Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Обобщение знаний по теме "Имя существительное (обобщение)"
Конспект урока
по русскому языку в 4 классе
«Обобщение знаний
по теме «Имя существительное»
разработала учитель начальных классов
МКОУ СОШ с. Преображенка
Егорова Е.Ю.
УМК «Школа России»
Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цели: обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных, совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений, развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, любовь к родному языку.
Оборудование: ребусы, карточки с заданиями, тест по теме «Имя существительное»
Ход урока:
І. Организационный момент.
II. Словарная работа.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто отгадывает загадки,
Тот становится умней.
Ребусы :
*Проверка написания слов.
Что общего у этих слов?
Что такое существительное?
III.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить об этой удивительной части речи.
Наша задача: повторить и обобщить знания об имени существительном .
IV. На какие группы можно разделить эти существительные?
Запишите эти слова по родам.
Как определить род имени существительного?
м.р. ж.р. ср.р.
песок дорога метро
завод кровать воскресенье
Вася пятница яблоко
Какое слово «лишнее» в каждом столбике? Почему?
(Вася – 1 скл., мебель – 3 скл., метро – нескл. сущ..)
V. Что такое склонение?
Как определить склонение имени существительного?
Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?
1) Прочитайте стихотворение и определите склонение у всех имен существительных.
Солнце греет землю слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
2) Прочитайте и укажите цифрами, сколько существительных каждого склонения есть в тексте.
Иногда гора возникает в результате «работы» вулкана. Когда он извергается, вверх устремляется камень, пепел, грязь. Потом все это падает обратно на землю, лава застывает, и образуется холм.
1-е скл. - ______ 2-е скл.- ____ 3-е скл.-______
3) Прочитайте загадку, отгадайте её и дополните высказывание.
Назовите по одному существительному 3-го склонения.
В каком числе стоят эти существительные?
Как определить число имени существительного?
VI. Определите число имён существительных.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
Какое существительное всегда употребляется во множественном числе?
Приведите примеры таких слов.
(коньки, ножницы, щипцы, ворота, плоскогубцы санки, грабли, очки, весы, часы, деньги, каникулы, сутки, духи, консервы, брюки и т.д. )
А есть ли существительные, которые всегда употребляются в единственном числе?
( пальто, метро, шоссе, кофе, какао, радио, кино, ателье, пюре,такси, депо, фойе и т.д.)
Как называются такие существительные?
Придумайте предложения с несклоняемыми существительными.
VII. Запишите предложение. Определите падеж всех имен существительных.
Мама купила дочке красивое пальто.
Что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного?
(Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставь от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж)
Для чего нужно знать падежи?
(Для того, чтобы верно писать безударные окончания существительных).
VIII. Как определить окончание имен существительных в единственном числе?
Вставьте пропущенные окончания.
обратиться к подруг… близко от деревн… купила в касс…
уйти без игрушк… говорил с дедушк…й шёл по дорожк…
сидели на яблон… махать шапк…й встала с кроват…
Как определить окончание имен существительных во множественном числе?
Вставьте пропущенные окончания.
к директор… у галстук… над коляск…
на болот.. для музе… без правил…
о кукушк… по пол… от вывод…
IX. Сделайте морфологический разбор имен существительных.
На великолепной лошади,
по знакомой лестнице,
молодые дубки.
X. Тест по теме имя существительное
1. Имя существительное -
1)обозначает признак предмета
2) обозначает предмет
3) обозначает действие предмета
2.Какое слово лишнее?
1) солнце 2) радость 3)окно
3. В каком словосочетании оба имени существительных женского рода?
1)марка для письма 2) страница книги 3) компот из вишни
4. Какое имя существительное первого склонения?
1) декабрь 2) дядя 3) стекло
5. Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы кому? чему?
1) Р.п. 2) Д.п. 3) В.п.
6. К несклоняемым существительным относятся имена существительные
1) тетрадь 2) зима 3) радио
Итог урока.
Домашнее задание.
Источники:
1.Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 4класс», «Дрофа», 2008г
2.О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов. 4 класс», Москва «Астрель», 2008г
3.«Контроль в начальной школе 2-4 классы. Традиционные и тестовые задания» (компакт – диск) Приложение к журналу «Начальная школа»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО