Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами
I. Организационный этап.
1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
3. Визуальный контроль готовности к уроку.
4. Работа с журналом.
II. Работа с материалом урока. Стилистический анализ отрывка из «Детства» А.М.Горького. Текст воспроизведен на проекторе: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно. Ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону. Отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» (Один из учеников читает отрывок). Учитель:К какой части речи относятся выделенные слова (у каждого учащегося на столе есть сигнальная карточка «Деепричастие»)? «Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? Учащиеся: К части речи – деепричастие. Учитель: Дать определение данной части речи (см. сигнальную карту «Деепричастие»). Какова роль деепричастия в речи? (дописывает основное действие, дополняет его). Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами). Определить: к какому типу речи относится данный отрывок?(к повествовательному типу речи). У каждого учащегося есть сигнальная карточка «Типы речи»: «ОПИСАНИЕ – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определен и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет. ПОВЕСТВОВАНИЕ – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчеркивается интонацией. РАССУЖДЕНИЕ – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства)». Учитель: Обобщите полученную информацию. Учащиеся: Для описания действия писатели часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия при основном действии, выраженном глаголом. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода в текстах повествовательного характера. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны. Им отдается предпочтение в художественной речи. III. Сообщение темы урока и постановка целей. Учитель:Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о деепричастном обороте. IV. Актуализация уже имеющих знаний (проверка домашнего задания) 1. У каких частей речи деепричастие позаимствовало грамматические признаки (у глагола – вид, переходность, возвратность, способность управлять падежом существительных, у наречия – неизменяемая часть речи). 2. Опираясь на спроецированную таблицу, выполнить морфологический анализ слова (задания А11, В2 по вариантам текстов№1-№10, сборник «Русский язык 2013. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена», авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин).
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | ||
Вид | Совершенный | Несовершенный |
Что обозначает? | Обозначает законченное добавочное действие, которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым. | Обозначает незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым. |
На какой вопрос отвечает? | Что сделав? | Что делая? |
Способ образования | СУФФИКСАЛЬНЫЙ | |
Суффиксы | -вши-; -в-; -ши- | -а-; -я- |
Примеры | Опустив – опустить +в | Поглядывая – поглядывают +я |
Вид связи | Главное слово | Зависимое слово | Вопрос |
Согласование | Существительное или Слово в значении существительного | Прилагательное Причастие Порядковое числительное Определительные и притяжательные местоимения |
Какой? Зелёный карандаш; Распущенные волосы; Этот человек. Чей? Чей-то дом Который? Второй этаж |
Управление | Глагол Прилагательное Причастие Деепричастие | Существительное Существительное с предлогом Местоимение |
Вопросы косвенных падежей Пилить(что?) дрова. Смотреть(во что?) в окно. Румяный (от чего?) от мороза. Любящая(кого?)тебя. Гуляя(с кем?) с ним. |
существительное | существительное (несогласованное определение) | Листья(чего?) осины Варенье (из чего?)из малины | |
Примыкание | Глагол Деепричастие Наречие Причастие Существительное Прилагательное |
Неизменяемые части речи: · Наречие · Деепричастие · Инфинитив (НФГ) · Сравнительная форма прилагательного |
Как? В какой степени? Шёл быстро Очень быстро Что сделать? Приказал встать Где? Куда? Откуда? Когда? Удалиться вглубь Пятый справа Что делая? Разговаривая улыбаясь |
Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел. · Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.
Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой рассказ. · Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора.
Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое действие спектакля. Вывод делает один из учащихся: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель. Учитель:Ребята, часто вы допускаете ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. И в ЕГЭ есть задание, в котором вам необходимо выбрать правильное продолжение предложения. 5. Выполнить по сборнику (авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин) варианты задания А4. У каждого ученика сигнальная карта «Справочный материал»: Четыре грамматически верных продолжений предложений: · Должно быть подлежащее, которое выполняет основное и добавочное действие. · Должен быть глагол-сказуемое в повелительном наклонении в односоставном определённо-личном или в односоставном неопределённо-личном предложении. · Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении при инфинитиве (НФГ). · Должен быть глагол-сказуемое в односоставном определенно-личном предложении в форме 1-ого или 2-ого лица изъявительного наклонения (я, мы, ты, вы) или в односоставном неопределённо-личном предложении в форме 3-ого лица множественного числа изъявительного наклонения настоящего или прошедшего времени (они). VI. Самостоятельная работа, с последующей проверкой Ученики обеспечены текстом диагностической работой 2010 года. 1. Выполнить задания А4, А5, А16, А17, А18, А21, В1, В2, В3, В5 2. Коллективная проверка 3. Анализ ошибок VII. Работа с текстом Один из учеников читает текст Д.Р.Медведева, командира крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писателя. Беседа по вопросам (текст учениками получен ранее, самостоятельно проработан) · К какому типу речи относится текст?( к повествовательному). · Тема ?(тема подвига партизан в тылу врага). · Что такое «подвиг»? · Проблема?(героизм советских бойцов, проявленный в борьбе с захватчиками). · Позиция автора?(автор восхищается мужеством и стойкостью духа партизан отряда Творогова). · Прокомментировать проблему (один из учеников читает свой вариант комментария). · Указать на ошибки при комментировании или успешность выполненной работы. VIII. Подведение итогов урока 1.Сегодня на уроке мы вспомнили обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Среди оборотов большой популярностью пользуются именно эти обороты. Для того чтобы у вас были с ними хорошие взаимоотношения, необходимо в первую очередь быстро и безошибочно узнавать их среди других слов. В этом вам помогут знания морфологических признаков особой формы глагола – «деепричастие». А чтобы не ошибиться в обособлении деепричастного оборота, надо помнить правило: деепричастный оборот не имеет фиксированного положения при обособлении – он обособляется всегда. Только надо знать, какому глаголу-сказуемому деепричастный оборот подчиняется. И тогда присутствие в предложении союза «и» вам не страшно. 2. Выставление оценок за урок. IX. Домашнее задание П.78 по учебнику стр.284-285 повторить таблицу; оформить сочинение-эссе, подобрав аргументацию; упр.426 (письменно).
Автор: Банцерова Лариса Анатольевна
Место проживания: г.Москва
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №589
Дисципина: Русский язык
Учебник: «Русский язык 10-11 класс» В.Ф.Греков
Тема: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами»
Класс: 11
Продолжительность урока: 45 минут.
Конспект урока русского языка в 11-м классе на тему: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок-практикум
-
Цели:
-
Образовательные:
-
систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, в тексте;
-
обобщить сведения о деепричастии: лексическое и грамматическое значение деепричастия как особой формы глагола (решение заданий А17, А18 в формате ЕГЭ);
-
закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами (решение задания А21 в формате ЕГЭ);
-
разобрать задание А4 в формате ЕГЭ, связанное с синтаксическими нормами построения предложений с деепричастным оборотом;
-
разобрать задание В5 в формате ЕГЭ, связанное с синтаксическим и пунктуационным анализом текста;
-
разобрать задание части С в формате ЕГЭ (определить проблему текста, прокомментировать её, выяснит авторскую позицию).
-
Развивающие:
-
формировать речевую компетенцию;
-
развивать навык самоанализа, умение обобщать, выделять главное;
-
развивать навык правильного использования в речи деепричастных оборотов и умение заменять их синонимическими конструкциями.
-
Воспитательные:
-
способствовать уважительному отношению друг к другу;
-
развивать познавательный интеллект;
-
воспитать любовь к родному русскому языку, к художественному слову;
-
работая над текстом Д.Н.Медведева, привить учащимся любовь к Родине, чувство гордости к защитникам Отечества.
Оборудование и материалы: доска, проектор, сигнальные карты, справочный материал, раздаточный материал, наглядный материал для доски, сборник «Русский язык 2013. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена» авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин, учебник «Русский язык 10-11 класс» авторВ.Ф.Греков
-
Ход урока
-
Организационный этап.
-
Подготовка учащихся к работе на уроке.
-
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
-
Визуальный контроль готовности к уроку.
-
Работа с журналом.
-
Работа с материалом урока.
Стилистический анализ отрывка из «Детства» А.М.Горького.
Текст воспроизведен на проекторе:
«Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно. Ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону. Отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»
(Один из учеников читает отрывок).
Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова (у каждого учащегося на столе есть сигнальная карточка «Деепричастие»)?
«Деепричастие – это часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?
Учащиеся: К части речи – деепричастие.
Учитель: Дать определение данной части речи (см. сигнальную карту «Деепричастие»).
Какова роль деепричастия в речи? (дописывает основное действие, дополняет его).
Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами).
Определить: к какому типу речи относится данный отрывок?(к повествовательному типу речи).
У каждого учащегося есть сигнальная карточка «Типы речи»:
«ОПИСАНИЕ – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определен и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.
ПОВЕСТВОВАНИЕ – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчеркивается интонацией.
РАССУЖДЕНИЕ – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства)».
Учитель: Обобщите полученную информацию.
Учащиеся: Для описания действия писатели часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия при основном действии, выраженном глаголом. Это создает экспрессивность, усиливает динамику эпизода в текстах повествовательного характера. Предложения с деепричастными оборотами кратки, лаконичны, выразительны. Им отдается предпочтение в художественной речи.
-
Сообщение темы урока и постановка целей.
Учитель: Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о деепричастном обороте.
-
Актуализация уже имеющих знаний (проверка домашнего задания)
-
У каких частей речи деепричастие позаимствовало грамматические признаки (у глагола – вид, переходность, возвратность, способность управлять падежом существительных, у наречия – неизменяемая часть речи).
-
Опираясь на спроецированную таблицу, выполнить морфологический анализ слова (задания А11, В2 по вариантам текстов№1-№10, сборник «Русский язык 2013. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена», авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин).
ДЕЕПРИЧАСТИЕ |
||
Вид |
Совершенный |
Несовершенный |
Что обозначает? |
Обозначает законченное добавочное действие, которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым. |
Обозначает незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым. |
На какой вопрос отвечает? |
Что сделав? |
Что делая? |
Способ образования |
СУФФИКСАЛЬНЫЙ |
|
Суффиксы |
-вши-; -в-; -ши- |
-а-; -я- |
Примеры |
Опустив – опустить +в |
Поглядывая – поглядывают +я |
-
Определить способ образования слова (варианты задания В1 в формате ЕГЭ по сборнику).
Алгоритм выбора правильного ответа у каждого ученика в виде сигнальной карты:
-
Обязательно читаем предложение, в котором находится слово.
-
Определяем часть речи.
-
Подбираем «ближайшего родственника».
-
Сравниваем исходное слово с найденным.
-
Вычленяем словообразующие морфемы.
-
Выполнить задание А16, А17 в формате ЕГЭ по сборнику по вариантам.
Учитель: От чего зависит написание глагольного суффикса перед суффиксом –л- в прошедшем времени и перед суффиксами деепричастий совершенного вида –в-, -вши-? (От того, какая гласная пишется в глаголе перед –ть).
Учитель: При написании каких еще глагольных форм важно знать, какая гласная стоит перед –ть в глаголе? (При написании действительных причастий прошедшего времени и страдательных причастий прошедшего времени).
-
Работа по теме урока
-
Определить тип подчинительной связи слов в словосочетании (варианты задания В3 в формате ЕГЭ по сборнику).
У каждого ученика есть сигнальная карта «Справочный материал»:
В3. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях
-
Вид
связи
Главное
слово
Зависимое
слово
Вопрос
Согласование
Существительное или
Слово в значении существительного
Прилагательное
Причастие
Порядковое числительное
Определительные и притяжательные местоимения
Какой?
Зелёный карандаш;
Распущенные волосы;
Этот человек.
Чей?
Чей-то дом
Который?
Второй этаж
Управление
Глагол
Прилагательное
Причастие
Деепричастие
Существительное
Существительное с предлогом
Местоимение
Вопросы косвенных падежей
Пилить(что?) дрова.
Смотреть(во что?) в окно.
Румяный (от чего?) от мороза.
Любящая(кого?)тебя.
Гуляя(с кем?) с ним.
существительное
существительное
(несогласованное определение)
Листья(чего?) осины
Варенье (из чего?)из малины
Примыкание
Глагол
Деепричастие
Наречие
Причастие
Существительное
Прилагательное
Неизменяемые части речи:
-
Наречие
-
Деепричастие
-
Инфинитив (НФГ)
-
Сравнительная форма прилагательного
Как? В какой степени?
Шёл быстро
Очень быстро
Что сделать?
Приказал встать
Где? Куда? Откуда?
Когда?
Удалиться вглубь
Пятый справа
Что делая?
Разговаривая улыбаясь
-
Работаем по алгоритму:
-
Читаем предложение, в котором необходимо найти тип связи
в словосочетании.
-
Выделяем словосочетания, находим главное слово и зависимое, задаем вопрос.
-
Только по вопросу определяем тип синтаксической связи.
Помним, что одно и то же слово в разных словосочетаниях может быть и главным, и зависимым.
Остановимся на управлении и примыкании, так как деепричастие может входить в ту или иную группу словосочетаний.
Отметим, что если деепричастие проявляет способность управлять падежом существительного, то оно входит в группу словосочетаний, которые строятся по управлению.
Учитель: Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Учащиеся: В предложении деепричастие и деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами) являются обстоятельствами. Деепричастный оборот обособляется всегда (выделяется запятыми независимо от места расположения в предложении).
Учитель: Какой второстепенный член предложения при обособлении имеет строго фиксированное местоположение?
Учащиеся вспоминают правило обособления «определения».
-
Выполнить по сборнику (авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин) варианты задания А21.
Помнить, что причастие и деепричастие определяем по морфологическим признакам, а также необходимо помнить, что к причастному обороту нужно задать вопрос от существительного или местоимения (какой?...), а к деепричастию от глагола-сказуемого (что делая? что сделав?).
Учащимся раздаются карточки.
3. Замените придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами:
-
Ребенок горько заплакал, потому что он потерял любимую игрушку.
Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушел. -
Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.
Мой собеседник зажег свечу – я продолжил свой рассказ. -
Когда он остался один, он восстановил в памяти все подробности вчерашнего разговора.
Мы вошли в театр, когда подходило к концу первое действие спектакля.
Вывод делает один из учащихся: Такая замена возможна в том случае, если основное и добавочное действие совершает один деятель.
Учитель: Ребята, часто вы допускаете ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. И в ЕГЭ есть задание, в котором вам необходимо выбрать правильное продолжение предложения.
-
Выполнить по сборнику (авторы С.В.Драбкина, Д.И.Субботин) варианты задания А4.
У каждого ученика сигнальная карта «Справочный материал»:
Четыре грамматически верных продолжений предложений:
-
Должно быть подлежащее, которое выполняет основное и добавочное действие.
-
Должен быть глагол-сказуемое в повелительном наклонении в односоставном определённо-личном или в односоставном неопределённо-личном предложении.
-
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении при инфинитиве (НФГ).
-
Должен быть глагол-сказуемое в односоставном определенно-личном предложении в форме 1-ого или 2-ого лица изъявительного наклонения (я, мы, ты, вы) или в односоставном неопределённо-личном предложении в форме 3-ого лица множественного числа изъявительного наклонения настоящего или прошедшего времени (они).
-
Самостоятельная работа, с последующей проверкой
Ученики обеспечены текстом диагностической работой 2010 года.
-
Выполнить задания А4, А5, А16, А17, А18, А21, В1,В2,В3,В5
-
Коллективная проверка
-
Анализ ошибок
-
Работа с текстом
Один из учеников читает текст Д.Р.Медведева, командира крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писателя.
Беседа по вопросам (текст учениками получен ранее, самостоятельно проработан)
-
К какому типу речи относится текст?( к повествовательному).
-
Тема ?(тема подвига партизан в тылу врага).
-
Что такое «подвиг»?
-
Проблема?(героизм советских бойцов, проявленный в борьбе с захватчиками).
-
Позиция автора?(автор восхищается мужеством и стойкостью духа партизан отряда Творогова).
-
Прокомментировать проблему (один из учеников читает свой вариант комментария).
-
Указать на ошибки при комментировании или успешность выполненной работы.
-
Подведение итогов урока
1.Сегодня на уроке мы вспомнили обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Среди оборотов большой популярностью пользуются именно эти обороты. Для того чтобы у вас были с ними хорошие взаимоотношения, необходимо в первую очередь быстро и безошибочно узнавать их среди других слов. В этом вам помогут знания морфологических признаков особой формы глагола – «деепричастие». А чтобы не ошибиться в обособлении деепричастного оборота, надо помнить правило: деепричастный оборот не имеет фиксированного положения при обособлении – он обособляется всегда. Только надо знать, какому глаголу-сказуемому деепричастный оборот подчиняется. И тогда присутствие в предложении союза «и» вам не страшно.
2. Выставление оценок за урок.
-
Домашнее задание
П.78 по учебнику стр.284-285 повторить таблицу; оформить сочинение-эссе, подобрав аргументацию; упр.426 (письменно).
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»