Проектный урок " Свойства линейной функции и их применение на практике"
Цели: закрепить знания о свойствах линейной функции,
Задачи урока:
1) закрепить навыки построения графиков линейной функции, 2) научить применять знания о свойствах линейной функции на практике; 3) определить степень загрязненности воздуха своего района с помощью графика линейной функции; 4) показать связь математических знаний с экологией; 5) воспитать бережное отношение к окружающей среде. Оборудование: кодоскоп, калькулятор, чертежные принадлежности, фломастеры.
Постановка проблемы.В данной работе это проблема применения математических знаний, умений и навыков в практических целях для изучения состояния окружающей среды.
Определение объекта исследования: приусадебный участок школы по адресу: Хорошевское шоссе дом 3.
Определение предмета исследования– загрязненность угарным газом атмосферного воздуха вблизи школы на Хорошевском шоссе.
Формулировка гипотезы. Математика и геометрия – прикладные науки, изучая которые можно легко описывать явления и процессы живой природы.
Постановка задачи урока: Проверить гипотезу и на уроке провести вычисления и расчеты для классного проекта «Математические аспекты в экологии».
Повторение: масштаб, округление чисел, работа с калькулятором.
ПЛАН УРОКА 1.Вступительное слово по результатам исследовательской работы над проектом «Изучение экологического состояния школы и мониторинг пришкольного участка».
2.Ознакомление с формулой, позволяющей определить степень загрязненности воздуха выбросами угарного газа, движущегося автотранспорта в районе школы.
3.Построение графика зависимости концентрации угарного газа от интенсивности движения автотранспорта.
4.Построение графика изменения СО в определенный промежуток времени. Установление линейной зависимости выброса угарного газа от количества автотранспорта.
5.Решение задачи на повторение с использованием результатов проекта.
Вступительное слово.
У нас сегодня необычный урок. Мы с вами научимся применять знания о свойствах линейной функции на практике для изучения состояния окружающей среды, а также определим степень загрязненности воздуха своего района с помощью графика линейной функции. В прошлом году в рамках экологического проекта, посвященного изучению состояния пришкольного участка, мы изучали территорию участка, степень озеленения, состояние атмосферного воздуха. Для этого мы использовали знания, полученные на уроках математики, геометрии, биологии и экологии. Результаты исследований были не всегда утешительными. Послушайте о некоторых наших выводах. Наша школа расположена в начале шоссе рядом с метро Беговая по адресу: Хорошевское шоссе дом 3. Все вы прекрасно знаете, что Хорошевское шоссе характеризуется интенсивным движением, что не в лучшую сторону сказывается на состоянии атмосферы вблизи школы. Качественный состав атмосферного воздуха оказывает прямое, непосредственное воздействие на здоровье человека и жизнедеятельность природы. Автотранспорт является существенным источником загрязнения окисью углерода, окислами азота, альдегидами, углеводородами, в том числе канцерогенами, соединениями свинца и др. Оксид углерода может быть косвенной причиной многочисленных аварий на дорогах. Его действие на водителя даже в небольших концентрациях сходно с действием алкоголя или усталости. Отравление угарным газом вызывает головную боль, стук в висках, головокружение, сухой кашель, боль в груди, слезотечение, тошноту, рвоту. Во время учебного процесса нами была замерена транспортная нагрузка, которая оценивалась подсчетом проезжающих машин. Допустимая норма содержания угарного газа в атмосферном воздухе составляет 5 мг/м³. Таким образом, на Хорошевском шоссе в период интенсивной нагрузки наблюдается превышение нормы содержания угарного газа в 8,5 раз (!). В ходе исследования было выяснено, что использование данной формулы для расчета не всегда возможно, так как она не отражает концентрацию угарного газа во время «пробки» на шоссе, когда машины движутся с минимальной скоростью или стоят с работающими двигателями. И сегодня во время урока мы конкретизируем и расширим полученные результаты, используя знания о свойствах линейной функции.
Ход урока 1.Проверка домашнего задания. 1 мин.
2.Устная работа ( с кодоскопом):
1) Какая функция называется линейной? Приведите примеры.
2)Является ли линейной функцией прямая пропорциональность
Ау = в, где А, в – числа? 3)Что является графиком линейной функции?
4)Что представляет собой график следующих функций:
а) у = 2х = 3, где 3≤ х ≤ 7;
б) у = 7х , х ≥ 5;
в) у = 7, если — 9 ≤ х ≤ — 5.
3. Вступительное слово.
4.Работа по группам.
1)Сегодня мы познакомимся с формулой, позволяющей узнать количество выбросов угарного газа при работе автотранспорта, движущегося по Хорошевскому шоссе в районе школы. ( работа с формулой на доске)
C =
C — концентрация угарного газа N — интенсивность транспортных средств. Наша задача упростить эту формулу так, чтобы нам было удобно выполнять вычисления.
Как это сделать?
Выполним почленное деление числителя на знаменатель, получим
C=
+
. Округляя полученные частные до десятых, формула примет вид C = 0,5 + 4,3N.Заменяя С на у, а N на х, получим формулу у = 4,3 х + 0,5, которая является линейной.
2) По наблюдению наших ребят мы составили таблицу, в которой указано количество машин, проезжающих около нас с 7ч.30мин до 11 часов. ( работа с кодоскопом).
Время суток |
Количество машин за 15 сек |
Количество угарного газа |
7ч.00 7ч.30мин 8 часов 8ч.30мин 9 часов 9ч.30мин 10 часов 10ч.30мин |
10 машин 14 машин 20 машин 34 машины 36 машин 38 машин 40 машин 44 машины |
Каждая группа проводит свои вычисления, сообщают результаты классу. Группа, у которой вычисления без ошибок, заполняет таблицу.
3)По этим данным строим график. По оси х отмечаем количество машин в указанное время суток, а по оси у отмечаем количество угарного газа.
Какой выбрать масштаб?
По оси х – 1 клетка соответствует 2 машинам, по оси у – 5 клеток соответствует 60 единицам.
Учащиеся занимаются построением графика, затем каждая группа показывает свой чертёж, после чего сравнивает свой график с изображением на кодоскопе.
График изменения уровня угарного газа По графику отвечаем на вопросы:
а)Как изменяется уровень угарного газа в зависимости от количества машин в утреннее время?
б)В какое время суток происходило увеличение выхлопа?
в)Что произошло после 10 часов утра?
г)В какое время вы наблюдаете наибольшее количество угарного газа?
В какое время оно было наименьшим?
5.Следующим заданием будет построение графика изменения выхлопа газа с 7ч.30мин до 8 часов. Используем данные таблицы ( по кодоскопу):
Время суток |
Количество машин за 15 сек |
Количество угарного газа |
7ч.30мин 8 часов |
14 машин 20 машин |
61 87 |
6.Класс отвечает на вопросы:
а)Что представляет собой данный график?
б)График какой функции мы получили?
в)Что показывает этот график?
При увеличении количества машин с 7 часов до 8 часов увеличилось количество угарного газа. Эта зависимость является линейной.
Делаем вывод на основе полученных результатов.
Мы рассмотрели линейную зависимость изменения состояния окружающей нас среды от выхлопа машин, показали графически изменение содержания СО в зависимости от потока машин.
7.Повторение.
Задача, данные которой получены в результате исследований.
Площадь газонов составляет 26% площади школьного участка и равна 1594 квадратным метрам. Найдите площадь школьного участка. Результат округлите до целых.
Решение.
1594: 0,26 = 6130,7 = <metricconverter productid=«6131 кв. м» w:st=«on»>6131 кв. м.
Ответ: 6131 кв.м.
Решают по группам, после чего каждая группа озвучивает ответ и устно проверяется решение.
8.Итог урока. Вопросы:
а)Какую исследовательскую работу вы провели сегодня?
б)Что нового вы узнали на уроке?
в)Какую зависимость мы рассмотрели?
г)Что является графиком линейной функции?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
ОТКРЫТЫЙ ПРОЕКТНЫЙ УРОК в 7 классе
Тема урока: Свойства линейной функции и их применение на практике.
Цели: закрепить знания о свойствах линейной функции,
Задачи урока:
-
закрепить навыки построения графиков линейной функции,
-
научить применять знания о свойствах линейной функции на практике;
-
определить степень загрязненности воздуха своего района с помощью графика линейной функции;
-
показать связь математических знаний с экологией;
-
воспитать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: кодоскоп, калькулятор, чертежные принадлежности, фломастеры.
Постановка проблемы. В данной работе это проблема применения математических знаний, умений и навыков в практических целях для изучения состояния окружающей среды.
Определение объекта исследования: приусадебный участок школы по адресу: Хорошевское шоссе дом 3.
Определение предмета исследования – загрязненность угарным газом атмосферного воздуха вблизи школы на Хорошевском шоссе.
Формулировка гипотезы. Математика и геометрия – прикладные науки, изучая которые можно легко описывать явления и процессы живой природы.
Постановка задачи урока: Проверить гипотезу и на уроке провести вычисления и расчеты для классного проекта «Математические аспекты в экологии».
Повторение: масштаб, округление чисел, работа с калькулятором.
ПЛАН УРОКА
1.Вступительное слово по результатам исследовательской работы над проектом «Изучение экологического состояния школы и мониторинг пришкольного участка».
2.Ознакомление с формулой, позволяющей определить степень загрязненности воздуха выбросами угарного газа, движущегося автотранспорта в районе школы.
3.Построение графика зависимости концентрации угарного газа от интенсивности движения автотранспорта.
4.Построение графика изменения СО в определенный промежуток времени. Установление линейной зависимости выброса угарного газа от количества автотранспорта.
5.Решение задачи на повторение с использованием результатов проекта.
Вступительное слово.
У нас сегодня необычный урок. Мы с вами научимся применять знания о свойствах линейной функции на практике для изучения состояния окружающей среды, а также определим степень загрязненности воздуха своего района с помощью графика линейной функции.
В прошлом году в рамках экологического проекта, посвященного изучению состояния пришкольного участка, мы изучали территорию участка, степень озеленения, состояние атмосферного воздуха. Для этого мы использовали знания, полученные на уроках математики, геометрии, биологии и экологии. Результаты исследований были не всегда утешительными.
Послушайте о некоторых наших выводах.
Наша школа расположена в начале шоссе рядом с метро Беговая по адресу: Хорошевское шоссе дом 3. Все вы прекрасно знаете, что Хорошевское шоссе характеризуется интенсивным движением, что не в лучшую сторону сказывается на состоянии атмосферы вблизи школы.
Качественный состав атмосферного воздуха оказывает прямое, непосредственное воздействие на здоровье человека и жизнедеятельность природы. Автотранспорт является существенным источником загрязнения окисью углерода, окислами азота, альдегидами, углеводородами, в том числе канцерогенами, соединениями свинца и др. Оксид углерода может быть косвенной причиной многочисленных аварий на дорогах. Его действие на водителя даже в небольших концентрациях сходно с действием алкоголя или усталости. Отравление угарным газом вызывает головную боль, стук в висках, головокружение, сухой кашель, боль в груди, слезотечение, тошноту, рвоту.
Во время учебного процесса нами была замерена транспортная нагрузка, которая оценивалась подсчетом проезжающих машин. Допустимая норма содержания угарного газа в атмосферном воздухе составляет 5 мг/м³. Таким образом, на Хорошевском шоссе в период интенсивной нагрузки наблюдается превышение нормы содержания угарного газа в 8,5 раз (!).
В ходе исследования было выяснено, что использование данной формулы для расчета не всегда возможно, так как она не отражает концентрацию угарного газа во время «пробки» на шоссе, когда машины движутся с минимальной скоростью или стоят с работающими двигателями. И сегодня во время урока мы конкретизируем и расширим полученные результаты, используя знания о свойствах линейной функции.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания. 1 мин.
2.Устная работа ( с кодоскопом):
1) Какая функция называется линейной? Приведите примеры.
2)Является ли линейной функцией прямая пропорциональность
Ау = в , где А, в – числа?
3)Что является графиком линейной функции?
4)Что представляет собой график следующих функций :
а) у = 2х = 3, где 3≤ х ≤ 7 ;
б) у = 7х , х ≥ 5;
в) у = 7 , если - 9 ≤ х ≤ - 5.
3. Вступительное слово.
4.Работа по группам.
1)Сегодня мы познакомимся с формулой, позволяющей узнать количество выбросов угарного газа при работе автотранспорта, движущегося по Хорошевскому шоссе в районе школы. ( работа с формулой на доске)
C =
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
Хорошая мотивация изучения свойств линейной функции поможет, безусловно, усвоить изучаемую тему всем школьникам класса.
Проблема доказана, но не даны пути ее решения, не указано, как на местном уровне можно противостоять накоплению угарного газа около школы. На мой взгляд, требуется небольшое продолжение урока (может быть, в качестве домашнего задания, если не осталось времени на уроке) в виде решения задачи: Какую площадь школьного участка требуется засадить газонами или деревьями, чтобы противопоставить распространение угарного газа на территорию школы? Потому как нерешенная проблема будет формировать у детей чувство безысходности и равнодушия. В данном случае большое поле для творчества.
Урок в целом понравился, материалы можно рекомендовать для использования в образовательном процессе.
В документ желательно добавить акцентирование внимания на свойствах линейной функции (выделение темы урока), титульный лист, логотип портала.