
покойника»
Г.
Семирадский «Христос и самаритянка» В.
Боровиковский. Портрет М. Лопухиной А.
Лентулов «Василий Блаженный»
Задание №13
Разгадай кроссворд «Экспонаты Оружейной палаты»
(первую букву каждого слова вписывай в клетку с номером)
По горизонтали:
-
Принадлежность парадного наряда московских князей и царей, надевавшаяся на плечи.
-
Знаменитый ювелир. Фирма, под его руководством, изготавливала пасхальные подарки для императорской семьи.
-
Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки
-
Чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней; используется в христианском обряде в качестве сосуда для освящения вина и принятия причастия.
-
Головной убор византийских императоров, а затем и русских царей, символ власти.
-
Символ государственной власти монарха, представляет собой золотой шар с крестом.
-
Предмет, выставляемый на выставке, в музее.
-
Символ царской власти в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями;
-
Старинный большой шаровидный сосуд, в котором подавались напитки для разливания по чашам или питья вкруговую. Использовался на братчиных пирах.
-
Пасхальный подарок фирмы Фаберже для императорской семьи.
По вертикали:
11. Первоначальное значение Оружейной палаты.
1Б 1 |
а |
р |
1м 1 11 |
ы |
|
||||||
|
2ф2 2 |
а |
б |
е |
р |
ж |
е |
||||
23 |
3 с3 3 |
к |
а |
н |
ь |
|
|||||
4п 4 |
о |
т |
и |
р |
|
||||||
|
5в 5 |
е |
н |
е |
ц |
|
|||||
6д 6 6 |
е |
р |
ж |
а |
в |
а |
|||||
7э 7 |
к |
с |
п |
о |
н |
а |
т |
||||
|
8с88 8 |
к |
и |
п |
е |
т |
р |
||||
9б9 9 |
р |
а |
т |
и |
н |
а |
|
||||
|
10я 1 10 |
й |
ц |
о |
|
Задание №14
1 2
скульптор
памятника О.К.
Комов скульптор
памятника В.В.
Клыков
4 3
скульпторы
памятника С.М.
Орлов, А.П. Антропов скульптор
памятника
С.
Волнухина
5 6
скульпторы
- В.Мухина,
В.Зеленская,
З.Иванова
скульптор
памятника И.П.
Мартос
7
8
скульптор
памятника Н.В.
Томский
скульптор
памятника
О.К. Комов
Задание №15
Определите направления живописи:
И. Айвазовский и
И.Репин «Пушкин у моря» Ф.
Журавлев «Дети – нищие»
М. Шагал В. Боровиковский
«Я и деревня» «Екатерина II на прогулке в Царском Селе»
Ответы:
№1
1.Дымковская игрушка
2. Жостово
3.Хохлома
4. Гжель
5. Богородская игрушка
6.Палехская миниатюра
№2
1.Сказочный жанр
2.Натюрморт
3.Исторический жанр
4. Батальный жанр
5. Бытовой жанр
№3
1.Аллегорический
2.Парадный
3.Интимный
4.Камерный
№4
А) древнерусский костюм - 3,5
Б) Мода петровского времени (нач. 18 века) – 2,4
В) Мода пушкинского времени (нач. 19 века) - 1,6
№5
1.Барокко
2. Классицизм
3. Ампир
№6
1. Членами ТПХВ не являются художники А.Г.Венецианов и В.А. Тропинин;
2. Пейзажистами не являются Ф.С. Рокотов и В.И. Суриков;
3. Архитекторами не являются А. Куинджи и Э.М. Фальконе;
4. Зданиями Петербурга не являются ГМИИ имени А. С. Пушкина и Храм Христа Спасителя;
5. К русским народным инструментам не относятся арфа и орган.
№7
-
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
-
В.И. Суриков «Боярыня Морозова»;
-
В.Л. Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»;
-
В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»;
-
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге».
№8
-
Покров Пресвятой Богородицы;
-
Преображение Господне;
-
Рождество;
-
Благовещение;
-
Вход Господень в Иерусалим;
-
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
№9
-
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву (собор Василия Блаженного);
-
Петергоф;
-
Большой театр, г. Москва;
-
Зимний дворец, г. Санкт- Петербург;
-
Церковь Покрова на Нерли.
№10
-
Грановитая палата;
-
Оружейная палата;
-
Колокольня Ивана Великого;
-
Благовещенский собор;
-
Архангельский собор;
-
Успенский собор.
№11
-
В. Боровиковский – художник второй половины 18 века,
(А. Бенуа, В. Серов, Б. Кустодиев, М. Врубель – художники нач. 20 века);
2. М. Ермолова – актриса драматического театра, ( А. Павлова, Г. Уланова, Р. Нуриев, М. Плясецкая - артисты балета);
3. И. Стравинский – композитор, (В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый – поэты);
4. Ф. Шехтель – архитектор, ( Н. Римский – Корсаков, М. Мусоргский, Д. Шостакович, С. Рахманинов – композиторы);
5. Л. Русланова – певица, (К.Станиславский, В. Немирович – Данченко, В. Мейерхольд, Е.Вахтангов – театральные режиссеры).
№12
-
Классицизм;
-
Реализм;
-
Академизм;
-
Сентиментализм;
-
Кубизм.
№13. Кроссворд «Оружейная палата»
-
Бармы
-
Фаберже
-
Скань
-
Потир
-
Венец
-
Держава
-
Экспонат
-
Скипетр
-
Братина
-
Яйцо
-
Мастерская
№14
1.Памятник создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию;
2.Памятник иконописцу Андрею Рублеву;
3.Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому;
4.Памятник первому книгопечатнику Ивану Федорову;
5.Памятник композитору П.И. Чайковскому;
6.Памятник руководителям народного ополчения К. Минину и Д. Пожарскому;
7.Памятник русскому полководцу А. Суворову;
8.Памятник ученому М.В. Ломоносову.
№15.
-
Романтизм;
-
Критический реализм;
-
Авангардизм;
-
Сентиментализм.
Используемая литература и интернет – источники:
1.http://www.tanais.info/
2.http://www.kreml.ru/
3.http://www.ikonu.ru/
4.http://rupoem.ru/kedrin/
5.http://www.peoples.ru/art/literature/
6.http://do2.gendocs.ru/docs/
7.http://www.openmoscow.ru/pamyatniki.php
8.http://www.stihi.ru/
9.Баранчук И. Живопись от А до Я, Издательский дом «Сибирский цирюльник», Москва ,2003 г.
10.Калашникова Н.М. Русский народный костюм, Издательство «Сварог и К» Москва, 2007 г.
11. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры 10 - 20 вв., Издательство «Владос», Москва, 2008 г.
- "Их именами славится Россия!" - викторина о выдающихся людях нашей страны и скульптурных памятниках, посвященных им.
- Научно - исследовательская статья "Музыкально - общественная деятельность декабриста П.Н. Свистунова и её значение для культурного развития Сибири"
- Научно - исследовательская статья "Роль иллюстрированной открытки в просвещении населения России"
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.