Родительское собрание Искусство воспитания
- помочь родителям в вопросах воспитания детей раннего школьного возраста.
Задачи:
- способствовать становлению потребности родителей в реализации воспитательной функции;
- содействовать активному и осознанному овладению родителями умения анализировать ситуации взаимодействия взрослого с ребенком;
-способствовать обогащению коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия родителя с ребенком раннего школьного возраста.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №2» г. Тарко – Сале
Пуровского района
Родительское собрание
«Искусство воспитания»
1 класс
Разработала:
Жданова Оксана Павловна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Тарко - Сале
2013 г.
Искусство воспитания.
Цель:
- помочь родителям в вопросах воспитания детей раннего школьного возраста.
Задачи:
- способствовать становлению потребности родителей в реализации воспитательной функции;
- содействовать активному и осознанному овладению родителями умения анализировать ситуации взаимодействия взрослого с ребенком;
-способствовать обогащению коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия родителя с ребенком раннего школьного возраста.
Оборудование:
- презентация «Наши дети»;
- полоски цветной бумаги: красные, синие, зелёные – по количеству родителей.
Ход собрания.
-
Вступительное слово учителя.
Дети – это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль грусть,
Наше будущее – дети!
Трудно с ними – ну и пусть!
В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
А. Николаев.
Просмотр презентации «Наши дети»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Наши дети – это наше будущее, наше бессмертие, наше продолжение. И, конечно, каждый из нас желает, чтобы это продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все наши достоинства, но и преумножило их.
Школа ... Как много ожиданий, надежд, волнений связано с этим словом.
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
У вас событие - ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идёт уже не первый ребенок в семье. Для многих родителей важна подготовка к школе: чтение, письмо, счёт. А ведь это неправильно.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
В основе данного высказывания лежит психологический аспект, одной из составляющих частей которого является – воспитание.
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка.
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади.
-
Практическая работа.
Сейчас мы проведём небольшой тест.
Перед вами лежат три разноцветные полоски бумаги. Постарайтесь не брать во внимание умственные способности вашего ребёнка, а остановитесь на его психологической зрелости, воспитании. Возьмите полоску того цвета, которая наиболее правильно отражает ваше состояние:
Красная – я очень обеспокоен тем, что мой ребёнок пошёл в 1 класс потому, что…
Синяя – я немного волнуюсь по поводу того, что мой ребёнок пошёл в 1 класс, потому что…
Зелёная – я совершенно спокоен за своего ребёнка, уверен, что всё будет хорошо.
В зависимости от выбранной полоски, родители делятся на группы. Далее в группах происходит пятиминутка «душевный разговор» – высказывание каждого из родителей.
После работы в группах, все родители объединяются, и проводится «мастер – класс». Учитель на этом этапе – слушатель.
Родители, у которых высокий и средний уровень беспокойства, озвучивают проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок в первые дни пребывания в школе. Другие родители, которые не испытывают беспокойство – дают советы о том, как можно привить ребёнку какие – либо ещё не развитые умения (наводить порядок на парте, следить за своими вещами, соблюдать правила приличия и т. д.) Далее родителям предлагается выбрать наиболее ценные советы, которые можно разместить на стенде «Копилка родительского опыта».
-
«Размышлялка» для родителей.
Семья является главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Я предлагаю вам некоторое количество чётко сформулированных утверждений. Ваша задача согласиться с ними или нет. Это не тест и не анкета. Это информация для размышления: о том, как вы относитесь к своему ребёнку, как с ним общаетесь, как и каким его воспитываете.
Итак: «ДА» или «НЕТ».
-
Я испытываю к своему ребёнку чувство расположения.
-
Я всегда сочувствую своему ребёнку.
-
Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
-
Мой ребёнок вызывает у меня досаду.
-
Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
-
Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем.
-
Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
-
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
-
Я принимаю участие в делах своего ребёнка.
-
Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
-
Строгая дисциплина развивает сильный характер.
-
Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как губка.
-
Я жалею своего ребёнка.
-
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
-
За строгое воспитание дети благодарят потом.
-
Мой ребёнок если и сделает что – то самостоятельно, то не так.
-
Родители тоже должны приспосабливаться к ребёнку, а е только требовать этого от него.
-
Нередко я восхищаюсь моим ребёнком.
-
Бывают случаи, когда строгое отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
-
Желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
-
В конфликте с ребёнком я могу признать его правоту.
-
Я высокого мнения о способностях своего ребёнка и не скрываю этого.
-
В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
-
Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
Комментарий:
-
Если вы согласны с большинством утверждений 1, 5, 9, 13, 17, 21 – ваши отношения с ребёнком добрые и мудрые.
-
Если утверждения 2, 6, 10, 14, 18, 22 – вызвали у вас положительные эмоции, вы безусловно, любите своего ребёнка, но может быть, стоит чуть меньше его оберегать, холить и лелеять.
-
Если вам по душе утверждения 3, 7, 11, 15, 19, 23 – вы возможно, излишне строги с ребёнком. Не довлейте над ним, не давите своим родительским авторитетом.
-
Если вы поддерживаете утверждения 4, 8, 12, 16, 20, 24 – попереживайте немного. Вам имеет смысл несколько изменить своё отношение к процессу воспитания. Уже сегодня вы закладываете в своего ребёнка то, что может сделать его «маленьким неудачником». Так не превратите его в «большого»!
-
Рекомендации учителя.
Нет годного на все случаи жизни правила, как воспитывать ребёнка, – все дети разные. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть наши действия, которые противопоказаны любому ребёнку без исключения. Речь о том, чего родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться, чтобы в сознании ребёнка складывался положительный образ самого себя. Избегать надо всего, что разрушает этот положительный образ.
Правила, которых необходимо придерживаться в воспитании ребёнка:
-
Главное средство воспитания – пример родителей, их поведение, деятельность. Слово – это вспомогательное средство.
-
Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребёнок должен твёрдо усвоить этот закон.
-
Для воспитания ребёнка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой.
-
Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат: когда никто ни на кого не кричит, даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
-
Предоставляйте детям определённую самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но важно всячески способствовать развитию самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Доверяйте своему ребёнку, это будет воспитывать у него личную ответственность.
-
Основа поведения ребёнка – его привычки. Следите за тем, чтобы у него формировались добрые, хорошие привычки, и не возникали дурные. Одной из важнейших привычек является – режим дня. Выработайте вместе разумный режим дня и следите за его соблюдением.
-
Не наказывайте ребёнка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
-
Семья – это дом. Как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте. Не забывайте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении.
Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребёнка. Пусть он приносит только радость и счастье!
Литература.
-
Шульгина В. П. Двадцать пять современных тем родительских собраний в школе. – Ростов н/Д.: изд. «Феникс», 2002 г.
-
Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н/Д.: изд. «Феникс», 2001.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»