Методика начального отбора девочек 5 – 6 лет для занятий спортивной гимнастикой
Департамент образования и науки Приморского края
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока
МБОУ ДОД ДЮСШ «Гармония» города Владивостока
Методика начального отбора девочек 5 – 6 лет для занятий спортивной гимнастикой
Кайгородцева Ирина Юрьевна Тренер преподаватель по спортивной гимнастике высшей квалификационной категории
Аннотация
В данном пособии раскрываются представления о методике начального отбора девочек 5 – 6 лет для занятий спортивной гимнастикой. Подробно описаны тесты и критерии оценок.
Методические рекомендации рассчитаны на тренеров и специалистов ДЮСШ, СДЮШОР, региональных центров подготовки и т.д.
Спортивный отбор – это в основном комплекс педагогических и организационных мероприятий, формы и содержание которых вытекают из целей и задач, в связи с которыми он проводится.
Н.В. Аверкович, М.И. Цейтин предложили три основных вида спортивного отбора. Первый вид – это начальный отбор, связанный с определением спортивной пригодности к занятиям гимнастикой и, следовательно с приёмом в ДЮСШ. Он подразделяется на два этапа:
- предварительный
- основной
На предварительном этапе определяется наличие необходимых для гимнастики задатков и качеств. На основном, уже в процессе занятий, окончательно решается вопрос о спортивной пригодности.
Второй вид отбора связан с прогнозом спортивной перспективности квалифицированных гимнастов и решением в связи с этим вопроса о переходе к углубленной специализированной подготовке.
Третий вид отбора - самый распространённый. Он связан с решением вопроса об участии спортсмена в соревнованиях.
При наружном осмотре обращается внимание на длину рук (она считается нормальной, если при вытянутых вдоль тела руках средний палец заходит за линию середины бедра) и форму. Излишнее переразгибание в локтевых суставах часто является причиной травм.
Отклонение в осанке (сколиозы) особенно заметны со стороны спины, когда руки находятся в положении перед грудью или обхватывают плечи, лопатки при этом разведены, голова опущена на грудь. В упоре присев с низко опущенной головой хорошо обозначается линия позвоночника.
Осмотр ребёнка в основной стойке сбоку даёт возможность судить о естественных изгибах позвоночника. Часто отвислый живот и сильно выступающий таз свидетельствует о чрезмерном поясничном изгибе.
Помимо основных параметров физического развития при углубленном антропометрическом обследовании оцениваются (как хорошее, удовлетворительное, плохое): мускулатура, жироотложение, длина (ног, рук, туловища, шеи), форма (спины, рук, ног), ширина (плеч, таза).
При определении пригодности детей к занятиям спортивной гимнастикой объектом внимания тренеров становятся, прежде всего, факторы, которые поддаются количественной оценке. К ним можно отнести следующие:
1. Физическое развитие и особенности телосложения
2. Состояние и развитие физических качеств:
- скоростных (быстроты и прыгучести)
- мышечной силы в двух направлениях: в статическом и динамическом
- гибкости, подвижности в суставах (активной и пассивной)
3. Координация движений
4. Вестибулярная устойчивость
Основной метод начального отбора – это тестирование задатков и уровня развития физических качеств.
Оценка физического развития и особенностей телосложения
Девочки 5-6 лет |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Масса тела (кг) |
17 – 19 |
19 – 21 |
21 - 23 и выше |
Окружность грудной клетки (см) |
50 и ниже |
50 – 54 |
54 и выше |
Длина тела (см) |
108 – 118 |
118 – 124 |
124 и выше |
Оценка физического состояния
Первые проверки, испытания физического состояния ребёнка проводятся только с целью получения знаний об уровне развития мышечной силы, гибкости, скоростно-силовых качествах, координации движений и вестибулярной устойчивости. Лишь в дальнейшем , в процессе занятий, на основе многократных испытаний делается заключение о способностях к проявлению тех или иных физических качеств. Для оценки физического состояния при отборе используются тесты, которые составляют программу испытаний по СФП на этапе начальной подготовки.
Оценка результатов контрольных испытаний по СФП гимнасток 5-6 лет на этапе отбора и начальной подготовки
Оценка |
Баллы |
Подтягивания |
«Угол» на стенке (сек.) |
Поднимания ног в висе |
Бег на 20 метров |
Прыжок в длину |
Мост |
Складки |
Шпагат |
Сбавки баллы |
|||||||||
Отлично |
10.0 |
10 |
10 |
18 |
4.0 |
150 |
0 – 0.5 |
||
Очень хорошо |
9.0 |
8 |
8 |
15 |
4.2 |
140 |
0.5 – 1.0 |
||
Хорошо |
8.0 |
6 |
6 |
12 |
4.4 |
130 |
1.0 – 1.5 |
||
Удовлетворительно |
7.0 |
4 |
4 |
9 |
4.6 |
120 |
1.5 – 2.5 |
||
Плохо |
6.0 |
2 |
2 |
6 |
4.8 |
110 |
2.5 – 3.5 |
||
Очень плохо |
5.0 |
- |
- |
2 |
5.0 |
100 |
3.5 – 4.0 |
1. Подтягивание
2. «Угол» на стенке
3. Поднимание ног в висе
4. Бег на 20 метров
5. Прыжок в длину
6. Мост
7. Складки
8. Шпагат (поперечный)
Методика оценки координации движений
В практике отбора для оценки координации движений разрабатываются специальные упражнения. При их воспроизведении учитываются такие параметры, как точность, быстрота освоения и ритм выполнения. По степени трудности эти упражнения разбиваются на три категории:
1. Простейшие (выполняются вместе на четыре счета);
2. Средней трудности (сочетающие несимметричные движения руками и ногами);
3. Повышенной трудности (сочетающие движения рук, ног и туловища).
Соответственно и оценка этих упражнений производится из 5, 7.5 и 10 баллов. В оценке выполнения упражнения учитываются основные ошибки:
- искажение предложенного упражнения;
- неуверенное исполнение;
- нарушение ритма и темпа;
- несоответствие с музыкой;
- неточное положение частей тела.
Методика оценки вестибулярной устойчивости
В практике оценки вестибулярной устойчивости наиболее популярны два упражнения. Первое – прохождение по лежащему на полу бревну или перевернутой скамейке. Второе выполняется в центре круга диаметром 0.5 метров, от круга проведена прямая линия длиной 5 метров. В положении упора присев по команде «Марш!» испытуемый выполняет пять вращений переступанием за 10 с, после чего выпрямляется лицом к линии и быстрым шагом проходит по прямой, руки в стороны. Степень отклонения от центральной линии в ту или иную сторону ведёт к соответствующей сбавке.
Таким образом, общая оценка пригодности ребёнка к занятиям спортивной гимнастикой должна носить комплексный характер, то есть учитывать оценку за внешние данные, специальную физическую подготовленность, координацию движений и вестибулярную устойчивость.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей