В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Обобщающий урок по теме «Словообразование имён существительных»

Обобщающий урок по теме «Словообразование имён существительных»

Ольга Соколенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:5просмотров: 7317 комментариев: 1
Краткое описание
Урок представляет собой путешествие по  сказке "Новые приключения Малыша и Карлсона". На этом уроке ребята закрепляют полученные знания по теме "Словообразование имён существительных.
Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование имён существительных»;  развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор;        воспитывать  любовь  к  природе,  к  животным,  к   ближнему, интерес к предмету.
Описание
Соколенко Ольга Илларионовна; первая квалификационная категория; г. Краснодар; МБОУ СОШ № 35; Учитель русского языка и литературы; Учебник: «Русский язык» для 6 класса по программе С.И. Львовой; Продолжительность урока – 40 минут Тема:Обобщающий урок по теме «Словообразование имен существитель­ных» Цель:
  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование имён су­ществительных»;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языко­вую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор;
  • воспитывать любовь к природе, к животным, к ближнему, интерес к пред­мету.
Оборудование:картинки с изображением живот­ных, а также с изображением еды, предметов, которые будут необходимы Малышу в путешествии, плакаты с изображе­нием Ма­лыша и Карлсона. Ход урока I. Оргмомент. — Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Но­вые приклю­чения Малыша и Карлсона». Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы откроем наши туристи­ческие блокноты, запишем «число», «Классная работа». II. Работа над темой. — Эта история произошла за несколько дней до празднования Дня рожде­ния Ма­лыша. Рисунок 1 В пятницу утром Малыш получает телеграмму от Карлсона. «Прилетаю. Жди!» Карлсон. Прочитав телеграмму, Малыш стал бегать по комнатам и сооб­щать род­ным, что завтра прилетает Карлсон. Малыш попросил маму испечь самый вкусный торт, а самое глав­ное, чтобы он был ещё и большой. — Именно такой торт я хотела испечь, – сказала мама, рассматри­вая кули­нарную книгу. Раздался звонок. Малыш открыл дверь. На пороге стоял поч­тальон. В руке у него был конверт. Мужчина его протянул мальчику. Поблагодарив поч­тальона, Малыш прошёл в комнату, сел в кресло, достал из конверта лист бумаги и стал читать: «Малыш! Карлсон находится в лесу. Тебе нужно за ним прийти. Для того, чтобы попасть в лес, возьми книгу «Мир приключений», открой её на странице «Лес» и скажи два слова: «Лес, оживи». Удачи». Михайло Потапыч Малыш быстро собрал рюкзак, положив в него всё необходимое: банку варенья для Карлсона, вафельный торт, кочан капусты, курочку, корзинку, блокнот с ручкой.  Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8 От­крыв нужную страницу, сказав заветные слова, Малыш очутился в лесу.  Рисунок 9 Идёт по лесу и думает: «Как же мне пройти к избушке Михайло Пота­пыча». И тут он увидел… — Отгадайте кого? Ходит в тёплой шубке Даже в летнюю жару. Ходит в шубке, точит зубки Да дерёт с берёз кору. (Зайка)  Рисунок 10 На полянке Малыш увидел зайку. — Зайка, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча? — Выполнишь задание, которое придумал для тебя Карлсон. Я тебе подскажу. Малыш внимательно выслушал задание и приступил к нему. Мы тоже с вами выполним это задание. Образуйте при помощи суффикса по 3 слов с корнями город-, лес- однокоренные слова и запишите полученные слова. — Как называется такой способ словообразования?(Суффиксальный) город- лес- городок лесник городище лесок городишко лесочек Мы вместе с Малышом выполнили задание, и зайка подсказал ему дорожку. — Иди вот по этой тропинке. — Спасибо, зайка! Вот тебе кочан капусты, ешь на здоровье.  Рисунок 5 Шёл Малыш и заблудился. Вокруг никого. Дороги спросить не у кого. Страшно ему стало. Но Малыш не унывал. Он знал, что кто-нибудь ему по­может. И он не ошибся. Из-за кустов выползла змея и стала показывать ему дорогу. Малыш шёл за змеёй и вышел на полянку. Давайте поблагодарим змею и выполним задание: «Образуйте при помощи приставки однокоренные слова» Как называется такой способ словообразования? (Приставочный) ход-: поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход. езд-:подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд. На полянке Малыш увидел… Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто это?… (Лиса)  Рисунок 11 — Лисята, лисята, подскажите, как мне пройти к избушке Михайло По­тапыча? — Малыш, тебе необходимо выполнит задание, которое приготовил Карлсон, мы тебе подскажем. Малыш стал выполнять задание. Давайте и мы ему поможем. От указанных слов образуйте имена существительные по данным моделям. Определите способ словообразования. Под никсо ник окно труд свеча беседа одеяло курс Малыш выполнил задание, и лисята подсказали ему дорожку. — Иди вот по этой тропинке и никуда не сворачивай. — Спасибо, лисята! Вот вам курочка, кушайте на здоровье.  Рисунок 6 Пока Малыш идёт, мы немножко отдохнём. Многие имена существительные образуются путемсложения, в результате чего появляются сложные слова. Назовите виды сложения. 1. Сложение без соединительной гласной. 2. Сложение с соединительной гласной. 3. Сложение с одновременным присоединением суффикса. 4. Сложение начальных букв слов (аббревиатура). III. Продолжение работы над темой Шёл, шёл Малыш и на развилке дорог остановился. Почему мне лисята не ска­зали, куда идти дальше? Постоял. Посмотрел по сторонам. И около де­рева увидел… Любит сладкий мёд, Любит ягод аромат. Вот, какой сластёна жуткий Это бурый ... (медвежонок).
  Рисунок 12 Малыш увидел медвежонка, который собирал… Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдёт, всяк поклон подаёт. (Земляника)  Рисунок 13 Медвежонок собирал землянику. — Медвежонок, медвежонок, как пройти к избушке Михайло Пота­пыча? — А зачем тебе нужен мой дедушка? — У него находится Карлсон. — Поможешь собрать землянику, тогда провожу к избушке. Малыш стал собирать землянику. Давайте и мы поможем. Запишите сложносокращённые слова, образованные из начальных букв следующих сочетаний слов. (Упр.302) — Как называется такой способ словообразования? ( Аббревиатура) Мы Малышу помогли собрать целую корзину земляники.  Рисунок 14 Медвежонок провёл его к дедушке. Михайло Потапыч встретил Малыша:  Рисунок 15 — Малыш! Ты очень смелый мальчик и хороший друг. Не побоялся пройти через лес, чтобы выручить Карлсона. Михайло Потапыч позвал Карлсона. Малыш подбежал и обнял Карл­сона. Маль­чик хорошо знал, что поможет его другу. Достал из рюкзака банку малинового варенья и протянул Карлсону. Рисунок 3 Тот быстро съел варенье, и мотор­чик заработал. Они могли уже отправляться в путь. Но дедушка не отпустил их, не угостив своим любимым земля­ничным чаем. А Малыш достал ва­фельный торт.  Рисунок 16 После чаепития Михайло Потапыч открыл книгу «Мир при­ключений» на странице «Го­род», сказал заветные слова: «Город, оживи».  Рисунок 17 Друзья тотчас оказались дома. — С Днём рождения, Малыш! – сказал Карлсон — Спасибо, Карлсон! Я так рад, что с тобой всё в порядке. Мама принесла торт. Малыш задул свечки, зага­дав только одно жела­ние: «Чтобы они с Карлсоном ни­когда не расставались!» Отрезал себе кусо­чек торта, а большую часть торта протянул Карлсону. Малыш долго смотрел на Карлсона и думал, как хорошо, что у него есть такой весёлый друг. IV. Итог урока — Как образуются имена существительные в русском языке? (Упр.306) - А ещё мне очень хочется, чтобы у вас были такие же верные друзья, кото­рые смогут к вам прийти на выручку в любую минуту. V. Домашнее задание. Упр. 303.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Словообразование имён существительных.docx Скачать


  • Соколенко Ольга Илларионовна;

  • первая квалификационная категория;

  • г. Краснодар;

  • МБОУ СОШ № 35;

  • Учитель русского языка и литературы;

  • Учебник: «Русский язык» для 6 класса по программе С.И. Львовой;

  • Продолжительность урока – 40 минут


Тема: Обобщающий урок по теме «Словообразование имен существительных»


Цель:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование имён существительных»;

  • развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор;

  • воспитывать любовь к природе, к животным, к ближнему, интерес к предмету.


Оборудование: картинки с изображением животных, а также с изображением еды, предметов, которые будут необходимы Малышу в путешествии, плакаты с изображением Малыша и Карлсона.


Ход урока


  1. Оргмомент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Новые приключения Малыша и Карлсона».

Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы откроем наши туристические блокноты, запишем «число», «Классная работа».

  1. Работа над темой.

- Эта история произошла за несколько дней до празднования Дня рождения Малыша.











Рисунок 1

В пятницу утром Малыш получает телеграмму от Карлсона.

«Прилетаю. Жди!»

Карлсон.

Прочитав телеграмму, Малыш стал бегать по комнатам и сообщать родным, что завтра прилетает Карлсон.

Малыш попросил маму испечь самый вкусный торт, а самое главное, чтобы он был ещё и большой.

- Именно такой торт я хотела испечь, – сказала мама, рассматривая кулинарную книгу.

Раздался звонок. Малыш открыл дверь. На пороге стоял почтальон. В руке у него был конверт. Мужчина его протянул мальчику. Поблагодарив почтальона, Малыш прошёл в комнату, сел в кресло, достал из конверта лист бумаги и стал читать:

«Малыш! Карлсон находится в лесу. Тебе нужно за ним

прийти. Для того, чтобы попасть в лес, возьми книгу

«Мир приключений», открой её на странице «Лес» и скажи

два слова: «Лес, оживи». Удачи».

Михайло Потапыч

Малыш быстро собрал рюкзак, положив в него всё необходимое: банку варенья для Карлсона, вафельный торт, кочан капусты, курочку, корзинку, блокнот с ручкой.

Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6

Рисунок 7 Рисунок 8


Открыв нужную страницу, сказав заветные слова, Малыш очутился в лесу.


Рисунок 9

Идёт по лесу и думает: «Как же мне пройти к избушке Михайло Потапыча». И тут он увидел...

- Отгадайте кого?

Ходит в тёплой шубке

Даже в летнюю жару.

Ходит в шубке, точит зубки

Да дерёт с берёз кору.

(Зайка)









Рисунок 10


На полянке Малыш увидел зайку.

- Зайка, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча?

- Выполнишь задание, которое придумал для тебя Карлсон. Я тебе подскажу.

Малыш внимательно выслушал задание и приступил к нему.

Мы тоже с вами выполним это задание.

Образуйте при помощи суффикса по 3 слов с корнями город- , лес- однокоренные слова и запишите полученные слова.


- Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный)


город- лес-

городок лесник

городище лесок

городишко лесочек


Мы вместе с Малышом выполнили задание, и зайка подсказал ему дорожку.

- Иди вот по этой тропинке.

- Спасибо, зайка! Вот тебе кочан капусты, ешь на здоровье.

Рисунок 5


Шёл Малыш и заблудился. Вокруг никого. Дороги спросить не у кого. Страшно ему стало. Но Малыш не унывал. Он знал, что кто-нибудь ему поможет. И он не ошибся.

Из-за кустов выползла змея и стала показывать ему дорогу. Малыш шёл за змеёй и вышел на полянку. Давайте поблагодарим змею и выполним задание: «Образуйте при помощи приставки однокоренные слова»


- Как называется такой способ словообразования? (Приставочный)

ход-: поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход.

езд-: подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд.


На полянке Малыш увидел...


Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? ...

(Лиса)








Рисунок 11


- Лисята, лисята, подскажите, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча?

- Малыш, тебе необходимо выполнит задание, которое приготовил Карлсон, мы тебе подскажем.

Малыш стал выполнять задание. Давайте и мы ему поможем.

От указанных слов образуйте имена существительные по данным моделям. Определите способ словообразования.


Под ник со ник

окно труд

свеча беседа

одеяло курс


Малыш выполнил задание, и лисята подсказали ему дорожку.

- Иди вот по этой тропинке и никуда не сворачивай.

- Спасибо, лисята! Вот вам курочка, кушайте на здоровье.

Рисунок 6


Пока Малыш идёт, мы немножко отдохнём.


Многие имена существительные образуются путем сложения, в результате чего появляются сложные слова. Назовите виды сложения.

    1. Сложение без соединительной гласной.

    2. Сложение с соединительной гласной.

    3. Сложение с одновременным присоединением суффикса.

    4. Сложение начальных букв слов (аббревиатура).



  1. Продолжение работы над темой

Шёл, шёл Малыш и на развилке дорог остановился. Почему мне лисята не сказали, куда идти дальше? Постоял. Посмотрел по сторонам. И около дерева увидел...

Любит сладкий мёд,

Любит ягод аромат.

Вот, какой сластёна жуткий

Это бурый ... (медвежонок).

Рисунок 12

Малыш увидел медвежонка, который собирал...


Стоит Егорка

в красной ермолке,

кто не пройдёт,

всяк поклон подаёт.

(Земляника)


Рисунок 13

Медвежонок собирал землянику.

- Медвежонок, медвежонок, как пройти к избушке Михайло Потапыча?

- А зачем тебе нужен мой дедушка?

- У него находится Карлсон.

- Поможешь собрать землянику, тогда провожу к избушке.

Малыш стал собирать землянику.

Давайте и мы поможем.

Запишите сложносокращённые слова, образованные из начальных букв следующих сочетаний слов. (Упр.302)

- Как называется такой способ словообразования? ( Аббревиатура)


Мы Малышу помогли собрать целую корзину земляники.

Рисунок 14

Медвежонок провёл его к дедушке.

Михайло Потапыч встретил Малыша:

Рисунок 15


- Малыш! Ты очень смелый мальчик и хороший друг. Не побоялся пройти через лес, чтобы выручить Карлсона.

Михайло Потапыч позвал Карлсона. Малыш подбежал и обнял Карлсона. Мальчик хорошо знал, что поможет его другу. Достал из рюкзака банку малинового варенья и протянул Карлсону.

Рисунок 3

Тот быстро съел варенье, и моторчик заработал. Они могли уже отправляться в путь. Но дедушка не отпустил их, не угостив своим любимым земляничным чаем. А Малыш достал вафельный торт.




Рисунок 16


После чаепития Михайло Потапыч открыл книгу «Мир приключений» на странице «Город», сказал заветные слова: «Город, оживи».


Рисунок 17


Друзья тотчас оказались дома.

- С Днём рождения, Малыш! – сказал Карлсон

- Спасибо, Карлсон! Я так рад, что с тобой всё в порядке.

Мама принесла торт. Малыш задул свечки, загадав только одно желание: «Чтобы они с Карлсоном никогда не расставались!» Отрезал себе кусочек торта, а большую часть торта протянул Карлсону.

Малыш долго смотрел на Карлсона и думал, как хорошо, что у него есть такой весёлый друг.

  1. Итог урока

- Как образуются имена существительные в русском языке?

(Упр.306)


- А ещё мне очень хочется, чтобы у вас были такие же верные друзья, которые смогут к вам прийти на выручку в любую минуту.


  1. Домашнее задание.

Упр. 303.





Обсуждение материала
Алёна
2.09.2013 00:01
Урок замечательный и заслуживает сертификата, будет жаль если Вам его не дадут!:!:
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос