Ладовое развитие музыки
Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района, Гродненской области, республика Беларусь
(урок музыки; 3 класс)
Подготовила
учитель музыки I категории
Кавцевич Наталия Николаевна
2013 год
Цель урока:
Сформировать представление о ладовом развитии музыки.
Задачи урока:
-
Ознакомление с понятиями «мажор», «минор», «диез», «бемоль», «бекар»;
-
формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью словесного моделирования;
-
развитие ладового слуха;
-
воспитание чувства любви к музыке;
-
воспитание умения слушать музыку;
-
воспитание ладового чувства в музыке.
Обеспечение урока:
-
Музыкальный материал для пения:
-
Попевка «Игра в слова».
-
Песня-игра «Научи нас веселиться».
-
Песня «Улитка» (музыка В.Кикты, слова С.Серовой).
-
Музыкальный материал для слушания
-
Франц Шуберт «Вальс».
-
ЭСО
-
«Музыкальный класс», теория музыки, занятия 7.
-
ХОД УРОКА:
Вход в класс. Организация класса.
Музыкальное приветствие:
Музыка, здравствуй!
Музыка, здравствуй!
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный,
Праздник прекрасный
Нам дарит музыка.
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики!
Здравствуйте!
Здравствуйте! Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте! Здравствуйте, все!
Учитель. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Для меня – счастье, видеть ваши привлекательные, любопытные лица. И мне на протяжении всего урока хотелось бы видеть вас такими.
Мы продолжаем с вами изучать тему третьей четверти, которая называется….(Ответ детей - Развитие музыки).
Тема нашего урока называется: «Ладовое развитие в музыке». А цель урока – формирование представления о ладовом развитии музыки, т.е. научиться следить за ладовым развитием. А моя цель – помочь вам в этом.
В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? – Развитие (ответ детей).
Учитель. Чтобы понять, как развивается музыка, и какие бывают виды развития, надо внимательно слушать музыку и учителя.
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится -
Повсюду музыка слышна!
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из нас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
– искусство воспроизведения в звуках чувств и настроений с целью вызвать в слушателе ответные чувства. Искусство раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком…
Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.
А с каким развитием музыки мы уже знакомы?
(на доске вывешиваю плакат «Развитие музыки»)
Изменение силы звука динамическое
Изменение скорости музыки темповое
Изменение высоты звука регистровое
Изменение окраски звука тембровое
Изменения мелодической линии мелодическое
Давайте сядем удобно, подготовимся к пению.
Выполняется ряд упражнений.
1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а) Счет на четыре:
вдох - голова назад,
задержка - голова прямо,
выдох - голова вниз.
2. Для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:
а) «Надуваем шарик» (медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук с-с-с-с, ладошки соединяем).
3. Для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счет на четыре:
а) «Шпага» - (укалывание кончиком языка каждой щеки);
б) пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);
в) «Бежит лошадка» (поцокивание язычком);
г) вытянув губы «сосем соску».
4. Для ощущения интонации:
а) «Крик ослика» - Й - а, й -а, и - а (интонация резко падает сверху вниз);
б) «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх).
5. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
а) «Скулит щенок» (и - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке);
б) «Пищит больной котенок» (жалобно «Мяу - мяу – мяу»).
Учитель. А теперь вспомним и споем попевку «Игра в слова» (исполнение).
Учитель. Вы какие-нибудь изменения услышали в попевке? (первая часть громко, вторая – очень тихо).
Какое развитие в музыке используется в данном случае? (динамическое).
А может вы услышали еще какое-то изменение? (изменилось настроение). Светлый, смелый характер первой части и приглушенный, таинственный характер – второй части.
(На нотном стане пишутся главные ступени 1и 2 части).
Учитель. А теперь давайте пропоем и сравним звучание главных ступеней в первой и во второй частях. Что вы заметили? В обеих частях те же самые нотки, но почему-то настроение второй части изменилось. Вы заметили, что во второй части возле ноты си стоит незнакомый нам знак? А чтобы нам узнать, что он обозначает, давайте с вами заглянем в «Музыкальный класс».
( «Музыкальный класс», урок № 7).
Учитель. Побывав в музыкальном классе, что вы узнали? (Ответы детей).
Учитель. В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка – искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало – никакой музыки не получится.
Однако лад не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их слаженность, согласованность, дружбу. Какие вы уже знаете лады?
( Ответ детей. Мажор и минор.
Мажор – веселый и бодрый, минор – грустный и лирический).
На доске вывешен плакат:
Мажор Минор
Яркий Грустный
Веселый Сердитый
Радостный Задумчивый
Светлый Хмурый
Звонкий Мрачный
Учитель. Сегодня на уроке мы проследим за изменением лада в музыке, т.е. познакомимся с ладовым развитием в музыке.
Послушайте песню «Улитка», автор слов Светлана Серова, автор музыки Валерий Кикта. Одинаковое ли настроение на протяжении всей песни? Найдите в нотной записи части, которые написаны в миноре, а которые в мажоре. Какой знак вы заметили в нотной записи? (бемоль). А что мы знаем про этот знак? (ответы детей)
Разучивание песни. Исполнение по ролям.
Учитель. А теперь, давайте не будем грустить, как Минор, а взбодримся, как Мажор.
(Физкультминутка «Научи нас веселиться»).
Учитель. А теперь я предлагаю вам прослушать Вальс Франца Шуберта. (Слушание музыки).
Учитель. Франц Шуберт – австрийский композитор, жил он с 1797 по 1828 год, т.е в 19 веке. Он написал очень много романсов, песен, камерных произведений, вальсов, фантазий и известен всему миру.
Сохранилось больше 250 шубертовских вальсов. В первые десятилетия 19 века вальс получил любовь и популярность во всех странах и городах Европы как бытовой танец - он заворожил всех своими кружащимися, воздушными, полетными движениями. Шуберт сочинял свои вальсы именно для таких бытовых целей - когда собравшиеся вокруг него друзья хотели потанцевать. Поэтому многие вальсы он придумывал сразу же, мгновенно. Шубертовские вальсы - небольшие пьески. Они несложны по фактуре, но дышат подлинным вдохновением.
У Шуберта можно встретить разные по характеру вальсы: одни заразительно веселые, другие - задумчиво-лирические.
Внимательно послушайте Вальс, проследите за развитием. Услышите ли вы здесь какие-то изменения? (Слушание музыки. Ответы детей).
Вальс Шуберта си минор относится к задумчиво-лирическим вальсам. В вальсе 2 краски, одна - сумрачный, печальный си минор (в начале и продолжении), другая - светлый и радостный Си мажор (в конце). Давайте еще раз прослушаем Вальс. Во время прослушивания отразите ладовое развитие при помощи карточек из цветной бумаги.
Ученики выполняют задание.
Учитель. Молодцы! Я вижу, все услышали изменение лада. Вы сумели передать изменение лада при помощи контрастных цветов. А теперь давайте попробуем выразить это изменение пластикой.
Пластическое интонирование.
Учитель. Смена лада внутри произведения связана обычно с желанием композитора передать тончайшие оттенки образа.
Творческое задание: сочинить мелодию, которая соответствует настроению слов:
Солнце ярко светит, Тра-ля-ля, ля-ля-ля,
Весело на свете. Весело на свете.
Дождик льет как из ведра,
Загрустила детвора. – 2 раза
Ученики по желанию исполняют свои песенки, остальные дают им оценку.
Учитель. Получилось ли отразить настроение в сочинениях ребят? А теперь попробуем создать самостоятельно попевку и использовать в ней способ ладового развития. Для этого мы используем стихотворение на странице 86.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется –
Тучка вся расплачется.
Только солнышко взойдет –
В небе радуга цветет.
Дети предлагают свои варианты.
Учитель. А теперь я постараюсь сделать аранжировку ваших сочинений и посмотрим, что же у нас получилось. Исполняем всем классом. Ну, что получилась у нас песенка, справились мы с заданием? Есть в нашей песенке изменение настроения?
Рефлексия:
Какие сделаны вами открытия в знании музыки?
Что было для вас самым интересным?
А что было для вас самым трудным?
Какое настроение вызвал у вас этот урок?
Учитель предлагает ребятам заполнить листы самооценки.
(Дети заполняют листы самооценки)
Учитель. Зная настроение каждого лада, доскажите окончания стихов:
Хмурится небо тучами серыми,
Стал незаметным цветочный ковер.
Тяжко вздыхают ветры несмелые,
Всюду звучит невеселый…. (Минор)
Если вдруг тебе взгрустнулось,
Дождь идет, нельзя во двор,
Чтобы радость вновь вернулась,
Пригласи к себе… (Мажор)
Музыкальное прощание: До свидания, до свидания, музыка!
Список используемой литературы:
-
Е.Г. Гуляеа, В.И. Гуляев. Музыка в 3 классе. — Минск: «Вышэйшая школа», 2010 .
-
М.А. Давыдова. Уроки музыки – Москва: «ВАКО», 2008.
-
Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. – Минск: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2006.
Приложение №1
Лист самооценки
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»