Математический досуг для детей средней группы с ЗПР «Приключения Колобка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка»,
структурное подразделение № 140
Математический досуг для детей средней группы с ЗПР
«Приключения Колобка»
Учитель-дефектолог
Гусарова С.Г.
Программное содержание:
-
создать у детей эмоционально приподнятое, радостное настроение;
-
закрепить усвоение понятий «один» и «много»;
-
закреплять знание геометрических фигур;
-
закреплять умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством;
-
закреплять навыки порядкового счёта в пределах 5,
-
развивать фантазию, творческие способности.
Материалы: ширма, куклы: Колобок, Зайчик, Волк, Медведь, Лиса; геометрические фигуры: два квадрата (большой и маленький), разрезанных по диагоналям; шапочки Медведя и пчёл; карточки с цифрами и кружочками; коробки, геометрические фигуры (круги и квадраты разного цвета и размера); 2 верёвки, дощечки для мостика.
Ход досуга
Ведущий:
Покатился, покатился!
Перед нами очутился
Всем знакомый наш дружок,
Симпатичный … (Колобок)!
Везде на белом свете
Его узнают дети,
Но послушайте сейчас
Эту сказку ещё раз!
Замесила старуха муку на сметане.
Состряпала Колобок.
Изжарила его в масле.
И на окошко студить положила.
Не захотел колобок лежать,
Студиться на окошке.
Взял, да и покатился по дорожке.
Катился по дорожке, встречал лесных зверей…
Ведущий:
Давайте, ребята, и мы отправимся вслед за Колобком.
Шли мы шли, шли мы шли,
В лес волшебный мы зашли.
Много чудного на свете!
И кого же мы здесь встретим?
Очень
любит он морковку,
След запутать может ловко.
Длинноухий наш трусишка,
А зовут его…. (Зайчишка)
Да! Сегодня! Да! Сейчас!
Заяц ждёт, ребята, нас!
Ушки длинные у зайца,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
И сказать нам, что-то хочет!
Зайчик:
Зайке холодно сидеть –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять –
Надо Зайке поскакать.
(Материалы. Для воспитателя: фланелеграф, игрушечный Зайчик, два квадрата (большой и маленький), разрезанных по диагоналям, Новикова 4-5 лет, стр. 21)
Ведущий:
- Зайчик очень замерз и просит вас сделать для него из фигур, которые у вас есть (4 треугольника), маленький домик. Давайте, ребята, поможем зайчику.
(Вызванный ребёнок пробует сконструировать домик из 4 одинаковых треугольников, прикладывая один к другому, но, не накладывая один на другой.
Можно вызвать сразу двоих детей, которые одновременно будут строить дома для зайчика. В этом случае надо дать второму ребёнку такой же набор. Дети должны работать самостоятельно, без подсказки.
Затем предложите сравнить домики по величине.
Заяц благодарит детей, говорит, что в одном доме будет жить он, а в другом – его брат.)
Ведущий:
Зайчику мы помогли!
Вслед за Колобком пошли!
Видно нам издалека –
Впереди течёт река!
Возле речки ждёт нас кто-то?
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Волк.
Речка наша широка!
Речка наша глубока!
Надо догадаться,
Как вам перебраться? … (по мосту)
«Ручеёк» (Новикова 3-4 года стр. 50)
На полу – две длинные параллельные верёвки. Расстояние между верёвками – 40 см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеёк. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадёт в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковёр) и будет сушить ножки на солнышке.
Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.
Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеёк бывает такой ровный. На самом деле он изгибается – в одном месте становится шире (раздвигает верёвки), а в другом – уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеёк. Там, где узко, перескочить легко, а где широко – трудно. А в этом месте ручеёк стал мелкий, на дне видны камешки».
Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.
«А теперь попробуем перебраться здесь, - воспитатель указывает на широкое место в ручье. – Ручей глубокий, придётся построить мост».
Он ставит скамейку поперёк ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.
(Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.
Если ребёнок нашёл оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.)
Ведущий:
Доску – палочку берём,
Через речку кладём!
Волк:
Получились мостки
Из одной доски!
Узок слишком ваш мосток!
Ведущий:
Доску-палочку берём,
Через речку кладём!
Теперь мосток
Из двух досок!
Волк:
Стал надёжным ваш мосток!
Он теперь широкий!
Ведущий:
С волком мы прощаемся,
В дорогу отправляемся!
Топ-топ по дорожке,
Бегут быстро наши ножки!
Мы бежим, бежим, бежим!
Колобка вернуть спешим!
Кто это нас дожидается?
И с нами поиграть собирается?
Медведь:
Я в берлоге сплю зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпаюсь я от сна.
Предлагаю, вам, ребятки со мною поиграть.
«Медведь и пчёлки» (Новикова 3-4 года Стр.5)
Дети разбирают стульчики – это домики – ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчёлками».
- Сколько «пчёлок»?
- Много.
Затем он назначает кого-то из ребят, называя его по имени, на роль «медведя».
- Сколько «медведей»?
- Один «медведь».
Как только воспитатель скажет: «Медведь идёт!», - «пчёлки» должны разлететься по своим домикам (сесть на стульчики). Не поймает «медведь» «пчёлок», отправляется спать.
- Пчёлка, ещё пчёлка, ещё пчёлка, - указывая на детей, говорит воспитатель. – Сколько пчёлок?
- Много пчёлок.
- Сколько медведей?
- Один медведь. (Игра проводится 2 раза.)
Ведущий:
«Молодцы, детишки!» -
Говорит нам Мишка.
«До свидания!» - мы скажем,
И ладошкою помашем.
И правой ладошкой!
И левой ладошкой!
Посмотрите-ка, какая,
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
Лиса:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живу,
В деревне кур беру.
Предлагаю, вам, детишки,
Поиграть со мной в игру.
А сейчас, ребятки, вам
Я картиночки раздам!
Вы внимательно глядите,
Свою пару отыщите!
«Найди свою пару» (Новикова 4-5 лет стр.40)
Дети строятся в две шеренги друг против друга. У детей одной шеренги цифры, у другой – карточки с кружками. По сигналу взрослого дети находят свои пары, т.е.
количество кружков должно соответствовать цифре. Дети объясняют, почему они так встали. После обмена карточками игра повторяется.
Ведущий:
«Молодцы, детишки!» -
Говорит Лисичка.
С Лисичкой мы прощаемся,
Дальше отправляемся.
Шли мы шли, шли мы шли,
Весь волшебный лес прошли.
Колобка мы не нашли!
Первым встретили мы Зайца.
Вторым - Волка.
Третьим – Медведя.
А четвёртой – хитрую Лисицу.
Вот лиса-то Колобок – Ам! – и съела!
Милый, круглый Колобок,
Жалко нам тебя, дружок!
Теперь мы точно будем знать!
Нельзя лисице доверять!
Мы не будем унывать,
Предлагаю поиграть!
«Разложи в коробки» (Новикова 3-4 года стр.10)
Воспитатель объясняет детям задание. Надо разложить фигуры по коробкам. Дети должны сначала рассмотреть их (на одной коробке нарисован круг, на другой – квадрат, на третьей - треугольник) и определить, в какую коробку, что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: круги – в коробочку с кругом, квадраты – с квадратом, треугольники – с треугольником. Воспитатель уточняет, сколько фигур у детей и сколько фигур в коробке; все вместе определяют их цвет.
Колобок:
Здравствуйте, здравствуйте!
Вот и я, друзья!
Бабушка, бабулечка
Испекла меня.
Я от бабушки ушёл, и от Зайца с Волком.
От Медведя убежал,
И Лису перехитрил.
Жалко с вами расставаться, детвора,
В путь-дорогу собираться мне пора.
Дедушка и бабушка дома ждут меня.
Вспоминайте обо мне,
Праздник этот яркий.
Кто искал меня в лесу,
Получай подарки!
Ведущий:
Трудным был сегодня путь,
Всем нам надо отдохнуть!
(Дети возвращаются в группу)
Литература:
-
Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педегогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
-
Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей в стихах. – М.: ИРИАС, 2006.
-
Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
-
Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
-
Шульга Е.В. «С днём рождения!: Сценарии вечеров развлечений. – М.: Просвещение, 1996.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»