Автор: Банцерова Лариса Анатольевна
Место проживания: г.Москва
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №589
Дисципина: Русский язык
Учебник: «Русский язык 10-11 класс» В.Ф.Греков
Тема: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами»
Класс: 11
Продолжительность урока: 45 минут.
Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок-практикум
-
Цели:
-
Образовательные:
-
систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, в тексте;
-
обобщить сведения о деепричастии: лексическое и грамматическое значение деепричастия как особой формы глагола (решение заданий А17, А18 в формате ЕГЭ);
-
закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами (решение задания А21 в формате ЕГЭ);
-
разобрать задание А4 в формате ЕГЭ, связанное с синтаксическими нормами построения предложений с деепричастным оборотом;
-
разобрать задание В5 в формате ЕГЭ, связанное с синтаксическим и пунктуационным анализом текста;
-
разобрать задание части С в формате ЕГЭ (определить проблему текста, прокомментировать её, выяснит авторскую позицию).
-
Развивающие:
-
формировать речевую компетенцию;
-
развивать навык самоанализа, умение обобщать, выделять главное;
-
развивать навык правильного использования в речи деепричастных оборотов и умение заменять их синонимическими конструкциями.
-
Воспитательные:
-
способствовать уважительному отношению друг к другу;
-
развивать познавательный интеллект;
-
воспитать любовь к родному русскому языку, к художественному слову;
-
работая над текстом Д.Н.Медведева, привить учащимся любовь к Родине, чувство гордости к защитникам Отечества.
Оборудование и материалы: доска, проектор, сигнальные карты, справочный материал, раздаточный материал, наглядный материал для доски, сборник «Русский язык 2013. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена» авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин, учебник «Русский язык 10-11 класс» авторВ.Ф.Греков
-
Ход урока
-
Организационный этап.
-
Подготовка учащихся к работе на уроке.
-
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
-
Визуальный контроль готовности к уроку.
-
Работа с журналом.
-
Работа с материалом урока.
Стилистический анализ отрывка из «Детства» А.М.Горького.
Текст воспроизведен на проекторе:
«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно. Ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону. Отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»
(Один из учеников читает отрывок).
Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова (у каждого учащегося на столе есть сигнальная карточка «Деепричастие»)?
«Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?
Учащиеся: К части речи – деепричастие.
Учитель: Дать определение данной части речи (см. сигнальную карту «Деепричастие»).
Какова роль деепричастия в речи? (дописывает основное действие, дополняет его).
Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами).
Определить: к какому типу речи относится данный отрывок?(к повествовательному типу речи).
У каждого учащегося есть сигнальная карточка «Типы речи»:
«ОПИСАНИЕ – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определен и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.
ПОВЕСТВОВАНИЕ – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчеркивается интонацией.
РАССУЖДЕНИЕ – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства)».
Учитель: Обобщите полученную информацию.
Учащиеся: Для описания действия писатели часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия при основном действии, выраженном глаголом. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода в текстах повествовательного характера. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны. Им отдается предпочтение в художественной речи.
-
Сообщение темы урока и постановка целей.
Учитель: Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о деепричастном обороте.
-
Актуализация уже имеющих знаний (проверка домашнего задания)
-
У каких частей речи деепричастие позаимствовало грамматические признаки (у глагола – вид, переходность, возвратность, способность управлять падежом существительных, у наречия – неизменяемая часть речи).
-
Опираясь на спроецированную таблицу, выполнить морфологический анализ слова (задания А11, В2 по вариантам текстов№1-№10, сборник «Русский язык 2013. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена», авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин).
ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
||
Вид |
Совершенный |
Несовершенный |
Что обозначает? |
Обозначает законченное добавочное действие, которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым. |
Обозначает незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым. |
На какой вопрос отвечает? |
Что сделав? |
Что делая? |
Способ образования |
СУФФИКСАЛЬНЫЙ |
|
Суффиксы |
-вши-; -в-; -ши- |
-а-; -я- |
Примеры |
Опустив – опустить +в |
Поглядывая – поглядывают +я |
-
Определить способ образования слова (варианты задания В1 в формате ЕГЭ по сборнику).
Алгоритм выбора правильного ответа у каждого ученика в виде сигнальной карты:
-
Обязательно читаем предложение, в котором находится слово.
-
Определяем часть речи.
-
Подбираем «ближайшего родственника».
-
Сравниваем исходное слово с найденным.
-
Вычленяем словообразующие морфемы.
-
Выполнить задание А16, А17 в формате ЕГЭ по сборнику по вариантам.
Учитель: От чего зависит написание глагольного суффикса перед суффиксом –л- в прошедшем времени и перед суффиксами деепричастий совершенного вида –в-, -вши-? (От того, какая гласная пишется в глаголе перед –ть).
Учитель: При написании каких еще глагольных форм важно знать, какая гласная стоит перед –ть в глаголе? (При написании действительных причастий прошедшего времени и страдательных причастий прошедшего времени).
-
Работа по теме урока
-
Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании (варианты задания В3 в формате ЕГЭ по сборнику).
У каждого ученика есть сигнальная карта «Справочный материал»:
В3. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях
-
Вид
связи
Главное
слово
Зависимое
слово
Вопрос
Согласование
Существительное или
Слово в значении существительного
Прилагательное
Причастие
Порядковое числительное
Определительные и притяжательные местоимения
Какой?
Зелёный карандаш;
Распущенные волосы;
Этот человек.
Чей?
Чей-то дом
Который?
Второй этаж
Управление
Глагол
Прилагательное
Причастие
Деепричастие
Существительное
Существительное с предлогом
Местоимение
Вопросы косвенных падежей
Пилить(что?) дрова.
Смотреть(во что?) в окно.
Румяный (от чего?) от мороза.
Любящая(кого?)тебя.
Гуляя(с кем?) с ним.
существительное
существительное
(несогласованное определение)
Листья(чего?) осины
Варенье (из чего?)из малины
Примыкание
Глагол
Деепричастие
Наречие
Причастие
Существительное
Прилагательное
Неизменяемые части речи:
-
Наречие
-
Деепричастие
-
Инфинитив (НФГ)
-
Сравнительная форма прилагательного
Как? В какой степени?
Шёл быстро
Очень быстро
Что сделать?
Приказал встать
Где? Куда? Откуда?
Когда?
Удалиться вглубь
Пятый справа
Что делая?
Разговаривая улыбаясь
-
Работаем по алгоритму:
-
Читаем предложение, в котором необходимо найти тип связи
в словосочетании.
-
Выделяем словосочетания, находим главное слово и зависимое, задаем вопрос.
-
Только по вопросу определяем тип синтаксической связи.
Помним, что одно и то же слово в разных словосочетаниях может быть и главным, и зависимым.
Остановимся на управлении и примыкании, так как деепричастие может входить в ту или иную группу словосочетаний.
Отметим, что если деепричастие проявляет способность управлять падежом существительного, то оно входит в группу словосочетаний, которые строятся по управлению.
Учитель: Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Учащиеся: В предложении деепричастие и деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами) являются обстоятельствами. Деепричастный оборот обособляется всегда (выделяется запятыми независимо от места расположения в предложении).
Учитель: Какой второстепенный член предложения при обособлении имеет строго фиксированное местоположение?
Учащиеся вспоминают правило обособления «определения».
-
Выполнить по сборнику (авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин) варианты задания А21.
Помнить, что причастие и деепричастие определяем по морфологическим признакам, а также необходимо помнить, что к причастному обороту нужно задать вопрос от существительного или местоимения (какой?...), а к деепричастию от глагола-сказуемого (что делая? что сделав?).
Учащимся раздаются карточки.
3. Замените придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами:
-
Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку.
Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел. -
Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.
Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой рассказ. -
Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора.
Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое действие спектакля.
Вывод делает один из учащихся: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель.
Учитель: Ребята, часто вы допускаете ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. И в ЕГЭ есть задание, в котором вам необходимо выбрать правильное продолжение предложения.
-
Выполнить по сборнику (авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин) варианты задания А4.
У каждого ученика сигнальная карта «Справочный материал»:
Четыре грамматически верных продолжений предложений:
-
Должно быть подлежащее, которое выполняет основное и добавочное действие.
-
Должен быть глагол-сказуемое в повелительном наклонении в односоставном определённо-личном или в односоставном неопределённо-личном предложении.
-
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении при инфинитиве (НФГ).
-
Должен быть глагол-сказуемое в односоставном определенно-личном предложении в форме 1-ого или 2-ого лица изъявительного наклонения (я, мы, ты, вы) или в односоставном неопределённо-личном предложении в форме 3-ого лица множественного числа изъявительного наклонения настоящего или прошедшего времени (они).
-
Самостоятельная работа, с последующей проверкой
Ученики обеспечены текстом диагностической работой 2010 года.
-
Выполнить задания А4, А5, А16, А17, А18, А21, В1,В2,В3,В5
-
Коллективная проверка
-
Анализ ошибок
-
Работа с текстом
Один из учеников читает текст Д.Р.Медведева, командира крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писателя.
Беседа по вопросам (текст учениками получен ранее, самостоятельно проработан)
-
К какому типу речи относится текст?( к повествовательному).
-
Тема ?(тема подвига партизан в тылу врага).
-
Что такое «подвиг»?
-
Проблема?(героизм советских бойцов, проявленный в борьбе с захватчиками).
-
Позиция автора?(автор восхищается мужеством и стойкостью духа партизан отряда Творогова).
-
Прокомментировать проблему (один из учеников читает свой вариант комментария).
-
Указать на ошибки при комментировании или успешность выполненной работы.
-
Подведение итогов урока
1.Сегодня на уроке мы вспомнили обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Среди оборотов большой популярностью пользуются именно эти обороты. Для того чтобы у вас были с ними хорошие взаимоотношения, необходимо в первую очередь быстро и безошибочно узнавать их среди других слов. В этом вам помогут знания морфологических признаков особой формы глагола – «деепричастие». А чтобы не ошибиться в обособлении деепричастного оборота, надо помнить правило: деепричастный оборот не имеет фиксированного положения при обособлении – он обособляется всегда. Только надо знать, какому глаголу-сказуемому деепричастный оборот подчиняется. И тогда присутствие в предложении союза «и» вам не страшно.
2. Выставление оценок за урок.
-
Домашнее задание
П.78 по учебнику стр.284-285 повторить таблицу; оформить сочинение-эссе, подобрав аргументацию; упр.426 (письменно).
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Вебинар «Нейропсихологические методы диагностики и коррекции нарушений в развитии гиперактивных детей»
- Вебинар «Социализация и социальные навыки дошкольников: учимся общаться, договариваться, взаимодействовать»
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»