Великая победа, давшая право на жизнь.
способствовать развитию личностно-смыслового отношения к войне, создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной культуры;
воспитывать интерес к истории своего Отечества, малой родине, чувство патриотизма;
Совершенствование умений работать с дополнительной литературой.
Задача урока: наоснове повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину основных моментов ВОВ.
Цели:
формирование знаний о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
способствовать развитию личностно-смыслового отношения к войне, создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной культуры;
воспитывать интерес к истории своего Отечества, малой родине, чувство патриотизма;
Совершенствование умений работать с дополнительной литературой.
Оборудование:
видеофильмы,
карта,
раздаточный материал
Формы деятельности:групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности:самостоятельная работа, элементы творчества, игровые моменты.
Методы и приемы
обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метапредметные связи,
взаимообучение, ситуация успеха, контроль и самоконтроль
Ход урока
1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.
- Год 1941… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
(фото выпускной, первые минуты войны)
— Июнь… Клонится к вечеру закат, И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя.
22 июня 1941 года во всех школах страны проходили выпускные вечера. Девушки в белых платьях, бережно поддерживаемые юношами, кружились в вальсе.
ВАЛЬС.
Жизнь текла спокойно
Беды никто не ждал,
Выпускники достойно
Свой продолжали балл.
Июньским утром рано
Услышала страна
Страшное известие: «Объявлена война». (видеофрагмент)
— Именно эти слова услышали мирные жители по радио. Днём, 22 июня, юноши и девушки собрались у военкомата. Каждый рвался на фронт бить немецких захватчиков. Считали, что война будет быстрой, примерно2-3 месяца. Поэтому каждый хотел успеть повоевать.
Звучит песня « Священная война» (продолжение видеофрагмента)
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала,
Казалось – кто знал,
Что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
К моменту вторжения на территорию нашей страны Германию уже завоевала 11 ведущих стран Европы, и теперь пришло время решить основную задачу, которую Адольф Гитлер решил предельно просто – захватить варварским путем одну из самых могучих держав мира – нашу страну. Вместо договора 1939 года о ненападении между Германией и Советским Союзом — план Барбаросса, предусматривающий молниеносный разгром Красной Армии. В 4 часа утра 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Началась самая жестокая, самая кровавая война в истории нашей Родины. Она продлится 1418 дней, и унесет более 20 миллионов человеческих жизней.
— Ребята, мы с вами в рамах месячника патриотического воспитания, очень много говорили о войне. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Задание № 1
— Возьмите листы красного цвета, и галочкой отметьте, что вы знаете о Великой Отечественной войне.
- В 1939 году началась Вторая мировая война.
- План взятия Советского Союза немцы называли “Барбаросса”.
- 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз.
- Командовать войсками был назначен Георгий Константинович Жуков.
- Сталинградская битва 17 июля 1942 — 2 февраля 1943
- Почти 900 дней продолжалась блокада Ленинграда
- Пятьдесят дней продолжалась Курская битва.
- 5 августа 1943 год освобождение Белгорода
- 7 августа 1943 года освобождение Борисовки
- 9 мая 1945 года Днем Победы.
родился 17 ноября 1912 году на тихой зелёной улице Подорожки в нашем поселке. После окончания 7-летней школы работал слесарем в совхозе. В 1933 году молодой Анатолий был призван в ряды Красной армии. Он навсегда связал свою судьбу с войной, так как был уверен в том, что главная профессия на земле — защищать Родину. В 1938 году окончил Харьковское пограничное кавалерийское училище. В конце 1942 года его призвали на фронт, где он был назначен командиром действующего отряда. Долгий путь прошёл он. Особенно Анатолий Михайлович
Рудой отличился при переходе Днепра.
А.
М. Рудому был дан приказ вплавь переправиться через реку и вступить в бой. Завязалась ожесточённая схватка. За этот подвиг
Рудой был представлен к званию Героя
Советского
Союза.
А через несколько дней, 14 ноября 1943 года, в очередном бою, защищая Родину, он погиб, всего 3 дня не дожив до своего 31-летия.
— Вторая группа нам расскажет о своем прадеде, участнике ВОВ. — Ребята, а что же вы знаете об участии нашего села в ВОВ? 13 сентября 1941 года вражеские войска заняли Борисовку. Немецкие войска врывались в дома жителей, отбирали хлеб, сало, яйца и другие продукты. На заборах были вывешены приказы – за хранение оружия – расстрел, за неподчинение немецким властям – расстрел, за покушение на немецкого солдата – расстрел 10 человек.
В 2 часа ночи 7 августа советские войска со всех сторон атаковали Борисовку. Гитлеровцы пытались выбраться из окружения, но их везде встречал мощный огонь. Ошеломленные внезапной атакой, немцы а панике бежали. Так был освобожден наш поселок.
— Жители нашего поселка свято чтут помять о тех, кто погиб, защищая наш край от немецко-фашистских захватчиков. На нашей Борисовкой земле отдал свою жизнь летчик, майор Митрофан Михайлович Ушаков. А как это было, нам расскажет третья группа. В один из дней над Борисовкой появилась группа наших истребителей. Немцы встретили их сильным огнем. Один из самолетов вспыхнул и пошел вниз. Из горящего самолета успел выпрыгнуть на парашюте летчик. Горящий самолет врезался в землю на усадьбе Борисовской тракторной станции (нынешняя территория школы), где находилось немецкое расположение. Сюда, во двор, прямо в гущу немцев, нес парашют и пилота. Со всех сторон сбежались немцы, пытаясь живым схватить летчика, но он начал отстреливаться, но бежать было некуда, и летчик прыгнул в попавшийся на пути подвал. «Рус, сдавайс» — орали сверху немцы. В ответ неслись выстрелы. А потом все смолкло. Никто из врагов не решился лезть в подвал, хотя оттуда больше не стреляли. Немцы привели сюда местного жителя и заставили спуститься вниз, где он и увидел мертвого советского офицера. В руке он сжимал пистолет. Не допуская мысль о сдаче в плен, расстреляв все патроны, советский летчик последнюю пулю пустил в себя. В настоящий момент останки летчика, майора М.М. Ушакова покоятся в братской могиле на центральной площади поселка, названной его именем. Его имя носит и одна из улиц Борисовки. — Четвертая группа исследовала жизненный путь главнокомандующего Советской армией Георгия Константиновича Жукова Георгий Константинович Жуков родился 1896 года. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. На войне с самого ее начала – с 1939 года. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск.
С августа 1942 заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 принял капитуляцию фашистской Германии.
Задание № 3 Неслучайные даты
— Ребята, возьмите листики зеленого цвета, перед вами даты.
Подумайте, и определите, о чем они говорят? Какие события произошли в этот день и год? Соедините стрелками.
22 июня 1941г. — нападение Германии на СССР
17 июля 1942 — 2 февраля 1943 — Сталинградская битва
5 июля по 23 августа 1943 года – Курская битва
5 августа 1943 год освобождение Белгорода
7 августа 1943 года освобождение Борисовки
27 января 1944 г снятие блокады Ленинграда
9 мая 1945г. — День победы
Задание № 4
— На голубых листочках заметкио переломных битвах с врагом. Вы читаете текст, определяете, к какому сражению относится данная заметка. Кратко рассказывают друг другу о роли сражения.
1-я группа – Сталинградская битва
Ни одно из сражений минувшего столетия не сравнится с битвой под _________. В исторических исследованиях начало сражения относят к июлю 1942 года, когда гитлеровские войска вышли к Дону. Кульминацией событий является зимнее наступление советских войск, которое закончилось в 2 февраля 1943-го разгромом немецкой армии. В промежутке между этими двумя датами – борьба с предельным напряжением сил, ресурсов, огромными потерями.
___________ имел важное военно-стратегическое значение, это крупный транспортный узел, центр военной промышленности. Взятие города, носящего имя Сталина имело громадное значение как для СССР, так и для гитлеровской Германии. 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке __________________. За один день противник совершил более 2000 вылетов самолетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.
В морозном феврале 1943-го была принята капитуляция фашистских войск во главе с самим фельдмаршалом Паульсом. Это был первый случай, когда немецкий полководец такого ранга сдал в плен почти триста тысяч человек.
Сам Гитлер признавал, что после _________ о победе Германии в войне путем наступления можно не вспоминать.
2-я группа – Курская битва___________ битва — одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., в которой Советская Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. В 50-дневной ___________ битве было разгромлено до 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых. 12 июля на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. Это поле стало третьим ратным полем России.
Поражение на _________ дуге стало для Германии катастрофой. Германия летом 1943 г. оказалась в той же ситуации, что и СССР в 1941 г., — в ходе одного сражения потеряла основную часть армии. Лишившись сразу всей армии, Германия перешла к обороне, а территория большей части СССР была сравнительно быстро освобождена Советской армией уже к концу 1943 г.
Победа в _________________ битве завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны. 3-я группа – Блокада Ленинграда
Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город ______________ оказался окружен немцами. Гитлер сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. Со страшной неумолимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. От голода во время __________ погибли 642 тыс. человек. 24 января 1944 г. было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята _________________. В городе к этому времени остались в живых 560 тыс. жителей — в 5 раз меньше, чем в начале блокады. 4-я группа – битва за Борисовку
13 сентября 1941 года вражеские войска заняли ______________. Немецкие войска врывались в дома жителей, отбирали хлеб, сало, яйца и другие продукты. На заборах были вывешены приказы – за хранение оружия – расстрел, за неподчинение немецким властям – расстрел, за покушение на немецкого солдата – расстрел 10 человек.
В 2 часа ночи 7 августа 1943 года советские войска со всех сторон атаковали немцев. Гитлеровцы пытались выбраться из окружения, но их везде встречал мощный огонь. Ошеломленные внезапной атакой, немцы в панике бежали. Так был освобожден _______________________.
Задание №5
— У вас на столах лежат по три иллюстраций, отражающих суть периодов ВОВ. Соотнесите данные иллюстрации с событиями. Объясните, что изображено на иллюстрации, и по каким действиям вы определили принадлежность именно к этому периоду войны.Блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва.Задание №6
— Вам необходимо правильно соотнести понятия.
А.М. Рудой Герой Советского Союза. Родился в п. Борисовка Г. К. Жуков Маршал Советского Союза Дорога жизни транспортная магистраль через Ладожское озеро Капитуляция прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств. блокадаокружение войск противника Третье ратное поле Прохоровское поле (Курская битва)
Задание № 7 Великие полководцы — Ребята, а вы знаете, что свои героев надо знать в лицо. Вот и мы с вами сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете тех, кто подарил нам мирную жизнь. — И.В.Сталин; маршал Г.К.Жуков, А.М. Рудой, Ушаков. Творческая работа.
— В нашем поселке есть памятник воинам, павшим в бою за Борисовку — Вечный Огонь.
Над могилой, в тихом парке Расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит, Тут солдат советский спит. Мы склонились низко-низко У подножья обелиска, Наш венок расцвёл на нём Жарким, пламенным огнём. Мир солдаты защищали, Жизнь за нас они отдали. Сохраним в сердцах своих Память светлую о них! Изготовление Вечного огня — На ваших столах лежат листики красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней.
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье,
Помните!
Итог урока.
– Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей.
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту. В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства. 9 Мая — великая дата!
Кто знает, что было б тогда
В сорок пятом.
Когда бы и прадеды наши и деды
Для нас не добыли великой Победы!
Домашнее задание.
— Перед наступлением обычно наступало затишье, кто-то в землянке, в окопе, но всем не до сна, вспоминали о родных.
-Как они там? Ждут ли от меня весточку?
Дома попробуйте написать письмо с фронта.
Подумайте, к кому обращались солдаты? О чём писали? Представьте себя на месте тех солдат.
Письма во время войны складывались треугольником (показать)
"Великая Победа, давшая право на жизнь"
Задача урока: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами воссоздать картину основных моментов ВОВ.
Цели:
-
формирование знаний о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
-
способствовать развитию личностно-смыслового отношения к войне, создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной культуры;
-
воспитывать интерес к истории своего Отечества, малой родине, чувство патриотизма;
-
Совершенствование умений работать с дополнительной литературой.
Оборудование:
-
видеофильмы,
-
карта,
-
раздаточный материал
Формы деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности: самостоятельная работа, элементы творчества, игровые моменты.
Методы и приемы
-
обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метапредметные связи,
-
взаимообучение, ситуация успеха, контроль и самоконтроль
Ход урока
1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.
- Год 1941... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
(фото выпускной, первые минуты войны)
- Июнь... Клонится к вечеру закат, И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя.
22 июня 1941 года во всех школах страны проходили выпускные вечера. Девушки в белых платьях, бережно поддерживаемые юношами, кружились в вальсе.
ВАЛЬС.
Жизнь текла спокойно
Беды никто не ждал,
Выпускники достойно
Свой продолжали балл.
Июньским утром рано
Услышала страна
Страшное известие: «Объявлена война». (видеофрагмент)
- Именно эти слова услышали мирные жители по радио. Днём, 22 июня, юноши и девушки собрались у военкомата. Каждый рвался на фронт бить немецких захватчиков. Считали, что война будет быстрой, примерно2-3 месяца. Поэтому каждый хотел успеть повоевать.
Звучит песня « Священная война» (продолжение видеофрагмента)
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала,
Казалось – кто знал,
Что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
К моменту вторжения на территорию нашей страны Германию уже завоевала 11 ведущих стран Европы, и теперь пришло время решить основную задачу, которую Адольф Гитлер решил предельно просто – захватить варварским путем одну из самых могучих держав мира – нашу страну. Вместо договора 1939 года о ненападении между Германией и Советским Союзом - план Барбаросса, предусматривающий молниеносный разгром Красной Армии. В 4 часа утра 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Началась самая жестокая, самая кровавая война в истории нашей Родины. Она продлится 1418 дней, и унесет более 20 миллионов человеческих жизней.
- Ребята, мы с вами в рамах месячника патриотического воспитания, очень много говорили о войне. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками- исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне.
Задание № 1
- Возьмите листы красного цвета, и галочкой отметьте, что вы знаете о Великой Отечественной войне.
-
В 1939 году началась Вторая мировая война.
-
План взятия Советского Союза немцы называли “Барбаросса”.
-
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз.
-
Командовать войсками был назначен Георгий Константинович Жуков.
-
Почти 900 дней продолжалась блокада Ленинграда
-
Пятьдесят дней продолжалась Курская битва.
-
5 августа 1943 год освобождение Белгорода
-
7 августа 1943 года освобождение Борисовки
-
9 мая 1945 года Днем Победы.
- Что осталось неотмеченным? Молодцы!
Задание № 2
ВОВ не обошла не одну семью, не одно даже маленькое село. Война пришла в каждый дом, во все семьи страны, в том числе и семьи жителей нашего поселка.
Группам было дано задание: собрать информацию о людях, совершивших значимые подвиги времен ВОВ, в том числе, и в нашей Борисовке.
- Первая группа собирала информацию о человеке, в честь которого названа наша школа. Кто это?
Рудой Анатолий Михайлович - родился 17 ноября 1912 году на тихой зелёной улице Подорожки в нашем поселке. После окончания 7-летней школы работал слесарем в совхозе. В 1933 году молодой Анатолий был призван в ряды Красной армии. Он навсегда связал свою судьбу с войной, так как был уверен в том, что главная профессия на земле - защищать Родину. В 1938 году окончил Харьковское пограничное кавалерийское училище. В конце 1942 года его призвали на фронт, где он был назначен командиром действующего отряда. Долгий путь прошёл он. Особенно Анатолий Михайлович Рудой отличился при переходе Днепра. А. М. Рудому был дан приказ вплавь переправиться через реку и вступить в бой. Завязалась ожесточённая схватка. За этот подвиг Рудой был представлен к званию Героя Советского Союза. А через несколько дней, 14 ноября 1943 года, в очередном бою, защищая Родину, он погиб, всего 3 дня не дожив до своего 31-летия.
- Вторая группа нам расскажет о своем прадеде, участнике ВОВ.
- Ребята, а что же вы знаете об участии нашего села в ВОВ?
13 сентября 1941 года вражеские войска заняли Борисовку. Немецкие войска врывались в дома жителей, отбирали хлеб, сало, яйца и другие продукты. На заборах были вывешены приказы – за хранение оружия – расстрел, за неподчинение немецким властям – расстрел, за покушение на немецкого солдата – расстрел 10 человек.
В 2 часа ночи 7 августа советские войска со всех сторон атаковали Борисовку. Гитлеровцы пытались выбраться из окружения, но их везде встречал мощный огонь. Ошеломленные внезапной атакой, немцы а панике бежали. Так был освобожден наш поселок.
- Жители нашего поселка свято чтут помять о тех, кто погиб, защищая наш край от немецко-фашистских захватчиков. На нашей Борисовкой земле отдал свою жизнь летчик, майор Митрофан Михайлович Ушаков. А как это было, нам расскажет третья группа.
В один из дней над Борисовкой появилась группа наших истребителей. Немцы встретили их сильным огнем. Один из самолетов вспыхнул и пошел вниз. Из горящего самолета успел выпрыгнуть на парашюте летчик. Горящий самолет врезался в землю на усадьбе Борисовской тракторной станции (нынешняя территория школы), где находилось немецкое расположение. Сюда, во двор, прямо в гущу немцев, нес парашют и пилота. Со всех сторон сбежались немцы, пытаясь живым схватить летчика, но он начал отстреливаться, но бежать было некуда, и летчик прыгнул в попавшийся на пути подвал. «Рус, сдавайс» - орали сверху немцы. В ответ неслись выстрелы. А потом все смолкло. Никто из врагов не решился лезть в подвал, хотя оттуда больше не стреляли. Немцы привели сюда местного жителя и заставили спуститься вниз, где он и увидел мертвого советского офицера. В руке он сжимал пистолет. Не допуская мысль о сдаче в плен, расстреляв все патроны, советский летчик последнюю пулю пустил в себя. В настоящий момент останки летчика, майора М.М. Ушакова покоятся в братской могиле на центральной площади поселка, названной его именем. Его имя носит и одна из улиц Борисовки.
- Четвертая группа исследовала жизненный путь главнокомандующего Советской армией Георгия Константиновича Жукова
Георгий
Константинович Жуков родился
1896 года. Маршал Советского Союза,
четырежды Герой Советского Союза. На
войне с самого ее начала – с 1939 года. В
Великую Отечественную войну проявил
себя как талантливый полководец,
сыгравший важнейшую роль в разгроме
немецко-фашистских войск.
С августа
1942 заместитель наркома обороны СССР и
заместитель Верховного Главнокомандующего.
От имени Верховного Главнокомандования
8 мая 1945 принял капитуляцию фашистской
Германии.
Задание
№ 3 Неслучайные даты
- Ребята, возьмите листики зеленого цвета, перед вами даты.
Подумайте, и определите, о чем они говорят? Какие события произошли в этот день и год? Соедините стрелками.
22
июня 1941г. - нападение Германии на СССР
17
июля 1942 — 2 февраля 1943 - Сталинградская
битва
5
июля по 23 августа 1943 года – Курская
битва
5
августа 1943 год освобождение Белгорода
7 августа 1943 года освобождение Борисовки
27 января 1944 г снятие блокады Ленинграда
9
мая 1945г. - День победы
Задание № 4
- На голубых листочках заметки о переломных битвах с врагом. Вы читаете текст, определяете, к какому сражению относится данная заметка. Кратко рассказывают друг другу о роли сражения.
1-я группа – Сталинградская битва
Ни одно из сражений минувшего
столетия не сравнится с битвой под
_________. В исторических исследованиях
начало сражения относят к июлю 1942 года,
когда гитлеровские войска вышли к Дону.
Кульминацией событий является зимнее
наступление советских войск, которое
закончилось в 2 февраля 1943-го разгромом
немецкой армии. В промежутке между этими
двумя датами – борьба с предельным
напряжением сил, ресурсов, огромными
потерями.
___________ имел важное военно-стратегическое значение, это крупный транспортный узел, центр военной промышленности. Взятие города, носящего имя Сталина имело громадное значение как для СССР, так и для гитлеровской Германии.
23 августа
1942 года немецкие самолеты подвергли
варварской бомбардировке __________________.
За один день противник совершил более
2000 вылетов самолетов. Город был превращен
в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных
жителей. Горели не только здания, горели
земля и Волга, поскольку были разрушены
резервуары с нефтью. На улицах от пожаров
стояла такая жара, что возгоралась
одежда на людях, бежавших в укрытия.
В
морозном феврале 1943-го была принята
капитуляция фашистских войск во главе
с самим фельдмаршалом Паульсом. Это был
первый случай, когда немецкий полководец
такого ранга сдал в плен почти триста
тысяч человек.
Сам Гитлер признавал,
что после _________ о победе Германии в войне
путем наступления можно не вспоминать.
2-я группа – Курская битва
___________ битва — одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., в которой Советская Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках.
В 50-дневной ___________ битве было разгромлено до 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых.
12 июля на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. Это поле стало третьим ратным полем России.
Поражение на _________ дуге стало для Германии катастрофой. Германия летом 1943 г. оказалась в той же ситуации, что и СССР в 1941 г., — в ходе одного сражения потеряла основную часть армии. Лишившись сразу всей армии, Германия перешла к обороне, а территория большей части СССР была сравнительно быстро освобождена Советской армией уже к концу 1943 г.
Победа в _________________ битве завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны.
3-я группа – Блокада Ленинграда
Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город ______________ оказался окружен немцами. Гитлер сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город.
Со страшной неумолимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки.
От голода во время __________ погибли 642 тыс. человек.
24 января 1944 г. было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята _________________.
В городе к этому времени остались в живых 560 тыс. жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
4-я группа – битва за Борисовку
13 сентября 1941 года вражеские войска заняли ______________. Немецкие войска врывались в дома жителей, отбирали хлеб, сало, яйца и другие продукты. На заборах были вывешены приказы – за хранение оружия – расстрел, за неподчинение немецким властям – расстрел, за покушение на немецкого солдата – расстрел 10 человек.
В 2 часа ночи 7 августа 1943 года советские войска со всех сторон атаковали немцев. Гитлеровцы пытались выбраться из окружения, но их везде встречал мощный огонь. Ошеломленные внезапной атакой, немцы в панике бежали. Так был освобожден _______________________.
Задание №5
- У вас на столах лежат по три иллюстраций, отражающих суть периодов ВОВ. Соотнесите данные иллюстрации с событиями. Объясните, что изображено на иллюстрации, и по каким действиям вы определили принадлежность именно к этому периоду войны.
Блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва.
Задание №6
- Вам необходимо правильно соотнести понятия.
А.М. Рудой Герой Советского Союза. Родился в п. Борисовка
Г. К. Жуков Маршал Советского Союза
Дорога жизни транспортная магистраль через Ладожское озеро
Капитуляция прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых
сил одного из воюющих государств.
блокада окружение войск противника
Третье ратное поле Прохоровское поле (Курская битва)
Задание № 7 Великие полководцы
- Ребята, а вы знаете, что свои героев надо знать в лицо. Вот и мы с вами сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете тех, кто подарил нам мирную жизнь.
- И.В.Сталин; маршал Г.К.Жуков, А.М. Рудой, Ушаков.
Творческая работа.
- В нашем поселке есть памятник воинам, павшим в бою за Борисовку - Вечный Огонь.
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Изготовление Вечного огня
- На ваших столах лежат листики красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней.
Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье,
Помните!
Итог урока.
– Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей.
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.
9 Мая - великая дата!
Кто знает, что было б тогда
В сорок пятом.
Когда бы и прадеды наши и деды
Для нас не добыли великой Победы!
Домашнее задание.
- Перед наступлением обычно наступало затишье, кто-то в землянке, в окопе, но всем не до сна, вспоминали о родных.
-Как они там? Ждут ли от меня весточку?
Дома попробуйте написать письмо с фронта.
Подумайте, к кому обращались солдаты? О чём писали? Представьте себя на месте тех солдат.
Письма во время войны складывались треугольником (показать)
Чирков Николай Кузьмич
30 ноября 1939 года прадедушка Чирков Николай Кузьмич участвовал в боях белофинской войны. Под городом Рованиэли финны открыли сильный огонь. Пришлось окапываться.
Мороз был – 50 градусов, снег в лесистой местности 1,5 – 2 метра. Получил сильное обморожение ступней ног, хотели ампутировать, но отправили в госпиталь, в Ленинград, спасли.
В июле 1941 года фельдшером саперной роты минирования и разминирования в составе 222 саперного батальона Архангельской области воевал на Корельском фронте. За эти бои получил в 1942 году медаль «За боевые заслуги». Дивизии присвоили звание «23 гвардейская стрелковая».
В июне 1943 года перебросили на северо-западный фронт в Старую Руссу. Участвовали в боях за город Дно. Потом в составе 2 Прибалтийского фронта участвовал в боях за станцию Антелла. Был ранен. Участвовал в наступлении на Ригу, освобождал ее. 13 октября 1944 года за эти бои и за участие в формировании реки Даугавы был награжден орденом «Красной Звезды».
Потом под Варшавой на реке Висле участвовал в боях и дальше в освобождении Польши. 17 января 1945 год получил второй орден «Красной Звезды» за бои в Польше.
Участвовал в форсировании реки Одер. Была мощная 30 минутная артиллерийская подготовка. Было произведено 1,5 миллионов выстрелов, использовали 2,5 тысячи вагонов снарядов, 140 прожектеров осветили оборону немцев.
17 апреля 1945 года участвовал в боях за Зилавские высоты. Дальше двигались по Германии к Рейхстагу. Участвовал в наступлении на Рейхстаг, который был взят 2 мая 1945года. Дивизия получила звание Берлинская. Награжден 3 орденом «Красной Звезды».
После до июня 1946 года служил в городе Магдебурге. Знамя дивизии сохраняется в Москве, участвует в параде Победы.
Сейчас мне 95 лет.
Мороз Степан Григорьевич
Родился 1919 года. Ушел на фронт в 1943 году. С войны вернулся в 1945 году. На фронте получил контузию и ранение, инвалид 2 группы. Награжден Орденом Славы 3 степени и другими медалями.
Зозуля Владимир Иванович
Родился в 1926 году. В 1943 году, когда исполнилось 17 лет – пошел на фронт по зову сердца. Принял присягу, приняли в ВЛКСМ. Началась армейская жизнь, учеба солдатская. В 1944 году формировалась часть с отправкой на фронт. Деда определили в расчет станкового пулемета «максим» подносчиком патронов в коробках, лентах.
В Карелии готовили плоты для форсирования реки Свирь, это горная река. На противоположной стороне реки был противник, которого огнем оружия выбивали и преследовали. Сопротивление противник практически уже прекратил.
Потом деда определили во второй белорусский фронт.
Прослужил 7 лет 7 месяцев. После войны служил на территории Германии.
Солдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.
Как солдаты на параде мы шагаем ряд, за рядом
Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим, тише, тише, тише,
Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО