Наглядное представление статистической информации
Уварова Юлия Владимировна Высшая квалификационная категория г. Ставрополь Ставропольский край ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» Учебная дисциплина: алгебра Учебник: Алгебра -8 / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, И.С. Шлыкова.- М.; Просвещение, 2011 Тема урока «Наглядное представление статистической информации» Класс (курс) 8 Продолжительность урока 45 минут Используемые информационные технологии: компьютер, интерактивная доска, проектор
Конспект урока по теме: «Наглядное представление статистической информации» Цель урока: формирование у кадет знаний о наглядном представлении статистической информации в виде диаграмм. Задачи Когнитивные: дать определение диаграммы, показать виды диаграмм, познакомить с алгоритмом построения столбчатой, круговой диаграммы и полигона, научить представлять данные в виде диаграмм и выполнять обратную задачу - считывать информацию с диаграмм; научить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы. Операционные: познакомить воспитанников с использованием графического представления статистической информации в СМИ и учебных предметах, показать связь математики с другими сферами жизнедеятельности человека, развить умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию. Аксиологические: развитие аккуратности и прилежности при построении диаграмм, развитие творческого мышления, формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, воспитывать сознательное отношение к выполнению поставленного задания.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления ЗУН
Оборудование: Интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, презентация Структура урока:
|
1 мин |
|
2 мин |
|
8 мин |
|
3 мин |
|
9 мин |
|
18 мин |
|
2 мин |
|
2 мин |
Ход урока
-
Организационный момент
Взаимное приветствие. Установление эмоциональной связи.
-
Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово преподавателя, обращение внимания на доску и обсуждение фразы: « Статистика знает всё» - Илья Ильф. Итог обсуждения: Решения, которые принимаются государственными органами в образовании, медицине технике, бизнесе и других сферах зависят от анализа имеющихся или собранных данных. Статистическая культура современного человека является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры. Каждый человек будет чувствовать себя успешнее в жизни, если он будет понимать статистическую природу мира и её законы.
-
Актуализация опорных знаний
Обращение преподавателя к классу. (Фронтальный опрос)
-Что такое статистика?
-Основные статистические характеристики.
После фронтального опроса кадеты выполняют самостоятельную работу (в целях экономии времени ученикам выдается шаблон для оформления самостоятельной работы. Приложение № 1)
Самостоятельная работа
Результаты экзамена по математике 9 класса «Б» в количестве 20 человек
3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.
Составить упорядоченный ряд, таблицу частот, относительных частот, найти среднее арифметическое, моду, размах, медиану.
После самостоятельной работы проводится самопроверка (образец решения на доске: приложение № 5)
-
Постановка цели урока
? Вопрос преподавателя
- Что изображено на слайде? (слайд № 1)
Беседа с учащимися.
Человек познает окружающий мир следующими способами: слышит, видит, чувствует, но именно зрительная информация является важнейшей, так как 80 % информации человек получает с помощью зрения. Но эту информацию надо правильно переработать и сделать доступной, понятной, что и делает статистика с помощью диаграмм (Слайд № 2,3)
? Вопрос преподавателя
-Какова цель урока?
Формулируют кадеты: познакомиться с наглядными способами предоставления статистической информации (Слайд № 4)
Тема урока «Наглядное представление статистической информации» (слайд № 5)
-
Сообщение новых знаний
Диаграмма – это изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты (слайд № 6)
Кадеты получают приложение № 2, внимательно изучают памятку, обращая внимание на то, в каких случаях можно применять ту или иную диаграмму и этапы построения диаграмм. Преподаватель координирует деятельность кадет.
? Вопрос кадетам:
– Какие бывают диаграммы? Как построить диаграммы? Обсуждение сопровождается просмотром слайдов № 7-13
-
Практическая часть
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание (Приложение№ 3). Результатом практической работы является построение столбчатой диаграммы, полигона и круговой диаграммы.
-
Рефлексия, подведение итогов (Приложение № 4)
8. Сообщение домашнего задания
Провести статистическое исследование в классе «Любимые блюда кадет», «Под каким знаком зодиака я рожден», « Как я расту» и построить диаграммы с помощью ИКТ.
Приложения к уроку
Приложение № 1
Самостоятельная работа Фамилия__________________
Результаты экзамена по математике в 9 класса Б в количестве 20 человек
3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.
-
Упорядоченный ряд__________________________________________
-
Таблица частот
Оценка |
|
|
|
Частота |
|
|
|
-
Среднее арифметическое =
-
Мода=
-
Размах=
-
Медиана=
Приложение № 2
Диаграмма |
Зачем? |
Как построить? |
Столбчатая |
Применяются для сравнения нескольких величин в зависимости от времени. |
|
Круговая |
Применяются для сравнения нескольких величин, для взаимного соотношения частей целого |
радиуса, отметить центр круга
|
Полигон |
Показывает изменения одной или нескольких величин |
|
Приложение № 3
1.Построить столбчатую диаграмму и полигон « Численность населения России»
-
Год
Все население, млн. человек
1917
91,0
1945
97,0
1992
148,8
2013
143,3
2.Построить круговую диаграмму « Численность населения по субъектам РФ»
-
Центральный
федеральный округ
38 427 539
Северо-Западный
федеральный округ
13 616 057
Южный
федеральный округ
13 854 334
Северо-Кавказский федеральный округ
9 428 826
Приволжский федеральный округ
29 899 699
Уральский
федеральный округ
12 080 526
Сибирский
федеральный округ
19 256 426
Дальневосточный
федеральный округ
6 293 129
|
|||
Я знаю, что такое диаграмма |
|
|
|
Я умею построить столбчатую диаграмму |
|
|
|
Я умею построить полигон |
|
|
|
Я умею построить круговую диаграмму |
|
|
|
Я могу объяснить, как строить диаграммы |
|
|
|
Моя оценка за урок |
|
|
|
Приложение № 5 (примерное оформление интерактивной доски)
Используемая литература:
1.Статистика. Вероятность. Комбинаторика./Я.С. Бродский М.;2008
2. statistika.ru
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
Например, почему не используется слово "гистограмма", когда говорится о наглядном представлении статистической информации?
С какой целью первые два слайда заполнены картинками?
Какие практические задания выполнялись на уроке?
Почему вместо аннотации даны сведения об уроке в виде справки? и т.д.
Материал требует доработки и размещения методической разработки к учебному занятию.
Материал должен быть загружен в виде файла, в документе на первой странице - размещен логотип Портала - в верхнем колонтитуле разработки (