Поволжье. Население и хозяйство.
• Определить в ходе работы проблемы района, и пути решения.
II. Изучение нового материала
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!
Сегодня Вам предстоит совершить заочное путешествие по субъектам Поволжского экономического района.
Для того чтобы суметь определить специализацию всего района, а так же существующие проблемы, нам необходимо изучить каждый субъект отдельно.
Есть два разряда путешествий,
Один пускаться с места в даль,
Другой сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь…
Сегодня вы будете туристами которым предстоит отправиться на место и изучить особенности территории, по плану. (план раскладывается на каждую парту)
На доске контуры субъектов РФ вошедших в состав ПЭР, а также герб и флаг каждого субъекта.
Работа в парах: Один ученик выходит и вытягивает контур территории, по которой будут работать, и так все пары.
· Республика Татарстан
· Астраханская область
· Волгоградская область
· Пензенская область
· Самарская область
· Саратовская область
· Ульяновская область
· Республика Калмыкия
При отчете класса о проделанной работе (устный отчет), группа прикрепляет контур на доску, в результате мы сможем восстановить карту всего района. При подготовке ответа, вам необходимо определиться, кто будет отвечать.
Задание:Использую карты атласа и дополнительные источники информации, дайте комплексную характеристику субъекту РФ входящей в состав Поволжья по плану:
1. Особенности ЭГП.
2. Природно-ресурсный потенциал.
3. Население.
4. Народное хозяйство.
Вопрос:Как вы думаете, какая общая проблемы существует у субъектов данного района?
Проблема «Большой Волги». Одна из главных проблем Поволжья — проблема «Большой Волги». Так назывался проект её преобразования путём создания плотин и водохранилищ.
Проект преследовал решение основных задач:
· энергетической
· транспортной
· орошения засушливых территорий
· водообеспечения промышленности и населения.
Но была решена только одна проблема - энергетическая.
На Волге и Каме построено 11 ГЭС, однако водохранилища не увеличили транспортную пропускную способность.
Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% территории находятся в критическом состоянии, гибнут приволжские леса.
Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, а стало сложнее из-за сильного загрязнения (прозрачность снизилась в несколько раз).
Волга несёт в Каспийское море сотни тысяч тонн взвешенных веществ, нефтепродуктов, мыльной пены, фенолов.
Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее стадо осетровых рыб.
Затопление огромных площадей плодородных земель.
Переселение или затопление 96 городов и ПГТ, 2500 сёл и деревень, тысячи памятников истории и культуры.
Вопрос:Как развязать сложный узел волжских проблем?
Решение проблемы. Жизнь людей Поволжья проходит под лозунгом:
«Быть Волге чистой!»
Правительство приняло строгие меры против загрязнения бассейна Волги:
— Прежде чем вода попадет в Волгу и её притоки, она полностью должна быть очищена. На это тратятся огромные средства.
— Промышленное предприятие не может вступить в строй, если нет установки для очистки промышленных стоков.
— Создаются очистные сооружения на старых предприятиях.
— Флот, перевозящий нефть, бензин, смазочные вещества, удобрения, переоборудуются так, чтобы его груз не мог попасть в воду.
— Запрещается сбрасывать в реку мусор с пассажирских судов.
Вернуть затопленные земли, не сократив выработку электроэнергии, можно с помощью ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции). Которые накапливают энергию путём подъёма воды насосами в бассейн выше станции. При росте потребности в электроэнергии из бассейна выпускается поток, энергия которого преобразуется в электрическую.
В результате, включение земель в Волжский каскад резко сокращает зеркало водохранилищ и компенсирует связанные с этим энергетические потери.
"Поволжье. Население и хозяйство".
Составитель: учитель географии
МОКУ ГСОШ Холкина Н.В.
Цели:
-
Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов, сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья, на примере каждого субъекта.
-
Определить место субъекта на политика-административной карте.
-
Определить в ходе работы проблемы района, и пути решения.
Оборудование:
-
Социально-экономическая карта России Атласа.
-
Карточки с заданиями, дополнительный материал и т.д.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Изучение нового материала
Вот
отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного
родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская
великая река.
Лёгкий
дом, как девичья светёлка,
Вяз,
ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди!
Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом,
и колыбель!
Сегодня Вам предстоит совершить заочное путешествие по субъектам Поволжского экономического района.
Для того чтобы суметь определить специализацию всего района, а так же существующие проблемы, нам необходимо изучить каждый субъект отдельно.
Есть два разряда путешествий,
Один пускаться с места в даль,
Другой сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь…
Сегодня вы будете туристами которым предстоит отправиться на место и изучить особенности территории, по плану. (план раскладывается на каждую парту)
На доске контуры субъектов РФ вошедших в состав ПЭР, а также герб и флаг каждого субъекта.
Работа в парах:
Один ученик выходит и вытягивает контур территории, по которой будут работать, и так все пары.
-
Республика Татарстан
При отчете класса о проделанной работе (устный отчет), группа прикрепляет контур на доску, в результате мы сможем восстановить карту всего района. При подготовке ответа, вам необходимо определиться, кто будет отвечать.
Задание: Использую карты атласа и дополнительные источники информации, дайте комплексную характеристику субъекту РФ входящей в состав Поволжья по плану:
-
Особенности ЭГП.
-
Природно-ресурсный потенциал.
-
Население.
-
Народное хозяйство.
Вопрос: Как вы думаете, какая общая проблемы существует у субъектов данного района?
Проблема "Большой Волги".
Одна из главных проблем Поволжья - проблема "Большой Волги". Так назывался проект её преобразования путём создания плотин и водохранилищ.
Проект преследовал решение основных задач:
-
энергетической
-
транспортной
-
орошения засушливых территорий
-
водообеспечения промышленности и населения.
Но была решена только одна проблема - энергетическая.
На Волге и Каме построено 11 ГЭС, однако водохранилища не увеличили транспортную пропускную способность.
Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% территории находятся в критическом состоянии, гибнут приволжские леса.
Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, а стало сложнее из-за сильного загрязнения (прозрачность снизилась в несколько раз).
Волга несёт в Каспийское море сотни тысяч тонн взвешенных веществ, нефтепродуктов, мыльной пены, фенолов.
Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее стадо осетровых рыб.
Затопление огромных площадей плодородных земель.
Переселение или затопление 96 городов и ПГТ, 2500 сёл и деревень, тысячи памятников истории и культуры.
Вопрос: Как развязать сложный узел волжских проблем?
Решение проблемы.
Жизнь людей Поволжья проходит под лозунгом:
"Быть Волге чистой!"
Правительство приняло строгие меры против загрязнения бассейна Волги:
- Прежде чем вода попадет в Волгу и её притоки, она полностью должна быть очищена. На это тратятся огромные средства.
- Промышленное предприятие не может вступить в строй, если нет установки для очистки промышленных стоков.
- Создаются очистные сооружения на старых предприятиях.
- Флот, перевозящий нефть, бензин, смазочные вещества, удобрения, переоборудуются так, чтобы его груз не мог попасть в воду.
- Запрещается сбрасывать в реку мусор с пассажирских судов.
Вернуть затопленные земли, не сократив выработку электроэнергии, можно с помощью ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции). Которые накапливают энергию путём подъёма воды насосами в бассейн выше станции. При росте потребности в электроэнергии из бассейна выпускается поток, энергия которого преобразуется в электрическую.
В результате, включение земель в Волжский каскад резко сокращает зеркало водохранилищ и компенсирует связанные с этим энергетические потери.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»