Программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»
Программа
внеурочной деятельности
«Азбука содержания животных»
(на 4 года обучения)
Учитель: Удовина Марина Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Самаринская основная общеобразовательная школа»
Красногвардейского района Белгородской области
Адрес: 309906
Белгородская область
Красногвардейский район
село Самарино
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….…..3
Пояснительная записка……………………………………………………….…..4
Учебный план………………………………………………………………….….8
Учебно-тематический план I года обучения…………………………………....9
Содержание I года обучения……………………………………………..….….10
Учебно-тематический план II года обучения……………………………...…..12
Содержание II года обучения……………………………………………...…....13
Учебно-тематический план III года обучения…………………………….…...15
Содержание III года обучения…………………………………………….…….16
Учебно-тематический план IV года обучения…………………………….…...18
Содержание IV года обучения………………………………………….………19
Методическое сопровождение…………………………………………….……21
Литература………………...……………………………………………………..22
Введение.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В настоящее время законодательные документы, представляющие стандарты второго поколения, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Содержание на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.
В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Сверхзадача педагога состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании.
Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т.е. детьми и педагогом как равноправными субъектами.
Пояснительная записка.
Программа «Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течение учебного года один раз в неделю.
Цель программы: формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Задачи:
Расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о животных. Мотивировать к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о животных. Развивать мышление, любознательность, творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес, память. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру, формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды, способствовать сплочению детского коллектива.
Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.
Новизна. Занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана. Программа составлена на четыре года и рассчитана на детей младшего школьного возраста.
На занятиях используются различные формы: беседы, конкурсы, викторины, игры, экскурсии. Программа предусматривает как коллективную и индивидуальную работу с детьми. Работа на занятиях делится на теоретическую и практическую часть. После изучения темы занятия, для ее закрепления, дети выполняют практическую работу (делают зарисовки, выполняют схемы, работу по карточкам).
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с животным миром позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи.
Первый год обучения рассчитан на занятия с детьми, имеющими общие, поверхностные знания, поэтому темы рассматриваются обзорно, дети знакомятся с основными понятиями. Все знания даются с учетом общей подготовки детей.
Второй год обучения рассчитан на занятия с детьми уже имеющими достаточный объем знаний и дает более глубокие познания о животном мире.
Третий год обучения рассчитан на занятия с детьми, которые имеют достаточный объем знаний, которые закрепляют, пополняют и обобщают.
Четвертый год обучения рассчитан на занятия с детьми, которые имеют достаточно глубокие знания, обучающиеся закрепляют полученные знания и пополняют их. На данном этапе дети уже более самостоятельны: проводят наблюдения, работают над исследовательскими проектами, широко применяют полученные знания на практике.
Данная программа рассчитана на младший школьный возраст. Срок реализации программы 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы подведения итогов и контроля
Контроль знаний, умений навыков проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс, конференция, олимпиада викторина и т. д.).
К концу первого года дети должны знать:
-
внешние признаки животных;
-
значение животных, птиц, рыб в жизни человека,
-
основные сведения о домашних животных,
-
правила ухода за домашними животными,
-
историю одомашнивания животных;
Уметь:
-
определять названия животных по внешнему признаку по внешнему виду,
-
проводить самостоятельные наблюдения за животными
-
ухаживать за домашними животными,
-
составлять словарик терминов,
-
оформлять выставки и проекты,
-
уметь фотографировать животных,
-
составлять рассказ о животных и оформлять книжки – малышки.
К концу второго года обучения дети должны знать:
-
отличительные признаки животных;
-
основные сведения о животных;
-
традиции содержания животных у разных народов;
-
профессии собак;
-
профессии людей, связанные с собаками;
-
поведение животных;
-
основные группы животных;
-
основы воспитания и дрессировки животных.
Уметь:
-
устно описывать внешний вид животного;
-
распознавать представителей;
-
работать с определителями;
-
проводить наблюдения;
-
создавать стенгазеты.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
-
характерные признаки животных;
-
правила содержания животных;
-
правила и обязанности хозяев животных;
-
правила выбора и покупки животного;
-
правила ухаживания за животными;
-
правила кормления животных;
Уметь:
-
ухаживать за животными;
-
рассчитывать правильный рацион питания;
-
оформлять книжки – малышки;
-
описывать внешние признаки животных,
-
правильно оформлять проекты;
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
-
характерные признаки животных;
-
основных представителей;
-
значение домашних питомцев в жизни человека,
-
основные сведения о домашних животных,
-
правила ухода за домашними животными,
-
психологию животных;
-
правила профилактики и преодоления проблем;
-
правила и методику дрессировки;
-
породы и виды животных;
-
правила оказания первой помощи животным.
Уметь:
-
проводить самостоятельные наблюдения за животными, вести дневник наблюдений,
-
ухаживать за домашними животными,
-
выполнять практические работы,
-
составлять рассказ и оформлять книжки – малышки;
-
описывать внешние признаки животных,
-
правильно оформлять проекты и исследовательские работы;
-
создавать компьютерные презентации.
-
распознавать представителей;
-
работать с определителями;
-
оказывать первую помощь.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Азбука содержания животных.
№ п/п |
Разделы программы |
Годы обучения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
Как животные оказались в нашем жилище? |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Почему мы любим животных? |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Собаки – самые верные друзья человека. |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
3 |
3 |
3 |
2 |
5 |
Пернатая радуга в комнате. |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
Хомка и его ближайшие родственники. |
3 |
5 |
3 |
3 |
7 |
Рыбы – самые тихие соседи. |
4 |
6 |
7 |
5 |
8 |
Школа для ваших любимцев. |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
Взрослые, которые всегда готовы помочь. |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. |
5 |
3 |
3 |
5 |
11 |
Итоговое занятие. Конференция, выставка. |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Итого |
33 |
35 |
35 |
35 |
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
||
всего |
Теория |
практика |
||
1 |
Как животные оказались в нашем жилище? |
3 |
1 |
2 |
1.1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
1.2 |
Животные, которыми можно любоваться. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Почему мы любим животных? |
2 |
1 |
1 |
2.1 |
Красота и привлекательность животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Интерес к животным, их огромное разнообразие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Собаки – самые верные друзья человека. |
4 |
1 |
3 |
3.1 |
Основы практической кинологии – науки о собаках. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
История одомашнивания. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
Выставки. |
1 |
|
1 |
3.4 |
Литература о собаках. |
1 |
|
1 |
4 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
3 |
0,5 |
2,5 |
4.1 |
Основы практической фелиологии – науки о кошках. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
История домашней кошки. |
1 |
|
1 |
4.3 |
Литература о кошках. |
1 |
|
1 |
5 |
Пернатая радуга в комнате. |
4 |
1,5 |
2,5 |
5.1 |
Основы содержания комнатных птиц. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.2 |
Основные группы комнатных птиц. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.3 |
Волнистый попугай. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.4 |
Литература о птицах. |
1 |
|
1 |
6 |
Хомка и его ближайшие родственники. |
3 |
1 |
2 |
6.1 |
Основы содержания мелких грызунов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6.2 |
Особенности жизни грызунов в природе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6.3 |
Литература о грызунах. |
1 |
|
1 |
7 |
Рыбы – самые тихие соседи. |
4 |
1,5 |
2,5 |
7.1 |
Основы аквариумистики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.2 |
История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.3 |
Типы аквариумов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.4 |
Литература по аквариумистике. |
1 |
|
1 |
8 |
Школа для ваших любимцев. |
2 |
1 |
1 |
8.1 |
Животные в цирке. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8.2 |
Знаменитые животные-артисты. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Взрослые, которые всегда готовы помочь. |
2 |
1 |
1 |
9.1 |
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9.2 |
Общество охраны животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. |
5 |
|
5 |
10.1 |
Как собирать книги и статьи. |
1 |
|
1 |
10.2 |
Как правильно фотографировать домашних животных. |
1 |
|
1 |
10.3 |
Рисование животных. |
1 |
|
1 |
10.4 |
Конкурс «Мое домашнее животное» |
1 |
|
1 |
11 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Содержание программы.
1 год обучения.
1. Как животные оказались в нашем жилище? Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать.
Практическая работа: Игра «Поле чудес» Домашние животные.
Конкурс рисунков: «Домашнее животное». Коллективная работа. Аппликация «Кошечка»
2. Почему мы любим животных? Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие.
Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных. Игра: «Угадай-ка».
3. Собаки – самые верные друзья человека. Основы практической кинологии – науки о собаках.
Выставки. Литература о собаках.
Практическая работа: Работа со справочной литературой. Составление схемы «Первые домашние животные». Просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак. Работа с художественной литературой: стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Литература о кошках.
Практическая работа: Работа со справочной литературой. Составление рассказа о домашней кошке, оформление в книжку малышку. Работа с художественной литературой: стихи, загадки, пословицы, поговорки и др. о кошках.
5. Пернатая радуга в комнате. Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Литература о птицах.
Практическая работа: Просмотр видеоматериалов о комнатных птицах. Игра «Собери картинку». Коллективная работа. Объемная аппликация «Попугайчик». Работа с художественной литературой: стихи, загадки, пословицы, поговорки и др. о птицах.
6. Хомка и его ближайшие родственники. Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе.
Практическая работа: Просмотр видеоматериала. Работа с художественной литературой: стихи, загадки, пословицы, поговорки и др. о грызунах.
7. Рыбы - самые тихие соседи. Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: Работа со справочной литературой. Просмотр презентации «Виды аквариумов» Просмотр видеоматериалов
8. Школа для ваших любимцев. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты.
Практическая работа: Просмотр слайдов о животных в цирке. Просмотр видеороликов с участием животных-артистов.
9. Взрослые, которые всегда готовы помочь. Взрослые, которые всегда готовы помочь. Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
Практическая работа: Проект: «Самый лучший дом зверей» Составление условных знаков об охране и защите животных.
10. Мы в ответе за тех, кого приручили. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Конкурс «Мое домашнее животное»
Практическая работа: Подбор и изучение книг, статей, заметок о животных. Фоторепортаж. «Лучшее фото наших братьев меньших». Конкурс рисунков. Защита проектов. «Мое домашнее животное»
11. Итоговое занятие. Конференция, выставка. Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п |
Разделы и темы |
Дата |
всего |
теория |
практика |
1 |
Как животные оказались в нашем жилище? |
3 |
1 |
2 |
|
1.1 |
Вводное занятие |
|
1 |
|
1 |
1.2 |
Традиции содержания животных. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
Традиции содержания животных у разных народов. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Почему мы любим животных? |
2 |
1 |
1 |
|
2.1 |
Животные, с которыми можно дружить. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Животные помогают сохранить здоровье. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Собаки – самые верные друзья человека. |
4 |
2 |
2 |
|
3.1 |
Выведение различных пород. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Выдающиеся собаки. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
«Профессии» собак. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
3.4 |
Профессии людей, связанные с собаками. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
3 |
1 |
2 |
|
4.1 |
Особенности поведения кошек. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Породы кошек. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
4.3 |
Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. |
|
1 |
|
1 |
5 |
Пернатая радуга в комнате. |
4 |
2 |
2 |
|
5.1 |
Корелла. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
5.2 |
Неразлучники. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
5.3 |
Канарейка. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
5.4 |
Зебровая и японская амадины. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Хомка и его ближайшие родственники. |
5 |
2,5 |
2,5 |
|
6.1 |
Хомяки. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
6.2 |
Морские свинки. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
6.3 |
Ручные крысы. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Мышевидные. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Бурундук. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Рыбы – самые тихие соседи. |
6 |
3 |
3 |
|
7.1 |
Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи). |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
7.2 |
Основные группы рыб: лабиринтовые (петушок, гурами). |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
7.3 |
Основные группы рыб: карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал). |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
7.4 |
Основные группы рыб: сомы (крапчатые сомики, акциструсы). |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
7.5 |
Основные группы рыб: цихлиды (скалярии, хромисы). |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
7.6 |
Основные группы рыб: хараци-новые (неоновые рыбки, тернеции). |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Школа для ваших любимцев. |
2 |
1 |
1 |
|
8.1 |
Основы воспитания и дрессировки животных. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
8.2 |
Как приучить собак и кошек к чистоплотности. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Взрослые, которые всегда готовы помочь. |
2 |
1 |
1 |
|
9.1 |
Клубы любителей различных животных. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
9.2 |
Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
10.1 |
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
10.2 |
Что такое культура содержания животных. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
10.3 |
Как достичь успеха в своём увлечении животными. |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Итоговое занятие. |
|
1 |
|
1 |
Содержание программы.
2 год обучения.
1. Как животные оказались в нашем жилище? Традиции содержания животных. Традиции содержания животных у разных народов.
2. Почему мы любим животных? Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье.
Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.
3. Собаки - самые верные друзья человека. Выведение различных пород. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
5. Пернатая радуга в комнате. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
6. Хомка и его ближайшие родственники. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
7. Рыбы – самые тихие соседи. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), хараци-новые (неоновые рыбки, тернеции).
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
8. Школа для ваших любимцев. Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
9. Взрослые, которые всегда готовы помочь. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
10. Мы в ответе за тех, кого приручили. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
11. Итоговое занятие. Конференция, выставка. Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Как животные оказались в нашем жилище? |
3 |
1 |
2 |
1.1 |
Вводное занятие. |
1 |
|
1 |
1.2 |
Животные-помощники: собака, лошадь. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
Животные-помощники: верблюд, слон. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Почему мы любим животных? |
2 |
1 |
1 |
2.1 |
Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Собаки – самые верные друзья человека. |
4 |
2 |
2 |
3.1 |
Что нужно собаке для хорошего самочувствия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Как выбирать собаку. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
Воспитание щенка. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.4 |
Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
3 |
1,5 |
1,5 |
4.1 |
Как выбирать кошку. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Воспитание котят. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.3 |
Как ухаживать за взрослой кошкой. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Пернатая радуга в комнате. |
4 |
2 |
2 |
5.1 |
Как выбрать и обустроить клетку. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.2 |
Покупка птицы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.3 |
Корма и правила кормления. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.4 |
Почему не стоит ловить птиц в природе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Хомка и его ближайшие родственники. |
3 |
1,5 |
1,5 |
6.1 |
Клетки для грызунов и их оборудование. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6.2 |
На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6.3 |
Корма и правила кормления. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Рыбы – самые тихие соседи. |
7 |
3 |
4 |
7.1 |
Выбор и покупка аквариума. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.2 |
Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.3 |
Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.4 |
Аквариум как модель природного водоёма. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.5 |
Выбор и посадка растений в аквариуме. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.6 |
Из чего складывается красота аквариума. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.7 |
Уход за аквариумом. |
1 |
|
1 |
8 |
Школа для ваших любимцев. |
2 |
|
|
8.1 |
Представление об условных рефлексах. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8.2 |
Поощрение и наказание. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Взрослые, которые всегда готовы помочь. |
3 |
1,5 |
1,5 |
9.1 |
Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9.2 |
Приобретение животных у любителей. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9.3 |
Городской птичий рынок. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. |
3 |
1,5 |
1,5 |
10.1 |
Законы, регулирующие правила содержания животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.2 |
Права и обязанности хозяев животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.3 |
Сопереживание, сочувствие и содействие животным. |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Содержание программы.
3 год обучения
Как животные оказались в нашем жилище?
Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.
Практическая работа:
2. Почему мы любим животных?
Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми
Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.
3. Собаки - самые верные друзья человека
Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе
Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
5. Пернатая радуга в комнате
Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Корма и правила кормления. Почему не стоит ловить птиц в природе.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
6. Хомка и его ближайшие родственники
Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормленая.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
7. Рыбы - самые тихие соседи
Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Уход за аквариумом.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
8. Школа для ваших любимцев
Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
9. Взрослые, которые всегда готовы помочь
Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
10. Мы в ответе за тех, кого приручили
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
11. Итоговое занятие. Конференция, выставка
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
Учебно-тематический план четвертого года обучения.
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Как животные оказались в нашем жилище? |
3 |
1 |
2 |
1.1 |
Вводное занятие. |
1 |
|
1 |
1.2 |
Отношение к животным первобытных людей. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
Поклонение животным, священные животные. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
Почему мы любим животных? |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.1 |
Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их. |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Конкурс эрудитов – любителей животных. |
1 |
|
1 |
3 |
Собаки – самые верные друзья человека. |
3 |
1 |
2 |
3.1 |
Психология поведения собаки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.3 |
Конкурс проектов «Мой лучший друг», «Мое любимое домашнее животное». |
1 |
|
1 |
4 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе. |
2 |
1 |
1 |
4.1 |
Что нужно кошке для хорошего самочувствия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Что помогает подружиться с кошкой. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Пернатая радуга в комнате. |
5 |
2 |
3 |
5.1 |
Что нужно птице для хорошего самочувствия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.2 |
Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.3 |
Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.4 |
Разведение птиц в неволе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.5 |
Викторина «Знатоки птиц». |
1 |
|
1 |
6 |
Хомка и его ближайшие родственники. |
3 |
0,5 |
2,5 |
6.1 |
Особенности содержания и разведения в неволе. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6.2 |
Оформление места проживания хомячка. |
1 |
|
1 |
6.3 |
Игра «Поле чудес». Веселое семейство грызунов. |
1 |
|
1 |
7 |
Рыбы – самые тихие соседи. |
5 |
2 |
3 |
7.1 |
Правила покупки и транспортировки рыб. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.2 |
Корма и кормление рыб. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.3 |
Разведение рыб. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.4 |
Типичные ошибки содержания рыб. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7.5 |
Конкурс «Подводное царство». |
1 |
|
1 |
8 |
Школа для ваших любимцев. |
3 |
1,5 |
1,5 |
8.1 |
Правила дрессировки собак, основные команды. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8.2 |
Методика дрессировки животных династией Дуровых. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8.3 |
Обучение домашних животных различным трюкам. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Взрослые, которые всегда готовы помочь. |
3 |
1,5 |
1,5 |
9.1 |
Лечение животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
9.2 |
Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники |
1 |
0,5 |
0,5 |
9.3 |
Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Мы в ответе за тех, кого приручили. |
5 |
2 |
3 |
10.1 |
Как защищать животных от жестокого обращения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.2 |
Как помочь другим ребятам полюбить животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.3 |
4 октября – Всемирный день животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.4 |
Дневник наблюдений и картотека. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.5 |
КВН « В мире животных» |
1 |
|
1 |
11 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Содержание программы.
4 год обучения.
1.Как животные оказались в нашем жилище? Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
2. Почему мы любим животных?
Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.
3. Собаки – самые верные друзья человека
Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Что помогает подружиться с кошкой.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
5. Пернатая радуга в комнате. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
6. Хомка и его ближайшие родственники. Особенности содержания и разведения в неволе.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
7. Рыбы - самые тихие соседи. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Разведение. Типичные ошибки.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
8. Школа для ваших любимцев. Правила дрессировки собак, основные команды. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
9. Взрослые, которые всегда готовы помочь. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
10. Мы в ответе за тех, кого приручили. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. Дневник наблюдений и картотека.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
11. Итоговое занятие. Конференция, выставка. Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
Методическое сопровождение.
Во внеурочной деятельности используются различные формы организации воспитанников:
- занятия-соревнования: конкурсы, КВНы, викторины, эстафеты;
- занятия, основанные на методах общественной практики: репортажи, устные журналы и газеты;
- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентации, дискуссии;
- занятия, основанные на имитации общественной деятельности: ученый совет, пресс-конференция, круглый стол.
Кроме того, используются такие формы как различные сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, описания путевых заметок, творческие отчеты.
Используются и различные методы организации занятий:
- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог;
- наглядный метод обучения: наглядные материалы: рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы;
- метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; фото-видео съемка;
- исследовательские методы: проведение опытов; эксперименты;
- методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения (тренинг, упражнения); письменные работы (составление сообщений);
- графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, работа с определителями, с картами, схемами;
- исследовательские методы: проведение опытов;
- методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц);
- проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов; создание творческих работ;
- метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные; игра-конкурс, игра-путешествие, деловая игра;
- психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение, анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал: таблицы; набор карточек животных;
раздаточный материал: определители;
материалы для проверки освоения программы: тестовые задания по разделам программы, кроссворды, лото и др.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
В учебно-воспитательный процесс следует включать воспитательные мероприятия, выставки.
ЛИТЕРАТУРА
-
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. – М., 1999.
-
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.
-
Дурова Н.Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. – М., 1993.
-
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. – М., 1988.
-
Животные в доме: энциклопедия. – М., 1994.
-
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. – М., 1998.
-
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. – М., 1999.
-
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. – М., 1984.
-
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. – М., 1993.
-
Мередит С Хомячки / С Мередит. – М,, 1999. Пайере X. Кошка/X. Пайерс. – М., 1997. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. – М., 2000.
-
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. – М., 1996.
-
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. – М., 1999.
-
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. – М., 1999.
-
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. – М., 1991.
-
Хэрриот Дж. О всех созданиях – больших и малых / Дж. Хэрриот. – М., 1995.
-
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. – М., 2001.
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО