Россия в начале XIX в.
Тема 7.1.2 Россия в начале XIX в.
Документ № 1. Н. Бердяев о роли пространства в русской истории
Необъятные пространства, которые со всех сторон окружают и теснят русского человека, - не внешний материальный, а внутренний духовный фактор его жизни. Эти необъятные русские пространства находятся и внутри русской души и имеют над ней огромную власть. Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их. Он слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть… И в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно ему справиться…
Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности, - он расплывался в пространстве. И это было не внешней, а внутренней судьбой русского народа… С внешней, позитивно-научной точки зрения огромные русские пространства представляются географическим фактором русской истории. Но с более глубокой, внутренней точки зрения сами эти пространства можно рассматривать как внутренний, духовный факт в русской судьбе. Это – география русской души.
-
Какова главная мысль документа?
-
Перечислите по пунктам сущность влияния огромной территории страны на развитие России.
-
Приведите примеры из истории России, подтверждающие или отрицающие вывод автора о том, что "Русский человек… слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть…"
Документ № 2 Численность населения к началу XIX в.
-
Сравните население России с населением европейских стран. Какие выводы можно сделать?
Документ № 3 Репродукция картины М. Зайцева Привоз крепостными провизии
-
Определите время, место и круг людей, изображенных на картине
-
Какое событие изображено на картине?
-
Как назывался вид повинностей, которые выполняют крестьяне?
-
Каково отношение к происходящему, с точки зрения автора картины у помещика, крестьян? Почему?
-
Дайте собственную оценку изображённому на картине.
Документ № 4. Степан Руссов по поводу "Указа о трехдневной барщине" 1797 г.
Автор восхищен императором Павлом Первым, который "облагодетельстваовал" крестьян тем, что:
Рассек на части их недели
Чтобы три дня барину потели,
А три дня жали свой загон
Детей и сирых бы кормили,
А в праздник слушать бы ходили
Святой божественный закон.
-
В чём сущность указа Павла Первого?
-
Предположите, каково было отношение к Указу: а) помещиков, б) крестьян?
-
Предположите, почему автор документа восхищен Павлом?
-
Каково ваше отношение к Указу? Почему?
Документ № 5 Василий Каразин о роли помещика в государственном управлении. 1810 г.
Помещики, для благоденствия селений земледельческих, почти столь же нужны, сколько монах для подданных вообще… Помещика я разумею наследственным чиновником, которому верховная власть, дав землю для населения. Чрез то вверила ему попечение о людях, на оной жить имеющих, и за них во всех случаях ответственность. Он есть природный покровитель сих людей, их гражданский судья, посредник между ими и высшим правительством, ходатай за них, попечитель о неимущих и сиротах, наставник во всем, что принадлежит добру их, наблюдатель за благоустройством и нравами, одним словом, в отношении к государству, он есть их "генерал-губернатор" в малом виде… Российские помещики, по разуму законов своего отечества, не что иное, как наместники своих великих государей, каждый во вверенной ему части.
-
Какую роль автор документа отводит помещикам в государственном управлении?
-
Какие выводы на основе документа можно сделать о положении помещиков в обществе?
Документ № 6. Акт о порядке престолонаследия. 5 апреля 1797 г.
Акт, Высочайше утвержденный в день священной коронации его императорского величества и положенный для хранения на престол Успенскаго собора.
Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и с спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужескаго поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство.
-
Кто является автором документа? Каковы обстоятельства его принятия?
-
Кто и когда был автором предыдущего документа о наследовании престола? Каковы были последствия принятия этого документа?
-
Оцените достоинства и недостатки каждого из двух принципов наследования престола. Какой из них, с вашей точки зрения, более предпочтителен для России? Почему?
-
На основе всех приведённых выше документов сделайте общие выводы об особенностях развития России в начале XIX в.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»