Помощь ученикам, у которых трудности во время обучения письму
Краткое описание
Использование в педагогической практике упражнений, приведённых в данной статье, может оказать существенную помощь детям, у которых возникают трудности при обучении письму.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 г. Чехова Московской области
Помощь ученикам, у которых трудности во время обучения письму
Трепалова Н.В. учитель начальных классов высшей категории
2012-2013 учебный год
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети.Но одни преодолевают их довольно просто, другие доставляют немало хлопот и родителям, и учителям. Проблема помощи ребёнку совсем не проста, но главное – знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта, терпение родителей и учителя и их совместная работа.
Практика показывает, что и учителю, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыков письма, почерка, его возможную скорость, темп на разных этапах обучения. Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий в классе и дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяет не осложнять процесс формирования навыка письма. Трудности обучения письму могут быть вызваны самыми разными причинами: недостаточной готовностью к школе, задержкой развития зрения, моторики, слуха, речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья. Рассматривая данную проблему, мы можем встретить термины: дислексия, легастения и дисграфия. Дислексия и легастения – комплекс трудностей при обучении письму и чтению. Дисграфия – нарушение письма, при котором наблюдается замена букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом или недоразвитием речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим звуковым составом слова. Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе и анализируя причины, их вызывающие, выделяют следующие «группы риска»: 1. Дети, имеющие в истории развития патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжёлые заболевания в возрасте до года. 2. Дети ослабленные, часто болеющие, физически недостаточно развитые. И хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьёзные школьные проблемы. 3. Дети с различными неврологическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами. 4. Дети с задержкой в развитии моторных функций, с задержкой речевого развития. 5. Особого внимания требуют медлительные дети и леворукие. Любые трудности в процессе обучения письму необходимо заметить как можно раньше и, используя наиболее эффективные меры коррекции, постараться их скорректировать, иначе неизбежны задержка формирования навыка, нарушение этапности и даже полная невозможность формирования навыка. Типичные нарушения письма: · нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяжённости и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв, идёт нарушение почерка; · неправильное начертание букв либо неправильная траектория при выполнении букв; · смещение и замена одних букв другими; · пропуск букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов; · очень медленный темп письма, низкая плотность работы; · дрожание руки, которое проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях или утолщениях на линии письма; · трудность выполнения связных движений, «печатание» букв. Основные правила при коррекционной работе: 1. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. 2. Не торопите ребёнка. 3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребёнка. 4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные. 5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. 6. Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет доверять учителю. 7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребёнок может непроизвольно «заучить» ошибку. 8. Нужно следить, правильно ли ребёнок держит ручку, правильно ли лежит тетрадь, достаточна ли освещённость. 9. Для того, чтобы работа с ребёнком была эффективной, она должна быть систематической. Для специфических коррекций трудностей в процессе обучения письму можно использовать различные виды упражнений.
— Копирование фигур, моделирование из деталей – прекрасная тренировка зрительно-моторной координации. Рисуем на чистом листе нелинованной бумаги 6 квадратов. В верхней части квадратов учитель рисует фигуры, различные по конструкции, а в нижней ребёнок рисует точно такие же. — Можно сделать подобные карточки с «правым» и «левым» поворотом фигур. Можно использовать в качестве фигур для копирования элементы букв. — Попросить ребёнка запомнить, что нарисовано на карточке, перевернуть её заданием вниз и попросить нарисовать то, что было на карточке. — Многие трудности связаны с тем, что ребёнок путает значения слов внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, слева, впереди. Дают задание – нарисуй квадрат, а теперь нарисуй по два кружка сверху и снизу и по одному справа и слева, расположи их так, чтобы они были симметричны. — Способность ребёнка вести руку по траектории сначала лучше тренировать на больших движениях. На листе нелинованной бумаги надо расположить 10-15 точек и звёздочек. Ребёнок соединяет линиями разных цветов все звёздочки, а потом точки. А потом соединяет так, чтобы линии не пересекались. — Для того, чтобы научиться вести руку, можно предложить «раскрутить спираль» вправо и влево. Можно рисовать волны, хороша в этом случае и штриховка. — С большой охотой дети нанизывают мелкие детали или пуговицы различной величины, цвета, формы. — Полезно доставать фигуры из ящика вслепую, на ощупь. — Очень часто детям трудно понять, как должна располагаться буква на строке, трудно определить то пространство, ту часть строки, в которой должна быть написана буква. Используя метод «прямоугольника», любую букву можно расположить в нём, так как буквы обычно чуть больше вытянута в высоту, чем в ширину. — Следующий этап – буквы заглавные и строчные, их отличие, расположение на строке. Можно провести работу такого вида: выдели буквы, которые пишутся только на рабочей строке. Выдели буквы, которые выходят за строку сверху и снизу. При написании каждого элемента работу нужно начинать со стартовой строчки, используя стрелку направления движения. — Эффективно для закрепления зрительного образа буквы, понимания её составных частей такое лото, где каждый квадратик – только часть букв, разрезанных по горизонтали. — Хорошей тренировкой для запоминания форм букв может быть игра со шнурком: разложите шнурок так, чтобы получилась буква. — Можно перепутать буквы в словах и попросить привести их в порядок. — Значительная часть трудностей связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия. Прежде всего, ребёнка нужно научить слышать и выделять отдельный звук. Когда он слышит звук, должен хлопнуть в ладоши или поднять карточку с буквой. Например, из слов «мама, мыло, кот, мышь» выделите те слова, которые начинаются на звук [м]. Выделить звук в середине слова, попросить назвать первый и последний звуки. — Дети часто пропускают гласные звуки. Полезно играть в такую игру: «Буквы разбежались, помоги собрать их». — Большую роль играет работа с предложением – договаривание предложения по картинке. — Дети путают звонкие и глухие согласные. Например, сравним звуки [б-п] по артикуляции. Проговорим по слоговой таблице. Потом сравнивают слова и дают смысловое различие: «бочка-почка». Потом взять картинки, на которых изображены слова с буквами б-п, разложить на две кучки, попросить записать их. — Проводят буквенный диктант. Записать слова одной буквой, а затем восстановить словесный ряд. — Удобно работать с фишками разного цвета: синяя – твёрдые согласные, зелёна – мягкие, красная – гласные. В начале каждого занятия необходимо возвращатьсяк уже пройденному, упорно добиваться того, чтобы ребёнок усвоил материал. В чём причина трудностей при обучении письму? Ответить на этот вопрос нелегко, но необходимо. Именно учитель может и должен продифференцировать трудности, связанные с недостатками в развитии тех или иных функций, и трудности, возникающие из-за неправильной тактики обучения. Именно учитель может увидеть, что непонятно ребёнку, на каком этапе затормозилось формирование навыка, где произошёл сбой. ЛИТЕРАТУРА: 1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Родничок. – Тула: Арктоус, 1996. 2. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А.Психофизиология ребенка. — Москва: НПО «МОДЭК», 2005. 3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб, 1997.
Помощь ученикам, у которых трудности во время обучения письму
Трепалова Н.В. учитель начальных классов высшей категории
2012-2013 учебный год
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети.Но одни преодолевают их довольно просто, другие доставляют немало хлопот и родителям, и учителям. Проблема помощи ребёнку совсем не проста, но главное – знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта, терпение родителей и учителя и их совместная работа.
Практика показывает, что и учителю, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыков письма, почерка, его возможную скорость, темп на разных этапах обучения. Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий в классе и дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяет не осложнять процесс формирования навыка письма. Трудности обучения письму могут быть вызваны самыми разными причинами: недостаточной готовностью к школе, задержкой развития зрения, моторики, слуха, речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья. Рассматривая данную проблему, мы можем встретить термины: дислексия, легастения и дисграфия. Дислексия и легастения – комплекс трудностей при обучении письму и чтению. Дисграфия – нарушение письма, при котором наблюдается замена букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом или недоразвитием речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим звуковым составом слова. Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе и анализируя причины, их вызывающие, выделяют следующие «группы риска»: 1. Дети, имеющие в истории развития патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжёлые заболевания в возрасте до года. 2. Дети ослабленные, часто болеющие, физически недостаточно развитые. И хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьёзные школьные проблемы. 3. Дети с различными неврологическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами. 4. Дети с задержкой в развитии моторных функций, с задержкой речевого развития. 5. Особого внимания требуют медлительные дети и леворукие. Любые трудности в процессе обучения письму необходимо заметить как можно раньше и, используя наиболее эффективные меры коррекции, постараться их скорректировать, иначе неизбежны задержка формирования навыка, нарушение этапности и даже полная невозможность формирования навыка. Типичные нарушения письма: · нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяжённости и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношения частей букв, идёт нарушение почерка; · неправильное начертание букв либо неправильная траектория при выполнении букв; · смещение и замена одних букв другими; · пропуск букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов; · очень медленный темп письма, низкая плотность работы; · дрожание руки, которое проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях или утолщениях на линии письма; · трудность выполнения связных движений, «печатание» букв. Основные правила при коррекционной работе: 1. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. 2. Не торопите ребёнка. 3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребёнка. 4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные. 5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. 6. Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет доверять учителю. 7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребёнок может непроизвольно «заучить» ошибку. 8. Нужно следить, правильно ли ребёнок держит ручку, правильно ли лежит тетрадь, достаточна ли освещённость. 9. Для того, чтобы работа с ребёнком была эффективной, она должна быть систематической. Для специфических коррекций трудностей в процессе обучения письму можно использовать различные виды упражнений.
— Копирование фигур, моделирование из деталей – прекрасная тренировка зрительно-моторной координации. Рисуем на чистом листе нелинованной бумаги 6 квадратов. В верхней части квадратов учитель рисует фигуры, различные по конструкции, а в нижней ребёнок рисует точно такие же. — Можно сделать подобные карточки с «правым» и «левым» поворотом фигур. Можно использовать в качестве фигур для копирования элементы букв. — Попросить ребёнка запомнить, что нарисовано на карточке, перевернуть её заданием вниз и попросить нарисовать то, что было на карточке. — Многие трудности связаны с тем, что ребёнок путает значения слов внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, слева, впереди. Дают задание – нарисуй квадрат, а теперь нарисуй по два кружка сверху и снизу и по одному справа и слева, расположи их так, чтобы они были симметричны. — Способность ребёнка вести руку по траектории сначала лучше тренировать на больших движениях. На листе нелинованной бумаги надо расположить 10-15 точек и звёздочек. Ребёнок соединяет линиями разных цветов все звёздочки, а потом точки. А потом соединяет так, чтобы линии не пересекались. — Для того, чтобы научиться вести руку, можно предложить «раскрутить спираль» вправо и влево. Можно рисовать волны, хороша в этом случае и штриховка. — С большой охотой дети нанизывают мелкие детали или пуговицы различной величины, цвета, формы. — Полезно доставать фигуры из ящика вслепую, на ощупь. — Очень часто детям трудно понять, как должна располагаться буква на строке, трудно определить то пространство, ту часть строки, в которой должна быть написана буква. Используя метод «прямоугольника», любую букву можно расположить в нём, так как буквы обычно чуть больше вытянута в высоту, чем в ширину. — Следующий этап – буквы заглавные и строчные, их отличие, расположение на строке. Можно провести работу такого вида: выдели буквы, которые пишутся только на рабочей строке. Выдели буквы, которые выходят за строку сверху и снизу. При написании каждого элемента работу нужно начинать со стартовой строчки, используя стрелку направления движения. — Эффективно для закрепления зрительного образа буквы, понимания её составных частей такое лото, где каждый квадратик – только часть букв, разрезанных по горизонтали. — Хорошей тренировкой для запоминания форм букв может быть игра со шнурком: разложите шнурок так, чтобы получилась буква. — Можно перепутать буквы в словах и попросить привести их в порядок. — Значительная часть трудностей связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия. Прежде всего, ребёнка нужно научить слышать и выделять отдельный звук. Когда он слышит звук, должен хлопнуть в ладоши или поднять карточку с буквой. Например, из слов «мама, мыло, кот, мышь» выделите те слова, которые начинаются на звук [м]. Выделить звук в середине слова, попросить назвать первый и последний звуки. — Дети часто пропускают гласные звуки. Полезно играть в такую игру: «Буквы разбежались, помоги собрать их». — Большую роль играет работа с предложением – договаривание предложения по картинке. — Дети путают звонкие и глухие согласные. Например, сравним звуки [б-п] по артикуляции. Проговорим по слоговой таблице. Потом сравнивают слова и дают смысловое различие: «бочка-почка». Потом взять картинки, на которых изображены слова с буквами б-п, разложить на две кучки, попросить записать их. — Проводят буквенный диктант. Записать слова одной буквой, а затем восстановить словесный ряд. — Удобно работать с фишками разного цвета: синяя – твёрдые согласные, зелёна – мягкие, красная – гласные. В начале каждого занятия необходимо возвращатьсяк уже пройденному, упорно добиваться того, чтобы ребёнок усвоил материал. В чём причина трудностей при обучении письму? Ответить на этот вопрос нелегко, но необходимо. Именно учитель может и должен продифференцировать трудности, связанные с недостатками в развитии тех или иных функций, и трудности, возникающие из-за неправильной тактики обучения. Именно учитель может увидеть, что непонятно ребёнку, на каком этапе затормозилось формирование навыка, где произошёл сбой. ЛИТЕРАТУРА: 1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Родничок. – Тула: Арктоус, 1996. 2. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А.Психофизиология ребенка. — Москва: НПО «МОДЭК», 2005. 3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб, 1997.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
23 июня 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
Имя: Татьяна Гогуадзе
e-mail: t.goguadze@gmail.com