Урок - диспут: "Интернету:да или нет?"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 15 Советского района г.Волгограда
Урок – диспут
«Интернету: да или нет?»
Автор: Потапова Ирина Александровна, учитель информатики высшей квалификационной категории
Тема “Компьютерные сети”.
Дисциплина: информатика
Класс: 11
Продолжительность мероприятия: 40 минут
2012-2013 учебный год
Уроки предмета «Информатика и ИКТ» - это уроки, на которых у обучающихся существует возможность проявить свои творческие и интеллектуальные способности. Особый интерес у обучающихся старшей ступени обучения вызывает изучение темы «Компьютерные сети». Помимо того, что обучающиеся могут показать свой уровень владения технологиями поиска информации в Интернете, но данная тема дает возможность организации проектной деятельности. Результатом проекта мы можем видеть готовые тематические сайты, созданные обучающимися с использованием инструментальных средств создания сайтов. В рамках изучения этой темы один из уроков отводится рассмотрению вопроса о возможности сети Интернет. Как правило, выделяются только положительные стороны этого глобального явления, однако, не следует забывать о ряде проблем, которые возникают в связи с распространением различной информации в компьютерных сетях, опасностями, которые встречаются в сети. Об этих проблемах нужно говорить с обучающимися. Используя личный опыт обучающихся, такой урок интересно проводить в форме диспута, который позволяет взглянуть на компьютерную сеть Интернет немного под другим углом зрения, что, в свою очередь, несомненно, расширяет кругозор обучающихся. При этом занятие вовсе не преследует целей доказать какую-либо одну из точек зрения.
Цель урока: побудить обучающихся взглянуть на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон, выявить важные положительные и отрицательные стороны Интернета для обучающихся класса.
Задачи урока:
-
Повторить и обобщить знания об информационных технологиям.
-
Развитие познавательного интереса, творческой активности школьников
-
Развитие у обучающихся умения излагать мысли.
-
Воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
-
Развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимательности.
Подготовительный этап
Для проведения урока необходимо подготовить:
-
Составить вопросы для рассмотрения обучающихся;
-
Листы ранжирования для команд;
-
Канцелярские товары;
-
Разделить класс (группу) на 2 команды.
-
Подготовить презентацию «История Интернет» (индивидуальная подготовка обучающегося).
Для проведения занятия класс заранее делится на две команды. Первая – ребята, которые пропагандируют положительные стороны сети Интернет, вторая – ребята, которые должны рассматривать стороны Интернета, несущие опасности. Среди каждой группы выделяются обучающиеся - капитаны команд. Команды могут дополнительно придумать своё название и девиз.
Подготовка к уроку осуществляется участниками заранее. Для более качественной подготовки в качестве домашнего задания раздаются вопросы для рассмотрения, это поможет ребятам более свободно работать на уроке.
Вопросы анкеты «Безопасный Интернет»
-
Как Вы считаете, соблюдаются ли в Вашем образовательном учреждении нормы работы на компьютерах? Если не соблюдаются – укажите причины.
-
Проводятся ли в Вашем образовательном учреждении исследования, направленные на выявление компьютерной зависимости? Если проводятся – знаете ли Вы их результаты.
-
Назовите самые распространенные признаки компьютерной зависимости?
-
Знаете ли, Вы, развитию каких заболеваний способствует ненормированная работа на компьютере? Назовите их.
-
Какие опасности вы видите для себя как для пользователя в Интернете? Назовите их.
-
Знаете ли Вы как правильно и без ущерба для здоровья пользоваться Интернетом?
-
Как Вы оцениваешь информацию в Интернете с точки зрения её достоверности? Вы верите всему, что написано в Интернете, что обсуждается в чатах?
-
Знакомы ли Вы с этикетом общения в чатах, форумах, при отправке сообщений по электронной почте?
-
С какой целью вы выходите в сеть Интернет?
-
Знаете ли вы правила организации поиска информации в Интернет? Назовите их.
-
Каково ваше отношение к спаму? Как против него бороться, и является ли он информационной опасностью?
-
Перечислите способы защиты информации при работе в сети Интернет.
-
Как Вы думаете, что такое «информационная безопасность»? Попробуй дать определение этому понятию.
-
Устаёте ли Вы от информации? И если да, то от какой?
-
Знаете ли вы что такое компьютерный вирус?
-
С какими признаками проявления вирусов вам приходилось сталкиваться в практике работы на ПК?
-
Какие действия вы предпримите, если заподозрите, что компьютер заражён?
-
Какие средства вы используете для предотвращения распространения компьютерных вирусов?
-
Знакомы ли вам программные средства, обеспечивающие контроль за поведением пользователя при работе за компьютером и в сети Интернет? Если да, то назовите их.
-
Сколько времени в день вы проводите в сети Интернет?
Ход урока
-
Вступительное слово учителя.
-
Выступление обучающегося с информацией «История сети Интернет».
-
Выступление учителя с информацией «Итоги межрегиональные исследования мнения школьников». Предлагает выявить сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки глобального распространения компьютерной сети.
-
Представления команд (название, девиз).
-
Вступительное слово капитана команды сторонников Интернета.
-
Вступительное слово капитана команды противников Интернета.
-
Обсуждение, работа с листами ранжирования, подведение итогов.
-
Заключительное слово учителя.
Учитель выполняет роль ведущего в споре сторон, который независимо и аргументировано будет принимать, либо отвергать приводимые доводы и следить за тем, чтобы одни и те же аргументы не повторялись в различной формулировке, и за тем, чтобы дискуссия была в цивилизованных рамках.
Участники команд готовят аргументы выдвигаемых в защиту интересов своей группы и оформляют их в письменной форме, либо в электроном виде, используя компьютер.
Капитаны команд готовят небольшую (2-4 минуты) вступительную речь, в которой в общем обосновывают тезисы своей позиции.
Одной из задач урока является выявить наиболее важные положительные и отрицательные позиции Интернета для обучающихся нашего класса. Для этого каждой команде раздается лист ранжирования.
Лист ранжирования
№ |
Название аргумента (проблемы) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Итого |
МЕСТО |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В графу «Название аргумента (проблемы)» обучающиеся вносят свои предположения, которые они вынесли перед участниками диспута. Далее происходит сравнение проблем по правилу. Сначала сравнивают 1-ю со всеми остальными, потом 2-ю со семи остальными, 3-ю со всеми остальными и т.д.
Принцип ранжирования:
-
Если одна важнее другой, то ставим 2:0, где 2 балла ставим более важной проблеме.
-
Если проблемы имеют одинаковую важность то ставим 1:1.
-
Считаем итоговые баллы по каждой проблеме и подводим итог (выносим место) какая из проблем наиболее актуальна для обучающихся нашего класса.
Таким образом, каждая группа подводит итог и находит самые важные стороны, и наиболее актуальную проблему сети для своего микросоциума.
Возможные аргументы команд:
Мы «ЗА» |
Мы «ПРОТИВ» |
Общение без границ в реальном масштабе времени. Оперативный глобальный поиск информации. Передача файловой информации без использования внешних носителей. Интернет-торговля и банковские операции. Развлечения. Возможность дистанционного образования. Дополнительные рабочие места. Системы оперативного социологического опроса. Распределённые вычисления. |
Подмена реального общения виртуальным. Ухудшение креативной способности Вред здоровью. Загруженность телефонных сетей. Распространение компьютерных вирусов. Распространение нелегальной информации. Возможность недостоверности информации. Относительная незащищенность электронных денег. Электронный спам. Вторжение в личную жизнь. Высокая стоимость услуг провайдеров. |
Итоги урока
В течение урока нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её стороны.
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Интернет представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть и относится к ней с долей разумного скептицизма.
Интернет - источники (можно предложить детям для подготовки)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
Прошу Вас обратить внимание на большое количество речевых, грамматических и пунктуационных ошибок, встречающихся на страницах конспекта и слайдах презентаций. Пожалуйста, добавьте на титульный лист конспекта урока указание на учебник, по которому ведётся обучение.
С уважением, С.А. Колодин.