Решение задач на построение
Хомицкая Эльвира Станиславовна
г. Североморск, Мурманская область
МБОУСОШ №1
Геометрия
Геометрия 7-9 Атанасян Л.С.
Решение задач на построение
8 класс
45 мин
MicrosoftWord,Paint
Тема: Решение задач на построение
Урок – исследовательская работа
Цель: построить квадрат, равновеликий данному кругу, и оценить точность построения
Задачи:
-
Совершенствовать навык решения простых задач на построение;
-
Показать пример комплексного применения знаний;
-
Развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные варианты решения задач, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
Этапы урока: 1) организационный;
2) актуализация;
3) проблемный вопрос;
4) усвоение образца комплексного
применения знаний;
5) самостоятельное применение
знаний, умений и навыков в
новых условиях;
6) контроль и самоконтроль
результатов;
7) итог урока:
8) домашнее задание.
Организационный момент:проверка готовности необходимого оборудования и материалов; объявление темы и общей цели урока (найти способ построения квадрата, равновеликого данному кругу, и оценить его точность).
Актуализация необходимых знаний:
У доски(вызвать 3 уч.) – задания по карточкам.
· Разделите данный отрезок на 9 равных частей без использования линейки с см делениями? (применить теорему Фалеса)
· Постройте перпендикуляр из точки О к прямой а
Фронтальный опрос (устно)
· 3,1416≈ …… (π)
· SO= …. (πr2) S= …. (а2) Можно ли найти Sокружности?
· Решить уравнение а2=9 (Ответ: а=±3 – два решения)
· Найти сторону квадрата, если его площадь равна 9 см2. (Ответ <metricconverter w:st=«on» productid=«3 см»>3 см – одно решение) Почему только одно решение?
· В каких единицах измеряется площадь? В каких единицах измеряли площадь строители египетских пирамид? Найдите площадь прямоугольника. (Ответ ≈9 у.е.2) Сравнить с точным значением, найденным по формуле.
· Как найти диаметр круга?
· Найти гипотенузу:
· Подберите, если возможно, подходящий по величине катет:
· Сравните площади фигур S1и S2, если
Чему должно равняться отношение площадей, чтобы фигуры были равны?
Проблемный вопрос(формирование познавательного мотива): Как построить квадрат, равновеликий кругу?
Новый материал:
а) смысл выражения «квадратура круга»;
б) невозможность точного решения этой задачи с помощью построений (выступление «теоретика» у доски):
SO=π r2и S=а2, если SO= S, то π r2=а2, следовательно а=√ π r2 .
Для решения задачи необходимо построить отрезок а= r√ π
г) существование способов приблизительного решения этой задачи
Поиск способа построения квадратуры круга:
а) построить круг с d=9клеток
=9клеток
d=9клеток
б) сосчитать, чему равна площадь круга в клетках (для простоты взять 1/4 круга)
Ответ: SO≈64 клетки
в) S=64 клетки. Чему равна сторона квадрата? Ответ:8 клеток
г)Установите взаимосвязь между стороной квадрата и диаметром круга. Ответ а=
Оценим точность данного построения:(выступление «теоретика» у доски)
SO=π r2= π (0,5d)2=0,25 πd2≈0,7854 d2
S=а2=(8/9d)2≈0,7901d2
S больше SO. Во сколько раз? S/SO≈1,006 раз («эталонная точность»).
Применение полученных знаний(проведение лабораторной работы):
Оборудование: линейка без делений, циркуль, калькулятор, бланк для проведения работы на нелинованной бумаге.
Бланк:Лабораторная работа по теме «Квадратура круга»
Ученика ______ класса___________________________________________(фамилия, имя)
Цель_________________________________________________ _______________________
Этапы: — найти и начертить диаметр круга;
— с помощью циркуля и линейки без делений разделить диаметр на 9 равных частей;
-построить на бланке прямой угол;
-на сторонах угла отложить отрезки, равные 8/9 диаметра, достроить фигуру до квадрата;
-измерить радиус круга, вычислить его площадь по формуле SO=π r2;
-измерить сторону квадрата, вычислить его площадь по формуле S=а2;
-ответить на вопрос: какая площадь больше, во сколько раз?
-сделать вывод: построил_________________________________________________ ______
погрешность моего построения_____________________________________
разность между моей и «эталонной» погрешностью равна______________
причины возникшей разности______________________________________
Итог урока:обсудить итоги лабораторной работы, причины возникших трудностей.
Дмашнее задание:разобрать еще один способ «решения» задачи о квадратуре круга и оценить погрешность построения.
SO= π r2= π 32≈28,27см2
Sбольш> SO
Sмал< SO
Sсред≈ SO
Указание:
Sбольш найти по рисунку;
Sмалнайти с применением теоремы Пифагора
Sсреднайти как среднее арифметическое Sбольши Sмал
Найти отношение Sсред/ SO, сделать вывод.
Хомицкая Эльвира Станиславовна
г. Североморск, Мурманская область
МБОУСОШ №1
Геометрия
Геометрия 7-9 Атанасян Л.С.
Решение задач на построение
8 класс
45 мин
Microsoft Word, Paint
Тема: Решение задач на построение
Урок – исследовательская работа
Цель: построить квадрат, равновеликий данному кругу, и оценить точность построения
Задачи:
1) Совершенствовать навык решения простых задач на построение;
-
Показать пример комплексного применения знаний;
-
Развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность видеть различные варианты решения задач, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
Оборудование: Линейка, простой карандаш, циркуль, калькулятор.
Этапы урока: 1) организационный;
2) актуализация;
3) проблемный вопрос;
4) усвоение образца комплексного
применения знаний;
5) самостоятельное применение
знаний, умений и навыков в
новых условиях;
6) контроль и самоконтроль
результатов;
7) итог урока:
8) домашнее задание.
Организационный момент: проверка готовности необходимого оборудования и материалов; объявление темы и общей цели урока (найти способ построения квадрата, равновеликого данному кругу, и оценить его точность).
Актуализация необходимых знаний:
У доски (вызвать 3 уч.) – задания по карточкам.
-
Разделите данный отрезок на 9 равных частей без использования линейки с см делениями? (применить теорему Фалеса)
-
Постройте перпендикуляр из точки О к прямой а
Фронтальный опрос (устно)
-
3,1416≈ ….. (π)
-
SO= …. (π r2) S= …. (а2) Можно ли найти S окружности?
-
Решить уравнение а2=9 (Ответ: а=±3 – два решения)
-
Найти сторону квадрата, если его площадь равна 9 см2. (Ответ 3 см – одно решение) Почему только одно решение?
-
В каких единицах измеряется площадь? В каких единицах измеряли площадь строители египетских пирамид? Найдите площадь прямоугольника. (Ответ ≈9 у.е.2) Сравнить с точным значением, найденным по формуле.
-
Как найти диаметр круга?
-
Найти гипотенузу:
-
Подберите, если возможно, подходящий по величине катет:
-
Сравните площади фигур S1 и S2, если
Чему должно равняться отношение площадей, чтобы фигуры были равны?
Проблемный вопрос (формирование познавательного мотива): Как построить квадрат, равновеликий кругу?
Новый материал: параллельный показ презентации
а) смысл выражения «квадратура круга»;
б) невозможность точного решения этой задачи с помощью построений (выступление «теоретика» у доски):
SO=π r2 и S=а2, если SO= S, то π r2=а2, следовательно а=√ π r2 .
Для решения задачи необходимо построить отрезок а= r√ π
г) существование способов приблизительного решения этой задачи
Поиск способа построения квадратуры круга:
а) построить круг с d=9клеток
б) сосчитать, чему равна площадь круга в клетках (для простоты взять 1/4 круга)
Ответ: SO ≈64 клетки
в) S=64 клетки. Чему равна сторона квадрата? Ответ:8 клеток
г)Установите взаимосвязь между стороной квадрата и диаметром круга. Ответ а=
Оценим точность данного построения: (выступление «теоретика» у доски)
SO=π r2= π (0,5d)2=0,25 πd2≈0,7854 d2
S=а2=(8/9d)2≈0,7901d2
S больше SO. Во сколько раз? S/SO≈1,006 раз («эталонная точность»).
Применение полученных знаний (проведение лабораторной работы):
Оборудование: линейка без делений, циркуль, калькулятор, бланк для проведения работы на нелинованной бумаге.
Бланк: Лабораторная работа по теме «Квадратура круга»
Ученика ______ класса___________________________________________(фамилия, имя)
Цель________________________________________________________________________
Этапы: - найти и начертить диаметр круга;
- с помощью циркуля и линейки без делений разделить диаметр на 9 равных частей;
-построить на бланке прямой угол;
-на сторонах угла отложить отрезки, равные 8/9 диаметра, достроить фигуру до квадрата;
-измерить радиус круга, вычислить его площадь по формуле SO=π r2;
-измерить сторону квадрата, вычислить его площадь по формуле S=а2;
-ответить на вопрос: какая площадь больше, во сколько раз?
-сделать вывод: построил_______________________________________________________
погрешность моего построения_____________________________________
разность между моей и «эталонной» погрешностью равна______________
причины возникшей разности______________________________________
Итог урока: обсудить итоги лабораторной работы, причины возникших трудностей.
Дмашнее задание: разобрать еще один способ «решения» задачи о квадратуре круга и оценить погрешность построения.
SO= π r2= π 32≈28,27см2
Sбольш> SO
Sмал< SO
Sсред≈ SO
Указание:
Sбольш найти по рисунку;
Sмал найти с применением теоремы Пифагора
Sсред найти как среднее арифметическое Sбольш и Sмал
Найти отношение Sсред/ SO, сделать вывод.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»