Как повысить технику чтения
Краткое описание
Техника чтения - это способ чтения, темп, скорость чтения, правильность, выразительность и понимание прочитанного. Чем выше развита техника чтения у младшего школьника, тем правильнее, осмысленнее, выразительнее читает ученик, тем больше информации может получить из текста. В статье представлены упражнения, которые помогу повысить технику чтения.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 г. Чехова Московской области
Трепалова Н.В.
учитель начальныхклассоввысшей категории
2012-2013 учебный год
В техническую сторону чтения включены следующие компоненты: способ чтения, темп, увеличение скорости чтения, правильность. В смысловую сторону – выразительность и понимание прочитанного.Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения». Установлена взаимосвязь между способами чтения, скоростью и динамикой скорости. Современные первоклассники приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают слоговым способом; другие – по слогам и целым словам. Лишь некоторые обладают беглым навыком чтения целыми словами. Первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершенен способ, тем медленнее читает ребёнок. Необходимо работать с ребёнком на соответствующем его возможностям этапе. Если он читает слоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, довести его до навыка: слог+слог — слово+слог – целое слово (группа слов) Это, как лесенка, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются с этой задачей: кто-то пробегает быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни. Приходит время, ребёнок читает всё лучше и быстрее. Его успехи фиксируются учителем, который, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени, следит за динамикой скорости чтения. У одних скорость увеличивается значительно, а другие прибавляют мало. Сравнивая показатели динамики скорости чтения у группы детей, читающих в среднем быстрее остальных учащихся класса, и группы детей, читающих медленнее большинства детей, видим, что скорость чтения и её динамика связаны между собой. Дети, которые читали со скоростью 20 слов в минуту и меньше, давали меньшую прибавку скорости чтения, чем дети, читающие свыше 70 слов в минуту. Так, если первые прибавляли 15 слов, то вторые в два раза больше – около 30 слов. Правильность чтения –это чтение без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. Ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Перестановка, пропуск букв, слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то, забегая вперёд, то, возвращаясь назад. На первых порах ребёнок читает орфографическим способом. Необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение. Нередко дети имеют в этом затруднение. Дети не могут запомнить сразу несколько требований: заменить «о» на «а» в слабой позиции, «ч» на «ш» в словах «что» и «чтобы», звонкую согласную на глухую в конце слова «дуб». Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребёнок увеличивает скорость, чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше. В основе этого желания лежит такая сторона навыка чтения, как осознанность. Осознанности принадлежит ведущее место среди составляющих компонентов навыков чтения. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключённую в тексте, осознать её смысл, понять содержание. Если ребёнок не понял, просим его прочитать ещё и ещё, пока смысл прочитанного слова не станет понятным. Заставляя ребёнка повторно проговаривать слова для осознания, мы формируем у него навык, когда сначала слово прочитывается, а затем, после повторного проговаривания, осознаётся. Осознанность определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи. Чем больше читает и познаёт ребёнок, тем лучше развивается его речь. Чем лучше развита речь, тем легче понимание, тем глубже осознание прочитанного. Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность.Научиться читать выразительно достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы другие стороны навыка чтения – способ чтения, темп, правильность и осознанность – только способствовали приданию читаемому материалу выразительности, а не отвлекали от содержания. Это значит, что полноценное выразительное чтение возможно, когда техника автоматизирована. Необходимо показать ребёнку, что одну и ту же фразу можно произнести по-разному. Вспомним знаменитое предложение из мультфильма, где главному герою нужно было поставить знак препинания, и от его места смысл фразы менялся: «Приговор по делу невежды Виктора Перестукина: — Казнить нельзяпомиловать». Нужно прочитать с ребёнком это предложение с логическим ударением на разные слова и обсудить, как изменяется смысл в зависимости от ударения и паузы, сделанной им. С этого можно начать разговор о выразительности, о том, что значит выразительно читать. Существует много упражнений, помогающих повысить технику чтения:
1. Многократное прочтение.Учитель читает текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он не успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Во второй раз удаётся прочитать больше.2. Молния.Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния».3. Буксир.Учитель читает текст вслух, а ребёнок про себя, стараясь поспеть за чтением учителя. Учитель останавливается на каком-либо слове и просит показать ребёнка в тексте место остановки. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е. если темп чтения ребёнка 20-25 слов, то темп учителя должен быть не выше 40-45 слов в минуту.4. Чтение с «окошечком». Берётся лист плотной бумаги 10см на 5см. С правого края прямоугольника вырезается небольшое «окошечко» — по высоте, равное ширине строки, а по длине, соответствующее размеру слога, примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное слово будет закрыто. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.5. Смысловая догадка.Используется текст, где в словах пропущены концы слов:Родился зай… в лесу и всё боял… Зафиксируйте время, которое ребёнок потратит на чтение текста. Необходимо понаблюдать, как долго думает ребёнок над концовками слов. Затем предлагаем снова прочитать этот текст, но уже без пропусков. При этом опять фиксируем время. К упражнениям подобного типа относятся тексты, где пропущены не буквы в концовках слов или других частях слова, а целые слова. Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5см и отверстиями шириной в 1-2см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист, тогда ребёнку не придётся её двигать. Решётка накладывается на печатный текст, скрывая части слова или целые слова.6. Несуразицы.Важно, чтобы ребёнок прочитал и, осознав смысл прочитанного, догадался, в чём ошибка:Дети не промокли под дождём, так как спрятались под телеграфным столбом.7. Артикуляция гласных и согласных, сочетаний гласных и согласных.
-АОУЫИЭ-ЗСЖШ-БА-БЯ-БО-БЁ-БУ-БЮ8. Чтение чистоговорок.ЖА-ЖА-ЖА — есть иголки у ежа.9. Чтение скороговорок.Шёл Егор через дворС топором чинить забор.10. Что вокруг?Повесить перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2см в диаметре. Он будет помогать фиксировать взгляд перед собой. Ребёнок, глядя на этот круг, должен назвать предметы, которые он видит справа и слева от себя.11. Догони и поймай букву.Отметить на странице две буквы, одну зачеркнуть, другую обвести в кружочек. Просим ребёнка вычёркивать или обводить в кружок эти две буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания даётся 5 минут. Можно использовать газетную или журнальную статью с крупным шрифтом.12. Перепиши строчки.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСАГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА13. Найди спрятанные слова и подчеркни.бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина14. Представь себе.Просим ребёнка закрыть глаза и после каждого сказанного учителем предложения представить картинку. 15. Сочини рассказ.Придумать историю, которая бы свела их вместе:медведь солнце колокольчик кот воздух вазапчела вода телега16. Лишнее слово.Грустный, печальный, унылый, глубокийРазвитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии нужно создать доброжелательную и непринуждённую обстановку.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с
2. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
4. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
Как повысить технику чтения
Трепалова Н.В.
учитель начальныхклассоввысшей категории
2012-2013 учебный год
В техническую сторону чтения включены следующие компоненты: способ чтения, темп, увеличение скорости чтения, правильность. В смысловую сторону – выразительность и понимание прочитанного.Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения». Установлена взаимосвязь между способами чтения, скоростью и динамикой скорости. Современные первоклассники приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают слоговым способом; другие – по слогам и целым словам. Лишь некоторые обладают беглым навыком чтения целыми словами. Первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. И чем несовершенен способ, тем медленнее читает ребёнок. Необходимо работать с ребёнком на соответствующем его возможностям этапе. Если он читает слоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, довести его до навыка: слог+слог — слово+слог – целое слово (группа слов) Это, как лесенка, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются с этой задачей: кто-то пробегает быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке. Но ни один не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни. Приходит время, ребёнок читает всё лучше и быстрее. Его успехи фиксируются учителем, который, сравнивая показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени, следит за динамикой скорости чтения. У одних скорость увеличивается значительно, а другие прибавляют мало. Сравнивая показатели динамики скорости чтения у группы детей, читающих в среднем быстрее остальных учащихся класса, и группы детей, читающих медленнее большинства детей, видим, что скорость чтения и её динамика связаны между собой. Дети, которые читали со скоростью 20 слов в минуту и меньше, давали меньшую прибавку скорости чтения, чем дети, читающие свыше 70 слов в минуту. Так, если первые прибавляли 15 слов, то вторые в два раза больше – около 30 слов. Правильность чтения –это чтение без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. Ошибки могут возникать из-за неточных представлений об образах букв. Перестановка, пропуск букв, слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного движения глаз, невнимательностью. Взгляд хаотично скачет по строке, то, забегая вперёд, то, возвращаясь назад. На первых порах ребёнок читает орфографическим способом. Необходимо вводить в практику и орфоэпическое чтение. Нередко дети имеют в этом затруднение. Дети не могут запомнить сразу несколько требований: заменить «о» на «а» в слабой позиции, «ч» на «ш» в словах «что» и «чтобы», звонкую согласную на глухую в конце слова «дуб». Было замечено, что, начиная читать орфоэпическим способом, ребёнок увеличивает скорость, чтение становится плавным, а не отрывистым, появляется интерес к смысловому содержанию, желание читать больше. В основе этого желания лежит такая сторона навыка чтения, как осознанность. Осознанности принадлежит ведущее место среди составляющих компонентов навыков чтения. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключённую в тексте, осознать её смысл, понять содержание. Если ребёнок не понял, просим его прочитать ещё и ещё, пока смысл прочитанного слова не станет понятным. Заставляя ребёнка повторно проговаривать слова для осознания, мы формируем у него навык, когда сначала слово прочитывается, а затем, после повторного проговаривания, осознаётся. Осознанность определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи. Чем больше читает и познаёт ребёнок, тем лучше развивается его речь. Чем лучше развита речь, тем легче понимание, тем глубже осознание прочитанного. Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность.Научиться читать выразительно достаточно сложно. Для этого необходимо, чтобы другие стороны навыка чтения – способ чтения, темп, правильность и осознанность – только способствовали приданию читаемому материалу выразительности, а не отвлекали от содержания. Это значит, что полноценное выразительное чтение возможно, когда техника автоматизирована. Необходимо показать ребёнку, что одну и ту же фразу можно произнести по-разному. Вспомним знаменитое предложение из мультфильма, где главному герою нужно было поставить знак препинания, и от его места смысл фразы менялся: «Приговор по делу невежды Виктора Перестукина: — Казнить нельзяпомиловать». Нужно прочитать с ребёнком это предложение с логическим ударением на разные слова и обсудить, как изменяется смысл в зависимости от ударения и паузы, сделанной им. С этого можно начать разговор о выразительности, о том, что значит выразительно читать. Существует много упражнений, помогающих повысить технику чтения:
1. Многократное прочтение.Учитель читает текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место в тексте, до которого он не успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Во второй раз удаётся прочитать больше.2. Молния.Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния».3. Буксир.Учитель читает текст вслух, а ребёнок про себя, стараясь поспеть за чтением учителя. Учитель останавливается на каком-либо слове и просит показать ребёнка в тексте место остановки. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е. если темп чтения ребёнка 20-25 слов, то темп учителя должен быть не выше 40-45 слов в минуту.4. Чтение с «окошечком». Берётся лист плотной бумаги 10см на 5см. С правого края прямоугольника вырезается небольшое «окошечко» — по высоте, равное ширине строки, а по длине, соответствующее размеру слога, примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное слово будет закрыто. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.5. Смысловая догадка.Используется текст, где в словах пропущены концы слов:Родился зай… в лесу и всё боял… Зафиксируйте время, которое ребёнок потратит на чтение текста. Необходимо понаблюдать, как долго думает ребёнок над концовками слов. Затем предлагаем снова прочитать этот текст, но уже без пропусков. При этом опять фиксируем время. К упражнениям подобного типа относятся тексты, где пропущены не буквы в концовках слов или других частях слова, а целые слова. Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5см и отверстиями шириной в 1-2см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист, тогда ребёнку не придётся её двигать. Решётка накладывается на печатный текст, скрывая части слова или целые слова.6. Несуразицы.Важно, чтобы ребёнок прочитал и, осознав смысл прочитанного, догадался, в чём ошибка:Дети не промокли под дождём, так как спрятались под телеграфным столбом.7. Артикуляция гласных и согласных, сочетаний гласных и согласных.
-АОУЫИЭ-ЗСЖШ-БА-БЯ-БО-БЁ-БУ-БЮ8. Чтение чистоговорок.ЖА-ЖА-ЖА — есть иголки у ежа.9. Чтение скороговорок.Шёл Егор через дворС топором чинить забор.10. Что вокруг?Повесить перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2см в диаметре. Он будет помогать фиксировать взгляд перед собой. Ребёнок, глядя на этот круг, должен назвать предметы, которые он видит справа и слева от себя.11. Догони и поймай букву.Отметить на странице две буквы, одну зачеркнуть, другую обвести в кружочек. Просим ребёнка вычёркивать или обводить в кружок эти две буквы, просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания даётся 5 минут. Можно использовать газетную или журнальную статью с крупным шрифтом.12. Перепиши строчки.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСАГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА13. Найди спрятанные слова и подчеркни.бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина14. Представь себе.Просим ребёнка закрыть глаза и после каждого сказанного учителем предложения представить картинку. 15. Сочини рассказ.Придумать историю, которая бы свела их вместе:медведь солнце колокольчик кот воздух вазапчела вода телега16. Лишнее слово.Грустный, печальный, унылый, глубокийРазвитие желания читать начинается с тех положительных эмоций, которые получает ребёнок во время занятий чтением. Поэтому на каждом занятии нужно создать доброжелательную и непринуждённую обстановку.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с
2. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
4. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
22 июня 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»