Программа дистанционного обучения «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
• Совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, расширение кругозора школьников.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №1 р.п.Тумботино Павловского района Нижегородской области
Программа дистанционного обучения
«Теория и практика подготовки к ЕГЭ
по русскому языку»
Срок реализации 2 года
(для учащихся 10-11 класса)
Автор-составитель: учитель русского языка
и литературы высшей категории
Мисюрева Людмила Викторовна
|
2012 г.
-
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа дистанционного обучения «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» имеет социально-педагогическую направленность.
Она рассчитана на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня, а также на детей с ограниченными возможностями, не имеющих возможности посещать учебное заведение.
Актуальность программы
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. Не секрет, что время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Недостаточное количество времени для подготовки к экзамену в рамках классно- урочной системы делает необходимым поиск новых эффективных внеклассных форм подготовки к итоговой аттестации учащихся. Одной из таких форм, по нашему мнению, может явиться дистанционное обучение.
Актуальность данной проблемы побудила к разработке проекта дистанционного обучения по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Под дистанционным обучением понимается совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
В настоящее время современные информационные технологии дают неограниченные возможности решения проблемы дистанционного обучения, так как возможны хранение, обработка и доставка информации на любое расстояние, любого объема и содержания.
Цели и задачи изучения курса
Цели:
-
Разработка единой комплексно-модульной системы курса дистанционного обучения по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, характеризующейся проблемностью изложения материала и способствующей формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
-
Совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, расширение кругозора школьников.
Задачи:
образовательные:
-
обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
-
обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
-
повысить уровень грамотности учащихся;
-
углубленно изучить отдельные темы курса.
развивающие:
-
совершенствовать навыки анализа текстов различных стилей;
-
развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
-
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
-
развивать навыки логического мышления;
-
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
-
формировать культуру общения в виртуальном пространстве;
-
научить учеников выражать личностную позицию в сочинении-рассуждении, соблюдая нравственно-этические нормы;
-
воспитывать самостоятельность в работе.
Новизна программы
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 – 11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.
В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Теоретический материал представлен в форме таблиц, презентаций, алгоритмов.
Данная программа дистанционного обучения предназначена как для учащихся общеобразовательных школ, техникумов, так и для детей с ограниченными возможностями, стремящимися подготовиться к итоговой аттестации самостоятельно, так как она обладает такими особенностями, как:
-
Гибкость. Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. Модульность. В основу программы ДО по русскому языку закладывается модульный принцип. По желанию, обучающийся может начать изучать любой модуль.
3. Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной учебой деятельности с подготовкой к ЕГЭ
4. Дальнодействие. Расстояние, от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи), не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Основной целью дистанционного курса «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку» является подготовка учащихся 10-11 классов к успешной сдаче экзамена (в форме ЕГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
Недостаточное количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах, приводит к тому, что большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как, чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.
Помочь в этом может данный дистанционный курс, который призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Уделяется внимание самоподготовке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся и опирается на материал, изложенный в любом УМК для учащихся 9-11 класса.
Курс рассчитан на два учебных года.
В основе курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
– орфоэпия;
– лексика;
– фонетика;
– морфемика и словообразование;
– орфография и морфология;
– синтаксис;
– пунктуация;
– языковые нормы.
Выпускники также учатся анализировать текст, определять проблематику заданного текста, создавать текст-рассуждение.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении, учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы, характерные для дистанционного обучения:
-
коммуникативно-деятельностный (онлайн-общение с преподавателем, консультации по наиболее трудным темам программы, выполнение практических и контрольных заданий, самостоятельная работа);
-
личностно ориентированный (обучение строится на основе принципов индивидуализации и дифференциации)
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
-
Повторение теоретического материала, предложенное учителем в форме таблиц, презентаций, схем, алгоритмов.
-
Выполнение практических и контрольных работ.
-
Общение с учителем при помощи обратной связи (электронной почты), при помощи веб-камеры.
-
Онлайн-консультации с преподавателем по наиболее трудным темам (в установленные сроки).
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты, а также материалы, размещённые на сайте «Грамотей»:
Структура курса дистанционного обучения является модульной, чтобы обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня обученности.
Программа курса включает в себя два модуля:
-
Подготовка к выполнению частей А и В ЕГЭ.
-
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ.
По своему желанию, ученики могут приступить сразу к изучению модуля II (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ), сообщив об этом руководителю курса во входной анкете. Материал, необходимый для занятий, размещён на сайте: «Грамотей»
http://gramotney.narod.ru/ в разделах: «Виртуальный репетитор» и «Дистанционное обучение»
Результаты изучения курса
-
Личностные:
-
Понимание роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-
усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
-
Метапредметные:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
-
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
Предметные:
Раздел «Фонетика» и «Орфоэпия»
-
знание основные орфоэпических норм произношения слов;
-
умение находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Раздел «Словообразование»
-
знать систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов, как связано строение слова и его написание;
-
научиться опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных, определять способы образования слов;
-
находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства;
Раздел: «Лексика и фразеология»
-
знать об основных понятиях лексикологии и фразеологии, основных способах объяснения лексического значения слова;
-
различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
-
соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
-
соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
-
находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
-
определять прямое и переносное значение слова;
-
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Раздел «Морфология»
-
Знать принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи, основные морфологические нормы;
-
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
-
различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
-
находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Раздел «Синтаксис и пунктуация»
-
знать, что изучает синтаксис и пунктуация, основные признаки словосочетания и предложения;
-
виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
-
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
-
основные пунктуационные нормы;
-
основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
-
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
-
уметь устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
-
определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
-
пользоваться синтаксическими синонимами;
-
находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Раздел «Орфография»
-
знать, основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
-
уметь применять орфографические правила на письме;
-
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
-
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Работа с текстом части С:
-
знать нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические;
-
критерии оценивания части С;
-
уметь работать над сочинением по исходному тексту с учётом критериев оценки задания блока С;
-
оценивать свою работу по предложенным критериям;
-
овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса старшеклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля знаний учащихся является выполнение тестовых заданий, тренингов по орфографии и пунктуации. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы отсылаются по форме обратной связи на проверку).
Критерий оценки
Ученики могут выбирать задания любого уровня сложности.
Работа учащихся оценивается следующим образом:
зачет
незачет.
В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).
Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Заня-тия |
Количество часов |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
1. |
Модуль 1 1 |
Подготовка к выполнению частей А и В ЕГЭ. Занятие 1 Знакомство с содержанием курса «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку». Нормы ударения и произношения Трудности современного русского произношения и ударения Практическое занятие Пробное тестирование |
2-3. |
2 |
Занятие 2. Фонетика. Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке Практическое занятие. Фонетико-графические упражнения и тесты |
4-5 |
2 |
Занятие 3. Лексика. Фразеология. Основные синтаксические категории и единицы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы Омонимы Практическое занятие. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания. |
6-7 |
2 |
Занятие 4 Употребление паронимов и омонимов. Словарь паронимов. Виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Роль паронимов в речи. Тестовая работа |
8-9 |
2 |
Занятие 5. Лексические нормы. Трудности современной русской фразеологии. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Происхождение фразеологизмов: исконно русские, старославянские, заимствованные. Лексическое значение фразеологизмов. Крылатые выражения. Тренировочные упражнения по теме «Лексические нормы современного литературного языка». |
10-11. |
2 |
Занятие 6. Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Выразительные средства фонетики и словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии, грамматики Тестовые задания. |
12. |
1 |
Занятие 7. Стили речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Особенности построения текста-рассуждения. |
13 |
1 |
Занятие 8. Морфемика и словообразование. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Контрольная работа |
14-15. |
2 |
Занятие 9. Орфография и пунктуация. Орфография как система правил правописания. Правописание корней. Группы корней с чередованием. Правописание приставок. Деление приставок на группы. Трудности современной русской орфографии. Упражнения и тестовые задания. |
16 |
1 |
Занятие 10. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах различных частей речи. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа |
17. |
1 |
Занятие 11. Слитные, дефисные и раздельные написания. Система правил данного раздела правописания. Тестовая работа Трудности современной русской орфографии. |
18-19. |
2 |
Занятие 12. Синтаксис и культура речи. Практическое занятие: Словосочетание. Синтаксические нормы. Трудности грамматического управления в современном русском языке Тестовая работа |
20. |
1 |
Занятие 14. Предложение. Грамматическая основа предложения Грамматические нормы. Тестовая работа |
21. |
1 |
Ззанятие 15. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа |
22. |
1 |
Занятие 16. Знаки препинания в сложносочинённом предложении Тестовая работа |
23. |
1 |
Занятие 17. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практическая работа по замене сложноподчинённого предложения простым предложением с причастным оборотом. |
24. |
1 |
Занятие 18. Синтаксический анализ сложного предложения. Тестовая работа |
25. |
1 |
Занятие 19. Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа |
26. |
1 |
Занятие 20. Сложные предложения с разными видами связи Контрольное тестирование. |
27-28 |
Модуль II 2 |
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части с ЕГЭ Занятие 21. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Способы аргументации в сочинении части С ЕГЭ. Занятие 22. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста (часть С). Тестовая работа |
29. |
1 |
Занятие 23. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Извлечение информации из различных источников. Критерии оценивания сочинения-рассуждения части С ЕГЭ. Тестовая работа |
30. |
1 |
Занятие 24. Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения (часть С) Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
31. |
1 |
Занятие 25 Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. |
32-33 |
2 |
Занятие 26 . Анализ актуальных проблем современности. Распределение текстов по проблемам. Определение проблематики данного текста. |
34-35 |
2 |
Занятие 27. Подбор текстов определённой проблематики из художественной литературы. Зачётная работа. Создание текста-рассуждения. Итоговая тестовая работа в формате ЕГЭ |
-
Содержание программы
Модуль I.
Введение.Знакомство с содержанием курса «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку».
Основные нормы современного литературного произношения. Орфоэпия как наука.Нормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения.
Современные орфоэпические нормы. Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке
Практическое занятие. Фонетико-графические упражнения и тесты.
Лексика.Фразеология. Основные синтаксические категории и единицы.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы Омонимы
Практическое занятие. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания.
Употребление паронимов и омонимов. Употребление паронимов и омонимов.
Словарь паронимов.
Виды омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Роль паронимов в речи..
Лексические нормы. Трудности современной русской фразеологии.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.
Происхождение фразеологизмов: исконно русские, старославянские, заимствованные. Лексическое значение фразеологизмов. Крылатые выражения.
Тренировочные упражнения по теме «Лексические нормы современного литературного языка».
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Выразительные средства фонетики и словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии, грамматики.
Стили речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Типы речи. Особенности построения текста-рассуждения.
Морфемика и словообразование. Основные способы словообразования. Морфемный анализ слова. Словообразовательный анализ слова.
Орфография и пунктуация. Орфография как система правил правописания.
Правописание корней. Группы корней с чередованием.
Правописание приставок. Деление приставок на группы.
Трудности современной русской орфографии.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах различных частей речи.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Система правил данного раздела правописания. Трудности современной русской орфографии.
Синтаксис и культура речи.
Словосочетание.
Синтаксические нормы. Трудности грамматического управления в современном русском языке
Предложение. Грамматическая основа предложения
Грамматические нормы.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синонимика простых предложений с причастным оборотом и сложноподчинённых предложений.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи
Модуль II.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части с ЕГЭ
Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста.
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции
Способы аргументации в сочинении части С ЕГЭ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста (часть С).
. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Извлечение информации из различных источников.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения части С ЕГЭ.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения (часть С)
Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
Анализ актуальных проблем современности.
Распределение текстов по проблемам. Определение проблематики данного текста.
Подбор текстов определённой проблематики из художественной литературы.
Зачётная работа. Создание текста-рассуждения.
-
Литература для учащихся:
-
И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
-
Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
-
Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
-
О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
-
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
-
Н.А.Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ-2010.– Ростов н/Д: Легион, 2009.
-
Е.А.Влодавская. Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ. - М.: Экзамен, 2007.
-
Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
Словари и справочная литература
-
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.,2006.
-
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001
-
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991
-
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2002.
-
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.,2003.
-
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2002.
-
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2006.
-
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1987.
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005.
-
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.
-
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 2002.
-
Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 2006.
-
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 2006.
Литература для учителя
-
Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.
-
Е.А. Влодавская. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. - М.: Экзамен, 2007.Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 1997.
-
Г.Т.Егораева. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
-
Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2010.
-
О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2010.
-
Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2010. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
-
Н.А.Сенина Русский язык ЕГЭ – 2010. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2009.
-
Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.
-
Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть с): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
-
Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011.
-
Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.
-
И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2010-2011 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2010.
-
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2010.
-
Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2010.
-
Русский язык и культура речи: Учебник.для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003
для учащихся, желающих заниматься на дистанционных курсах
«Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
№ п/с |
Вопросы анкеты |
Ответы |
1. |
Фамилия, имя, отчество |
|
2. |
Место учёбы |
|
3. |
Класс |
|
4. |
Наиболее трудные для Вас вопросы орфографии и пунктуации. |
|
5. |
Что бы Вы хотели ещё включить в программу дистанционного курса |
|
6. |
Отметьте, задания какого модуля программы вы желаете выполнять:
|
|
7. |
Адрес Вашей электронной почты |
|
- Вебинар «Пальчиковая живопись как нетрадиционная изобразительная техника в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Вебинар «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов»
- Вебинар «Использование игрового массажа и самомассажа как оздоровительного мероприятия для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм»