В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Тематический контроль "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"

Тематический контроль "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"

Марина Запорожцева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 7226
Краткое описание
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Работу по развитию фонематического восприятия необходимо начинать с самого раннего возраста.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Карта анализа наглядной информации для родителей по развитию фонематического восприятия.docx Скачать

D:\Рабочий стол\НА УЧМЕТ\uchmet_120_60.gif


Карта анализа наглядной информации для родителей по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа

Срок исполнения:

Возрастная группа (воспитатели)

Наглядная информация

Папки - передвижки

Помощь группе

Совместные мероприятия

Фотовыставки

I младшая группа «Капелька»












Первая II младшая группа

«Ромашка»












Вторая II младшая группа

«Яблочко»












I средняя группа «Ягодка»












II средняя группа «Смешарики»












I старшая группа «Звездочка»
















II старшая группа «Конфетка»












Подготовительная группа «Солнышко»
















Вывод:

Рекомендации:









Старший воспитатель Запорожцева М.В._________________


Карта обследования уровня РФВ у детей младшего дошкольного возраста.docx Скачать

D:\Рабочий стол\НА УЧМЕТ\uchmet_120_60.gif


Карта обследования уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа

у детей младшего дошкольного возраста.

Дата проведения___________

Группа____________________

Ф.И.О. воспитателя____________________


Ф.И.О. ребенка

Различение неречевых звуков

Различение изолированных звуков

Игра «Кто как голос подает?»

Игра

«Доскажи словечко»

Игра «Расскажи потешку или стихотворение»










Всего


Инструкция: давай поиграем в игру «Чуткое ушко».

Послушай внимательно и скажи, что ты слышишь?

1.звон погремушки;

2. стук предметов (мяч, карандаш, ложка)

Инструкция: сейчас я покажу тебе картинку, а ты споешь мне:

  • как ветер шумит;

  • как еж фыркает;

  • как паровоз гудит;

  • как тигр рычит;

  • как самолет летит;

  • как девочка плачет;

  • как водичка поет;

  • как комарик пищит;

  • как жук жужжит;

  • как лошадка ржет.

Инструкция: сейчас я покажу тебе картинки, а ты мне скажешь:

  • как говорит лягушка;

  • как говорит собака;

  • как говорит корова;

  • как говорит кошка

Инструкция: давай поиграем в игру «Доскажи словечко».

  • гусь гогочет, а ворона…

  • кошка мяукает, а утка…

  • корова мычит, а поросенок…

  • лошадка ржет, а мышка;

  • комар звенит, а пчелка…

Игра проводится с использованием наглядности (картинка бычка, игрушка лошадки)

1 балл- правильный ответ; 0,5 балла- правильный ответ при стимулирующей помощи; 0 баллов - невыполнение


Высший балл

2 балла

10 баллов

4 балла

5 баллов

1 балл










































































Карта обследования уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.doc Скачать


Карта обследования уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа

у детей старшего дошкольного возраста.

Дата проведения___________

Группа____________________

Ф.И.О. воспитателя____________________

  1. Дифференциация фонем, слогов.

Ф.И.О. ребенка

Различение неречевых звуков

Дифференциация фонем

Дифференциация фонем

Дифференциация слов


Инструкция: давай поиграем в игру «Чуткое ушко».

Послушай внимательно и скажи, что ты слышишь?

1.переливание воды;

2.звон погремушки.

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук

1.А в ряду звуков (А,У,О,М,С,О);


2.О в ряду звуков (А,У,О,М,С,О);

3.слог СО в ряду слогов (СО,СА,ШО,СИ,ЗО,ЖО,СО,МО)

Инструкция: послушай и скажи, какой одинаковый звук слышится в чистоговорке:

1.МУ-МУ-МУ, молока кому?

2.КО-КО-КО, не ходите далеко;

3.ДУ-ДУ-ДУ, сидит дятел на дубу.

Инструкция: внимательно послушай говорящего попугая Кешу и повтори за ним:

1.АУОИ; 4.ТА-ДА-ТА

2.МА-МЯ; 5.ПА-БА ПА-БА

3.ВЫ-ВИ-ВЫ; 6. КОТ-КИТ-ТОК

1бал. – правильный ответ; 0,25 бал. – ошибки при стимулирующей помощи, самокоррекция;

0,5 бал. – правильный ответ при стимулирующей помощи; 0 бал.- невыполнение

Высший балл

2 балла

3 балла

3 балла

6 баллов




















































  1. Дифференциация слов.

Ф.И.О. ребенка

Дифференциация слов


Инструкция: рассмотри внимательно картинки животных, отбери лишь те, в названиях которых есть звук С (песенка насоса). Слова: слон, собака, коза, заяц, корова, лошадь.

Инструкция: подари солнышку картинки, в названиях которых есть звук С (песенка насоса), а затем – со звуком З (песенка комарика). Слова: замок, самолёт, слон, зонт, собака, заяц.

Инструкция: подумай и назови слова, в которых живут песенки насоса (звук С), змеи (звук Ш), самолёта (звук Л), собачки (звук Р)

Нарушенные у ребёнка звуки не предлагать.

1бал. – правильный ответ; 0,5 бал. – самокоррекция, правильный ответ при помощи; 0,25 бал. – ошибки при стимулирующей помощи; 0 бал.- не справился с заданием

Высший балл

1 балл

1 балл

1 балл










































  1. Анализ звукового состава слова.

Ф.И.О. ребенка

Анализ звукового состава слова

Всего



Инструкция: послушай слова и выдели 1-й звук в этих словах:

  1. аист

  2. утка

  3. бочка

  4. слон

Инструкция: послушай слова и выдели последний звук в этих словах:

  1. кот

  2. поднос

  3. шары

  4. колесо

Инструкция: послушай слово,

посчитай, сколько звуков в слове:

  1. кот

  2. жук

  3. луна

1бал. – правильный ответ; 0,5 бал. – самокоррекция, правильный ответ при помощи; 0,25 бал. – ошибки при стимулирующей помощи; 0 бал.- не справился с заданием.

Высший балл

4 балла

4 балла

3 балла























































Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.docx Скачать

D:\Рабочий стол\НА УЧМЕТ\uchmet_120_60.gif


Карта проверки плана воспитательно – образовательной работы

Группа__________________________

п/п

Направления воспитательно – образовательной работы

Оценка (уровень)

1.

Общие вопросы


1.1.

Эстетика оформления


1.2.

Общие вопросы (режимы, сетка занятий)


2.

Планирование НОД


2.1.

Программное содержание: включение в планирование задач по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа


2.2.

Соответствие поставленных задач речевым возможностям детей в соответствии с возрастными нормативами речевого развития


2.3.

Методы активизации речи детей на занятиях: вопросы, наглядность, дидактические материалы


2.4.

Использование приемов по развитию фонематического восприятия


3.

Планирование работы вне НОД


3.1.

Физкультурно – оздоровительная работа


3.1.1.

Утренняя гимнастика: включение упражнений на формирование общих речевых навыков детей (дыхательные, голосовые упражнения, упражнения на нормализацию мышечного тонуса, координацию движений, самоконтроль)


3.1.2.

Подвижные игры и упражнения на развитие фонематического восприятия


3.1.3.

Гимнастика после сна: включение артикуляционных упражнений на развитие фонематического восприятия.


3.2.

Игра.


3.2.1.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия: наличие, доступность, разнообразие, эстетичность.


3.3.

Развитие речи


3.3.1.

Утренние беседы с детьми


3.3.2.

Чтение художественной литературы


3.3.3.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми (по развитию фонематического восприятия)


3.4.

Работа по развитию мелкой моторики


3.5.

Планирование прогулки


3.5.1.

Организация двигательной активности детей на прогулке (включение упражнений на развитие фонематического восприятия)


3.5.2.

Организация наблюдений (за неживой и живой природой, трудом людей в природе).


4.

Организация сотрудничества с родителями воспитанников


4.1.

Проведение родительских собраний по проблеме развития фонематического восприятия (включение данного вопроса в повестку родительского собрания).


4.2.

Индивидуальные беседы и консультации родителей по вопросам развития фонематического восприятия, преодоление и предупреждение нарушений развития ФВ


4.3.

Формы работы с родителями (многообразие, регулярность)




Уровни:

70-95 баллов – высокий;

50-70 баллов – средний;

30-50 – низкий;

0-30 - недопустимый



Карта проверки уголков по РФВ (ст. и подг. гр.).docx Скачать

D:\Рабочий стол\НА УЧМЕТ\uchmet_120_60.gif


Карта проверки уголков в старших и подготовительной группах по

созданию условий для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Проверку проводили: ______________________

______________________

______________________

п/п

Показатели

I старшая группа «Звездочка»

II старшая группа «Конфетка»

Подготовительная группа «Солнышко»

1.

Эстетика оформления уголка и его функциональность




2.

Соответствие «Закону возрастных соответствий»




3.

Обновляемость материалов




4.

Наличие диагностических материалов для выявления уровня РФВ и навыков звукового анализа по разделам:

  • Дифференциация фонем слогов;




  • Дифференциация слов;




  • Анализ звукового состава слова.




5.

Наличие материалов для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей:

  • Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия;




  • Дидактический материал по развитию фонематического восприятия:




- картинки – символы для уточнения произношения изолированных звуков и их дифференциации;




- набор карточек по фонематическим группам для автоматизации разных групп звуков (свистящие, шипящие, звук Л, звук Р);




- чистоговорки, скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи;




- пословицы, загадки, потешки, стихотворения для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи;




- рассказы, сказки для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи;




- сюжетные картинки, серии сюжетных картин для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи




  • Атрибуты для игр и занятий по развитию фонематического восприятия;




  • Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова




6.

Методическое обеспечение (методическая литература по проблеме)














Условные обозначения:

5 баллов – оптимальный уровень, 3 балла – допустимый уровень, 1 балл – недопустимый уровень,

4 балла – достаточный уровень, 2 балла - удовлетворительный, 0 баллов – критический уровень.


Вывод: _________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: __________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Оценочный лист РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ.docx Скачать

D:\Рабочий стол\НА УЧМЕТ\uchmet_120_60.gif


Оценочный лист (самоанализ)

«Работа музыкального руководителя в развитии

речевого потенциала детей»

п/п

Критерии оценки работы музыкального руководителя

Отметка

I

Общие сведения


1.

Образование


2.

Стаж работы


3.

Разряд, категория


4.

Сведения о повышении квалификации


II

Документация музыкального руководителя


1.

График работы музыкального руководителя- грамотность составления, соответствие нагрузки


2.

Программное обеспечение


3.

Планирование занятий с детьми (календарное, календарно – перспективное, план - диагностика)


4.

План проведения досугов и развлечений


III

Работа по развитию фонематического восприятия


1.

Использование на занятиях фольклорных произведений для отработки звукопроизносительных навыков (потешки, колыбельные, стихи)


2.

Использование на занятиях ТСО (компьютер, магнитофон, микрофон)


3.

Изучение методической литературы, необходимой для реализации данной проблемы


IV

Создание предметно – развивающей среды в музыкальном зале по развитию фонематического восприятия


1.

Подбор звучащих предметов (игрушки, музыкальные инструменты)


2.

Картинки – символы для отработки звукоподражательных навыков


3.

Изготовление атрибутов для игр на развитие фонематического восприятия;


4.

Изготовление музыкально – дидактических игр на развитие фонематического восприятия (подбор, содержание, грамотность и эстетика оформления)


5.

Сюжетные картинки на отработку изолированных звуков



Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре на лучший уголок по РФВ.doc Скачать


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида»


Утверждаю

заведующая МБДОУ

«Детский сад № 9 «Солнышко»

_________ И.П. Дмитриева

«___»__________2012г.



Положение о смотре

на лучший уголок групп по созданию условий для развития

фонематического восприятия и навыков звукового анализа



  1. ЦЕЛЬ СМОТРА.

1.1. Создание условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по вопросам развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

1.2. Выявление передового педагогического опыта в системе работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

1.3. Выявление творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении уголка группы.



  1. УЧАСТНИКИ СМОТРА

В смотре принимают участие воспитатели всех возрастных групп ДОУ.





3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА.

3.1. Смотр проводится 19 ноября 2012 года.

3.2. Руководство смотром и подведение итогов возлагается на комиссию в составе

Дмитриева Ирина Петровна – заведующий,

Запорожцева Марина Владимировна – старший воспитатель,

Козловская Г.Д – учитель-логопед

3.3. Смотр проводится на уровне детского сада, в соответствии с настоящим положением.



4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К УГОЛКАМ

Показатели смотра


Оценка, баллы

1. Эстетика оформления уголка и его функциональность.

1-5

2. Соответствие содержания уголка «Закону возрастных соответствий»

1-5

3. Обновляемость материала


1-5

4. Наличие диагностических материалов для выявления уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа* по разделам:

  • Дифференциация фонем, слогов;

  • Дифференциация слов;

  • Анализ звукового состава слова

1-5

5. Наличие материалов для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа* для детей:

  • Игры и упражнения;

  • Дидактические и настольно – печатные игры;

  • Атрибуты для игр и занятий по развитию фонематического восприятия;

  • Наглядно – иллюстрационный материал;

  • Подбор звучащих предметов (игрушки, музыкальные инструменты);

  • Подбор фольклорных произведений для отработки звукопроизносительных навыков (потешки, колыбельные, стихи);

  • Подбор чистоговорок.


1-5

6. Методическое обеспечение (методическая литература, картотеки игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа*)

1-5

Форма оценки: 5-ти бальная система

* - наличие материалов по развитию навыков звукового анализа не оцениваются в группе раннего возраста, средних и младших группах.



5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

5.1. Комиссия подводит итоги_____________________

5.2. Результаты смотра доводятся до педагогов на педагогическом часе.




План тематического контроля.docx Скачать

D:\Рабочий стол\НА УЧМЕТ\uchmet_120_60.gif



План тематического контроля


Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

п\п

Направление работы

Предлагаемые рабочие материалы

Сроки

Ответственные

1

Обследование уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа

  • Анализ карт обследования уровня развития фонематического восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста

  • младший дошкольный возраст (С.Е.Большакова);

  • старший дошкольный возраст (переработанная методика Т.А.Фотековой)



2

Оценка профессиональных умений педагогов

  • Карта анализа НОД (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии)

  • Оценочный лист (самоанализ) «Работа музыкального руководителя в развитии речевого потенциала детей»



3

Оценка создания условий для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа:

  • в группе


  • в методическом кабинете


  • Смотр на лучший уголок групп по созданию условий для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа (в соответствии с положением)

  • Рекламные буклеты «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста»



4

Оценка перспективно-календарного планирования работы

  • Анализ карт проверки плана воспитательно-образовательной работы



5

Оценка форм взаимодействия с родителями по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа

  • Карта анализа наглядной информации для родителей по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (содержание информационных уголков для родителей)

  • Проведение родительского собрания по проблеме (тетрадь протоколов родительского собрания)







Новая папка.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров