В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа кружка «Моя Родина-Россия» художественно-эстетической направленности

Рабочая программа кружка «Моя Родина-Россия» художественно-эстетической направленности

Ирина Шаталова
Тип материала: Программа
просмотров: 7962
Краткое описание
Изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой, создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей,  воспитание патриотизма у младших школьников.
Описание
Рабочая программа кружка «Моя Родина-Россия» художественно-эстетической направленности (разработана на основе модифицированной образовательной программы объединения дополнительного образования «Моя Родина-Россия»). Раздел 1 Пояснительная записка Рабочая программа объединения дополнительного образования «Моя Родина-Россия» второго года обучения, художественно-эстетической направленности разработана на основе модифицированной образовательной программы объединения дополнительного образования «Моя Родина-Россия». Программа рассчитана на 68ч. из расчета 2ч. В неделю(34 учебные недели) В основе занятий — целевая установка на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей страны. Затрагиваются вопросы символики нашего края, изучение родословной, фольклора. Объектом изучения служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей Белгородской землёй. Курс вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.
Для развития художественно-эстетического восприятия, каждый учащийся должен знать культурное прошлое своей Родины.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего.
 Цели: является изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой, создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей, воспитание патриотизма у младших школьников.
 Осуществление целей происходит в процессе решения следующих познавательных задач:  -знакомство с творчество писателей и поэтов Белгородской области, с талантливыми людьми родного края -знакомство с произведениями русской литературы; произведениями авторов, чье творчество связано с Белгородской областью; творчеством земляков-литераторов по следующим темам: устное народное творчество, древнерусская литература, лабиринты судьбы, где раскрываются связь великих русских классиков с родным краем; тема исторической памяти, где берутся во внимание произведения, охватывающие исторический период с середины 30-х годов, события Великой отечественной войны; тема детства и прославления красот родной природы, характерная для большинства местных поэтов и прозаиков; в рамках данного курса нельзя обойти связь архитектуры, живописи и литературы, которые рассматриваются в теме «перекличка искусств». -установление связей между историческими событиями и их описанием в вышеуказанных произведениях; -знакомство с памятниками истории и культуры, памятниками природы; -способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
— формирование гражданской позиции, формирование гражданского самосознания у младших школьников, чувства гордости за достижения своих земляков;

и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
чувства ответственности за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
— приобщение младших школьников к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества, народа; — создание условий для реализации склонностей и способностей учащихся с учётом их интересов, потребностей; -создание комплексного, всеобщего, непрерывного патриотического воспитания на основе сохранения и приумножения культурного наследия; -возрождение традиционных нравственных ценностей; -формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Задачи:
  • приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы,;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
-развитие мышления, речи школьников; -расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность; -формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочной литературой. Структура содержания программы Программа предусматривает изучение литературного краеведения как предмета дополнительного образования учащимися 8-10 лет. Курс рассчитан на два года. Структура программы, представляющая собой концентрическую систему, предполагает изучение литературных произведений в хронологической последовательности: от произведений устного народного творчества до творчества современников по вышеуказанным темам. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения и литературоведения. На протяжении изучения всей программы предусмотрена работа по теории и истории литературы, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках литературы В соответствии с целями программы большая его часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы; как экскурсии, посещение литературных мест края, конкурсы, викторины, конференции, диспуты, семинары, работа над проектами. Раздел 2. Требования к уровню подготовки Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения программы: знание литературных мест края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения; умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой; — умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме. Идея программы: воспитание гражданина, патриота практическими делами, поступками, отношением к окружающему миру, природе в постоянно меняющейся социокультурной среде. Ожидаемые результаты программы · Сплочение детей, родителей, педагогов в единый коллектив, через проведение различных совместных мероприятий; ·Создание памятных альбомов; ·Повышение мотивации учащихся к проведению общественно-полезных дел; ·Повышение интереса у учащихся к мероприятиям и желания участвовать в них; · Пополнение багажа знаний учащихся в области истории Отечества, малой Родины; · Проведение в конце года совместной конференции (дети, родители, учителя) по итогам работы программы. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
 -принцип гуманизации
-личностно-ориентированный подход
-научность
-доступность
-дифференцированность
-практическая направленность
-креативность
Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), спорта.


Раздел № 3 Учебный план. Названия раздела Количество часов 1 год обучения 2 год обучения 1 Введение. Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»
2 2 2 Литература и краеведение
2 3 Русская земля-святыня русских людей.Быт и нравы Древней Руси. Живопись Древней Руси.
8 2 4 Возвращение к началу. Устное народное творчество.
2 2 5 Слово, что питает души человеческие»
2 2 6 Лабиринты судеб.
2 2 7 Земля белгородская и литературный процесс
8 8 Певецы земли Белгородской
16 10 9 Путешествие по «Золотому кольцу Белогорья»
2 2 10 Народные праздники, обряды, традиции
2 2 11 Мы отстояли это право — жить
2 2 12 Белгородцы -герои войны
2 2 13 Родословие
4 22 14 Все мы родом из детства
2 15 Город, в котором мы живем
4 16 Рождение города
2 17 Люди города
2 18 Улицы Белгорода
2 19 Природа Белгородской области
4 20 Расцветай наш край
2 21 Перекличка искусств
8 22 «Малая моя Родина»
8 Итого:
70ч 68ч
Раздел № 4 Учебно-тематический план
1-год обучения Тема Количество часов Всего Теория Практика 1 Введение 2 2 2 Русская земля – святыня русских людей. Быт и нравы Древней Руси. 2 2 3 «Живопись Древней Руси» (фрески и иконопись) 2 2 4 Крещение Руси. Значение Русской Православной церкви. Православные праздники и посты. 1 1 5 Монастыри как центры духовной культуры. 1 1 6 Священные русские города: Киев — священный город Киевской Руси и России. Новгород — священный город Древней Руси и России. Москва — священный город Московии и России. Санкт-Петербург — священный город России. Города «Золотого кольца России».
2 2 7 Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ — РОДНАЯ БЕЛГОРОДЧИНА!. Викторина: «Что я знаю о своем крае?»
2 2 8 Возвращение к началу. Устное народное творчество. Семейная память. 2 2 9 «Слово, что питает души человеческие» Древнерусская литература. 2 2 10 Лабиринты судеб. Великие русские классики 2 2 11 «Певец земли Белгородской» Писатель Олег Кириллов 2 2 12  «Властелин читательских сердец». Белгородский писатель Юрий Макаров.Книга «Семейка» 2 2 13 Белгородский писатель В.Шаповалов — участник Великой Отечественной войны, книгоиздатель, главный редактор журнала писателей Белгородчины «Звонница». Книги «Старый букварь», «Дедушкины вечера», «Танюшкино солнышко». 2 2 14 Знакомство с творчеством писателя В.Черкесовым – ответственного за выпуск газеты для детей «Большая переменка», обозреватель газеты «Смена», автор 12 книг, редактор-составитель «Антологии современной литературы Белгородчины» и руководитель Центра развития детского литературного творчества. 2 2 15 Б. Осыков.Знакомство с книгами писателя «Белогорье», «Синие дали», «Вдали, за Северским Донцом», «Родное Белогорье». 2 2 16 Писатель Е. Дубравный: «Анютины встречи», «Птицеслов», «Египетские этюды», «Аленкины удивленки». 2 2 17 Белгородский писатель Вячеслав Колесник. Книга «Юность генерала Ватутина» 2 2 18 Путешествие по «Золотому кольцу Белогорья» (районы Белгородской области) 2 2 19 «Народные праздники, обряды, традиции» 2 2 20 «Мы отстояли это право — жить» Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края. 2 2 21 «Белгородцы -герои войны»
Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы- герои войны», «Военная история моей семьи».

2 1 1 22 «Родословие»
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времён в истории родного города.

4 2 2 23 «Все мы родом из детства» Тема детства в творчестве поэтов. 2 2 24 «Город, в котором мы живём»
Обогатить современное понятие «город» историко-культурным и экологическим содержанием. Познакомить учащихся с происхождением названия города Белгорода.
Дать общие представления о микрорайоне школы, научить выбирать безопасный путь в школу и из школы домой.


4 4 25 «Рождение города»
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Познакомить учащихся с музеем истории города Белгорода. Дать представление об официальной версии рождения города, о гербе города.


2 2 26 «Люди города»
Познакомить с именами знаменитых земляков, с именами которых были связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.


2 2 27 «Улицы Белгорода»
Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию; установить связь с названием улицы. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях города.


2 2 28 «Природа Белгородской области»
Познакомить с географическим положением Белгорода.
Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края; Красная книга Белгородской обл., знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных; познакомиться с садово-парковой культурой города; учиться видеть прекрасное в окружающем мире и стремиться к сохранению природных богатств родного края.


4 4 29 «Расцветай наш край». Родная природа в творчестве поэтов. 2 2 30 Перекличка искусств. Памятники архитектуры, живописи и литература. 2 2 31 Чтение по ролям. Заучивание наизусть 2 2 32 Инсценировка стихотворений 2 2 33 Конкурс патриотической песни, конкурс чтецов 2 2 Всего: 70 ч.

2-год обучения Тема Количество часов Всего Теория Практика 1
Введение Техника безопасности на занятиях. 2 2 2
Литература и краеведение. 2 2 3
Русская земля – святыня русских людей. Быт и нравы Древней Руси .«Живопись Древней Руси» 2 2 4
Возвращение к началу. Устное народное творчество. Семейная память. 2 2 5
«Слово, что питает души человеческие» Древнерусская литература. 2 2 6
Лабиринты судеб. Великие русские классики 2 2 7
«Земля белгородская и литературный процесс» 2 2 8
Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ — РОДНАЯ БЕЛГОРОДЧИНА! 2 2 9
Имена поэтов и писателей на карте нашего края
2 2 10
Творчество поэтов-земляков
2 2 11
«Певецы земли Белгородской»Писатель Олег Кириллов, Юрий Макаров, В. Шаповалов, В. Черкесов 2 2 12
Писатели белгородчины:Б. Осыков, Е. Дубравный, В. Колесник и др.исатели белгородчины: 2 2 13
Творчество писателя О.Кирилова. 2 2 14
Стихи и рассказы В.Брагина Книгав «Солнышко в росинке» 2 2 15
БЕЛОВ Виктор Иванович (поэзия, проза) 2 2 16
Путешествие по «Золотому кольцу Белогорья» (районы Белгородской области) 2 2 17
«Народные праздники, обряды, традиции» 2 2 18
«Мы отстояли это право — жить» Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.
2 2 19
«Белгородцы -герои войны»
Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы- герои войны», «Военная история моей семьи».
2 2 20
«Родословие»Наука генеалогия

2 2 21
Имя твое
2 2 22
Фамилия – флаг семьи
2 2 23
Моя семья. Семейные традиции.
2 2 24
Семейные гербы
2 2 25
Летопись семьи
2 22лая моя Родина 2 26
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи –история моего народа»
2 2 27
Фамилия – флаг семьи
2 2 28
Моя семья. Семейные традиции.
2 2 29
Семейные гербы
2 2 30
Летопись семьи
2 2 31
«Малая моя Родина» Моя школа — мой дом.одина
2 2 32
Учителя нашей школы. Учителя-ветераны
2 2 33
Чтение по ролям. Заучивание наизусть 2 2 34
Инсценировка стихотворений 2 2 Всего: 68 ч. 52ч 16ч
Раздел № 5 Содержание программы Тема N1. Введение. 2ч.
Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»

Тема N2 Литература и краеведение 2ч.

Тема N3.Русская земля-святыня русских людей.2ч.
Быт и нравы Древней Руси.
Живопись Древней Руси.

Тема N4. Возвращение к началу.
Устное народное творчество. 2ч.
Традиционная поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой.
Былина как жанр русского фольклора.
 Различия фольклора и литературы.
Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце».
Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца
Прототип Ильи Муромца.
Фольклор и семейная память (индивидуальная работа с учащимися)
Сбор и оформление материалов по следующим темам:
 «Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии».

Тема N5. «Слово, что питает души человеческие» 2ч. Древнерусская литература.
Труд летописца Лаврентия.
Слова Серапиона Владимирского.
Чтение отдельных фрагментов летописи.
 Пишу летопись родного края (Оформление альбома)

Тема №6.Лабиринты судеб. 2ч. Великие русские классики и Белгородский край.
 Пушкинским маршрутом.
 Работа по составлению родословной А.С.Пушкина.
 Великие родичи (М.Ю.Лермонтов)
 Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край
Тема №7. « Земля белгородская и литературный процесс» 8ч.
Сердцу милая сторона — МОЙ КРАЙ — РОДНАЯ БЕЛГОРОДЧИНА! Имена поэтов и писателей на карте нашего края
Творчество поэтов-земляков

Тема №8. «Певецы земли Белгородской» 10ч.

Писатель Олег Кириллов, Юрий Макаров, В. Шаповалов, В. Черкесов Творчество писателя О.Кирилова. Стихи и рассказы В.Брагина Книгав «Солнышко в росинке» БЕЛОВ Виктор Иванович (поэзия, проза)
Тема №9. Путешествие по «Золотому кольцу Белогорья»2 ч.  (районы Белгородской области)
Тема №10. «Народные праздники, обряды, традиции» 2ч.

Тема №11. «Мы отстояли это право — жить»2ч.

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.

Тема №12.«Белгородцы -герои войны» 2ч.
Познакомить с историей города в годы Великой Отечественной войны и вкладом наших земляков в победу над врагом; провести исследовательскую работу по теме: «Выпускники нашей школы- герои войны», «Военная история моей семьи».


Тема №13. «Родословие» 24ч.

Наука генеалогия

Имя твое
Фамилия – флаг семьи
Моя семья. Семейные традиции.
Семейные гербы
Летопись семьи
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи –история моего народа»
Фамилия – флаг семьи
Моя семья. Семейные традиции.
Семейные гербы
Летопись семьи
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи –история моего народа»
Тема №14.«Малая моя Родина» 10ч.
Моя школа — мой дом.одина
Учителя нашей школы. Учителя-ветераны
Чтение по ролям. Заучивание наизусть Инсценировка стихотворений Конкурс патриотической песни. конкурс чтецов

Раздел 6. Литература
1. Белгородская энциклопедия. — Белгород. обл. тип., 2000. — 464 с.
2. Гончаренко Ю. И. Ратная доблесть белгородцев. — Белгород., Истоки,1995 — 396 с.
3. Дятченко Л. Озарённый первым салютом. — М., Сов. Россия, 1985.— 165 с.
4. Крупенков А. Н. Судьба декабриста. — Белгород., Квант, 1994.— 210 с.
5. Крупенков А. Н. Холковские пещеры. Путеводитель по подземному монастырю и его окрестностям. — Белгород., Квант,199.1— 31 с.
6. Мелентьев Р. И. Городок провинциальный. Записки старожила. — Старый Оскол., Провинциальный город, 2005. — 78 с.
7. Михалёв В. В. Стихотворения. — Белгород, Крестьянское дело, 1998. — 264 с.
8. Никулов А. П. Старый Оскол. Историческое исследование Оскольского края. — Курск, ГУИПП «Курск «1997 — 576 с., ил. 16 с.
9. Осыков Б. И. Белгородский алфавит. Краткий краеведческий справочник. -Воронеж., Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1990. — 208 с.
10. Осыков Б. И. Музыкант. Путешественник. Поэт. Педагог. 1890 — 1990. К 100-летию со дня рождения В. Я. Ерошенко. — Белгород, Везелица, 1989. — 48 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос