Урок «Осторожно, электрический ток»
Цели урока:
1. Образовательные:
• повторить и обобщить знания по теме (основные понятия, формулы, законы);
• дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током;
• усвоить знания о действиях электрического тока на человека.
Плотникова Ольга Владимировна
-
1 –я квалификационная категория ;
-
г. Биробиджан, Еврейская автономная область
-
МКОУ ООШ№ 9;
-
физика;
-
учебник физики Перышкина;
-
Урок по теме «Осторожно, электрический ток»
-
8класс
-
продолжительность урока 45мин;
-
компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
Урок по теме «Осторожно, электрический ток»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
1. Образовательные:
-
повторить и обобщить знания по теме (основные понятия, формулы, законы);
-
дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током;
-
усвоить знания о действиях электрического тока на человека.
2. Воспитательные:
-
воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников;
-
воспитание у учащихся заботы о своем здоровье;
-
воспитание навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью.
3. Развивающие:
-
развитие логического мышления и познавательной активности у учащихся;
-
развитие интереса к физике.
Оборудование:
-
портреты ученых: Ома, Ампера, Вольта;
-
электробытовые приборы (электрокипятильник, чайник, щипцы для волос, настольная лама, обогреватель с открытой спиралью);
-
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
План урока:
-
Орг. момент.
-
Мотивационное начало.
-
Работа в группах.
-
Итог урока
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Мотивационное начало.
Учитель:
Всем нам не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое небезопасное явление природы (слайд )
По оценке метеорологов, за секунду в землю ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в 200 грозах, это каждое мгновение бичует Землю. Любой удар молнии распространяется со скоростью, составляющей около половины скорости света 3 108 м/с, и порождает температуру, достигающую около 50000 0С.
Любое электрическое явление в природе у человека вызывает удивление и страх. О правилах поведения и защите от таких явлений мы поговорим сегодня на уроке.
Ваши знания по физике об электрическом токе необходимы и применимы в работах по технологии, в быту, в технике. Эти знания необходимы в ряде профессий, как электрик, монтер, энергетик и т.д.
Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с электроприборами, подвергая свою жизнь опасности. Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности.
Как известно тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснётся к токоведущим частям электроустановки, к оголенным проводам, то по телу пойдет электрический ток. В результате человек может получить электротравму. Все мы постоянно имеем дело с электроприборами. Чтобы избежать поражение током необходимо знать действия тока на организм человека; факторы, от которых зависит поражающее действие тока; как предотвратить электротравмы.
3. Продолжите фразу.
-
Электрическим током называется …упорядоченное движение заряженных частиц
-
Единица электрического сопротивления…Ом
-
Формула закона Ома для участка цепи…I=
-
Единица измерения силы тока… А
-
Прибор для измерения силы тока…. амперметр, в цепь включается ….последовательно
-
Прибор для измерения напряжения ….вольтметр, в цепь включается ….параллельно
4. Работа в группах.
Теоретическая часть.
Прочитать предложенный материал и подготовить сообщение для других групп.
Группа № 1. Медицина об электротравмах
1. Электротравмы — повреждения организмов электрическим током — встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в быту. Их причиной может быть и атмосферное электричество (молния).
Тяжесть поражения организма зависит от силы тока, напряжения, длительности действия тока и его вида (постоянный или переменный). Установлено, что наиболее опасен переменный ток. Опасность возрастает с увеличением напряжения. Чем длительнее воздействие тока, тем тяжелее электротравма.
Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме. Местные явления (в месте контакта) могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тяжелых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела. Общие явления выражаются в нарушении деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При электротравмах наблюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи, судороги, нарушения дыхания (вплоть до остановки), в тяжелых случаях шок и даже может наступить мгновенная смерть.
Электрический ток невидим
Его действие мгновенно (слайд)
Некоторые действия тока на организм приведены в следующей таблице:
Сила тока |
Действие тока |
0-0,5 мА |
Отсутствует |
0,5-2 мА |
Потеря чувствительности |
2-10 мА |
Боль, мышечные сокращения |
10-20 мА |
Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения |
20-100 мА |
Дыхательный паралич |
100 мА- 3 А |
Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация) |
Более 3 А |
Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги |
Группа № 2 Причины поражения током.
Основные причины электротравматизма:
-
Неисправность приборов или средств защиты.
-
Замыкание фазовых проводов на землю.
-
Нарушение техники безопасности и обращении с приборами, проводами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за отключенный, контакт токопроводящего оборудования с прибором, находящимся под напряжением).
Одна из причин неисправности приборов — замыкание на корпус. Это соединение оголенного провода или спирали с металлическим корпусом электроприбора. Опасность заключается в том, что распознать по внешним признакам прибор, в котором произошло‚замыкание, невозможно. Однако, прикоснувшись к корпусу, можно получить электротравму.
Избежать поражения током можно, зная и выполняя основные правила безопасности. Прежде чем работать с прибором, необходимо убедиться, что в нем нет замыкания на корпус, шнур исправен и его разъемные соединения надежно изолированы.
Учитель:
Одной из причин электротравматизма являются провисшие и лежащие на земле оборванные провода воздушных линий электропередач. Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 5-8 метров к лежащему на земле проводу воздушной линии. Обнаружив оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места повреждения, позвонить в отделение МЧС. Статистика показывает, что около трети всех случаев электротравматиза среди населения происходит из-за соприкосновения людей с провисшими ли оборванными проводами. Особенно часто травмируются дети. Для предотвращения указанных случаев детям необходимо запрещать влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных линий электропередачи, играть под воздушными линиями, запускать воздушных змеев, разводить костры, бросать проволоку и другие предметы на провода, разбивать лапмы и изоляторы, а ,кроме того, открывать дверцы распределительных щитов, силовых шкафов, двери трансформаторных подстанций.
Группа № 3 Электротравматизм и состояние помещений
По степени опасности поражений электрическим током все помещения делятся на особо опасные, с повышенной опасностью и без повышенной опасности.
К особо опасным относят помещения. относительная влажность воздуха в которых близка к 100%, а также с химически активной средой, разрушающей изоляцию и токоведущие части электроприборов.
Помещениями с повышенной опасностью являются сырые помещения с влажностью до 75%, с наличием токопроводящей пыли, с недиэлектрическими полами (металлические, железобетонные), температура в которых высока (t >300 С), с возможностью одновременного прикосновения человека к металлическим конструкциям задания, имеющим соединения с землей, и к металлическим корпусам электрооборудования.
Все остальные помещения — без повышенной опасности.
С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей — гладкие и матовые. радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем — заземленные.
В помещениях с повышенной опасностью необходимо использовать напряжение не выше 42 В, а в особо опасных не выше 12 В.
Группа № 4 Меры предосторожности при работе с электроприборами
Наиболее действенная профилактика электротравматизма — точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электроустановок. для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям электроустановок их ограждают независимо от того, к такому напряжению они подключены.
Для устранения опасности поражения электрическим током применяются следующие защитные средства:
• изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки;
Диэлектрические перчатки Диэлектрические галоши
Диэлектрический коврик Изолирующая подставка
• специальные инструменты и приспособления с изолированными ручками;
• приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами.
Защитные средства во время хранения должны быть защищены от механических повреждений, загрязнений и увлажнений. Перед применением защитных средств необходимо проверить их исправность и отсутствие повреждений, очистить от пыли.
В помещениях с повышенной опасностью, где есть сырые полы и стены, необходимо металлические корпусы электроприборов заземлять.
2. Практическая часть
-
Решение задач.
Для 1 группы:
Задача № 1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?
Задача №2. Сопротивление между крайними точками тела, например от одной руки до другой , может быть равно 100000 Ом. Вычислите максимальную силу тока (в мА), возникающую при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В). Выясните опасно ли это?
Для 2 группы:
Задача №1. На текстильных предприятиях, если не принять соответствующих мер, нити могут прилипать к гребням машин, путаются, рвутся. Что следует сделать, чтобы свести до минимума эти неполадки?
Задача № 2 Сопротивление между потными руками составляет 1500 Ом. Вычислите максимальную силу тока (в мА), возникающую при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В). Выясните опасно ли это?
Для 3 группы:
Задача №1. Органы государственного пожарного надзора не рекомендуют перевозить бензин в полиэтиленовых канистрах, а предлагают пользоваться металлическими. Почему?
Задача № 2. Каково напряжение на участке цепи сопротивлением 20 Ом при силе тока 200 мА?
Для 4 группы:
Задача №1.Авиационное топливо в основном электризуется при фильтровании. Изобретение фильтра, при прохождении через который жидкость почти не заряжается, является важной проблемой. Почему такой фильтр должен состоять из двух различных материалов? Какими электрическими свойствами должны обладать эти материалы по отношению к топливу?
Задача № 2 Каково напряжение на участке электрической цепи сопротивлением 40 Ом при силе тока 100 мА?
-
Собрать электрическую цепь по схеме, снять показания приборов и рассчитать сопротивление.
Задание 1-й группе:
I = U = Rл =
Задание 2-й группе:
I = U = R резисторе =
Задание 3-й группе:
I = U = Rл =
Задание 4-й группе
I = U = Rреостата =
Физическая пауза :
Русский ученый Василий Владимирович Петров в 1802 году изготовил огромную батарею. Она состояла из 4200 медных и цинковых кружков, между каждой парой которых прокладывали картонные кружки, пропитанные раствором нашатыря. Вся батарея размещалась в большом деревянном ящике. Дно и стенки ящика изолировали лаком и промасленной бумагой. Эта батарея представляла собой 2100 медно-цинковых гальванических элементов, соединенных последовательно. Напряжение на ее зажимах составляло 1650–1700 В. Это был первый в истории источник постоянного тока сравнительно высокого напряжения.
Р. Бернс
Дул ветер из последних сил,
И град хлестал, и ливень лил,
И вспышки молний тьма глотала,
И небо долго грохотало….
Как возникают раскаты грома? (ответы учащихся)
А. Горький
Между тучами и морем
Гордо реет буревестник,
Черной молнии подобной.
Как возникает молния? (ответы учащихся)
В. Брюсов
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов,
И, шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
Какое действие тока, описанное в этих строках, использует человек?(ответы учащихся)
-
Задачи по рисункам
(работа в группах)
Учитель. Сейчас каждая группа получит рисунок с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудования и одинаковые вопросы:
• Что в изображенной ситуации персонажи делают неправильно?
• Какова причина возможного поражения током данного персонажа?
• Как надо было действовать правильно?
(При ответах представителей групп рисунки проецируются на экран)
4)Вопросы к инсценировкам
«Жизненные ситуации»
Учитель. А сейчас каждой группе предлагается несколько жизненных ситуаций, в которых ребята неправильно обращаются с электроприборами. Вам будут задаваться вопросы к каждой ситуации , а представители от каждой группы — отвечать на них.
1. На столе стоит стакан с кипятильником. Саша говорит Руслану: «Посмотри, согрелась ли вода?» Руслан опускает палец в стакан при включенном кипятильнике.
Почему нельзя так поступать?
Ответ. Вода — хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдет замыкание на корпус, то Руслан получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки.
2. Саша, вынимая шнур от настольной лампы из розетки, взялся не за вилку, а тянет за шнур.
Что неправильно сделал Саша?
Ответ. Шнур может вырваться из вилки или разорваться, и Саша получит элекротравму. Надо держаться за вилку.
3. «Кристина, выключи, пожалуйста, свет», — говорит Катя. Кристина с мокрыми руками идет к выключателю.
Что неправильно делала Кристина?
Ответ. Выключатель может быть неисправным, произойдет пробой изолятора. а вода — хороший проводник тока. Тогда Кристина получит электротравму.
4. «Руслан, у вас дома холодно? — спрашивает Саша. — Очень, ночью особенно, поэтому я включаю вот такой обогреватель. (Показывает обогреватель с открытой спиралью.)
Почему обогреватель с открытой спиралью нельзя оставлять включенным без присмотра?
Ответ. Если спираль перегорит, то могут возникнуть искры и произойдет пожар.
Для каждой команды. Найдите ошибки в беседе.
Разговаривают ученицы 8
класса. Одна из них с зонтом. Другая –
держит собачку на поводке.
– Да, правду
говорят, что от грома и в воде не
спрячешься!
– Нет, можно! Как-то застала
меня гроза на открытом месте, где росло
одинокое дерево.
– Ты гуляла с
Тотошкой?
– Конечно! Как всегда веду
пёсика на цепочке, а в руке держу зонт.
Ну, я встала под дерево.
– Зря! Лучше
в таком случае лечь на землю.
– Раскрыла
зонт, а Тотошку рядом держу на цепочке.
Так от грозы и спрятались.
Учитель:
Заканчивая сегодняшний урок хочу предложить: Давайте сделаем для себя главный вывод – наше здоровье и наша жизнь, жизнь и здоровье наших близких, в наших руках – электробезопасности первоочередное внимание. Хотелось, чтобы вы оказались примером для подражания, младшим при общении с бытовыми электроприборами.
Задания для группы № 1
-
Теоретическая часть.
Прочитать предложенный материал и подготовить сообщение для других групп.
Медицина об электротравмах
1. Электротравмы — повреждения организмов электрическим током — встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в быту. Их причиной может быть и атмосферное электричество (молния).
Тяжесть поражения организма зависит от силы тока, напряжения, длительности действия тока и его вида (постоянный или переменный). Установлено, что наиболее опасен переменный ток. Опасность возрастает с увеличением напряжения. Чем длительнее воздействие тока, тем тяжелее электротравма.
Ток вызывает различные местные и общие нарушения в организме. Местные явления (в месте контакта) могут варьироваться от незначительных болевых ощущений до тяжелых ожогов с обугливанием и обгоранием отдельных частей тела. Общие явления выражаются в нарушении деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. При электротравмах наблюдаются обмороки, потеря сознания, расстройства речи, судороги, нарушения дыхания (вплоть до остановки), в тяжелых случаях шок и даже может наступить мгновенная смерть.
2. Практическая часть
-
Решение задач.
Задача № 1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?
Задача №2. Сопротивление между крайними точками тела, например от одной руки до другой , может быть равно 100000 Ом. Вычислите максимальную силу тока (в мА), возникающую при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В). Выясните опасно ли это?
-
Собрать электрическую цепь по схеме, снять показания приборов и рассчитать сопротивление.
I = U = Rл =
-
Задачи по рисункам
По рисунку с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудования ответьте на вопросы:
• Что в изображенной ситуации персонажи делают неправильно?
• Какова причина возможного поражения током данного персонажа?
• Как надо было действовать правильно?
Задания для группы № 2
-
Теоретическая часть.
Прочитать предложенный материал и подготовить сообщение для других групп
Причины поражения током.
Основные причины электротравматизма:
-
Неисправность приборов или средств защиты.
-
Замыкание фазовых проводов на землю.
-
Нарушение техники безопасности и обращении с приборами, проводами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за отключенный, контакт токопроводящего оборудования с прибором, находящимся под напряжением).
Одна из причин неисправности приборов — замыкание на корпус. Это соединение оголенного провода или спирали с металлическим корпусом электроприбора. Опасность заключается в том, что распознать по внешним признакам прибор, в котором произошло‚замыкание, невозможно. Однако, прикоснувшись к корпусу, можно получить электротравму.
Избежать поражения током можно, зная и выполняя основные правила безопасности. Прежде чем работать с прибором, необходимо убедиться, что в нем нет замыкания на корпус, шнур исправен и его разъемные соединения надежно изолированы.
2. Практическая часть
-
Решение задач.
Задача №1. На текстильных предприятиях, если не принять соответствующих мер, нити могут прилипать к гребням машин, путаются, рвутся. Что следует сделать, чтобы свести до минимума эти неполадки?
Задача № 2 Сопротивление между потными руками составляет 1500 Ом. Вычислите максимальную силу тока (в мА), возникающую при контакте с бытовой техникой электросетевого напряжения (220 В). Выясните опасно ли это?
-
Собрать электрическую цепь по схеме, снять показания приборов и рассчитать сопротивление.
I = U = R резисторе =
-
Задачи по рисункам
По рисунку с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудования ответьте на вопросы:
• Что в изображенной ситуации персонажи делают неправильно?
• Какова причина возможного поражения током данного персонажа?
• Как надо было действовать правильно?
Задания для группы № 3
-
Теоретическая часть.
Прочитать предложенный материал и подготовить сообщение для других групп
Электротравматизм и состояние помещений
По степени опасности поражений электрическим током все помещения делятся на особо опасные, с повышенной опасностью и без повышенной опасности.
К особо опасным относят помещения. относительная влажность воздуха в которых близка к 100%, а также с химически активной средой, разрушающей изоляцию и токоведущие части электроприборов.
Помещениями с повышенной опасностью являются сырые помещения с влажностью до 75%, с наличием токопроводящей пыли, с недиэлектрическими полами (металлические, железобетонные), температура в которых высока (t >300 С), с возможностью одновременного прикосновения человека к металлическим конструкциям задания, имеющим соединения с землей, и к металлическим корпусам электрооборудования.
Все остальные помещения — без повышенной опасности.
С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей — гладкие и матовые. радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем — заземленные.
В помещениях с повышенной опасностью необходимо использовать напряжение не выше 42 В, а в особо опасных не выше 12 В.
2. Практическая часть
-
Решение задач
Задача №1. Органы государственного пожарного надзора не рекомендуют перевозить бензин в полиэтиленовых канистрах, а предлагают пользоваться металлическими. Почему?
Задача № 2. Каково напряжение на участке цепи сопротивлением 20 Ом при силе тока 200 мА?
-
Собрать электрическую цепь по схеме, снять показания приборов и рассчитать сопротивление.
I = U = Rл =
-
Задачи по рисункам
По рисунку с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудования ответьте на вопросы:
• Что в изображенной ситуации персонажи делают неправильно?
• Какова причина возможного поражения током данного персонажа?
• Как надо было действовать правильно?
Задания для группы № 4
-
Теоретическая часть.
Прочитать предложенный материал и подготовить сообщение для других групп
Меры предосторожности при работе с электроприборами
Наиболее действенная профилактика электротравматизма — точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электроустановок. для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям электроустановок их ограждают независимо от того, к такому напряжению они подключены.
Для устранения опасности поражения электрическим током применяются следующие защитные средства:
• изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки;
Диэлектрические перчатки Диэлектрические галоши
Диэлектрический коврик Изолирующая подставка
• специальные инструменты и приспособления с изолированными ручками;
• приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами.
Защитные средства во время хранения должны быть защищены от механических повреждений, загрязнений и увлажнений. Перед применением защитных средств необходимо проверить их исправность и отсутствие повреждений, очистить от пыли.
В помещениях с повышенной опасностью, где есть сырые полы и стены, необходимо металлические корпусы электроприборов заземлять.
2. Практическая часть
-
Решение задач
Задача №1.Авиационное топливо в основном электризуется при фильтровании. Изобретение фильтра, при прохождении через который жидкость почти не заряжается, является важной проблемой. Почему такой фильтр должен состоять из двух различных материалов? Какими электрическими свойствами должны обладать эти материалы по отношению к топливу?
Задача № 2 Каково напряжение на участке электрической цепи сопротивлением 40 Ом при силе тока 100 мА?
-
Собрать электрическую цепь по схеме, снять показания приборов и рассчитать сопротивление.
I = U = Rреостата =
-
Задачи по рисункам
По рисунку с изображением ситуации, в которой персонажи нарушают правила безопасности при использовании, ремонте или монтаже электрооборудования ответьте на вопросы:
• Что в изображенной ситуации персонажи делают неправильно?
• Какова причина возможного поражения током данного персонажа?
• Как надо было действовать правильно?
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»