Реформы Александра II
Основные понятия: временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.
Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
— Что мы знаем о личности Александра II ( учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
— Что мы хотели бы узнать о Александре II? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII?
Сообщение о личности Александра II
— Что мы узнали нового о Александре II? ( учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
— Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
— Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация.
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
<metricconverter productid=«1859 г» w:st=«on»>1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева…
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
— Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
— Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными.
Плата за землю называлась – выкупными платежами. Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками. В некоторых краях возникали беспорядки ( село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.
2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст ( параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» ( оформить в таблицу).
1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».
Название реформы (год) | содержание | значение |
Земская реформа (1864год) | Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д. | Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные. |
Городская реформа (1870 год) | Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги). | Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом. |
Военная реформа (1874 год) | Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам | Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа. |
Судебная реформа (1864 год) | Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов) | Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды. |
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год) | 1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления решались на советах, избирали ректора. 1864 году принят школьный устав. Вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные науки и иностранные языки, готовили к поступлению в университет. В реальных училищах предпочтение отдавалось точным наукам, для поступления в высшие технические заведения. Широко развивалось начальное школьное образование для крестьян. | Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения. |
3.Рефлексия. Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн ( синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».
Урок истории 10 класс (профильный).
Тема: « Реформы Александра II».
Учитель истории: Щербинина Елена Владимировна.
Цель урока: 1. Образовательная: - Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы,
- Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.
2. Развивающаяся: Способствовать повышению уровня развития личности, через информационные ( работа с таблицей, умение отбирать материал, резюмировать, составлять сообщения, таблицы) и коммуникативные компетенции (отвечать на проблемные вопросы).
3. Воспитательная: Содействовать развитию ценностного отношения к Отечественной истории, формированию чувства патриотизма.
Тип урока: Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.
Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.
Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
- Что мы знаем о личности Александра II ( учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
- Что мы хотели бы узнать о Александре II? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII?
Сообщение о личности Александра II
- Что мы узнали нового о Александре II? ( учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
- Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
- Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация.
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева..
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
- Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
- Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными.
Плата за землю называлась – выкупными платежами. Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками. В некоторых краях возникали беспорядки ( село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.
2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст ( параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» ( оформить в таблицу).
1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».
Название реформы (год) |
содержание |
значение |
Земская реформа (1864год) |
Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д. |
Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные. |
Городская реформа (1870 год) |
Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги). |
Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом. |
Военная реформа (1874 год) |
Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам |
Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа. |
Судебная реформа (1864 год) |
Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов) |
Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды. |
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год) |
1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления решались на советах, избирали ректора. 1864 году принят школьный устав. Вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные науки и иностранные языки, готовили к поступлению в университет. В реальных училищах предпочтение отдавалось точным наукам, для поступления в высшие технические заведения. Широко развивалось начальное школьное образование для крестьян. |
Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения. |
3.Рефлексия. Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн ( синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «План противодействия коррупции: цели, задачи, наполнение»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»