Обобщающий урок по теме «Словообразование имён существительных»
Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование имён существительных»; развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор; воспитывать любовь к природе, к животным, к ближнему, интерес к предмету.
- повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование имён существительных»;
- развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор;
- воспитывать любовь к природе, к животным, к ближнему, интерес к предмету.
Рисунок 12 Малыш увидел медвежонка, который собирал… Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдёт, всяк поклон подаёт. (Земляника) Рисунок 13 Медвежонок собирал землянику. — Медвежонок, медвежонок, как пройти к избушке Михайло Потапыча? — А зачем тебе нужен мой дедушка? — У него находится Карлсон. — Поможешь собрать землянику, тогда провожу к избушке. Малыш стал собирать землянику. Давайте и мы поможем. Запишите сложносокращённые слова, образованные из начальных букв следующих сочетаний слов. (Упр.302) — Как называется такой способ словообразования? ( Аббревиатура) Мы Малышу помогли собрать целую корзину земляники. Рисунок 14 Медвежонок провёл его к дедушке. Михайло Потапыч встретил Малыша: Рисунок 15 — Малыш! Ты очень смелый мальчик и хороший друг. Не побоялся пройти через лес, чтобы выручить Карлсона. Михайло Потапыч позвал Карлсона. Малыш подбежал и обнял Карлсона. Мальчик хорошо знал, что поможет его другу. Достал из рюкзака банку малинового варенья и протянул Карлсону. Рисунок 3 Тот быстро съел варенье, и моторчик заработал. Они могли уже отправляться в путь. Но дедушка не отпустил их, не угостив своим любимым земляничным чаем. А Малыш достал вафельный торт. Рисунок 16 После чаепития Михайло Потапыч открыл книгу «Мир приключений» на странице «Город», сказал заветные слова: «Город, оживи». Рисунок 17 Друзья тотчас оказались дома. — С Днём рождения, Малыш! – сказал Карлсон — Спасибо, Карлсон! Я так рад, что с тобой всё в порядке. Мама принесла торт. Малыш задул свечки, загадав только одно желание: «Чтобы они с Карлсоном никогда не расставались!» Отрезал себе кусочек торта, а большую часть торта протянул Карлсону. Малыш долго смотрел на Карлсона и думал, как хорошо, что у него есть такой весёлый друг. IV. Итог урока — Как образуются имена существительные в русском языке? (Упр.306) - А ещё мне очень хочется, чтобы у вас были такие же верные друзья, которые смогут к вам прийти на выручку в любую минуту. V. Домашнее задание. Упр. 303.
-
первая квалификационная категория;
-
г. Краснодар;
-
МБОУ СОШ № 35;
-
Учитель русского языка и литературы;
-
Учебник: «Русский язык» для 6 класса по программе С.И. Львовой;
-
Продолжительность урока – 40 минут
Тема: Обобщающий урок по теме «Словообразование имен существительных»
Цель:
-
повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование имён существительных»;
-
развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор;
-
воспитывать любовь к природе, к животным, к ближнему, интерес к предмету.
Оборудование: картинки с изображением животных, а также с изображением еды, предметов, которые будут необходимы Малышу в путешествии, плакаты с изображением Малыша и Карлсона.
Ход урока
-
Оргмомент.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Новые приключения Малыша и Карлсона».
Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы откроем наши туристические блокноты, запишем «число», «Классная работа».
-
Работа над темой.
- Эта история произошла за несколько дней до празднования Дня рождения Малыша.
Рисунок 1
В пятницу утром Малыш получает телеграмму от Карлсона.
«Прилетаю. Жди!»
Карлсон.
Прочитав телеграмму, Малыш стал бегать по комнатам и сообщать родным, что завтра прилетает Карлсон.
Малыш попросил маму испечь самый вкусный торт, а самое главное, чтобы он был ещё и большой.
- Именно такой торт я хотела испечь, – сказала мама, рассматривая кулинарную книгу.
Раздался звонок. Малыш открыл дверь. На пороге стоял почтальон. В руке у него был конверт. Мужчина его протянул мальчику. Поблагодарив почтальона, Малыш прошёл в комнату, сел в кресло, достал из конверта лист бумаги и стал читать:
«Малыш! Карлсон находится в лесу. Тебе нужно за ним
прийти. Для того, чтобы попасть в лес, возьми книгу
«Мир приключений», открой её на странице «Лес» и скажи
два слова: «Лес, оживи». Удачи».
Михайло Потапыч
Малыш быстро собрал рюкзак, положив в него всё необходимое: банку варенья для Карлсона, вафельный торт, кочан капусты, курочку, корзинку, блокнот с ручкой.
Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7 Рисунок 8
Открыв нужную страницу, сказав заветные слова, Малыш очутился в лесу.
Рисунок 9
Идёт по лесу и думает: «Как же мне пройти к избушке Михайло Потапыча». И тут он увидел...
- Отгадайте кого?
Ходит в тёплой шубке
Даже в летнюю жару.
Ходит в шубке, точит зубки
Да дерёт с берёз кору.
(Зайка)
Рисунок 10
На полянке Малыш увидел зайку.
- Зайка, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча?
- Выполнишь задание, которое придумал для тебя Карлсон. Я тебе подскажу.
Малыш внимательно выслушал задание и приступил к нему.
Мы тоже с вами выполним это задание.
Образуйте при помощи суффикса по 3 слов с корнями город- , лес- однокоренные слова и запишите полученные слова.
- Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный)
город- лес-
городок лесник
городище лесок
городишко лесочек
Мы вместе с Малышом выполнили задание, и зайка подсказал ему дорожку.
- Иди вот по этой тропинке.
- Спасибо, зайка! Вот тебе кочан капусты, ешь на здоровье.
Рисунок 5
Шёл Малыш и заблудился. Вокруг никого. Дороги спросить не у кого. Страшно ему стало. Но Малыш не унывал. Он знал, что кто-нибудь ему поможет. И он не ошибся.
Из-за кустов выползла змея и стала показывать ему дорогу. Малыш шёл за змеёй и вышел на полянку. Давайте поблагодарим змею и выполним задание: «Образуйте при помощи приставки однокоренные слова»
- Как называется такой способ словообразования? (Приставочный)
ход-: поход, вход, выход, сход, заход, восход, переход, обход, приход.
езд-: подъезд, съезд, въезд, объезд, выезд, переезд, поезд, наезд.
На полянке Малыш увидел...
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? ...
(Лиса)
Рисунок 11
- Лисята, лисята, подскажите, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча?
- Малыш, тебе необходимо выполнит задание, которое приготовил Карлсон, мы тебе подскажем.
Малыш стал выполнять задание. Давайте и мы ему поможем.
От указанных слов образуйте имена существительные по данным моделям. Определите способ словообразования.
Под ник со ник
окно труд
свеча беседа
одеяло курс
Малыш выполнил задание, и лисята подсказали ему дорожку.
- Иди вот по этой тропинке и никуда не сворачивай.
- Спасибо, лисята! Вот вам курочка, кушайте на здоровье.
Рисунок 6
Пока Малыш идёт, мы немножко отдохнём.
Многие имена существительные образуются путем сложения, в результате чего появляются сложные слова. Назовите виды сложения.
-
Сложение без соединительной гласной.
-
Сложение с соединительной гласной.
-
Сложение с одновременным присоединением суффикса.
-
Сложение начальных букв слов (аббревиатура).
-
Продолжение работы над темой
Шёл, шёл Малыш и на развилке дорог остановился. Почему мне лисята не сказали, куда идти дальше? Постоял. Посмотрел по сторонам. И около дерева увидел...
Любит сладкий мёд,
Любит ягод аромат.
Вот, какой сластёна жуткий
Это бурый ... (медвежонок).
Рисунок 12
Малыш увидел медвежонка, который собирал...
Стоит Егорка
в красной ермолке,
кто не пройдёт,
всяк поклон подаёт.
(Земляника)
Рисунок 13
Медвежонок собирал землянику.
- Медвежонок, медвежонок, как пройти к избушке Михайло Потапыча?
- А зачем тебе нужен мой дедушка?
- У него находится Карлсон.
- Поможешь собрать землянику, тогда провожу к избушке.
Малыш стал собирать землянику.
Давайте и мы поможем.
Запишите сложносокращённые слова, образованные из начальных букв следующих сочетаний слов. (Упр.302)
- Как называется такой способ словообразования? ( Аббревиатура)
Мы Малышу помогли собрать целую корзину земляники.
Рисунок 14
Медвежонок провёл его к дедушке.
Михайло Потапыч встретил Малыша:
Рисунок 15
- Малыш! Ты очень смелый мальчик и хороший друг. Не побоялся пройти через лес, чтобы выручить Карлсона.
Михайло Потапыч позвал Карлсона. Малыш подбежал и обнял Карлсона. Мальчик хорошо знал, что поможет его другу. Достал из рюкзака банку малинового варенья и протянул Карлсону.
Рисунок 3
Тот быстро съел варенье, и моторчик заработал. Они могли уже отправляться в путь. Но дедушка не отпустил их, не угостив своим любимым земляничным чаем. А Малыш достал вафельный торт.
Рисунок 16
После чаепития Михайло Потапыч открыл книгу «Мир приключений» на странице «Город», сказал заветные слова: «Город, оживи».
Рисунок 17
Друзья тотчас оказались дома.
- С Днём рождения, Малыш! – сказал Карлсон
- Спасибо, Карлсон! Я так рад, что с тобой всё в порядке.
Мама принесла торт. Малыш задул свечки, загадав только одно желание: «Чтобы они с Карлсоном никогда не расставались!» Отрезал себе кусочек торта, а большую часть торта протянул Карлсону.
Малыш долго смотрел на Карлсона и думал, как хорошо, что у него есть такой весёлый друг.
-
Итог урока
- Как образуются имена существительные в русском языке?
(Упр.306)
- А ещё мне очень хочется, чтобы у вас были такие же верные друзья, которые смогут к вам прийти на выручку в любую минуту.
-
Домашнее задание.
Упр. 303.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»