В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Россия в начале XIX в.

Россия в начале XIX в.

Геннадий Танченко
Тип материала: другое
просмотров: 2327
Краткое описание
Данные материалы, разработанные автором, применяю при индивидуальной работе с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к учёбе в рамках многоуровнего анализа исторических источников различного вида (Документально-методический комплекс)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тема 7.1.2 Россия в начале XIX в..doc Скачать

Тема 7.1.2 Россия в начале XIX в.


Документ № 1. Н. Бердяев о роли пространства в русской истории


Необъятные пространства, которые со всех сторон окружают и теснят русского человека, - не внешний материальный, а внутренний духовный фактор его жизни. Эти необъятные русские пространства находятся и внутри русской души и имеют над ней огромную власть. Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их. Он слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть… И в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно ему справиться…

Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности, - он расплывался в пространстве. И это было не внешней, а внутренней судьбой русского народа… С внешней, позитивно-научной точки зрения огромные русские пространства представляются географическим фактором русской истории. Но с более глубокой, внутренней точки зрения сами эти пространства можно рассматривать как внутренний, духовный факт в русской судьбе. Это – география русской души.


  1. Какова главная мысль документа?

  2. Перечислите по пунктам сущность влияния огромной территории страны на развитие России.

  3. Приведите примеры из истории России, подтверждающие или отрицающие вывод автора о том, что "Русский человек… слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть…"


Документ № 2 Численность населения к началу XIX в.

  1. Сравните население России с населением европейских стран. Какие выводы можно сделать?


Документ № 3 Репродукция картины М. Зайцева Привоз крепостными провизии

  1. Определите время, место и круг людей, изображенных на картине

  2. Какое событие изображено на картине?

  3. Как назывался вид повинностей, которые выполняют крестьяне?

  4. Каково отношение к происходящему, с точки зрения автора картины у помещика, крестьян? Почему?

  5. Дайте собственную оценку изображённому на картине.


Документ № 4. Степан Руссов по поводу "Указа о трехдневной барщине" 1797 г.


Автор восхищен императором Павлом Первым, который "облагодетельстваовал" крестьян тем, что:

Рассек на части их недели

Чтобы три дня барину потели,

А три дня жали свой загон

Детей и сирых бы кормили,

А в праздник слушать бы ходили

Святой божественный закон.

  1. В чём сущность указа Павла Первого?

  2. Предположите, каково было отношение к Указу: а) помещиков, б) крестьян?

  3. Предположите, почему автор документа восхищен Павлом?

  4. Каково ваше отношение к Указу? Почему?


Документ № 5 Василий Каразин о роли помещика в государственном управлении. 1810 г.


Помещики, для благоденствия селений земледельческих, почти столь же нужны, сколько монах для подданных вообще… Помещика я разумею наследственным чиновником, которому верховная власть, дав землю для населения. Чрез то вверила ему попечение о людях, на оной жить имеющих, и за них во всех случаях ответственность. Он есть природный покровитель сих людей, их гражданский судья, посредник между ими и высшим правительством, ходатай за них, попечитель о неимущих и сиротах, наставник во всем, что принадлежит добру их, наблюдатель за благоустройством и нравами, одним словом, в отношении к государству, он есть их "генерал-губернатор" в малом виде… Российские помещики, по разуму законов своего отечества, не что иное, как наместники своих великих государей, каждый во вверенной ему части.

  1. Какую роль автор документа отводит помещикам в государственном управлении?

  2. Какие выводы на основе документа можно сделать о положении помещиков в обществе?


Документ № 6. Акт о порядке престолонаследия. 5 апреля 1797 г.


Акт, Высочайше утвержденный в день священной коронации его императорского величества и положенный для хранения на престол Успенскаго собора.

Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и с спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужескаго поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство.

  1. Кто является автором документа? Каковы обстоятельства его принятия?

  2. Кто и когда был автором предыдущего документа о наследовании престола? Каковы были последствия принятия этого документа?

  3. Оцените достоинства и недостатки каждого из двух принципов наследования престола. Какой из них, с вашей точки зрения, более предпочтителен для России? Почему?

  4. На основе всех приведённых выше документов сделайте общие выводы об особенностях развития России в начале XIX в.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос