Элективный курс "Чарующий мир поэзии"
Воспитать в учениках чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению через постижение лучших русских лирических произведений можно различными путями. По-прежнему важна проблема – обучение школьников анализу поэтического текста.
Поэтому в основе программы знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы, также будет осуществляться интеграция с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство). Школьники не только углубят свои знания по интерпретации поэтических текстов, но и смогут развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях творческих конкурсах, а также сориентироваться на выбор профиля обучения и выбор профессии. Цель программы: приобщение учащихся к необычайной красоте и выразительности русской поэзии, ее неисчерпаемым богатствам, заложенным во всех областях языка. С этой целью решаются следующие задачи: — обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста; — развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся; — формирование у школьников высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции. Актуальность программы состоит в том, что в основной школе материал по данному направлению представлен эпизодически, что приводит учеников к трудностям при анализе текстов и написании сочинений. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации поэтического текста и поддержать их интерес к этому виду деятельности на примере стихотворений разных поэтов, а также поэтического наследия Кубанских поэтов. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся не только при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, но и помогают им чувствовать себя грамотными, успешными, понимающими и любящими родную речь. Новизна программы заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста (теория Л.С. Выготского «эстетическая реакция»), а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию», а не наоборот, как это делается традиционно. При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика, его воображения, образного, ассоциативного мышления. Значимость данного элективного курсаобъясняется тем, что в школьники получат возможность на каждом занятии на более высоком уровне понимать художественные тексты, интерпретировать их и создавать свои, используя различные изобразительно-выразительные средства языка. А умение понимать, создавать тексты является одним из главных показателей общей культуры человека. Практическая направленностькурса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа материалов (языка художественных произведений), при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. Исследуя текст, ученик идет путем логического осмысления поэтического произведения, а, создавая в процессе исследования образ, он выявляет индивидуально-личностное понимание текста, что дает возможность приступить к созданию собственного текста. Выполняя анализ стихотворения, учащиеся опираются на семантику слов, чтобы выделить среди них особенно важные для понимания смысла текста, они ищут слова-ключи, с помощью которых автор выражает свои идеи. Затем школьник определяют связи между ключевыми словами, выстраивают образную, смысловую структуру текста. Таким образом, к пониманию того, что хотел сказать автор, ученики приходят, извлекая информацию из текста. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности, ученик приобретет прочные знания по теории литературы, навыки исследователя. А главное – ученик получит практическую возможность на более высоком уровне познать тайны текста. Ведущие принципы и технологии, на которых базируется данная программа
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах. Принципы, на которых базируется программа: 1) Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. 2) Уважение к результатам деятельности учащихся. 3) Вариативность содержания и форм проведения занятий. 4) Научность, связь теории и практики. 5) Систематичность и последовательность. 6) Свобода выбора. Применяемые технологии: — технологии исследовательской деятельности учащихся; — технологии проблемного обучения; — технологии критического мышления; — ИКТ. Ожидаемые результаты обучения: Элективный курс «Чарующий мир поэзии» закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут: 1. воспитать читателей, способных к сопереживанию; 2. научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста; 3. разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка. Курс рассчитан на 34 часа, содержание может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от собственных пристрастий учителя, а также лингвистической подготовки и учебных интересов школьников. Виды деятельности учащихся в процессе освоения программы также определяются учителем. Это может быть индивидуальная и групповая работа по анализу текста; самостоятельная поисковая, исследовательская работа по темам, предложенным учителем; выполнение заданий творческого характера (может быть и написание собственных поэтических произведений); создание индивидуальных и коллективных проектов (подготовка презентации по анализу стихотворения, подготовка рукописного сборника исследовательских работ, выпуск тематической газеты, публикация работ в школьной газете или на школьном сайте). Формы проведения занятий разнообразны: лекция, практикум, исследование, игра, творческая работа и т.д. Элективный курс оценивается отметкой «Зачтено» при выполнении итоговой творческой работы (сочинение «Анализ стихотворения» и презентации по исследованию любого поэтического текста). Формы организации учащихся на занятии: — групповые; — индивидуальные; — фронтальные. Критерии оценки деятельности ученика: 1. Умение правильно проводить лингвистический анализ поэтического текста в устной и письменной форме, не нарушая норм литературной речи, классифицируя изобразительно-выразительные средства языка; 2. Самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; 3. Создание личного сборника творческих работ по анализу стихотворных произведений, презентаций (публикация в школьной газете, на сайте школы).
Рецензия на программу элективного курса «Чарующий мир поэзии»
учителя русского языка и литературы Я.А. Торяник
МБОУ СОШ № 96 города Краснодара
Обучение школьников написанию сочинения «Анализ стихотворения» - важный этап подготовки старших школьников. Воспитать в учениках чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению через постижение лучших русских лирических произведений можно различными путями. Поэтому в основе программы знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Учитель ставит цель: приобщение учащихся к необычайной красоте и выразительности русской поэзии, ее неисчерпаемым богатствам, заложенным во всех областях языка.
Основными задачами курса «Чарующий мир поэзии», предлагаемого программой Торяник Я.А., являются:
-обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;
-развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;
-формирование у школьников высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым данная программа помогает реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы, также осуществляется интеграция с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство).
Содержание курса соответствует поставленной цели, содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней задач подготовки, позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Учебный материал связан и систематичен, а его развертывание структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживается связь.
Актуальность программы состоит в том, что учитель получает возможность научить школьников максимально полной интерпретации поэтического текста и поддержать их интерес к этому виду деятельности на примере стихотворений разных поэтов, а также поэтического наследия Кубанских поэтов.
Новизна программы заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста (теория Л.С. Выготского «эстетическая реакция»), а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию», а не наоборот, как это делается традиционно. При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика, его воображения, образного, ассоциативного мышления.
Значимость данного элективного курса объясняется тем, что в школьники получат возможность на каждом занятии на более высоком уровне понимать художественные тексты, выбирать для самостоятельного изучения, интерпретировать их и создавать свои, используя различные изобразительно-выразительные средства языка. А умение понимать, создавать тексты является одним из главных показателей общей культуры человека.
Практическая направленность курса проявляется в том, что программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
Несомненным достоинством программы является ее четкая структура. Пояснительная записка составлена методически грамотно. Тематический план учитывает основные требования к организации образовательного процесса в старшей школе. Методическое обеспечение программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия. Торяник Я.А. выбрала наиболее эффективные методы и приемы обучения, обозначила ведущие принципы и технологии, на которых базируется данная программа. Список рекомендуемой литературы для ученика и учителя достаточно полон, доступен и разнообразен.
Программа «Чарующий мир поэзии» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.
Рецензия
на программу элективного курса «Чарующий мир поэзии»
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 96 города Краснодара
Торяник Яны Алексеевны.
Программа «Чарующий мир поэзии» разработана учителем русского языка и литературы Торяник Я.А. на основе авторской программы по русскому языку Львовой С.И. «Уроки словесности». Данный элективный курс нацелен на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся 9 класса на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку.
В структуре программы имеются необходимые разделы: пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование, библиография. Наблюдается наличие в пояснительной записке целеполагания, актуальности и новизны программы, указана ее практическая значимость, описаны критерии и формы оценки результатов освоения курса учащихся по его окончании.
Необходимо отметить, что учебный материал представлен так, что позволяет учителю в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы; учитель помогает ученику через создание ситуации успеха оценить свой практический опыт, что способствует возникновению положительной мотивации у школьников, которые смогут каждый на своем уровне создать сочинение по анализу стихотворения.
Девятиклассники на данном элективном курсе вспомнят, закрепят и научатся на более высоком уровне не только находить в лирическом произведении изобразительно-выразительные средства языка, но и указывать их роль в тексте, определять особенности поэтики автора, а главное – создавать собственный текст, представляя свое восприятие, истолкование и оценку анализируемого стихотворения.
Учитель предлагает только те задания и творческие работы, которые посильны ученику и интересны, где ведущий принцип – свобода выбора.
Актуальность программы «Чарующий мир поэзии» также проявляется в предоставлении возможности учащимся исследовать лирические тексты поэтов Кубани с целью воспитания любви и гордости к малой Родине.
К особенностям программы следует отнести и то, что курс строится на более расширенной и углубленной литературоведческой основе.
Несомненно, что мотивация школьников на создание творческих проектов (индивидуальных или групповых) в итоге изучения курса по анализу стихотворения (по выбору учащихся) и презентация этих проектов в любой форме является одним из главных достоинств данной программы.
Руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 96
Спешилова Л.В.
Прикубанский внутригородской округ города Краснодара
муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 96 г. Краснодара
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Начальник отдела решение педсовета
общего среднего образования протокол № _________
департамента образования от «____» ________ 201_ г.
администрации муниципального председатель педсовета
образованиям город Краснодар
________________ Т.А.Петрова ____________ Т.Б.Подносова
«____» ____________ 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу __«Чарующий мир поэзии»__
Ступень обучения (класс) ___9__ класс
Количество __34__ часа
Уровень __общеобразовательный__
Учитель __Торяник Яна Алексеевна__
Программа разработана на основе авторской программы, автор _С.И. Львова «Уроки словесности», опубликована в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ авт.сост. С.И. Львова/. – 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2011. – 215 с.
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса «Чарующий мир поэзии» разработана на основе авторской программы по русскому языку Львовой С.И. «Уроки словесности», в которой изучение основ анализа поэтического текста распределено на 3 года (7,8,9 классы). В данном элективном курсе для 9 класса отобраны важнейшие темы из «Уроков словесности», и программа написана на 1 год обучения с целью научить за короткий период времени девятиклассников анализировать поэтический текст, продолжить развитие творческого воображения детей старшего школьного возраста, их образного, ассоциативного мышления.
Воспитать в учениках чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению через постижение лучших русских лирических произведений можно различными путями. По-прежнему важна проблема – обучение школьников анализу поэтического текста.
Поэтому в основе программы знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.
Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы, также будет осуществляться интеграция с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство).
Школьники не только углубят свои знания по интерпретации поэтических текстов, но и смогут развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях творческих конкурсах, а также сориентироваться на выбор профиля обучения и выбор профессии.
Цель программы: приобщение учащихся к необычайной красоте и выразительности русской поэзии, ее неисчерпаемым богатствам, заложенным во всех областях языка.
С этой целью решаются следующие задачи:
- обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;
- развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;
- формирование у школьников высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Актуальность программы состоит в том, что в основной школе материал по данному направлению представлен эпизодически, что приводит учеников к трудностям при анализе текстов и написании сочинений. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации поэтического текста и поддержать их интерес к этому виду деятельности на примере стихотворений разных поэтов, а также поэтического наследия Кубанских поэтов. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся не только при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, но и помогают им чувствовать себя грамотными, успешными, понимающими и любящими родную речь.
Новизна программы заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста (теория Л.С. Выготского «эстетическая реакция»), а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию», а не наоборот, как это делается традиционно. При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика, его воображения, образного, ассоциативного мышления.
Значимость данного элективного курса объясняется тем, что в школьники получат возможность на каждом занятии на более высоком уровне понимать художественные тексты, интерпретировать их и создавать свои, используя различные изобразительно-выразительные средства языка. А умение понимать, создавать тексты является одним из главных показателей общей культуры человека.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа материалов (языка художественных произведений), при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. Исследуя текст, ученик идет путем логического осмысления поэтического произведения, а, создавая в процессе исследования образ, он выявляет индивидуально-личностное понимание текста, что дает возможность приступить к созданию собственного текста.
Выполняя анализ стихотворения, учащиеся опираются на семантику слов, чтобы выделить среди них особенно важные для понимания смысла текста, они ищут слова-ключи, с помощью которых автор выражает свои идеи. Затем школьник определяют связи между ключевыми словами, выстраивают образную, смысловую структуру текста. Таким образом, к пониманию того, что хотел сказать автор, ученики приходят, извлекая информацию из текста. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности, ученик приобретет прочные знания по теории литературы, навыки исследователя. А главное – ученик получит практическую возможность на более высоком уровне познать тайны текста.
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется данная программа
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах.
Принципы, на которых базируется программа:
1) Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
2) Уважение к результатам деятельности учащихся.
3) Вариативность содержания и форм проведения занятий.
4) Научность, связь теории и практики.
5) Систематичность и последовательность.
6) Свобода выбора.
Применяемые технологии:
- технологии исследовательской деятельности учащихся;
- технологии проблемного обучения;
- технологии критического мышления;
- ИКТ.
Ожидаемые результаты обучения:
Элективный курс «Чарующий мир поэзии» закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут:
-
воспитать читателей, способных к сопереживанию;
-
научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста;
-
разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка.
Курс рассчитан на 34 часа, содержание может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от собственных пристрастий учителя, а также лингвистической подготовки и учебных интересов школьников. Виды деятельности учащихся в процессе освоения программы также определяются учителем. Это может быть индивидуальная и групповая работа по анализу текста; самостоятельная поисковая, исследовательская работа по темам, предложенным учителем; выполнение заданий творческого характера (может быть и написание собственных поэтических произведений); создание индивидуальных и коллективных проектов (подготовка презентации по анализу стихотворения, подготовка рукописного сборника исследовательских работ, выпуск тематической газеты, публикация работ в школьной газете или на школьном сайте).
Формы проведения занятий разнообразны: лекция, практикум, исследование, игра, творческая работа и т.д.
Элективный курс оценивается отметкой «Зачтено» при выполнении итоговой творческой работы (сочинение «Анализ стихотворения» и презентации по исследованию любого поэтического текста).
Формы организации учащихся на занятии:
- групповые;
- индивидуальные;
- фронтальные.
Критерии оценки деятельности ученика:
-
Умение правильно проводить лингвистический анализ поэтического текста в устной и письменной форме, не нарушая норм литературной речи, классифицируя изобразительно-выразительные средства языка;
-
Самостоятельность, оригинальность, корректность суждений;
-
Создание личного сборника творческих работ по анализу стихотворных произведений, презентаций (публикация в школьной газете, на сайте школы).
Содержание программы элективного курса
«Чарующий мир поэзии»
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. Диагностика уровня лингвистической и литературоведческой компетенции учащихся.
Раздел 1. «Лирика как род литературы» (2 часа)
Виды лирических произведений. Поэтика – особенности стиля автора, совокупность художественных средств. Образ художественный. Употребление термина как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени, пространства, образ природы, города, поколения, так и в обозначении ключевых образов - образ лирического героя, образ осени, музы, свечи и т.д. Лирический герой – условный образ поэта в лирике, лирическое «я», художественный двойник автора. Своеобразие лирического героя. Разграничение понятий: поэт, автор и лирический герой.
Занятие на примере стихотворений А. Фета, Н. Заболоцкого, А. Ахматовой и др. (по выбору учителя или учеников).
Раздел 2. «Погружение в тайну Слова» (1 час)
Интерпретация текста. Восприятие, истолкование оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.
Занятие на основе отрывков из стихотворных текстов И. Северянина «Зима, смеясь, от счастья плачет», А. Фета «Клубятся тучи, млея в блеске алом», Ф. Тютчева «Лазурь небесная смеется», И. Никитина «Звезды меркнут и гаснут».
Раздел 3 «Лингвопоэтический анализ текстов» (1 час)
Лингвистика и литературоведение. Различные уровни анализа поэтического текста. Занятие на основе стихотворных текстов И.Бунина «Листопад», С.Есенина «Ночь», «Белая береза».
Раздел 4 «Строфика» (3 часа)
История стихосложения. Понятие о стихотворной речи. Системы стихосложения.
Виды строф. Стихотворные размеры. Понятие стопы. Рифма, виды рифм. Понятие о ритме, виды интонации, словесное ударение.
Практическое занятие «Строфика» проводится на примере стихотворений: А.С. Пушкин «Буря мглою небо кроет», А.С. Пушкина «И.И. Пущину», «Зимнее утро», Н.А.Некрасова «Железная дорога», М. Ю. Лермонтов «Белеет парус одинокий».
Раздел 5 «Звуковые образные средства русского языка». (2 часа)
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
На занятии знакомство со звуковыми образными средствами языка на примере стихотворений С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная», «Ночь», С.Маршака «Дождь», Ф.Тютчева «Еще в полях белеет снег».
Раздел 6 «Лексическое богатство русского языка». (7 часов)
Слово в художественном тексте (4 ч)
Лексическое богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. Каламбур как словесная игра. Омонимы, антонимы, синонимы, контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания. Слова-символы в поэтической речи. Лексические цепочки и ассоциативные ряды.
Занятия на примере стихотворений А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Цветаевой, и др.
Лексика ограниченного употребления (1 ч)
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов), средство речевой характеристики героя. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
Изучение темы на примере произведений поэтов 18-19 веков, «Слово о полку Игореве».
Фразеологизмы (2 ч)
Использование фразеологизмов в речи. Пословицы, поговорки, цитаты (крылатые слова) в художественном тексте.
Раздел 7 «Синтаксическое богатство русского языка». (4 часа)
Особенности русского синтаксиса. Фигуры речи. Инверсия, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание. Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в поэтических текстах.
Занятия по определению фигур речи в поэтических текстах (по выбору учителя или учеников). Возможно: А. Твардовский «Василий Теркин», К. Бальмонт «Вопль к ветру», Б. Пастернак «Поездка». Уместно в итоге изучения раздела провести тестирование учащихся.
Раздел 8 «Изобразительные ресурсы русского словообразования». (3 часа)
Морфема и ее значение (1 ч)
Свойство русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества. Стилистические приемы, основанные на семантике морфемы: прием привлечения внимания к значению морфемы, обыгрывание внутренне формы слова, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов-паронимов, однокоренных слов в тексте. Использование двуприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах.
Словообразовательный повтор (1 ч)
Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов) однокоренных слов. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох, литературных направлений, а также в стихотворениях разных поэтов. Анафора и эпифора.
Окказионализмы (1 ч).
Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль в художественном тексте.
Практическое занятие проводится на примере поэтических текстов (по выбору учителя и учащихся).
Раздел 9 «Морфологические средства выразительности русской речи» (5 часов)
Имя существительное (1 ч)
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. Олицетворение. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Работа с текстом А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Имя прилагательное (1 ч)
Образная функция имен прилагательных в произведениях поэтов разных литературных направлений. Эпитет и языковые средства его создания, постоянные эпитеты. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Использование кратких прилагательных в поэтическом тексте. Цветопись.
Работа со стихотворениями С. Есенина.
Имя числительное, местоимение (1 ч)
Употребление числительных символов (3,7,9,10,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Экспрессивная роль местоимений в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.
Глагол (1 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении. Олицетворение как поэтический троп. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в текстах.
Служебные части речи (1 ч)
Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Занятия проводятся постоянно по анализу фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение (по выбору учителя или учеников).
Раздел 10 «Изобразительные возможности средств письма». (2 часа)
Графика и орфография(1 ч).
Включение в систему изобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п. Фигурное расположение текста, смена шрифтов. Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительно восприятие.
Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный прием и его основные функции: привлечение внимания к ключевому слову текста; источник игры слов, средство эзоповского языка.
Пунктуация (1 ч)
Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаков препинания. Отсутствие знаков препинания как изобразительный прием в художественном тексте. Сознательное нарушение пунктуационных правил русских поэтов. Авторские знаки.
Практическое занятие проводится на примере текстов поэтов серебряного века (по выбору учителя и учащихся).
Раздел 11 «Текстоведение». (2 часа)
Текст. Признаки текста. Тема, идея. Авторская позиция. Особенности художественного мира поэта и читателя. Чувства, ощущения, впечатления
На занятиях учащиеся работают со словарями синонимов, словарем настроений и чувств.
Заключение (1 час)
«Чарующий мир поэзии. Каков он?»
Круглый стол.
Особенности курса:
-
Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у школьников была возможность выбора. При изучении тем учитель и ученики могут сами выбирать любые поэтические произведения. Обязательное условие – использование для анализа стихотворений кубанских поэтов.
-
На каждом занятии проходит анализ стихотворений в различных формах, где учитель показывает аналитико-оценочный ход рассуждения и особенности анализа на том или ином лингвистическом уровне, поэтому в программе выделено 3 часа на практические занятия.
-
Домашнее задание предлагается всегда по выбору:
-
найти примеры употребления данного изобразительно-выразительного средства в любом художественном тексте;
-
создать свой текст анализа стихотворения на изучаемом уровне лингвистики (объем работы любой).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
______________ Н.И. Казеева
«29» августа 2012 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По __курсу «Чарующий мир поэзии»__
Класс __9__
Учитель __Торяник Яна Алексеевна__
Количество часов: всего __34___ ч.; в неделю _1_ ч.
Планирование составлено на основе
__рабочей программы учителя русского языка и литературы ______________
__Торяник Яны Алексеевны, утверждено решением педсовета, __________________
__протокол №1 от 30.08. 2012 г. ____________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса по русскому языку
«Чарующий мир поэзии»
9 класс (34 часа)
№ занятия |
Содержание (темы, разделы) |
Кол-во часов |
Даты проведения |
Оборудование |
|
план |
факт |
||||
|
Введение |
1 |
|
|
|
1 |
Цели и задачи курса. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. Диагностика уровня лингвистической и литературоведческой компетенции учащихся. |
|
|
|
презентация сборники стихотворений |
|
Раздел 1. Лирика как род литературы |
2 |
|
|
|
2 |
Виды лирических произведений. Поэтика – особенности стиля автора, совокупность художественных средств. Образ художественный. |
1 |
|
|
схемы плакаты |
3 |
Лирический герой. Разграничение понятий: поэт, автор и лирический герой. |
1 |
|
|
сборники стихотворений |
|
Раздел 2. Погружение в тайну Слова |
1 |
|
|
|
4 |
Интерпретация текста. Восприятие, истолкование оценка. Алгоритм анализа поэтического текста. |
|
|
|
памятка «Анализ стихотворения» |
|
Раздел 3. Лингвопоэтический анализ текстов |
1 |
|
|
|
5 |
Лингвистика и литературоведение. Различные уровни анализа поэтического текста. |
1 |
|
|
схема |
|
Раздел 4. Строфика |
3 |
|
|
|
6 |
История стихосложения. Понятие о стихотворной речи. Системы стихосложения. Виды строф. |
1 |
|
|
презентация |
7 |
Стихотворные размеры. Понятие стопы. Рифма, виды рифм. Понятие о ритме, виды интонации, словесное ударение. |
1 |
|
|
памятки |
8 |
Р.Р. Практическое занятие «Анализ строфики стихотворений». |
1 |
|
|
памятки, распечатки стихотворений |
|
Раздел 5. Звуковые образные средства русского языка. |
2 |
|
|
|
9 |
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. |
1 |
|
|
презентация |
10 |
Звук и смысл; смысловая функция звукописи. Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах. |
1 |
|
|
распечатки стихотворений |
|
Раздел 6. Лексическое богатство русского языка |
7 |
|
|
|
11 |
Слово в художественном тексте (4ч) Лексическое богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. |
1 |
|
|
презентация |
12 |
Основные виды тропов: метафора, метонимия. |
1 |
|
|
схемы |
13 |
Олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. Каламбур как словесная игра. |
1 |
|
|
|
14 |
Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон. Слова-символы в поэтической речи. Лексические цепочки и ассоциативные ряды. |
1 |
|
|
распечатки стихотворений |
15 |
Лексика ограниченного употребления (1ч) Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы. Устаревшие слова- живые свидетели истории. |
1 |
|
|
аудио-файлы |
16 |
Фразеологизмы (2ч) Использование фразеологизмов в речи. Пословицы, поговорки, цитаты (крылатые слова) в художественном тексте. |
2 |
|
|
этимологич. словарь фразеологизмов |
17 |
Р.Р. Практическое занятие «Обучение анализу стихотворения». |
1 |
|
|
сборники пословиц, поговорок |
|
Раздел 7 «Синтаксическое богатство русского языка» |
4 |
|
|
|
18 |
Особенности русского синтаксиса. Фигуры речи. |
1 |
|
|
презентация |
19 |
Инверсия, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание. |
1 |
|
|
схемы, памятки |
20 |
Эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание. |
1 |
|
|
схемы, памятки |
21 |
Наблюдение за использованием фигур в поэтических текстах. |
1 |
|
|
тест |
|
Раздел 8 «Изобразительные ресурсы русского словообразования». |
3 |
|
|
|
22 |
Морфема и ее значение (1ч) Свойство русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества |
1 |
|
|
презентация |
23 |
Словообразовательный повтор (1 ч) Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов) однокоренных слов. |
1 |
|
|
распечатки стихотворений |
24 |
Окказионализмы (1ч). Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном тексте |
1 |
|
|
распечатки стихотворений |
|
Раздел 9 «Морфологические средства выразительности русской речи» |
5 |
|
|
|
25 |
Имя существительное (1 ч) Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. |
1 |
|
|
презентация тест |
26 |
Имя прилагательное (1ч) Образная функция имен прилагательных в произведениях поэтов разных литературных направлений. Цветопись. |
1 |
|
|
презентация альбом, краски, кисти |
27 |
Имя числительное, Местоимение (1ч) Употребление числительных символов (3,7,9,10,40,100) в произведениях. Экспрессивная роль местоимений в художественном тексте. |
1 |
|
|
сборники стихотворений |
28 |
Глагол (1ч) Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в текстах. |
1 |
|
|
презентация сборники стихотворений |
29 |
Служебные части речи (1ч) Роль служебных частей речи в художественных текстах.. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. |
1 |
|
|
презентация сборники стихотворений |
|
Раздел 10 «Изобразительные возможности средств письма». |
2 |
|
|
|
30 |
Графика и орфография (1ч). Фигурное расположение текста, смена шрифтов. Акростих как поэтическое произведение. Орфография как система обязательных норм письменной речи. |
1 |
|
|
презентация сборники стихотворений |
31 |
Пунктуация (1 ч) Пунктуация как система обязательных норм письменной речи. Р.Р. Практическое занятие «Обучение анализу стихотворения». |
1 |
|
|
презентация сборники стихотворений |
|
Раздел 11 «Текстоведение». |
2 |
|
|
|
32 |
Текст. Признаки текста. Тема, идея. Авторская позиция. |
1 |
|
|
памятки |
33 |
Особенности художественного мира поэта и читателя. Чувства, ощущения, впечатления. |
1 |
|
|
словарь синонимов, словарь чувств и настроений. |
|
Заключение |
1 |
|
|
|
34 |
«Чарующий мир поэзии. Каков он?» Круглый стол. |
1 |
|
|
презентация. |
К концу изучения курса учащиеся 9 класс ДОЛЖНЫ
овладеть следующими умениями и навыками:
-
Находить и выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в поэтических произведениях;
-
Самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность поэта;
-
Владеть специальной терминологией словесности, работать со словарями различных видов;
-
При анализе стихотворений на различных языковых уровнях отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств;
-
Уметь интерпретировать поэтический текст, анализировать его форму и содержание;
-
Создавать собственные образцы творческого письма по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.
Основные понятия курса:
Тоническое стихосложение (от ар. Tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.
Силлабическое стихосложение (от гр. Sylla вё - слог) - система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки Силаббо - тоническое стихосложение - система стихосложения, основанная на чередовании ударных и безударных слогов.
Стопа - повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов
Пиррихий - стопа из двух безударных слогов
Спондей - стопа из двух ударных слогов
Клаузула - окончание стихотворной строки, считая с последнего ударного слога.
Рифма - созвучие окончаний или клаузул.
Строфа - это сочетание двух или нескольких стихов, объединенных по определенным правилам (системой рифм, общей интонацией), обычно повторяющейся в стихотворении
Размер - метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Ритм - основа поэтической речи, чередование ударных и безударных слогов, стоп, повторение однородных явлений через равные промежутки.
Акростих - стихотворение, в котором наглядные буквы каждой строки при чтении сверху вниз составляют слово или фразу.
Акцентный (тонический стих) - стихи, основанные на примерно одинаковом количестве ударных слогов в строках, место же ударений и количество безударных слогов произвольно. Аллитерация - повторение согласных звуков, придающее высказыванию особую выразительность. Анафора - единоначатие, повторение начала строк в стихах или начала предложений в прозе. Ассонанс - повторение гласных звуков в поэтическом тексте, средство художественной выразительности.
Белые стихи - стихи без рифмы Инверсия - необычный порядок слов в предложении
Монорим - стихотворение, строки которого связаны одной повторяющейся рифмой.
Пауза - выразительное средство звучащей речи: перерыв в звучании.
Перенос - выразительное средство стиха: несовпадение синтаксических и стиховых пауз.
Повтор - повторение звуков, слогов, выражений, морфем, грамматических свойств слов и предложений в стихах и прозе.
Фигурные стихи - стихотворение, строки которого образуют какую-либо фигуру.
Методическое обеспечение учебного процесса
Ведущие методы и приемы:
Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности учащихся
Разновидность метода |
Приемы |
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации. Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации. Метод передачи информации с помощью практической деятельности. |
Лекция, рассказ, беседа, выразительное чтение стихотворения Наблюдение, иллюстрирование (готовый текст), презентация. Практические упражнения, создание синквейна, «кластера», составление таблиц, проект. |
Методы стимулирования и мотивации ученика
Разновидность метода |
Приемы |
Познавательный Волевой Эмоциональный Социальный |
Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, организация исследовательской работы, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку. Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности. Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха. Демонстрация заинтересованности результатами своей работы. |
Методы контроля и самоконтроля
Разновидность метода |
Приемы |
Устный Письменный Самоконтроль |
Индивидуальный опрос. Сочинение, тестирование, анкеты. Самоконтроль по образцу |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся
Антонова Е. С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 9 класса. — М., 2001.
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языки (А. С. Пушкин в истории русского языка). — М., 1992.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. — M.1986.
Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984. Крысин Л. П. Жизнь слова. — М., 1980.
Лотман Ю. Анализ поэтического текста. Москва, 1972г.
Лотман Ю. В школе поэтического слова. М.,1988г.
Львова С.И. Уроки словесности. Москва., «Дрофа», 2000г
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8—11 классов. — М,2006.
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. К) 11 классы
Тимофеев Л.И.Словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1974г.
Шанский Н.М.Лингвистический анализ стихотворного текста. М., «Просвещение» 2002г.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., «Педагогика», 1987г.
Для учителя
Антонова Е. С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М., 1999.
Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к Рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 7—8 классов. — М., 2001.
Анненков Е. И. и др. Анализ художественного произведения. — М., 1987.
Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
Бобылев Б. Г. Теоретические основы филологического анали' за художественного текста. — Орел, 2003.
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М.1959.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Лабиринт,2008,-349 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследо вания. — М., 1981.
Григорьев В. П. Поэтика слова. — М., 1979.
Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. — М., 1986.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1977.
Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного тек ста. — М., 1980.
Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. — М., 2003.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
Львова С. И. Уроки словесности в 7—9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам. — М., 1996.
Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 классы. — М., 1996.
Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я Мир... Книга третья. Диалог с художественным текстом. — СПб.,2002.
Мишатина Н. Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры. – Литература в школе, 2007, № 5..
Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. В 2 ч. —М.: Тольятти, 2004.
Моисеева Л. Ф. Лингвостилистический анализ художественного текста. — Киев, 1984.
Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973.
Орфография и русский язык. — М., 1966.
Симашко Т. В., Литвинова М. Н. Как образуется метафора.— Пермь, 1993.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждениц. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ авт.-сост. С.И. Львова.- 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2011.- 215 с.
Программа общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
Элективные курсы в профильном обучении. – Первое сентября: Русский язык, 2007, № 2.
СЛОВАРИ:
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные 1 цитаты, образные выражения (любое издание).
Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа / Под ред. Е. В. Михайловой. — Великий Новгород, 2004.
Горбачевич К. С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. — М., 2004.
Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.
Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — Л., 1979.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крылатые слова: Энциклопедия / Сост. В. Серов. — М., 2003. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний (любое издание).
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Вост. М. В. Панов. — М., 1984.
Использованные Интернет-ресурсы
1. Портал "Российское образование" www.edu.ru -программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.
2. Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Школа им. А. Н. Колмогорова http://www.pms.rU/programmyi/15.html - программы элективных курсов по ряду предметов.
3.edu.ru/souгее/ predprof/prof_soder.asp - примерные требования к программам элективных курсов
4. Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте "Профильное обучение в старшей школе" http:// www.profile-edu.ru/
5. Учебные пособия на сайте информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/window/library7p_ rubr=2.2.73.3
6. Электронная энциклопедия КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ http://mtga.km/ru
7. http://festival.1september.ru/articles/517919/
8. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=2168&tmpl=thread&BoardId=46167&ThreadId=25216
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»