Тематический контроль "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"
Карта анализа наглядной информации для родителей по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа
Срок исполнения:
Возрастная группа (воспитатели) |
Наглядная информация |
Папки - передвижки |
Помощь группе |
Совместные мероприятия |
Фотовыставки |
I младшая группа «Капелька» |
|
|
|
|
|
Первая II младшая группа «Ромашка» |
|
|
|
|
|
Вторая II младшая группа «Яблочко» |
|
|
|
|
|
I средняя группа «Ягодка» |
|
|
|
|
|
II средняя группа «Смешарики» |
|
|
|
|
|
I старшая группа «Звездочка» |
|
|
|
|
|
II старшая группа «Конфетка» |
|
|
|
|
|
Подготовительная группа «Солнышко» |
|
|
|
|
|
Вывод:
Рекомендации:
Старший воспитатель Запорожцева М.В._________________
Карта обследования уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа
у детей младшего дошкольного возраста.
Дата проведения___________
Группа____________________
Ф.И.О. воспитателя____________________
Ф.И.О. ребенка |
Различение неречевых звуков |
Различение изолированных звуков |
Игра «Кто как голос подает?» |
Игра «Доскажи словечко» |
Игра «Расскажи потешку или стихотворение» |
Всего |
|
Инструкция: давай поиграем в игру «Чуткое ушко». Послушай внимательно и скажи, что ты слышишь? 1.звон погремушки; 2. стук предметов (мяч, карандаш, ложка) |
Инструкция: сейчас я покажу тебе картинку, а ты споешь мне:
|
Инструкция: сейчас я покажу тебе картинки, а ты мне скажешь:
|
Инструкция: давай поиграем в игру «Доскажи словечко».
|
Игра проводится с использованием наглядности (картинка бычка, игрушка лошадки) |
|
1 балл- правильный ответ; 0,5 балла- правильный ответ при стимулирующей помощи; 0 баллов - невыполнение |
|
|||||
Высший балл |
2 балла |
10 баллов |
4 балла |
5 баллов |
1 балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта обследования уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа
у детей старшего дошкольного возраста.
Дата проведения___________
Группа____________________
Ф.И.О. воспитателя____________________
-
Дифференциация фонем, слогов.
Ф.И.О. ребенка |
Различение неречевых звуков |
Дифференциация фонем |
Дифференциация фонем |
Дифференциация слов |
|
Инструкция: давай поиграем в игру «Чуткое ушко». Послушай внимательно и скажи, что ты слышишь? 1.переливание воды; 2.звон погремушки. |
Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук 1.А в ряду звуков (А,У,О,М,С,О); 2.О в ряду звуков (А,У,О,М,С,О); 3.слог СО в ряду слогов (СО,СА,ШО,СИ,ЗО,ЖО,СО,МО) |
Инструкция: послушай и скажи, какой одинаковый звук слышится в чистоговорке: 1.МУ-МУ-МУ, молока кому? 2.КО-КО-КО, не ходите далеко; 3.ДУ-ДУ-ДУ, сидит дятел на дубу. |
Инструкция: внимательно послушай говорящего попугая Кешу и повтори за ним: 1.АУОИ; 4.ТА-ДА-ТА 2.МА-МЯ; 5.ПА-БА ПА-БА 3.ВЫ-ВИ-ВЫ; 6. КОТ-КИТ-ТОК |
1бал. – правильный ответ; 0,25 бал. – ошибки при стимулирующей помощи, самокоррекция; 0,5 бал. – правильный ответ при стимулирующей помощи; 0 бал.- невыполнение |
||||
Высший балл |
2 балла |
3 балла |
3 балла |
6 баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Дифференциация слов.
Ф.И.О. ребенка |
Дифференциация слов |
||
|
Инструкция: рассмотри внимательно картинки животных, отбери лишь те, в названиях которых есть звук С (песенка насоса). Слова: слон, собака, коза, заяц, корова, лошадь. |
Инструкция: подари солнышку картинки, в названиях которых есть звук С (песенка насоса), а затем – со звуком З (песенка комарика). Слова: замок, самолёт, слон, зонт, собака, заяц. |
Инструкция: подумай и назови слова, в которых живут песенки насоса (звук С), змеи (звук Ш), самолёта (звук Л), собачки (звук Р) Нарушенные у ребёнка звуки не предлагать. |
1бал. – правильный ответ; 0,5 бал. – самокоррекция, правильный ответ при помощи; 0,25 бал. – ошибки при стимулирующей помощи; 0 бал.- не справился с заданием |
|||
Высший балл |
1 балл |
1 балл |
1 балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Анализ звукового состава слова.
Ф.И.О. ребенка |
Анализ звукового состава слова |
Всего |
||
|
Инструкция: послушай слова и выдели 1-й звук в этих словах:
|
Инструкция: послушай слова и выдели последний звук в этих словах:
|
Инструкция: послушай слово, посчитай, сколько звуков в слове:
|
|
1бал. – правильный ответ; 0,5 бал. – самокоррекция, правильный ответ при помощи; 0,25 бал. – ошибки при стимулирующей помощи; 0 бал.- не справился с заданием. |
||||
Высший балл |
4 балла |
4 балла |
3 балла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта проверки плана воспитательно – образовательной работы
Группа__________________________
№ п/п |
Направления воспитательно – образовательной работы |
Оценка (уровень) |
1. |
Общие вопросы |
|
1.1. |
Эстетика оформления |
|
1.2. |
Общие вопросы (режимы, сетка занятий) |
|
2. |
Планирование НОД |
|
2.1. |
Программное содержание: включение в планирование задач по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа |
|
2.2. |
Соответствие поставленных задач речевым возможностям детей в соответствии с возрастными нормативами речевого развития |
|
2.3. |
Методы активизации речи детей на занятиях: вопросы, наглядность, дидактические материалы |
|
2.4. |
Использование приемов по развитию фонематического восприятия |
|
3. |
Планирование работы вне НОД |
|
3.1. |
Физкультурно – оздоровительная работа |
|
3.1.1. |
Утренняя гимнастика: включение упражнений на формирование общих речевых навыков детей (дыхательные, голосовые упражнения, упражнения на нормализацию мышечного тонуса, координацию движений, самоконтроль) |
|
3.1.2. |
Подвижные игры и упражнения на развитие фонематического восприятия |
|
3.1.3. |
Гимнастика после сна: включение артикуляционных упражнений на развитие фонематического восприятия. |
|
3.2. |
Игра. |
|
3.2.1. |
Дидактические игры на развитие фонематического восприятия: наличие, доступность, разнообразие, эстетичность. |
|
3.3. |
Развитие речи |
|
3.3.1. |
Утренние беседы с детьми |
|
3.3.2. |
Чтение художественной литературы |
|
3.3.3. |
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми (по развитию фонематического восприятия) |
|
3.4. |
Работа по развитию мелкой моторики |
|
3.5. |
Планирование прогулки |
|
3.5.1. |
Организация двигательной активности детей на прогулке (включение упражнений на развитие фонематического восприятия) |
|
3.5.2. |
Организация наблюдений (за неживой и живой природой, трудом людей в природе). |
|
4. |
Организация сотрудничества с родителями воспитанников |
|
4.1. |
Проведение родительских собраний по проблеме развития фонематического восприятия (включение данного вопроса в повестку родительского собрания). |
|
4.2. |
Индивидуальные беседы и консультации родителей по вопросам развития фонематического восприятия, преодоление и предупреждение нарушений развития ФВ |
|
4.3. |
Формы работы с родителями (многообразие, регулярность) |
|
Уровни:
70-95 баллов – высокий;
50-70 баллов – средний;
30-50 – низкий;
0-30 - недопустимый
Карта проверки уголков в старших и подготовительной группах по
созданию условий для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Проверку проводили: ______________________
______________________
______________________
№ п/п |
Показатели |
I старшая группа «Звездочка» |
II старшая группа «Конфетка» |
Подготовительная группа «Солнышко» |
1. |
Эстетика оформления уголка и его функциональность |
|
|
|
2. |
Соответствие «Закону возрастных соответствий» |
|
|
|
3. |
Обновляемость материалов |
|
|
|
4. |
Наличие диагностических материалов для выявления уровня РФВ и навыков звукового анализа по разделам:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Наличие материалов для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- картинки – символы для уточнения произношения изолированных звуков и их дифференциации; |
|
|
|
|
- набор карточек по фонематическим группам для автоматизации разных групп звуков (свистящие, шипящие, звук Л, звук Р); |
|
|
|
|
- чистоговорки, скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи; |
|
|
|
|
- пословицы, загадки, потешки, стихотворения для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи; |
|
|
|
|
- рассказы, сказки для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи; |
|
|
|
|
- сюжетные картинки, серии сюжетных картин для автоматизации и дифференциации звуков во фразовой речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Методическое обеспечение (методическая литература по проблеме) |
|
|
|
Условные обозначения:
5 баллов – оптимальный уровень, 3 балла – допустимый уровень, 1 балл – недопустимый уровень,
4 балла – достаточный уровень, 2 балла - удовлетворительный, 0 баллов – критический уровень.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: __________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценочный лист (самоанализ)
«Работа музыкального руководителя в развитии
речевого потенциала детей»
№ п/п |
Критерии оценки работы музыкального руководителя |
Отметка |
I |
Общие сведения |
|
1. |
Образование |
|
2. |
Стаж работы |
|
3. |
Разряд, категория |
|
4. |
Сведения о повышении квалификации |
|
II |
Документация музыкального руководителя |
|
1. |
График работы музыкального руководителя- грамотность составления, соответствие нагрузки |
|
2. |
Программное обеспечение |
|
3. |
Планирование занятий с детьми (календарное, календарно – перспективное, план - диагностика) |
|
4. |
План проведения досугов и развлечений |
|
III |
Работа по развитию фонематического восприятия |
|
1. |
Использование на занятиях фольклорных произведений для отработки звукопроизносительных навыков (потешки, колыбельные, стихи) |
|
2. |
Использование на занятиях ТСО (компьютер, магнитофон, микрофон) |
|
3. |
Изучение методической литературы, необходимой для реализации данной проблемы |
|
IV |
Создание предметно – развивающей среды в музыкальном зале по развитию фонематического восприятия |
|
1. |
Подбор звучащих предметов (игрушки, музыкальные инструменты) |
|
2. |
Картинки – символы для отработки звукоподражательных навыков |
|
3. |
Изготовление атрибутов для игр на развитие фонематического восприятия; |
|
4. |
Изготовление музыкально – дидактических игр на развитие фонематического восприятия (подбор, содержание, грамотность и эстетика оформления) |
|
5. |
Сюжетные картинки на отработку изолированных звуков |
|
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида»
Утверждаю
заведующая МБДОУ
«Детский сад № 9 «Солнышко»
_________ И.П. Дмитриева
«___»__________2012г.
Положение о смотре
на лучший уголок групп по созданию условий для развития
фонематического восприятия и навыков звукового анализа
-
ЦЕЛЬ СМОТРА.
1.1. Создание условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по вопросам развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
1.2. Выявление передового педагогического опыта в системе работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
1.3. Выявление творческих способностей воспитателей, проявление инициативы и фантазии в оформлении уголка группы.
-
УЧАСТНИКИ СМОТРА
В смотре принимают участие воспитатели всех возрастных групп ДОУ.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА.
3.1. Смотр проводится 19 ноября 2012 года.
3.2. Руководство смотром и подведение итогов возлагается на комиссию в составе
Дмитриева Ирина Петровна – заведующий,
Запорожцева Марина Владимировна – старший воспитатель,
Козловская Г.Д – учитель-логопед
3.3. Смотр проводится на уровне детского сада, в соответствии с настоящим положением.
4. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К УГОЛКАМ
Показатели смотра |
Оценка, баллы |
1. Эстетика оформления уголка и его функциональность. |
1-5 |
2. Соответствие содержания уголка «Закону возрастных соответствий» |
1-5 |
3. Обновляемость материала |
1-5 |
4. Наличие диагностических материалов для выявления уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа* по разделам:
|
1-5 |
5. Наличие материалов для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа* для детей:
|
1-5 |
6. Методическое обеспечение (методическая литература, картотеки игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа*) |
1-5 |
Форма оценки: 5-ти бальная система
* - наличие материалов по развитию навыков звукового анализа не оцениваются в группе раннего возраста, средних и младших группах.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
5.1. Комиссия подводит итоги_____________________
5.2. Результаты смотра доводятся до педагогов на педагогическом часе.
План тематического контроля
Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
№ п\п |
Направление работы |
Предлагаемые рабочие материалы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Обследование уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа |
|
|
|
2 |
Оценка профессиональных умений педагогов |
|
|
|
3 |
Оценка создания условий для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа:
|
|
|
|
4 |
Оценка перспективно-календарного планирования работы |
|
|
|
5 |
Оценка форм взаимодействия с родителями по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа |
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"