Плоды и их классификация
Задачи: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;
- развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;
- продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
План урока. I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Проверка домашнего задания.
1.Работа по карточкам.
2.Фрольтальный опрос.
III.Изучение нового материала.
1.Решение проблемной ситуации.
2.Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
Физкультминутка.
3. Продолжение рассказа учителя.
IV. Закрепление.
Вопросы.
Познавательная задача.
V. Подведение итогов.
Рефлексия.
Оценки.
Домашнее задание
Ход урока. I.Организационный момент. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь! II.Проверка домашнего задания. 1. Работа по карточкам.
Вариант 1 1.Нарисуйте соцветия сложный колос и зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями.
2.Почему соцветие головка так называется? 3.Сравни соцветия кисть и колос. | Вариант 2
1.Нарисуйте соцветия щиток и сложный зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями. 2.Почему соцветие корзинка так называется? 3.Сравни соцветия початок и колос. |
Определите тип и название соцветия.
2. Фронтальный опрос. — Что называют соцветием? — Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия? — Какова основная биологическая роль соцветий? — Какие соцветия называют простыми? — Приведите примеры простых соцветий. — Какие соцветия называют сложными? — Приведите примеры сложных соцветий. III. Изучение нового материала. Загадка: Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал.(Плод) Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?»
1. Решение проблемной ситуации. Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? (Ученики высказывают свои предположения.) Обобщение ответов учащихся — кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. 2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации. После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода. Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян (слайд №1). Плод состоит из семян и околоплодника (слайд №2). Основная функция околоплодника –защитаформирующихся семян от механических повреждений,пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов
(Демонстрация изображения и коллекции плодов различных растений.)
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян. Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным (слайд №3).
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие (слайд №4). — По числу семян выделяют односемянные имногосемянные плоды (слайд №5).
— От чего зависит количество семян в одном плоде? (Ответы учащихся.) Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи. — Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухиеи сочные.
— Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.) Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
— Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Ответы учащихся.)(слайд №6). Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.
Физкультминутка. 3. Продолжение рассказа. • Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян (слайд №7). Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса (слайд №8. Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут. • Костянковидные: Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя. Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке (слайд №9). • Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №10). Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно. Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом. Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени. Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла. Многоорешек (фрага) – с разрошимся при созревании мясистым цветоложем. • Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №11). Боб — плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки. IV. Закрепление. 1. Что называют плодом? 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сложные? 3. Что называют соплодием? 4. Какова роль плодов в жизни растений? 5. Познавательная задача. Вы рассмотрели разнообразные плоды. На столах у вас находятся корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы. Рассмотрите их, подумайте и подготовьте ответ на вопрос: Можно ли их назвать плодами? V. Подведение итогов. Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него. Вопрос: На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они? · Плоды образуются на месте цветка.
· Внутри плодов находятся семена.
Оценки. Рефлексия. -У вас на партах лежат смайлики, но они без улыбочки, возьмите и дорисуйте им улыбку. Прикрепите их на доску. Домашнее задание.Читать параграф 30, заполнить таблицу.
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой плод
| |
сочный или сухой | односемянный или многосемянный | ||
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС.
ТЕМА: ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ 6-9 КЛАССЫ. АВТОРЫ: В.В. ПАСЕЧНИК
В.В. ЛАТЮШИН, В.М. ПАКУЛОВА.
Учебник биологии В.В.Пасечник
6 КЛАСС БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
УДОВИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА
МБОУ «САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Адрес: 309906
Белгородская область
Красногвардейский район
ело Самарино
улица Юбилейная, 23
УРОК № 37. ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Цель: воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.
Задачи: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;
- развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;
- продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.
Оборудование: таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», «Типы плодов»; комнатные растения (по возможности с плодами), гербарии различных растений, коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы, компьютер, интерактивная доска, информационный носитель.
Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец).
План урока.
-
Организационный момент.
Приветствие.
II. Проверка домашнего задания.
1.Работа по карточкам.
2.Фрольтальный опрос.
III. Изучение нового материала.
1.Решение проблемной ситуации.
2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
Физкультминутка.
3. Продолжение рассказа учителя.
IV. Закрепление.
Вопросы.
Познавательная задача.
V. Подведение итогов.
Рефлексия.
Оценки.
Домашнее задание
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
II. Проверка домашнего задания.
-
Работа по карточкам.
Вариант 1 1.Нарисуйте соцветия сложный колос и зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями. 2.Почему соцветие головка так называется? 3.Сравни соцветия кисть и колос. |
Вариант 2 1.Нарисуйте соцветия щиток и сложный зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями. 2.Почему соцветие корзинка так называется? 3.Сравни соцветия початок и колос. |
Определите тип и название соцветия. 1 3 5 2 4 6 |
-
Фронтальный опрос.
- Что называют соцветием?
- Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия?
- Какова основная биологическая роль соцветий?
- Какие соцветия называют простыми?
- Приведите примеры простых соцветий.
- Какие соцветия называют сложными?
- Приведите примеры сложных соцветий.
III. Изучение нового материала.
Загадка:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал. (Плод)
Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?»
1. Решение проблемной ситуации.
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.
Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян (слайд №1).
Плод состоит из семян и околоплодника (слайд №2). Основная функция околоплодника – защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.
В природе существует огромное разнообразие плодов
(Демонстрация изображения и коллекции плодов различных растений.)
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.
Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или сборным (слайд №3).
У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие (слайд №4).
- По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды (слайд №5).
- От чего зависит количество семян в одном плоде? (Ответы учащихся.)
Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи.
- Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)
Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.
- Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.) Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.
- Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Ответы учащихся.) (слайд №6).
Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.
Физкультминутка.
3. Продолжение рассказа.
-
Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян (слайд №7).
Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса (слайд №8.
Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.
Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут.
-
Костянковидные: Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.
Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке (слайд №9).
-
Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №10).
Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.
Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом.
Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.
Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.
Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.
Многоорешек (фрага) – с разрошимся при созревании мясистым цветоложем.
-
Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №11).
Боб - плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.
Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.
Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки.
IV. Закрепление.
-
Что называют плодом?
-
По каким признакам плоды разделяют на простые и сложные?
-
Что называют соплодием?
-
Какова роль плодов в жизни растений?
-
Познавательная задача. Вы рассмотрели разнообразные плоды. На столах у вас находятся корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы. Рассмотрите их, подумайте и подготовьте ответ на вопрос: Можно ли их назвать плодами?
V. Подведение итогов.
Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него. Вопрос: На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?
-
Плоды образуются на месте цветка.
-
Внутри плодов находятся семена.
Оценки.
Рефлексия.
-У вас на партах лежат смайлики, но они без улыбочки, возьмите и дорисуйте им улыбку. Прикрепите их на доску.
Домашнее задание. Читать параграф 30, заполнить таблицу.
Название плода
|
Тип плода
|
Какие растения имеют такой плод |
|
сочный или сухой |
односемянный или многосемянный |
||
|
|
|
|
Список литературы.
-
Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника 6 класс. - Волгоград, 2002.
-
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. – 3-е изд., перераб.,- М.: ВАКО, 2011. – 384с. – (В помощь школьному учителю.)
-
Пальдяева Г.Н. Биология. 5-11 классы: программа для общеоьразоват. Учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – 2-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
-
Пасечник В.В. Биология 6 класс Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.
Методические советы на подготовительный период: урок необходимо сделать ярким, запоминающимся, познавательным. Заранее подобрать и подготовить наглядный материал.
Занятие лучше проводить в кабинете биологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»