Прямолинейное распространение света
2. Развивать экспериментаторские, исследовательские умения учащихся, учить объяснять наблюдаемые физические явления.
3. Развивать устную речь, мышление, внимание, память учащихся, расширять кругозор.
Цели урока:
1. Сформулировать закон прямолинейного распространения света, познакомить с искусственными и естественными источниками света, ввести понятие луча света, точечного источника света, объяснить природу солнечных и лунных затмений, изучить условия образования теней и полутеней.
2. Развивать экспериментаторские, исследовательские умения учащихся, учить объяснять наблюдаемые физические явления.
3. Развивать устную речь, мышление, внимание, память учащихся, расширять кругозор.
Оборудование:компьютер, интерактивная доска, презентация, опорный конспект, лампочка, экран, непрозрачный картонный диск, свеча, экран из промасленной бумаги, две лампы, овальный кусок картона на проволоке, цыпленок из картона.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы. Свеча горела на столе,
Свеча горела…(слайд 1, музыкальное сопровождение).
Учитель физики: Свет….Его значение в нашей жизни велико, ведь мы живем в удивительном мире света, посредством зрения получаем большую часть информации (80-90%), с помощью света различаем цвета и предметы, видим их тени и отражения…
Я предлагаю вам провести «минутный» эксперимент: закройте глаза и представьте себе «жизнь во тьме»…, а теперь попробуйте нарисовать человека, дом, машину и т.д. (возможна работа у доски).
Свет имеет для человека большое значение и неудивительно, что уже на заре человечества пытались найти ответы на вопросы:
«Что же представляет собой свет? Почему и как мы его воспринимаем?»
(Возможен небольшой исторический обзор о развитии взглядов на природу света на усмотрение учителя.Первые представления о том, что такое свет, относятся к древности. В древности представления о природе света были весьма примитивными, фантастическими и довольно разнообразными. Однако, несмотря на разнообразие взглядов древних на природу света, уже в то время наметились три основных подхода к решению вопроса о природе света, которые в дальнейшем оформились в две теории: корпускулярную и волновую.
Подавляющее большинство древних философов и ученых рассматривало свет как некие лучи, соединяющие светящееся тело и человеческий глаз. При этом одни из них полагали, что лучи исходят из глаз человека, они как бы ощупывают рассматриваемый предмет. Эта точка зрения имела сначала большое число последователей. Такие крупнейшие ученые как Евклид и Птолемей придерживались ее.
Другие, наоборот, считали, что лучи испускаются светящимся телом и, достигая человеческого глаза, несут на себе отпечаток светящегося предмета. Такой точки зрения придерживались атомисты: Демокрит, Эпикур, Лукреций.
Последняя точка зрения на природу света уже позже, в XVII в., оформилась в корпускулярную теорию света, согласно которой свет есть поток каких-то частиц, испускаемых светящимся телом.
Третья точка зрения на природу света была высказана Аристотелем. Он рассматривал свет не как истечение чего-то от светящегося предмета в глаз и тем более не как некие лучи, исходящие из глаза и ощупывающие предмет, а как распространяющееся в пространстве (в среде) действие или движение.
Мнение Аристотеля в его время мало кто разделял. Но в дальнейшем, опять же в XVII в., его точка зрения получила развитие и положила начало волновой теории света.
В XVII в. в связи с развитием оптики вопрос о природе света вызывает все больший и больший интерес. При этом происходит образование двух противоположных теорий света: корпускулярной и волновой (более подробно вы познакомитесь с ними в 11 классе).
Учитель физики:Свет – это излучение, которое воспринимается глазом, поэтому свет называют еще видимым излучением, а раздел науки, посвященный изучению света называется «оптика»(слайд 2).
Изучая геометрическую оптику в 8 классе, мы остановимся на основных вопросах и законах, где не учитываются волновые свойства света и при решении задач пользуются геометрическими методами.
Геометрическая оптика базируется на трех законах:
-закон прямолинейного распространения света;
-закон отражения света;
-закон преломления света (слайд 3).
Сегодня на уроке мы сформулируем закон прямолинейного распространения света;изучим условия образования тени и полутени; введем понятие точечного источника света;посетим «старинную фотолабораторию», где при желании получим свой силуэтный портрет и посмотрим работу необычного «рентгеновского аппарата»…А вконце проведем небольшой физический диктант, который поможет обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.
2. Изучение нового материала.
Итак, тема урока «Прямолинейное распространение света»(слайд 4).
Прежде, чем мы сформулируем закон прямолинейного распространения света, познакомимся с искусственными и естественными источниками света;
введем следующие понятия:
— луч света;
— точечные источники света (слайд 5).
Тела, от которых исходит свет, являются источниками света. Источники света бываютискусственные и естественные.
Задание 1. Среди источников света, указанных на доске, выберите те, которые относятся к естественным и те, которые относятся к искусственным, заполнив таблицу:солнце, свеча, экран телевизора, звезды, гнилушки, лампы дневного света, молния, газовая горелка, экран дисплея, костер, светлячки (слайд 6).
Проверьте правильность заполнения вами таблицы (слайд 7).
естественные |
искусственные |
солнце |
свеча |
звезды |
экран телевизора |
гнилушки |
лампы дневного света |
молния |
газовая горелка |
светлячки |
экран дисплея |
костер |
Задание 2. Прослушав текст, укажите о каких источниках света идет речь и к какому виду их можно отнести.
Обучающийся:« Возможно, вы слышали, что «остров Врангеля является заповедником, расположенным в природной зоне, именуемой географами арктической пустыней. На человека, никогда не бывавшего в Арктике, природа этого края производит неизгладимое впечатление. Десять месяцев — с сентября по июнь — на острове царствует зима. В самый разгар ее, с середины ноября по январь, солнце здесь не показывается над горизонтом — наступает полярная ночь. Бескрайние снежные равнины острова и ледяные просторы окружающих морей сливаются в сплошную однообразную белую пустыню, освещаемую лишь светом луны или полярного сияния» (слайд 8, музыкальное сопровождение).
?Вопрос.К какому виду источников света можно отнести свет от луны и полярное сияние?
(Ожидаемый ответ): Это естественные источники света.
Обучающийся:«Трудно найти более красивое зрелище, чем закат солнца в пустыне.… Если в Сахаре стоит тихая погода и небо не затянуто поднятой ветром пылью, то в лучах заходящего солнца оно каждый раз поражает новыми сочетаниями оттенков — это и кроваво-красный, и розово-перламутровый, незаметно сливающийся с нежно-голубым цветом. Все это громоздится на горизонте в несколько этажей, горит и сверкает, разрастаясь какими-то причудливыми, сказочными формами, а затем постепенно угасает. Тогда почти мгновенно наступает абсолютно черная ночь, темноту которой не в силах рассеять даже яркие южные звезды» (слайд 9, музыкальное сопровождение).
?Вопрос.О каких источниках света идет речь?
(Ожидаемый ответ):О естественных: о солнце и звездах.
Обучающийся:А животный мир Мадагаскара?.. «По своеобразию его можно сравнить только с австралийским. Главное сокровище фауны острова — это, конечно лемуры. Эти забавные зверьки, напоминающие помесь обезьяны с кошкой, обитают в лесах и ведут ночной образ жизни. У них большие, светящиеся в темноте глаза и пронзительный голос, напоминающий капризный плач ребенка» (слайд 10, музыкальное сопровождение).
Вопрос.О каких источниках света идет речь?
(Ожидаемый ответ):Глаза лемура отражают свет, их можно назвать источниками естественного света.
Обучающийся:Всем известно, как важно ориентирование по свету, когда надо выдержать направление движения, особенно ночью. Прекрасными ночными ориентирами являются маяки на морях и аэродромах, различные сигнальные огни на реках, костры, ракеты, свет электрического фонаря или фар автомобилей. Вертикальные лучи прожектора можно увидеть с расстояния 50 км, костер — с 6—8 км, свет карманного фонаря виден на расстоянии примерно 1,5 км (слайд 11, музыкальное сопровождение).
?Вопрос.Какие источники света перечислены выше?
(Ожидаемый ответ):Искусственные.
Учитель физики: На практике все источники света имеют размеры. Но, решая задачи и проводя опыты, мы будем иметь дело с точечными источниками света.
Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя, называют точечным источником света (слайд 12).
? Вопрос.Укажите, среди перечисленных выше точечные источники света.
Учитель физики:Следующее основное понятие, которое необходимо для установления закона прямолинейного распространения света и решения задач — луч света.
Луч-это линия, вдоль которой распространяется свет (слайд 13).
Итак, закон прямолинейного распространения света формулируется следующим образом:
Свет в однородной среде распространяется прямолинейно (слайд 14).
Рассмотрим опытные доказательства прямолинейного распространения света.
Обучающийся:Одним из опытных доказательств прямолинейного распространения света является образование тени и полутени (слайд15).
Демонстрационный эксперимент.Если поместить между лампочкой и экраном непрозрачный картонный диск, то на экране мы увидим темный круг, так как за диском образовалась тень — пространство, в которое не попадает свет от источника.Если луч не был бы прямой линией, то тень могла бы не образоваться или иметь другую форму и размеры (слайд 16).
?Вопрос. Почему лампочку в данном случае можно считать точечным источником света?
(Ожидаемый ответ):т.к. размеры спирали еемного меньше, чем расстояние от нее до экрана.
Если в качестве источника светавзять большую лампу, размеры спирали которой сравнимы с расстоянием от нее до экрана, товокруг тени на экране мы наблюдаем частично освещенное пространство-полутень (слайд 17,18).
Давайте посмотрим.
?Вопрос.Почему картина получается другая? Противоречит ли образование полутени закону прямолинейного распространения света?
(Ожидаемый ответ):образование полутени не противоречит закону прямолинейного распространения света. В данном случае источник света состоит из множества точек, каждая из которых испускает лучи. Поэтому на экране есть области, в которые свет от одних точек попадает, а от других нет, там и образуется полутень. В центральной части экрана образуется полная тень, т.к. в нее не попадает свет ни от одной точки источника.
Обучающийся:В грандиозных масштабах тень и полутень наблюдают при солнечных и лунных затмениях (слайд 19).
Сообщение: «Солнечные и лунные затмения»(слайд 20-24).
Обучающийся:Прадеды наши умели если не ловить свои тени, то извлекать из них пользу: с помощью теней рисовали «силуэты» — теневые изображения человеческой фигуры.
Сегодня я приглашаю вас посетить «старинную фотолабораторию» и при желании получить свой силуэтный портрет (слушаем сообщение«Пойманные тени», подготовленное учащимися и наблюдаем создание силуэтного портрета).
Пойманные тени.
Ой, тени, тени черные,
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать-обнять!
Некрасов (слайд 25).
В наши дни благодаря фотографии каждый имеет возможность получить свой портрет или запечатлеть черты дорогих ему людей. Но в XVIII веке люди не были так счастливы: портреты, заказываемые художникам, стоили больших денег и были доступны лишь немногим. Вот почему так распространены были силуэты- до известной степени они заменяли тогда современные фотографии. Силуэты — пойманные и закрепленные тени. Мы пользуемся светом, предки наши для той же цели пользовались его отсутствием—тенью.
Я приглашаю желающих получить свой «силуэтный портрет». Для этого вы должны расположиться между доской и лампой. Голову повернуть так, чтобы тень давала характерный профиль, а я обведу мелом ее очертания. Затем контур заштрихуем — силуэт готов (возможна работа с интерактивной доской).
Не думайте, что простой темный абрис не может дать представления о характерных чертах оригинала.
Напротив, удачный силуэт отличается иногда поразительным сходством с оригиналом. Эта особенность теневых изображений — при простоте контуров давать сходство с оригиналом — заинтересовала некоторых художников, которые стали рисовать в таком роде целые сцены, ландшафты и т.п. Постепенно рисование силуэтов создало целую школу художников.
Курьезно происхождение самого слова «силуэт»: оно заимствовано от фамилии французского министра финансов середины XVIII века Этьена де Силуэт, призывавшего своих расточительных современников к разумной бережливости и упрекавшего французскую знать в чрезмерных тратах на картины и портреты.
Дешевизна теневых портретов подала повод шутникам называть их портретами «а 1а Silhouette » («По Силуэту»)(слайд 26-32).
Обучающийся:А я приглашаю вас посмотреть работу необычного «рентгеновского аппарата»….
Свойствами теней мы можем воспользоваться, чтобы показать вам интересную шутку. Из промасленной бумаги устроим экран; для этого достаточно затянуть такой бумагой квадратный вырез в листе картона. Позади экрана поместим две лампы; вы, зрители присаживайтесь впереди него, по другую сторону. Одну лампу, например, левую, зажигаем. Между зажженной лампой и экраном поставим на проволоке овальный кусок картона, и тогда на экране появляется, конечно, силуэт яйца. (Правая лампа пока не зажжена.)
Теперь мы приведем в действие «рентгеновский аппарат», который обнаружит внутри яйца… цыпленка! (И действительно, через мгновение видно, как силуэт яйца словно светлеет по краям, а в середине его довольно отчетливо вырисовывается силуэт цыпленка).
?Вопрос.Попробуйте объяснить действие «рентгеновского аппарата»
(Ожидаемый ответ):Разгадка фокуса проста: мы зажигаем правую лампу, на пути лучей которой помещен картонный контур цыпленка. Часть овальной тени, на которую накладывается тень от «цыпленка», освещается правой лампой, поэтому края «яйца» светлее внутренней части.
3. Итог урока.
Проверочный физический диктант.
1. Излучение, воспринимаемое глазом человека —
2.Свет в прозрачной однородной среде распространяется……….
3.Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя, называют …………….
4.Виды источников света …………….
5.Доказательством прямолинейного распространения света является образование……
(Обучающиеся выполняют диктант на листочках. По окончании работы проводится самопроверка. Правильные ответы проецируются на доску.)
Ответы (слайд 33).
1)свет;
2)прямолинейно;
3)точечный источник света;
4)искусственные и естественные;
5)тени и полутени.
«Итак, сегодня на уроке…..»
Опорный конспект (ОК-1).Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света.
( Раздается каждому обучающемуся)
1.Основными понятиями геометрической оптики являются луч; точечный источник света; естественные и искусственные источники света.
Луч-это геометрическая линия, вдоль которой распространяется свет;
Точечный источник света-источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя.
2.Геометрическая оптика базируется на трех законах:
-закон прямолинейного распространения света;
-закон отражения света;
-закон преломления света.
Свет в однородной среде распространяется прямолинейно — закон прямолинейного распространения света.
Доказательство:
образование тени и полутени;
солнечные и лунные затмения.
4. Домашнее задание. § …
(Заранее напечатанное, раздается каждому обучающемуся)
1)Экспериментальное задание.«Определение условий образования тени и полутени».
1)Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50-60 см от экрана. Посредине между экраном и свечами вертикально поместите линейку. Зажгите свечи. Что получилось на экране? Зарисуйте в тетради, что у вас получилось в результате эксперимента. Укажите на рисунке область тени и полутени.
2)Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней. Запишите результат наблюдений.
3)Погасите одну свечу. Изменилось ли при этом изображение на экране? Если изменилось, то как?
4)Поместите экран на расстоянии 50—60 см от зажженных свечей. Между экраном и свечами поместите карандаш: сначала вертикально, а затем на экран. Какова разница в формах теней и полутеней? Почему?
5)Сделайте вывод об условиях образования тени и полутени. Запишите вывод в тетрадь.
2)Задача:
«Кносский дворец был построен в начале II тыс. до н. э., и поэтому ни о каком искусственном источнике света, кроме огня, говорить не приходится. Так как огонь использовался в вечернее время, то днем нужно было поддерживать естественное солнечное освещение.
Кносский дворец состоял из огромного количества помещений, и солнечного света, проникавшего внутрь, было недостаточно. Поэтому во дворце были созданы световые колодцы, своего рода «дыры», пронизывавшие все здания сверху донизу. Таким образом, без какого-либо искусственного источника света во дворце было нормальное дневное освещение. И, благодаря тому, что внутрь не проникали прямые солнечные лучи, всегда ощущалась прохлада».
?Вопрос.Какие источники, света относятся к искусственным, естественным? Предложите свои способы освещения зданий без применения искусственных электрических приборов.
3)Сделайте чертеж и изобразите на нем тени и полутени от мяча, освещенного двумя источниками света S1 и S2 (слайд 35).
4)Подберите пословицы, поговорки, загадки, подтверждающие закон прямолинейного распространения света и сформулируйте к ним вопросы.
Например:
а)Чего с земли не подымешь? (Тень).
?Вопрос.Объясните образование тени на земле.
Ответ.Тень образуется вследствие прямолинейного распространения световых лучей.
б) Белый свет не клином сходится.
?Вопрос. Каковы законы распространения света?
в) На стене у оконца
Скачет зайчик — братец солнца.
(Луч)
?Вопрос.Какие основные законы распространения света вы знаете?
г)… Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе, свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Б. Пастернак. «Зимняя ночь».
?Вопрос.Как образуется тень в этом случае? Покажите на чертеже (слайд 34-38).
Литература:
А.В.Перышкин Физика 8 класс, М.: Дрофа, 2010 г.
В.А. Буров, А.И. Иванов, В.И.Свиридов «Фронтальные экспериментальные задания по физике», М. Просвещение, 1987г.
В.А.Буров «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе», М. Просвещение, 1979г.
В.А.Буров «Фронтальные лабораторные занятия по физике», М. Просвещение, 1969г.
В.М.Дуков «Исторические обзоры в курсе физики средней школы» М. Просвещение, 1983г.
В.И.Лукашик «Сборник вопросов и задач по физике», М. Просвещение, 1988г
.И.Перельман «Занимательная физика» ч.1., ч.2., Слово,1993г.
А.И.Семке «Нестандартные задачи по физике», Академия развития,2006г.
Р.Д.Минькова, Л.К.Свириденко «Проверочные задания по физике в 7,8 и 10 классах» М. Просвещение, 1992г.
Фамилия, имя, отчество автора: Алмазова Ирина Владимировна
Квалификационная категория: высшая
Место проживания: г. Вязьма Смоленской области
Название учебного заведения: МБОУ СОШ №5
Дисциплина: физика
Учебник, по которому ведется обучение: А.В.Перышкин Физика 8 класс, М.: Дрофа, 2010 г.
Тема: Прямолинейное распространение света
Класс: 8
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: презентация Microsoft Office
Power Point97-2003
Методические рекомендации по использованию презентации:
Количество слайдов: 38
Среда (редактор), в которой выполнена презентация: Microsoft Office Power Point 97-2003
Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:
- наглядное представление материала;
- позволяет закрепить теоретические знания и отработать практические умения и навыки;
- создать проблемную ситуацию и организовать поисковую деятельность;
- создать у учащихся яркое и образное восприятие материала, учитывая большой объем информации.
Тема: «Прямолинейное распространение света».
Цели урока:
1. Сформулировать закон прямолинейного распространения света, познакомить с искусственными и естественными источниками света, ввести понятие луча света, точечного источника света, объяснить природу солнечных и лунных затмений, изучить условия образования теней и полутеней.
2. Развивать экспериментаторские, исследовательские умения учащихся, учить объяснять наблюдаемые физические явления.
3. Развивать устную речь, мышление, внимание, память учащихся, расширять кругозор.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, опорный конспект, лампочка, экран, непрозрачный картонный диск, свеча, экран из промасленной бумаги, две лампы, овальный кусок картона на проволоке, цыпленок из картона.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы. Свеча горела на столе,
Свеча горела…(слайд 1, музыкальное сопровождение).
Учитель физики: Свет….Его значение в нашей жизни велико, ведь мы живем в удивительном мире света, посредством зрения получаем большую часть информации (80-90%), с помощью света различаем цвета и предметы, видим их тени и отражения…
Я предлагаю вам провести «минутный» эксперимент: закройте глаза и представьте себе «жизнь во тьме»…, а теперь попробуйте нарисовать человека, дом, машину и т.д. (возможна работа у доски).
Свет имеет для человека большое значение и неудивительно, что уже на заре человечества пытались найти ответы на вопросы:
«Что же представляет собой свет? Почему и как мы его воспринимаем?»
(Возможен небольшой исторический обзор о развитии взглядов на природу света на усмотрение учителя. Первые представления о том, что такое свет, относятся к древности. В древности представления о природе света были весьма примитивными, фантастическими и довольно разнообразными. Однако, несмотря на разнообразие взглядов древних на природу света, уже в то время наметились три основных подхода к решению вопроса о природе света, которые в дальнейшем оформились в две теории: корпускулярную и волновую.
Подавляющее большинство древних философов и ученых рассматривало свет как некие лучи, соединяющие светящееся тело и человеческий глаз. При этом одни из них полагали, что лучи исходят из глаз человека, они как бы ощупывают рассматриваемый предмет. Эта точка зрения имела сначала большое число последователей. Такие крупнейшие ученые как Евклид и Птолемей придерживались ее.
Другие, наоборот, считали, что лучи испускаются светящимся телом и, достигая человеческого глаза, несут на себе отпечаток светящегося предмета. Такой точки зрения придерживались атомисты: Демокрит, Эпикур, Лукреций.
Последняя точка зрения на природу света уже позже, в XVII в., оформилась в корпускулярную теорию света, согласно которой свет есть поток каких-то частиц, испускаемых светящимся телом.
Третья точка зрения на природу света была высказана Аристотелем. Он рассматривал свет не как истечение чего-то от светящегося предмета в глаз и тем более не как некие лучи, исходящие из глаза и ощупывающие предмет, а как распространяющееся в пространстве (в среде) действие или движение.
Мнение Аристотеля в его время мало кто разделял. Но в дальнейшем, опять же в XVII в., его точка зрения получила развитие и положила начало волновой теории света.
В XVII в. в связи с развитием оптики вопрос о природе света вызывает все больший и больший интерес. При этом происходит образование двух противоположных теорий света: корпускулярной и волновой (более подробно вы познакомитесь с ними в 11 классе).
Учитель физики: Свет – это излучение, которое воспринимается глазом, поэтому свет называют еще видимым излучением, а раздел науки, посвященный изучению света называется «оптика» (слайд 2).
Изучая геометрическую оптику в 8 классе, мы остановимся на основных вопросах и законах, где не учитываются волновые свойства света и при решении задач пользуются геометрическими методами.
Геометрическая оптика базируется на трех законах:
-закон прямолинейного распространения света;
-закон отражения света;
-закон преломления света (слайд 3).
Сегодня на уроке мы сформулируем закон прямолинейного распространения света; изучим условия образования тени и полутени; введем понятие точечного источника света; посетим «старинную фотолабораторию», где при желании получим свой силуэтный портрет и посмотрим работу необычного «рентгеновского аппарата»…А в конце проведем небольшой физический диктант, который поможет обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.
2. Изучение нового материала.
Итак, тема урока «Прямолинейное распространение света» (слайд 4).
Прежде, чем мы сформулируем закон прямолинейного распространения света, познакомимся с искусственными и естественными источниками света;
введем следующие понятия:
- луч света;
- точечные источники света (слайд 5).
Тела, от которых исходит свет, являются источниками света. Источники света бывают искусственные и естественные.
Задание 1. Среди источников света, указанных на доске, выберите те, которые относятся к естественным и те, которые относятся к искусственным, заполнив таблицу: солнце, свеча, экран телевизора, звезды, гнилушки, лампы дневного света, молния, газовая горелка, экран дисплея, костер, светлячки (слайд 6).
Проверьте правильность заполнения вами таблицы (слайд 7).
естественные |
искусственные |
солнце |
свеча |
звезды |
экран телевизора |
гнилушки |
лампы дневного света |
молния |
газовая горелка |
светлячки |
экран дисплея |
|
костер |
Задание 2. Прослушав текст, укажите о каких источниках света идет речь и к какому виду их можно отнести.
Обучающийся: « Возможно, вы слышали, что «остров Врангеля является заповедником, расположенным в природной зоне, именуемой географами арктической пустыней. На человека, никогда не бывавшего в Арктике, природа этого края производит неизгладимое впечатление. Десять месяцев — с сентября по июнь — на острове царствует зима. В самый разгар ее, с середины ноября по январь, солнце здесь не показывается над горизонтом — наступает полярная ночь. Бескрайние снежные равнины острова и ледяные просторы окружающих морей сливаются в сплошную однообразную белую пустыню, освещаемую лишь светом луны или полярного сияния» (слайд 8, музыкальное сопровождение).
?Вопрос. К какому виду источников света можно отнести свет от луны и полярное сияние?
(Ожидаемый ответ): Это естественные источники света.
Обучающийся: «Трудно найти более красивое зрелище, чем закат солнца в пустыне.… Если в Сахаре стоит тихая погода и небо не затянуто поднятой ветром пылью, то в лучах заходящего солнца оно каждый раз поражает новыми сочетаниями оттенков — это и кроваво-красный, и розово-перламутровый, незаметно сливающийся с нежно-голубым цветом. Все это громоздится на горизонте в несколько этажей, горит и сверкает, разрастаясь какими-то причудливыми, сказочными формами, а затем постепенно угасает. Тогда почти мгновенно наступает абсолютно черная ночь, темноту которой не в силах рассеять даже яркие южные звезды» (слайд 9, музыкальное сопровождение).
? Вопрос. О каких источниках света идет речь?
(Ожидаемый ответ): О естественных: о солнце и звездах.
Обучающийся: А животный мир Мадагаскара?... «По своеобразию его можно сравнить только с австралийским. Главное сокровище фауны острова — это, конечно лемуры. Эти забавные зверьки, напоминающие помесь обезьяны с кошкой, обитают в лесах и ведут ночной образ жизни. У них большие, светящиеся в темноте глаза и пронзительный голос, напоминающий капризный плач ребенка» (слайд 10, музыкальное сопровождение).
Вопрос. О каких источниках света идет речь?
(Ожидаемый ответ): Глаза лемура отражают свет, их можно назвать источниками естественного света.
Обучающийся: Всем известно, как важно ориентирование по свету, когда надо выдержать направление движения, особенно ночью. Прекрасными ночными ориентирами являются маяки на морях и аэродромах, различные сигнальные огни на реках, костры, ракеты, свет электрического фонаря или фар автомобилей. Вертикальные лучи прожектора можно увидеть с расстояния 50 км, костер — с 6—8 км, свет карманного фонаря виден на расстоянии примерно 1,5 км (слайд 11, музыкальное сопровождение).
? Вопрос. Какие источники света перечислены выше?
(Ожидаемый ответ): Искусственные.
Учитель физики: На практике все источники света имеют размеры. Но, решая задачи и проводя опыты, мы будем иметь дело с точечными источниками света.
Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя, называют точечным источником света (слайд 12).
? Вопрос. Укажите, среди перечисленных выше точечные источники света.
Учитель физики: Следующее основное понятие, которое необходимо для установления закона прямолинейного распространения света и решения задач - луч света.
Луч-это линия, вдоль которой распространяется свет (слайд 13).
Итак, закон прямолинейного распространения света формулируется следующим образом:
Свет в однородной среде распространяется прямолинейно (слайд 14).
Рассмотрим опытные доказательства прямолинейного распространения света.
Обучающийся: Одним из опытных доказательств прямолинейного распространения света является образование тени и полутени (слайд15).
Демонстрационный эксперимент. Если поместить между лампочкой и экраном непрозрачный картонный диск, то на экране мы увидим темный круг, так как за диском образовалась тень - пространство, в которое не попадает свет от источника. Если луч не был бы прямой линией, то тень могла бы не образоваться или иметь другую форму и размеры (слайд 16).
? Вопрос. Почему лампочку в данном случае можно считать точечным источником света?
(Ожидаемый ответ): т.к.
размеры спирали ее
много меньше, чем расстояние от нее до
экрана.
Если в качестве источника света взять большую лампу, размеры спирали которой сравнимы с расстоянием от нее до экрана, то вокруг тени на экране мы наблюдаем частично освещенное пространство-полутень (слайд 17,18).
Давайте посмотрим.
? Вопрос. Почему картина получается другая? Противоречит ли образование полутени закону прямолинейного распространения света?
(Ожидаемый ответ): образование полутени не противоречит закону прямолинейного распространения света. В данном случае источник света состоит из множества точек, каждая из которых испускает лучи. Поэтому на экране есть области, в которые свет от одних точек попадает, а от других нет, там и образуется полутень. В центральной части экрана образуется полная тень, т.к. в нее не попадает свет ни от одной точки источника.
Обучающийся: В грандиозных масштабах тень и полутень наблюдают при солнечных и лунных затмениях (слайд 19).
Сообщение: «Солнечные и лунные затмения» (слайд 20-24).
Обучающийся: Прадеды наши умели если не ловить свои тени, то извлекать из них пользу: с помощью теней рисовали «силуэты» — теневые изображения человеческой фигуры.
Сегодня я приглашаю вас посетить «старинную фотолабораторию» и при желании получить свой силуэтный портрет (слушаем сообщение «Пойманные тени», подготовленное учащимися и наблюдаем создание силуэтного портрета).
Пойманные тени.
Ой, тени, тени черные,
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать-обнять!
Некрасов (слайд 25).
В наши дни благодаря фотографии каждый имеет возможность получить свой портрет или запечатлеть черты дорогих ему людей. Но в XVIII веке люди не были так счастливы: портреты, заказываемые художникам, стоили больших денег и были доступны лишь немногим. Вот почему так распространены были силуэты- до известной степени они заменяли тогда современные фотографии. Силуэты - пойманные и закрепленные тени. Мы пользуемся светом, предки наши для той же цели пользовались его отсутствием—тенью.
Я приглашаю желающих получить свой «силуэтный портрет». Для этого вы должны расположиться между доской и лампой. Голову повернуть так, чтобы тень давала характерный профиль, а я обведу мелом ее очертания. Затем контур заштрихуем - силуэт готов (возможна работа с интерактивной доской).
Не думайте, что простой темный абрис не может дать представления о характерных чертах оригинала.
Напротив, удачный силуэт отличается иногда поразительным сходством с оригиналом. Эта особенность теневых изображений - при простоте контуров давать сходство с оригиналом - заинтересовала некоторых художников, которые стали рисовать в таком роде целые сцены, ландшафты и т.п. Постепенно рисование силуэтов создало целую школу художников.
Курьезно происхождение самого слова «силуэт»: оно заимствовано от фамилии французского министра финансов середины XVIII века Этьена де Силуэт, призывавшего своих расточительных современников к разумной бережливости и упрекавшего французскую знать в чрезмерных тратах на картины и портреты.
Дешевизна теневых портретов подала повод шутникам называть их портретами «а 1а Silhouette » («По Силуэту») (слайд 26-32).
Обучающийся: А я приглашаю вас посмотреть работу необычного «рентгеновского аппарата»….
Свойствами теней мы можем воспользоваться, чтобы показать вам интересную шутку. Из промасленной бумаги устроим экран; для этого достаточно затянуть такой бумагой квадратный вырез в листе картона. Позади экрана поместим две лампы; вы, зрители присаживайтесь впереди него, по другую сторону. Одну лампу, например, левую, зажигаем. Между зажженной лампой и экраном поставим на проволоке овальный кусок картона, и тогда на экране появляется, конечно, силуэт яйца. (Правая лампа пока не зажжена.)
Теперь мы приведем в действие «рентгеновский аппарат», который обнаружит внутри яйца... цыпленка! (И действительно, через мгновение видно, как силуэт яйца словно светлеет по краям, а в середине его довольно отчетливо вырисовывается силуэт цыпленка).
?Вопрос. Попробуйте объяснить действие «рентгеновского аппарата»
(Ожидаемый ответ): Разгадка фокуса проста: мы зажигаем правую лампу, на пути лучей которой помещен картонный контур цыпленка. Часть овальной тени, на которую накладывается тень от «цыпленка», освещается правой лампой, поэтому края «яйца» светлее внутренней части.
3. Итог урока.
Проверочный физический диктант.
1. Излучение, воспринимаемое глазом человека -
2.Свет в прозрачной однородной среде распространяется……….
3.Источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя, называют …………….
4.Виды источников света …………….
5.Доказательством прямолинейного распространения света является образование……
(Обучающиеся выполняют диктант на листочках. По окончании работы проводится самопроверка. Правильные ответы проецируются на доску.)
Ответы (слайд 33).
1)свет;
2)прямолинейно;
3)точечный источник света;
4)искусственные и естественные;
5)тени и полутени.
«Итак, сегодня на уроке…..»
Опорный конспект (ОК-1).Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света.
( Раздается каждому обучающемуся)
1. Основными понятиями геометрической оптики являются луч; точечный источник света; естественные и искусственные источники света.
Луч-это геометрическая линия, вдоль которой распространяется свет;
Точечный источник света - источник света, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до наблюдателя.
2. Геометрическая оптика базируется на трех законах:
-закон прямолинейного распространения света;
-закон отражения света;
-закон преломления света.
Свет в однородной среде распространяется прямолинейно - закон прямолинейного распространения света.
Доказательство:
образование тени и полутени;
солнечные и лунные затмения.
4. Домашнее задание. § …
(Заранее напечатанное, раздается каждому обучающемуся)
1)Экспериментальное задание. «Определение условий образования тени и полутени».
1)Поставьте две одинаковые свечи на расстоянии 50-60 см от экрана. Посредине между экраном и свечами вертикально поместите линейку. Зажгите свечи. Что получилось на экране? Зарисуйте в тетради, что у вас получилось в результате эксперимента. Укажите на рисунке область тени и полутени.
2)Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней. Запишите результат наблюдений.
3)Погасите одну свечу. Изменилось ли при этом изображение на экране? Если изменилось, то как?
4)Поместите экран на расстоянии 50—60 см от зажженных свечей. Между экраном и свечами поместите карандаш: сначала вертикально, а затем на экран. Какова разница в формах теней и полутеней? Почему?
5)Сделайте вывод об условиях образования тени и полутени. Запишите вывод в тетрадь.
2)Задача:
«Кносский дворец был построен в начале II тыс. до н. э., и поэтому ни о каком искусственном источнике света, кроме огня, говорить не приходится. Так как огонь использовался в вечернее время, то днем нужно было поддерживать естественное солнечное освещение.
Кносский дворец состоял из огромного количества помещений, и солнечного света, проникавшего внутрь, было недостаточно. Поэтому во дворце были созданы световые колодцы, своего рода «дыры», пронизывавшие все здания сверху донизу. Таким образом, без какого-либо искусственного источника света во дворце было нормальное дневное освещение. И, благодаря тому, что внутрь не проникали прямые солнечные лучи, всегда ощущалась прохлада».
? Вопрос. Какие источники, света относятся к искусственным, естественным? Предложите свои способы освещения зданий без применения искусственных электрических приборов.
3) Сделайте чертеж и изобразите на нем тени и полутени от мяча, освещенного двумя источниками света S1 и S2 .
*S1
*S2
4)Подберите пословицы, поговорки, загадки, подтверждающие закон прямолинейного распространения света и сформулируйте к ним вопросы.
Например:
а) Чего с земли не подымешь? (Тень).
? Вопрос. Объясните образование тени на земле.
Ответ. Тень образуется вследствие прямолинейного распространения световых лучей.
б) Белый свет не клином сходится.
? Вопрос. Каковы законы распространения света?
в) На стене у оконца
Скачет зайчик — братец солнца.
(Луч)
? Вопрос. Какие основные законы распространения света вы знаете?
г) ...Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе, свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Б. Пастернак. «Зимняя ночь».
? Вопрос. Как образуется тень в этом случае? Покажите на чертеже (слайд 34-38).
Литература:
А.В.Перышкин Физика 8 класс, М.: Дрофа, 2010 г.
В.А. Буров, А.И. Иванов, В.И.Свиридов «Фронтальные экспериментальные задания по физике», М. Просвещение, 1987г.
В.А.Буров «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе», М. Просвещение, 1979г.
В.А.Буров «Фронтальные лабораторные занятия по физике», М. Просвещение, 1969г.
В.М.Дуков «Исторические обзоры в курсе физики средней школы» М. Просвещение, 1983г.
В.И.Лукашик «Сборник вопросов и задач по физике», М. Просвещение, 1988г
.И.Перельман «Занимательная физика» ч.1., ч.2., Слово,1993г.
А.И.Семке «Нестандартные задачи по физике», Академия развития,2006г.
Р.Д.Минькова, Л.К.Свириденко «Проверочные задания по физике в 7,8 и 10 классах» М. Просвещение, 1992г.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»