В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Схема конспекта урока для 2 класса по теме "Ноты долгие и короткие"

Схема конспекта урока для 2 класса по теме "Ноты долгие и короткие"

Светлана Руденок
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 12684 комментариев: 2
Краткое описание
Урок является частью тематического блока «Основы нотной грамоты» программы «Музыка»  для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак.
Цель урока:
Научить различать ноты, разные по длительности и определять  их роль в создании тех или иных художественных образов в музыкальных произведениях.
Описание
###### Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №7 Красноармейского района г. Волгограда Урок музыки с использованием ИКТ для 2 класса. Программа «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Тема: «Ноты долгие и короткие» Составила:
Руденок Светлана Александровна, учитель музыки высшей квалификационной категории Волгоград – 2013 Схема конспекта урока
Тема урока:«Ноты долгие и короткие»
Класс: 2
Тип урока:урок изучения нового материала Урок является частью тематического блока «Основы нотной грамоты» программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Цель урока: Научить различать ноты, разные по длительности и определять их роль в создании тех или иных художественных образов в музыкальных произведениях. Задачи:
· дать понятие длительностей нот;
· научить различать долгие и короткие звуки в различных музыкальных произведениях и соотносить их с замыслом композитора;
· способствовать развитию навыка сравнительного анализа
· способствовать развитию коммуникативных навыков (работать в парах, малых группах, уметь слушать и проявлять инициативу)
· способствовать проявлению творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности: вокальных, пластических, ритмических, слушательских, импровизационных;
· воспитывать уважение к великому музыкальному наследию М.Мусоргского.

Планируемые результаты урока:
Метапредметные:

Регулятивные:
· самостоятельно организовывать своё рабочее место;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
· принимать и сохранять учебную задачу;
· соотносить выполненное заданиес образцом предложенном учителем;
· уметь контролировать свою деятельность;
· адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
· уметь ориентироваться в учебнике;
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя;
· сравнивать объекты по нескольким признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
· вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события;
· участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные:
· осознать необходимость учения;
· учиться выражать свое мнение.
· работать над адекватной самооценкой;
· следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные);
методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка); метод проблемно-развивающего обучения (эвристический), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся), информационные технологии.

Музыкальный материал урока: 1. М.П.Мусоргский «Катакомбы (Римские гробницы)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);
2. М.П.Мусоргский «Лимож. Рынок (Большая новость)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);
3. Ю. Литовко «Весёлые лягушки» (пение).
Речевой материал урока:
1. Загадки для ритмической импровизации.
Оснащённость урока:
1. Учебник «Музыка» для II класса для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;
2. Рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;
3. презентация в Power Point по материалу урока;
4. раздаточный дидактический материал.
5. учебник.
Оборудование урока:
доска, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.
Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент.
Цель для обучающихся на данном этапе: подготовиться к продуктивной работе уроке; эмоционально настроиться на урок; самостоятельно организовать своё рабочее место.
Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.
Задачи: организовать рабочее пространство; создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные.

Этап создания творческой атмосферы.
Проверка готовности рабочих мест. Музыкальное приветствие.
Длительность 3 минуты.

Учитель начинает урок с музыкального приветствия «Здравствуйте, ребята».

2. Актуализация опорных знаний.
Цель для обучающихся на данном этапе:
закрепить понятия «нотный стан», «нотоносец», ноты, различать по звучанию долгие и короткие звуки; выполнять различные роли в группе; выделить основные характеристики звука (высота, длительность) и передать их особенности разными способами.
Цель для педагога на данном этапе:
способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе, к восприятию новой темы.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой; актуализировать знания о нотах через музыкальную деятельность; побудить к использованию этих знаний для ответов.
Методы: словесно-иллюстративные, стимулирования и мотивации обучения, использование электронной презентации, пластическое интонирование, работа в группах.

Начало урока. Длительность 7 минут.
Учитель задаёт вопрос: где живут ноты? Ответ: нотный стан или нотоносец. Проверяет правильность ответа. Слайд 1.
Сколько всего нот? Ответ: семь (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
Каждый нота — это определённая звук.
Следующий вопрос: Как можно отличить звуки друг от друга? Ответ: По высоте.
Учитель одобряет ответы обучающихся. Выражает уверенность в том, что они справятся без особых затруднений и с новым заданием.
Как ещё можно различить звуки?

Задание: прослушать два звука, сравнить и определить в чём их различие.
Ответ: один звук долго звучит, другой коротко.
Задание для двух групп учащихся:
· для первой группы в пластическом интонировании предать особенности звучания долгого и короткого звука.
· для второй группы на доске графически изобразить (линией) длительность каждого пропетого звука (длинного и короткого).

Учитель оценивает правильность выполнения заданий.
Учитель благодарит обучающихся за выполненное задание.
Учитель говорит о том, что ноты и выглядят по-разному. Слайд 2.
3. Основная часть:
изучение нового учебного материала.
Цели для обучающихся на данном этапе:
распознавать по звучанию долгие и короткие звуки;
ориентироваться в нотном письме как в графическом изображении длительностей нот;
различать долгие и короткие звуки в различных музыкальных произведениях и соотносить их использование с замыслом композитора; участвовать в диалоге.
Цели для педагога на данном этапе:
создать условия для осмысления новой учебной информации;
помочь обучающимся в формулировке цели урока;
научить выделять длительности разных звуков в произведениях, соотнося с замыслом композитора.
Задачи:
исполнять ритмические импровизации с ориентацией на нотную запись;
научить находить в учебнике нужную информацию;
научить отличать долгие и короткие звуки в музыкальных произведениях;
побудить к использованию полученных знаний в творческой деятельности, высказывать свою точку зрения на события.
Формы и методы представления учебного материала:
наглядно – визуальный: демонстрация на экране фотографий, картин, графических изображений;
создание проблемной ситуации;
контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка);
самостоятельная частично – поисковая работа учащихся.

Критерии определения уровня внимания и интереса, обучающихся к материалу:
степень вовлеченности в работу группы;
степень интереса в передаче информации другим обучающимся.
Методы мотивирования:
четко сформулированная цель деятельности;
игровая форма организации деятельности;
интересная информация о новых музыкальных произведениях
Этап осмысления. Получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с уже имеющимися знаниями.
Организация индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Длительность 15 минут.

Учитель, совместно с учащимися формулирует цель урока. Слайд 3.
Учитель показывает графическое изображение длительностей нот на экране. Слайд 4.
Задание: сосчитать, сколько на картинке долгих и сколько коротких звуков.
Слайд 5.
Учитель знакомит обучающихся с названиями длительностей нот (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты) и с их графическим изображением. Слайд 6.

Задание №1: озвучить загадку: кругом вода, а пить нечего (море). Внимательно смотреть, где короткий звук должен быть, а где долгий. Слайд 7.
Прохлопать ритмический рисунок, выделяя длинные ноты кулачком, короткие ладошками.
Задание №1: попробовать самим составить такую нотную загадку и разгадать её:
голова на ножке, в голове горошки (горох).
Учитель делит класс на три группы (три ряда – три группы). Вызывает трёх учеников, их задача разучить с одной из групп свою ритмическую импровизацию.

Учитель демонстрирует портреты М. Мусоргского и В. Гартмана. Слайд 8.
Вопрос: что объединяет этих людей? Обучающиеся, опираясь на знания, которые получены ранее на уроках, отвечают.
Ответ: М.Мусоргский написал музыкальное произведение «Картинки с выставки» после посещения выставки работ художника В. Гартмана.
При возникновении затруднений при ответе на этот вопрос учитель помогает учащимся.
Учитель показывает картину В. Гартмана «Катакомбы». Слайд 9.

Игра « Я — композитор». Деление на группы (мальчики, девочки)
Задание: поставить себя на место композитора, который увидел эту картину.
Композитор хочет передать свои впечатления в музыке.
Создание проблемной ситуации. Какие звуки ему использовать и как должна звучать музыка?
Учитель помогает обучающимся осмыслить художественный образ, созданный художником: мрачное подземелье с длинными коридорами. Сам художник со своим спутником и еще одним человеком, который их сопровождает, освещая путь фонарем. Кругом стеллажи с черепами.
Работа в группах: для мальчиков задача соотнести свои ощущения от восприятия картины (мрачно, таинственно, неспешно, страшно) со звуками определённой длительности (короткими или длинными)
Ответ: длинные ноты и медленная, неспешная музыка помогли бы раскрыть этот художественный образ.
Коллективная работа:
слушание пьесы «Катакомбы (Римская гробница)», сопоставление ответов обучающихся с услышанной музыкой, с замыслом композитора.

Учитель показывает картину В. Гартмана «Лимож. Эскизы». Слайд 10.
У Гартмана такой картины не было, но во время своего заграничного путешествия художник сделал в городе Лиможе много эскизов самых разнообразных типов местных жителей.
Собрав их вместе, Мусоргский создал такую яркую жанровую картину:
Франция. Город Лимож.Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные кумушки, обсуждая события городской жизни:«Большая новость: господин Пимпан из Понта-Понталеон только что нашел свою корову: Беглянку. “Да, сударыня, это было вчера. – Нет, сударыня, это было третьего дня. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. – Ну, нет, сударыня, корова вовсе не бродила. И т. д.”».

Работа в группах: для девочек задача соотнести свои представления об этой жанровой картинки (суета, толкотня, шум) со звуками определённой длительности (короткими или длинными).
Ответ: короткие ноты и быстрая, суетливая музыка помогли бы раскрыть этот художественный образ.
Коллективная работа:
слушание пьесы «Лимож. Рынок (Большая новость)», сопоставление ответов обучающихся с услышанной музыкой, с замыслом композитора.

Работа с учебником (стр.) Сравнение своих ответов с нотной записью, определение названий длительностей нот, которые использовал композитор в каждой из своих пьес.
Ответ: «Катакомбы (Римские гробницы)» — половинные ноты, «Лимож. Рынок (Большая новость)» — шестнадцатые ноты.
Учитель проверяет ответы. Слайды 9 и 10.
Учитель совместно с обучающимися подводит итог: М.П.Мусоргский использует разные по длительности ноты для создания различных художественных образов.

4. Закрепление учебного материала.
Цель для обучающихся на данном этапе:
отражать интонационно-
мелодические особенности
музыки в пении; применить знания в вокальной деятельности и графической записи нот;
уметь сотрудничать, работать на общий результат.
Цель для педагога на данном этапе:
определить степень усвоения изученного материала; создать комфортную обстановку для практической работы обучающихся; осуществить контроль результатов деятельности обучающихся.
Задачи: способствовать развитию коммуникативных навыков (работать в коллективе, слышать своих товарищей);
контролировать правильность выполнения индивидуального задания.
Методы: хоровое пение, практическая работа.

Организация коллективной и индивидуальной работы.
Длительность 10 минут.
Учитель разучивает песню «Две весёлые лягушки».

Коллективное задание:
определить длительности нот в песне;
прохлопать ритмический рисунок песни (кулачки – ладошки) с целью определить степень усвоения учебного материала.
исполнить песню, используя пластическое интонирование.

Индивидуальное задание:
изобразить долгие и короткие ноты графически (длинная стрелка — короткая стрелка) в рабочей тетради (стр. 39).

5. Итог урока.
Цели для обучающихся на данном этапе:
проявлять самостоятельность в практической деятельности оценивать результат деятельности (легко, возникли сложности).
Цель для педагога на данном этапе:
создать ситуацию, побуждающую участников к анализу своей деятельности.
Задачи:
нацелить обучающихся на использование полученных знаний в практической деятельности.
Методы: словесные.

Рефлексия. Длительность 3 минуты.

Учитель раздаёт обучающимся карточки с изображениями нот разной длительности.
Учитель просит их поднять карточки с изображением длинных нот (целых и половинных), остальные обучающиеся должны определить правильность выбора.
Задание: спеть фразу «Наш урок окончен», используя эти длительности.

Учитель просит поднять карточки с изображением коротких нот (четвертных, восьмых, шестнадцатых), остальные обучающиеся должны определить правильность выбора.
Задание: спеть фразу «Наш урок окончен», используя эти длительности.
Учитель подводит итог.
Что показалось наиболее интересным? Трудным?
Что получилось хорошо? Над чем нужно поработать?
Учитель благодарит всех детей за работу на уроке, отдельно выделяя принимавших более активное участие на уроке. Урок окончен. До новых встреч!

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Методическое сопровождение.docx Скачать

uchmet_120_601.png



МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К РЕСУРСУ


Ноты долгие и короткие


  • фамилия, имя, отчество автора:

Руденок Светлана Александровна

  • должность

учитель музыки

  • место проживания:

г. Волгоград, Красноармейский район

  • название учебного заведения:

МОУ гимназия №7

  • дисциплина:

Музыка

  • название ресурса:

Ноты долгие и короткие

  • класс (курс):

Данный ресурс может быть использован во 2-м классе на уроке музыки.

  • количество слайдов:

13

  • среда (редактор), в которой выполнена презентация:

Microsoft PowerPoint 2007


  • рекомендации по использованию ресурса:

В ресурс включены изображения нот различной длительности, задания для лучшего усвоения и закрепление изученного материала. В ресурсе использованы фото, изображения, аудиофайлы, соответствующие тематике урока по теме «Ноты долгие и короткие», который является частью тематического блока «Основы нотной грамоты» программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Цели, задачи урока и этапы, на которых используются слайды ресурса, указаны в схеме конспекта урока.


Интернет-ресурсы:

Содержательная часть:

http://www.muz-rok.ru/domik_dlya_not.htm


Иллюстрации:

http://www.muz-rok.ru/domik_dlya_not.htm

http://nota.x90x.net/bessame-mucho-noty-skachat.html

http://www.classic-usic.ru/mussorgsky.html

http://kabinet33.ucoz.ru/photo/material_k_urokam_muzyki/illjustracii_k_muzykanym_proizvedenijam/10-1-0-0-2-0-

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гартман,_Виктор_Александрович


Схема конспекта урока.docx Скачать

uchmet_120_601.png

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №7

Красноармейского района г. Волгограда






Урок музыки с использованием ИКТ для 2 класса.

Программа «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.



Тема: «Ноты долгие и короткие»










Составила:

Руденок Светлана Александровна,

учитель музыки

высшей квалификационной категории





Волгоград – 2013


Схема конспекта урока


Тема урока: «Ноты долгие и короткие»

Класс: 2

Тип урока: урок изучения нового материала

Урок является частью тематического блока «Основы нотной грамоты» программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.


Цель урока:

Научить различать ноты, разные по длительности и определять их роль в создании тех или иных художественных образов в музыкальных произведениях.


Задачи:

  • дать понятие длительностей нот;

  • научить различать долгие и короткие звуки в различных музыкальных произведениях и соотносить их с замыслом композитора;

  • способствовать развитию навыка сравнительного анализа

  • способствовать развитию коммуникативных навыков (работать в парах, малых группах, уметь слушать и проявлять инициативу)

  • способствовать проявлению творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности: вокальных, пластических, ритмических, слушательских, импровизационных;

  • воспитывать уважение к великому музыкальному наследию М.Мусоргского.


Планируемые результаты урока:

Метапредметные:


Регулятивные:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место;

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • соотносить выполненное задание с образцом предложенном учителем;

  • уметь контролировать свою деятельность;

  • адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в учебнике;

  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя;

  • сравнивать объекты по нескольким признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события;

  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные:

  • осознать необходимость учения;

  • учиться выражать свое мнение.

  • работать над адекватной самооценкой;

  • следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

  • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные);

методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка); метод проблемно-развивающего обучения (эвристический), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся), информационные технологии.


Музыкальный материал урока:

  1. М.П.Мусоргский «Катакомбы (Римские гробницы)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

  2. М.П.Мусоргский «Лимож. Рынок (Большая новость)» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

  3. Ю. Литовко «Весёлые лягушки» (пение).

Речевой материал урока:

1. Загадки для ритмической импровизации.

Оснащённость урока:

  1. Учебник «Музыка» для II класса для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;

  2. Рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;

  3. презентация в Power Point по материалу урока;

  4. раздаточный дидактический материал.

  5. учебник.

Оборудование урока:

доска, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.




Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель для обучающихся на данном этапе: подготовиться к продуктивной работе уроке; эмоционально настроиться на урок; самостоятельно организовать своё рабочее место.

Цель для педагога на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи: организовать рабочее пространство; создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные.


Этап создания творческой атмосферы.

Проверка готовности рабочих мест. Музыкальное приветствие.

Длительность 3 минуты.

Учитель начинает урок с музыкального приветствия «Здравствуйте, ребята».


2.

Актуализация опорных знаний.

Цель для обучающихся на данном этапе:

закрепить понятия «нотный стан», «нотоносец», ноты, различать по звучанию долгие и короткие звуки; выполнять различные роли в группе; выделить основные характеристики звука (высота, длительность) и передать их особенности разными способами.

Цель для педагога на данном этапе:

способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе, к восприятию новой темы.

Задачи:

создать положительный эмоциональный настрой; актуализировать знания о нотах через музыкальную деятельность; побудить к использованию этих знаний для ответов.

Методы: словесно-иллюстративные, стимулирования и мотивации обучения, использование электронной презентации, пластическое интонирование, работа в группах.


Начало урока. Длительность 7 минут.

Учитель задаёт вопрос: где живут ноты? Ответ: нотный стан или нотоносец. Проверяет правильность ответа. Слайд 1.

Сколько всего нот? Ответ: семь (до, ре, ми, фа, соль, ля, си).

Каждый нота - это определённая звук.

Следующий вопрос: Как можно отличить звуки друг от друга? Ответ: По высоте.

Учитель одобряет ответы обучающихся. Выражает уверенность в том, что они справятся без особых затруднений и с новым заданием.

Как ещё можно различить звуки?


Задание: прослушать два звука, сравнить и определить в чём их различие.

Ответ: один звук долго звучит, другой коротко.

Задание для двух групп учащихся:

  • для первой группы в пластическом интонировании предать особенности звучания долгого и короткого звука.

  • для второй группы на доске графически изобразить (линией) длительность каждого пропетого звука (длинного и короткого).


Учитель оценивает правильность выполнения заданий.

Учитель благодарит обучающихся за выполненное задание.

Учитель говорит о том, что ноты и выглядят по-разному. Слайд 2.



3.

Основная часть:

изучение нового учебного материала.

Цели для обучающихся на данном этапе:

распознавать по звучанию долгие и короткие звуки;

ориентироваться в нотном письме как в графическом изображении длительностей нот;

различать долгие и короткие звуки в различных музыкальных произведениях и соотносить их использование с замыслом композитора; участвовать в диалоге.

Цели для педагога на данном этапе:

создать условия для осмысления новой учебной информации;

помочь обучающимся в формулировке цели урока;

научить выделять длительности разных звуков в произведениях, соотнося с замыслом композитора.

Задачи:

исполнять ритмические импровизации с ориентацией на нотную запись;

научить находить в учебнике нужную информацию;

научить отличать долгие и короткие звуки в музыкальных произведениях;

побудить к использованию полученных знаний в творческой деятельности, высказывать свою точку зрения на события.

Формы и методы представления учебного материала:

наглядно – визуальный: демонстрация на экране фотографий, картин, графических изображений;

создание проблемной ситуации;

контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка);

самостоятельная частично – поисковая работа учащихся.


Критерии определения уровня внимания и интереса, обучающихся к материалу:

степень вовлеченности в работу группы;

степень интереса в передаче информации другим обучающимся.

Методы мотивирования:

четко сформулированная цель деятельности;

игровая форма организации деятельности;

интересная информация о новых музыкальных произведениях



Этап осмысления. Получение и осмысление новой информации, соотнесение полученной информации с уже имеющимися знаниями.

Организация индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Длительность 15 минут.


Учитель, совместно с учащимися формулирует цель урока. Слайд 3.

Учитель показывает графическое изображение длительностей нот на экране. Слайд 4.

Задание: сосчитать, сколько на картинке долгих и сколько коротких звуков.

Слайд 5.

Учитель знакомит обучающихся с названиями длительностей нот (целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты) и с их графическим изображением. Слайд 6.


Задание №1: озвучить загадку: кругом вода, а пить нечего (море). Внимательно смотреть, где короткий звук должен быть, а где долгий. Слайд 7.

Прохлопать ритмический рисунок, выделяя длинные ноты кулачком, короткие ладошками.

Задание №1: попробовать самим составить такую нотную загадку и разгадать её:

голова на ножке, в голове горошки (горох).

Учитель делит класс на три группы (три ряда – три группы). Вызывает трёх учеников, их задача разучить с одной из групп свою ритмическую импровизацию.


Учитель демонстрирует портреты М. Мусоргского и В. Гартмана. Слайд 8.

Вопрос: что объединяет этих людей? Обучающиеся, опираясь на знания, которые получены ранее на уроках, отвечают.

Ответ: М.Мусоргский написал музыкальное произведение «Картинки с выставки» после посещения выставки работ художника В. Гартмана.

При возникновении затруднений при ответе на этот вопрос учитель помогает учащимся.



Учитель показывает картину В. Гартмана «Катакомбы». Слайд 9.


Игра « Я - композитор». Деление на группы (мальчики, девочки)

Задание: поставить себя на место композитора, который увидел эту картину.

Композитор хочет передать свои впечатления в музыке.

Создание проблемной ситуации. Какие звуки ему использовать и как должна звучать музыка?

Учитель помогает обучающимся осмыслить художественный образ, созданный художником: мрачное подземелье с длинными коридорами. Сам художник со своим спутником и еще одним человеком, который их сопровождает, освещая путь фонарем. Кругом стеллажи с черепами.

Работа в группах: для мальчиков задача соотнести свои ощущения от восприятия картины (мрачно, таинственно, неспешно, страшно) со звуками определённой длительности (короткими или длинными)

Ответ: длинные ноты и медленная, неспешная музыка помогли бы раскрыть этот художественный образ.

Коллективная работа:

слушание пьесы «Катакомбы (Римская гробница)», сопоставление ответов обучающихся с услышанной музыкой, с замыслом композитора.


Учитель показывает картину В. Гартмана «Лимож. Эскизы». Слайд 10.

У Гартмана такой картины не было, но во время своего заграничного путешествия художник сделал в городе Лиможе много эскизов самых разнообразных типов местных жителей.

Собрав их вместе, Мусоргский создал такую яркую жанровую картину:

Франция. Город Лимож. Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные кумушки, обсуждая события городской жизни: «Большая новость: господин Пимпан из Понта-Понталеон только что нашел свою корову: Беглянку. “Да, сударыня, это было вчера. – Нет, сударыня, это было третьего дня. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. – Ну, нет, сударыня, корова вовсе не бродила. И т. д.”».


Работа в группах: для девочек задача соотнести свои представления об этой жанровой картинки (суета, толкотня, шум) со звуками определённой длительности (короткими или длинными).

Ответ: короткие ноты и быстрая, суетливая музыка помогли бы раскрыть этот художественный образ.

Коллективная работа:

слушание пьесы «Лимож. Рынок (Большая новость)», сопоставление ответов обучающихся с услышанной музыкой, с замыслом композитора.


Работа с учебником (стр.) Сравнение своих ответов с нотной записью, определение названий длительностей нот, которые использовал композитор в каждой из своих пьес.

Ответ: «Катакомбы (Римские гробницы)» - половинные ноты, «Лимож. Рынок (Большая новость)» - шестнадцатые ноты.

Учитель проверяет ответы. Слайды 9 и 10.

Учитель совместно с обучающимися подводит итог: М.П.Мусоргский использует разные по длительности ноты для создания различных художественных образов.


4.

Закрепление учебного материала.

Цель для обучающихся на данном этапе:

отражать интонационно-

мелодические особенности

музыки в пении; применить знания в вокальной деятельности и графической записи нот;

уметь сотрудничать, работать на общий результат.

Цель для педагога на данном этапе:

определить степень усвоения изученного материала; создать комфортную обстановку для практической работы обучающихся; осуществить контроль результатов деятельности обучающихся.

Задачи: способствовать развитию коммуникативных навыков (работать в коллективе, слышать своих товарищей);

контролировать правильность выполнения индивидуального задания.

Методы: хоровое пение, практическая работа.


Организация коллективной и индивидуальной работы.

Длительность 10 минут.

Учитель разучивает песню «Две весёлые лягушки».


Коллективное задание:

определить длительности нот в песне;

прохлопать ритмический рисунок песни (кулачки – ладошки) с целью определить степень усвоения учебного материала.

исполнить песню, используя пластическое интонирование.


Индивидуальное задание:

изобразить долгие и короткие ноты графически (длинная стрелка - короткая стрелка) в рабочей тетради (стр. 39).


5.

Итог урока.

Цели для обучающихся на данном этапе:

проявлять самостоятельность в практической деятельности оценивать результат деятельности (легко, возникли сложности).

Цель для педагога на данном этапе:

создать ситуацию, побуждающую участников к анализу своей деятельности.

Задачи:

нацелить обучающихся на использование полученных знаний в практической деятельности.

Методы: словесные.


Рефлексия. Длительность 3 минуты.


Учитель раздаёт обучающимся карточки с изображениями нот разной длительности.

Учитель просит их поднять карточки с изображением длинных нот (целых и половинных), остальные обучающиеся должны определить правильность выбора.

Задание: спеть фразу «Наш урок окончен», используя эти длительности.

Учитель просит поднять карточки с изображением коротких нот (четвертных, восьмых, шестнадцатых), остальные обучающиеся должны определить правильность выбора.

Задание: спеть фразу «Наш урок окончен», используя эти длительности.

Учитель подводит итог.

Что показалось наиболее интересным? Трудным?

Что получилось хорошо? Над чем нужно поработать?

Учитель благодарит всех детей за работу на уроке, отдельно выделяя принимавших более активное участие на уроке. Урок окончен. До новых встреч!







Ноты долгие и короткие. Урок для 2 класса.rar Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
4.07.2013 02:06
Уважаемая Светлана Александровна! Замечательный материал, но , к сожалению,  не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению загружаемых материалов на Портал. Рекомендую Вам познакомиться с требованиями к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»). http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
1. Поместить логотип Портала на титульный лист и правильно его оформить.
2.  Указать список ссылок на использованные изображения (портреты, иллюстрации).
3. И методическое пояснение, и презентацию поместите в один архив.
Надеюсь в ближайшее время увидеть   Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.:)
Светлана Руденок
8.07.2013 18:01
Уважаемая Татьяна Николаевна! Я повторно загрузила файл. Надеюсь, что мои исправления правильны! Большое спасибо за рекомендации!!!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос