Рабочая программа кружка «В гармонии с природой» для детей от 5 до 6 лет
Краткое описание
Программа кружка «В гармонии с природой» основана на парциальной программе С.Н.Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до 6 лет.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Описание
Пояснительная записка.
Программа кружка«В гармонии с природой» основана на парциальной программе С.Н.Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до 6 лет.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.
2. Цель и задачи программы:
Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
— человек — неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные:
— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;
о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,
о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
— научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; — развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; воспитательные: — сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
— формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др. Принципы, лежащие в основе программы:
1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
2. принцип систематичности и последовательности;
3. принцип наглядности;
4. принцип доступности и посильности;
5. принцип учета возрастных особенностей детей;
3. Организационно-методическое обеспечение программы. Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 20-25 минут. Численность детей в кружке – 12-15 человек. Возраст детей 5-6 лет.
4. Формы и методы занятий.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: — объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию). — репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности). — частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом). -исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: — фронтальный (одновременно со всей подгруппой). — индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). — подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.). — индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
5. Техническое оснащение занятий
6. Предполагаемые результаты В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.
7. Система мониторинга
Литература С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду» Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
Комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Программа кружка«В гармонии с природой» основана на парциальной программе С.Н.Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до 6 лет.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.
2. Цель и задачи программы:
Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:
— человек — неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Задачи образовательные:
— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;
о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,
о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
— научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; — развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; воспитательные: — сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
— формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др. Принципы, лежащие в основе программы:
1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
2. принцип систематичности и последовательности;
3. принцип наглядности;
4. принцип доступности и посильности;
5. принцип учета возрастных особенностей детей;
3. Организационно-методическое обеспечение программы. Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 20-25 минут. Численность детей в кружке – 12-15 человек. Возраст детей 5-6 лет.
4. Формы и методы занятий.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи. Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: — объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию). — репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности). — частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом). -исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: — фронтальный (одновременно со всей подгруппой). — индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). — подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.). — индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
5. Техническое оснащение занятий
- Мультимедийное оборудование;
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- Гербарий растений;
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
- Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
- Кормушка для птиц;
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
6. Предполагаемые результаты В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.
7. Система мониторинга
Показатели развития | Формы (перечень диагностических средств, методик) | Периодичность |
Уровни развития |
Ребенок имеет представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле. |
Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации. |
2 раза в год, сентябрь — май |
Высокий уровень — 3 балла (у ребенка полностью сформированы знания, умения и навыки) Средний уровень — 2 балла (ребенок имеет частичное представление по показателям развития) Низкий уровень — 1 балл (ребенок не владеет знаниями, умениями, навыками) |
Имеет представления о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях. | |||
Владеет умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; простейшим правилам поведения в природе. | |||
Способен оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению. | |||
У ребенка сформировано чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений. | |||
Сформировано понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой | |||
Сформировано умение, через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок |
Литература С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду» Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
Комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя Проведение мониторинга | ||
2 неделя Проведение мониторинга | ||
3 неделя Какие они – цветущие растения? Что цветет на нашем участке в начале сентября Кто помогал цветам расти. |
Продолжить знакомство с растениями на участке д/с; Закрепить знания о растениях способах ухода за ними; Сбор семян растений цветника |
«Юный Эколог» Стр.5,6,7 «Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с.6 |
4 неделя Растения в нашем уголке природы | Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло и т.д.); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые виды | «Юный Эколог» С. 20- 22 |
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1неделя Перелетные и зимующие птицы | Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни | См.«Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.9 |
2 неделя Уходит золотая осень | Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ.тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения |
«Юный эколог» С.25,27 |
3 неделя Корова и коза – домашние животные | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; | «Юный эколог» С. 35 |
4 неделя Лошадь и овца – домашние животные | Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними; | «Юный эколог» С.34 |
Ноябрь
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя Для чего животным хвосты | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой | «Юный эколог» С.27 |
2 неделя Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме | Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме | «Юный эколог» С.31 |
3 неделя Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят | Учить детей наблюдать за птицами, их повадками. | «Юный эколог» С.48, 49, 51, 54, 58 |
4 неделя Наши четвероногие друзья (кошка и собака) | Формировать представление детей о том, что собака умное дом.животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным | «Юный эколог» С. 69;77 |
Декабрь
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя «Письма заболевшим детям» | Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близким людям, познакомить с процессом оформления и отправки письма. | «Юный Эколог.» С.39 |
2 неделя Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели? | Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели | «Юный Эколог» С.41-42 |
3 неделя Какой снег? Наблюдения за снежинками. | Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы. | «Юный эколог» С.47 |
4 неделя Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду) | Показать детям свойства снега и воды | «Юный эколог» С.47 |
Январь
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя каникулы | ||
2 неделя Лес – это дом для многих жильцов | Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга | « Программа эколог.воспитания» С.11 «Юный Эколог» С.53 |
3 неделя «Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе | «Юный Эколог» С.42 |
4 неделя Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период | «Юный Эколог» С.45 |
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя Как люди помогают лесным обитателям? | Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности — подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки | «Юный Эколог» С.56 |
2 неделя Выращивание лука | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры. | «Юный Эколог» С.58,59,64,65,68 |
3 неделя Досуг посвященный В. Бианки | «Юный эколог» С.59 | |
4 неделя Прошла зима холодная | Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках. | «Юный эколог» С.66 |
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя Как люди заботятся о своём здоровье весной | Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. | «Юный эколог» С.73 |
2 неделя Вечер досуга «Люблю березку русскую» | «Юный эколог» С.85 | |
3 неделя Божья коровка | Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру | «Юный эколог» С. 81, 85 |
4 неделя Весна в жизни лесных обитателей | Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны | «Юный эколог» С.82 |
Апрель
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик) | Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером. | «Юный эколог» С.76, 80, 84, 102, 107, 108 |
2 неделя Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи | Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей. | «Юный эколог» С.64 |
3 неделя Праздник юных любителей природы | Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу. | «Юный эколог» С.91 |
4 неделя Экскурсия в парк | Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса. | «Юный эколог» С.103 |
Май
№ недели/Тема недели |
Непосредственно образовательная деятельность |
Методическое обеспечение |
1 неделя Как человек охраняет природу | Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга» | «Юный эколог» С.110 |
2 неделя Весна кончается – лето начинается | Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни(становится тепло, увеличивается световой день и т. д.) | «Юный эколог» С.111 |
3 неделя Проведение мониторинга | ||
4 неделя Проведение мониторинга |
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Планирование работы
Для всех программ
Старшая группа
26 июня 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»