Внеклассное мероприятие "Украшение новогодней елки"
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIIIвида станицы Шкуринской Краснодарского края Внеклассное мероприятие УКРАШЕНИЕ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
Подготовила: Мовчан Инна Александровна
Воспитатель ГБС(К) ОУ школы-интернат VIII вида станицы Шкуринской Краснодарского края
2013 год.
Пояснительная записка.
Праздник для каждого человека имеет большое значение. И каждый человек независимо от возраста, радуется празднику как ребенок. Ведь любой праздник дает нам не только подарки, но и радостное настроение, и особенное внимание близких. А это так важно!
Для ребенка праздник является настоящим чудом, (можно даже сказать сказкой) в которой он сам и принимает непосредственное участие. Практически все праздники радуют любого ребенка. Ведь это прекрасный повод для подарков и сладкого стола. Но особенно любимыми праздниками для каждого малыша являютсяновогодние праздники. Ведь именно этот праздник кажется всем деткам по-настоящему волшебным и особенным.
В новый год сбываются все мечты и желания. И даже приходят в гости сказочные дед мороз и снегурочка. И ребенок окунается в этот мир сказки, подарков и веселого настроения.
ЦЕЛЬ— познакомить детей с историей новогодней игрушки, воспитывать бережное отношение к игрушкам. Оборудование: елочка, коробка с новогодними игрушками.
Ход занятия Орг. Момент
Ребята все ближе и ближе для всех нас наступает самый красивый, самый долгожданный праздник. Как он называется? Правильно. Так вот наши две последние недели перед Новым годом мы будем с вами очень тщательно, очень ответственно готовиться к этому празднику будем: рисовать плакаты, готовить комнаты, общежитие, классные комнаты, костюмы для карнавала.
А сегодня я вам расскажу о украшении новогодней елки.
Дисциплина, внимание.
Основная часть.
Воспитатель.
— Скоро праздник — Новый год, а какой же Новый год без елки?
А вот и коробка с елочными игрушками.
У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. И мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на елку!
А вы ребята дома украшаете елку?
Какая она?
С кем вы ее наряжаете?
Есть ли у вас любимая новогодняя игрушка?
Конечно, это очень приятное занятие. За год мы забыли, какие игрушки лежат в этой удивительной коробке. Открываешь ее, а там… блестящие звездочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые, хрупкие!
Воспитатель.
Нужно постараться повесить все. Ведь все игрушки нам очень дороги: какие-то мы сделали своими руками, какие-то достались нам от бабушки, а какие-то просто очень красивые. И нужно постараться все разместить на елке, чтобы они на нас не обиделись.
Как вы думаете, а могут ли игру на нас обидеться?
Воспитатель.
Ну, могут или не могут, мы точно не знаем… Но в (такой волшебной коробке могут происходить разные чудеса. Вот послушайте одну историю.
(Звучит красивая тихая мелодия.)
рассказ «Любимый шарик» (автор Анна Толкачева).
Все елочные игрушки целый год ждут, когда их достанут из пыльной коробки, лежащей в шкафу на самой верхней, полке, и повесят на елку. Ждал этого счастливого мгновения и стеклянный шарик.
Он был самым старым среди елочных игрушек. Краска на нем давно потускнела, местами и вовсе осыпалась, а снежный узор, которым он когда-то гордился, стерся и был почти не виден. Шарик был таким же старым, как его хозяйка.
А ему казалось, что совсем недавно она держала его в своих тонких нежных пальчиках, и шарик чувствовал, как замирает ее сердечко в страхе уронить его, такого яркого, нарядного и хрупкого.
Он потом целый год, лежа в коробке завернутым в газету, вспоминал, как, повесив его на елку, девочка прыгала вокруг и хлопала в ладоши, а он — оттого что они опять вместе — вспыхивал радостными огоньками и вертелся на нитке, то в одну, то в другую сторону. А девочка кричала: «Смотрите, смотрите, ему тоже весело!»
Один Новый год сменялся другим Новым годом. Шарик потерял им счет. Его маленькая хозяйка выросла, у нее родилась дочка, а потом и внучка.
В большой коробке, в которой лежал шарик, тоже происходили перемены: появлялись новые игрушки. И с каждым годом все более красивые, особенно шары...
И он уже не раз слышал, как бабушка, дочка и внучка, украшая в очередной раз елку, спорили — нужно ли вешать его или нет. Но старая хозяйка всегда решительно говорила: «Это мой любимый шарик. Его подарил мне папа». И вешала его на самое почетное место — наверх, под самое главное украшение елки — Вифлеемскую звезду.
Но в этот раз шарик не достали из коробки. И он не услышал голоса своей доброй хозяйки. Он понял, что на этом празднике ее не будет.
«Теперь я никому не нужен», — думал шарик, лежа один в пустой коробке.
А когда раздался громкий торжественный бой кремлевских курантов, шарик тяжело вздохнул и с тихим, печальным звоном рассыпался на мелкие осколки.
Но там за праздничным, шумным столом никто этого не услышал...
Воспитатель.
О чем эта истории, ребята? Что произошло с шариком? Хорошо ли с ним поступили люди? Молодцы! Все правильно поняли!
Очень жаль, что этот шарик, который так ждал этого дня, но не дождался.Поэтому ни одна елочная игрушка на новогоднем празднике не должна быть забытой. Пришла пора заглянуть в нашу коробку и украшать елку. Но заглядывать в коробку и доставать оттуда игрушки буду только я, а вы будете помогать развешивать игрушки на елку.
Кто догадался почему?
Потому, что вы еще очень мало знаете о елочных игрушках, а ведь они тоже имеют каждая свою историю. И я, прежде чем вы будете вешать очередную игрушку на елку, буду рассказывать о ней что-то интересное.
Согласны!
Воспитатель.
Ну, вот и хорошо! Тогда начинаем. Сейчас мы наряжаем елку стеклянными шарами, обсыпанными серебряной или золотой пылью, но раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили.
Под землей
Птица гнездо свила,
Яиц нанесла.
Чем украшали елку?
Может быть, это был картофель? (показать наглядно овощ)
Воспитатель.
Ну конечно, это были посеребренные и позолоченные картофелины. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим. Но, конечно же, мы не вешать на елку картофель, а развесим красивые разноцветные шары.
(Дети вешают на елку шары.)
Воспитатель.
Было время, когда елку вообще не украшали игрушками.
Это трудно представить, правда, ребята?
Зато на елке были всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи — в каждой стране свое новогоднее угощение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! Какой еще сладостью украшали раньше елку, как вы думаете?
Правильно это пряник...Пожалуйста, повесь на елку
(Дети помогают вешать пряники.)
Воспитатель.
Раньше дети на Руси даже в богатых семьях не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник или развешивали на елке и получали как приз. Вспомните, в какую игру мы играем на Новогодней елке – срезаем конфеты. Вот так и раньше дети получали сладкое.
Стеклянные же украшения появились лишь в XIXвеке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. Кто знает, что это за профессия?
И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что нет у него денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, — и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравились, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги. Ну,а наша елка потихоньку наряжается, но в нашей коробке еще много игрушек. А пока давайте отдохнем и поиграем.
физкультминутка
Если нравится тебе, то делай так
(2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так
(2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
(Хлопаем в ладоши.)
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи
(топаем ногами),
Если нравится тебе,
То сделай все (прыжки на месте).
Воспитатель.
Ну, что интересно? Думали ли вы, что елочные игрушки имеют свою историю?Еще как имеют! Раньше на Руси (раньше нашу страну называли Матушка Русь) игрушки делали своими руками, и ни одно Рождество (когда мы празднуем этот великий праздник 7 января – почему он так называется – правильно родился наш спаситель Христос) не обходилось без них. Кто же это -добрый вестник Рождества?
Это ангел. И обязательно с трубой. Так, по преданию, он возвещал всем-всем-всем о рождении младенца Иисуса Христа.
Воспитатель.
Молодцы! И у меня в коробке красивый серебристый ангел. Повесь его на елку. (Настя вешает ангела на елку.)
В магазине игрушка-ангел стоила очень дорого, поэтому ее делали в семьях сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, бумага, тюль, пух, перья. У писателя Ивана Шмелева в книге «Лето Господне» описан и такой ангел:
«На углу лавчонка…
За мерзлым стеклышком — знакомый ангел с золотым цветочком, мерзнет… Бумажный ангел… осыпан блеском, снежком.
Никто его не покупает, дорогой.
Прижался к стеклышку и мерзнет...»
Да, такого ангела кое-как не изобразишь, потому и были они, дорогими.
Посмотрите, какая елочку у нас становится? Все красивее и красивее.
Воспитатель.
А скажите мне, в чем еще можно выразить свою любовь, добрую энергию, частичку своей души? Эту игрушку тоже можно купить в магазине, но лучше сделать своими руками.
Рождественскими и новогодними открытками тоже украшают елку. Открытка также имеет свою историю.
Первая в России открытка появилась больше ста лет тому назад, в 1898 году. Деньги от продажи открыток шли на благотворительные цели, например на лечение больных. Художники, создававшие открытки, старались сделать их не просто красивыми, а настоящими произведениями искусства. Открытка покрывалась глянцем, бархатом, плюшем, а искусственный снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это розовощекие ребятишки, катающиеся с гор на санках; забавные зверушки, свечи на елках.
Развешивайте открытки. (Достает из коробки.)
Воспитатель.
А мы продолжаем дальше наряжать елку. Это украшение любит не только елка, но и русские женщины. А русский национальный костюм мы не представляем без этого элемента...
Кто догадался, что это за украшение.
И елку, и маму,
И даже бабусю
Украсят цветные
Нарядные...
Дети (хором). Бусы.
Воспитатель.
Когда повесишь игрушки, то кажется, что на елке все-таки чего-то не хватает… А не хватает бус! Раньше на большой новогодней елке не было электрических лампочек, как в наши дни, но зато на ней сияли гирлянды бус.
(Дети развешивают бусы.)
Воспитатель.
А кто мне назовет первое библейское елочное украшение? Кто знает, что такое Библия? Книга, в которой рассказывают о нашем сыне Господнем – Иисусе Христе. Легенда рассказывает, когда родился Божественный Младенец, все возрадовалось вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже захотели поднести свои дары новорожденному. Пальма положила к ногам Младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего было дать. От смущения склонила она свои ветви низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустились на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что, когда Младенец проснулся, его глаза остановились только на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки. Ангел спустился с небес и сказал елке: «Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии, и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездочками, которые будут украшать твои ветви».
Воспитатель.
Теперь поняли что значит, первое библейское украшение — это звезды
Ну конечно. Теперь украшайте нашу елку звездочками. (Дети развешивают звезды.)
На еловые, на ветки
Мы повесили конфетки,
Мандарины, шарики,
Усы и фонарики,
Дождь, гирлянду и хлопушку -
Наряжай скорей верхушку.
(Ведущая укрепляет большую звезду на макушке елки.)
Воспитатель.
Но мы еще не все игрушки повесили… Я буду вам загадывать загадки, а отгадки лежат в коробке с игрушками.
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
Покрутилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Вьется лента из бумаги
И шуршит, когда летит.
Обовьется, словно змейка.
Закрутившись, вся висит. (Серпантин.)
Отгадай, что за игрушка:
Колпачок, как у Петрушки,
Маленький, удаленький,
Вырос ростом с валенки. (Гном.)
Кормит в лесу она птичек.
В праздник оденется яркой фольгой,
Будет чешуйками ярко блистать,
Елочку нашу собой украшать. (Шишка.)
Отвечайте-ка мне, детки,
Что походит на конфетку,
А стреляет, будто пушка?
Как зовут ее? (Хлопушка.)
Есть шпоры, красный гребешок.
Всех утром будит… (петушок).
Новый год придет,
На праздник всех позовет.
Что нам подскажет,
Когда праздник настанет? (Часы.)
Вот он бьет копытом звонко,
Глазом огненным косит,
С заплетенной гривой тонко
Словно в воздухе парит. (Конь.)
(Нее эти игрушки ведущая достает из коробки после отгадывания «загадок, и дети продолжают украшать елку.)
Еще кого нам не хватает?
Кто может от жары растаять? (Снегурочка.)
Белоус и краснонос. Под ветвями…
(Дед Мороз).
(Деда Мороза и Снегурочку дети ставят под елку.)
Воспитатель.
Все игрушки на месте, но чего-то все равно не хватает нашей лесной красавице...
Дети. Огоньков!
Воспитатель.
Ну конечно, огоньков. Но елка засветится, когда мы дружно скажем слова:
Елка, елка, засветись
Разноцветными огнями
Перед нашими глазами!
(Дети хором произносят эти слова, на елке загораются гирлянды.)
А теперь есть предложение
Почитать стихотворения.
Тот, кто лучше всех прочтет,
Приз получит и почет!
(Дети читают заранее подготовленные стихи о елке, Новом годе Рождестве, елочных игрушках.)
Воспитатель.
Вот мы с вами и нарядили елку. Она стоит красивая и весело подмигивает нам своими огоньками. Две или три недели она будет нас радовать: кто-то будет искать под ней подарки, кто-то любоваться и придумывать сказки про те игрушки, что весят на ней. Елка в доме – это уже праздник! И каждый год, под Новый год и Рождество, мы с волнением достаем старую коробку с игрушками, чтобы украсить нашу елочку. Подошло наше занятие к концу, понравилось ли вам? Что нового узнали для себя? Всем большое спасибо.
Список литературы:
Лушинская А.М., Петрова Е.А. – Как встречают Новый год люди всех земных широт// Читаем, учимся, играем. 1999. № 3
Зурабова К. Зимние праздники// Дошкольное воспитание.2002.№12.
Загадки, стихи, потешки о зимних праздниках.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIIIвида станицы Шкуринской Краснодарского края
Внеклассное мероприятие
УКРАШЕНИЕ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
Подготовила:
Мовчан Инна Александровна
Воспитатель
ГБС(К) ОУ школы-интернат VIII вида станицы
Шкуринской Краснодарского края
2013
год.
Пояснительная записка.
Праздник для каждого человека имеет большое значение. И каждый человек независимо от возраста, радуется празднику как ребенок. Ведь любой праздник дает нам не только подарки, но и радостное настроение, и особенное внимание близких. А это так важно!
Для
ребенка праздник является настоящим
чудом, (можно даже сказать сказкой) в
которой он сам и принимает непосредственное
участие. Практически все праздники
радуют любого ребенка. Ведь это прекрасный
повод для подарков и сладкого стола.
Но особенно любимыми праздниками для
каждого малыша являются новогодние
праздники.
Ведь именно этот праздник кажется всем
деткам по-настоящему волшебным и
особенным.
В новый год сбываются все
мечты и желания. И даже приходят в гости
сказочные дед мороз и снегурочка. И
ребенок окунается в этот мир сказки,
подарков и веселого настроения.
ЦЕЛЬ- познакомить детей с историей новогодней игрушки, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: елочка, коробка с новогодними игрушками.
Ход занятия
Орг. Момент
Ребята все ближе и ближе для всех нас наступает самый красивый, самый долгожданный праздник. Как он называется? Правильно. Так вот наши две последние недели перед Новым годом мы будем с вами очень тщательно, очень ответственно готовиться к этому празднику будем: рисовать плакаты, готовить комнаты, общежитие, классные комнаты, костюмы для карнавала.
А сегодня я вам расскажу о украшении новогодней елки.
Дисциплина, внимание.
Основная часть.
Воспитатель.
- Скоро праздник - Новый год, а какой же Новый год без елки?
А вот и коробка с елочными игрушками.
У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. И мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на елку!
А вы ребята дома украшаете елку?
Какая она?
С кем вы ее наряжаете?
Есть ли у вас любимая новогодняя игрушка?
Конечно, это очень приятное занятие. За год мы забыли, какие игрушки лежат в этой удивительной коробке. Открываешь ее, а там... блестящие звездочки, бусы, шишки, орехи. Какие они все красивые, хрупкие!
Воспитатель.
Нужно постараться повесить все. Ведь все игрушки нам очень дороги: какие-то мы сделали своими руками, какие-то достались нам от бабушки, а какие-то просто очень красивые. И нужно постараться все разместить на елке, чтобы они на нас не обиделись.
Как вы думаете, а могут ли игру на нас обидеться?
Воспитатель.
Ну, могут или не могут, мы точно не знаем... Но в (такой волшебной коробке могут происходить разные чудеса. Вот послушайте одну историю.
(Звучит красивая тихая мелодия.)
рассказ «Любимый шарик» (автор Анна Толкачева).
Все елочные игрушки целый год ждут, когда их достанут из пыльной коробки, лежащей в шкафу на самой верхней, полке, и повесят на елку. Ждал этого счастливого мгновения и стеклянный шарик.
Он был самым старым среди елочных игрушек. Краска на нем давно потускнела, местами и вовсе осыпалась, а снежный узор, которым он когда-то гордился, стерся и был почти не виден. Шарик был таким же старым, как его хозяйка.
А ему казалось, что совсем недавно она держала его в своих тонких нежных пальчиках, и шарик чувствовал, как замирает ее сердечко в страхе уронить его, такого яркого, нарядного и хрупкого.
Он потом целый год, лежа в коробке завернутым в газету, вспоминал, как, повесив его на елку, девочка прыгала вокруг и хлопала в ладоши, а он - оттого что они опять вместе - вспыхивал радостными огоньками и вертелся на нитке, то в одну, то в другую сторону. А девочка кричала: «Смотрите, смотрите, ему тоже весело!»
Один Новый год сменялся другим Новым годом. Шарик потерял им счет. Его маленькая хозяйка выросла, у нее родилась дочка, а потом и внучка.
В большой коробке, в которой лежал шарик, тоже происходили перемены: появлялись новые игрушки. И с каждым годом все более красивые, особенно шары...
И он уже не раз слышал, как бабушка, дочка и внучка, украшая в очередной раз елку, спорили - нужно ли вешать его или нет. Но старая хозяйка всегда решительно говорила: «Это мой любимый шарик. Его подарил мне папа». И вешала его на самое почетное место - наверх, под самое главное украшение елки - Вифлеемскую звезду.
Но в этот раз шарик не достали из коробки. И он не услышал голоса своей доброй хозяйки. Он понял, что на этом празднике ее не будет.
«Теперь я никому не нужен», - думал шарик, лежа один в пустой коробке.
А когда раздался громкий торжественный бой кремлевских курантов, шарик тяжело вздохнул и с тихим, печальным звоном рассыпался на мелкие осколки.
Но там за праздничным, шумным столом никто этого не услышал...
Воспитатель.
О чем эта истории, ребята? Что произошло с шариком? Хорошо ли с ним поступили люди? Молодцы! Все правильно поняли!
Очень жаль, что этот шарик, который так ждал этого дня, но не дождался. Поэтому ни одна елочная игрушка на новогоднем празднике не должна быть забытой. Пришла пора заглянуть в нашу коробку и украшать елку. Но заглядывать в коробку и доставать оттуда игрушки буду только я, а вы будете помогать развешивать игрушки на елку.
Кто догадался почему?
Потому, что вы еще очень мало знаете о елочных игрушках, а ведь они тоже имеют каждая свою историю. И я, прежде чем вы будете вешать очередную игрушку на елку, буду рассказывать о ней что-то интересное.
Согласны!
Воспитатель.
Ну, вот и хорошо! Тогда начинаем. Сейчас мы наряжаем елку стеклянными шарами, обсыпанными серебряной или золотой пылью, но раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили.
Под землей
Птица гнездо свила,
Яиц нанесла.
Чем украшали елку?
Может быть, это был картофель? (показать наглядно овощ)
Воспитатель.
Ну конечно, это были посеребренные и позолоченные картофелины. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим. Но, конечно же, мы не вешать на елку картофель, а развесим красивые разноцветные шары.
(Дети вешают на елку шары.)
Воспитатель.
Было время, когда елку вообще не украшали игрушками.
Это трудно представить, правда, ребята?
Зато на елке были всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи - в каждой стране свое новогоднее угощение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! Какой еще сладостью украшали раньше елку, как вы думаете?
Правильно это пряник... Пожалуйста, повесь на елку
(Дети помогают вешать пряники.)
Воспитатель.
Раньше дети на Руси даже в богатых семьях не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник или развешивали на елке и получали как приз. Вспомните, в какую игру мы играем на Новогодней елке – срезаем конфеты. Вот так и раньше дети получали сладкое.
Стеклянные же украшения появились лишь в XIX веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. Кто знает, что это за профессия?
И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что нет у него денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравились, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги. Ну, а наша елка потихоньку наряжается, но в нашей коробке еще много игрушек. А пока давайте отдохнем и поиграем.
физкультминутка
Если нравится тебе, то делай так
(2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так
(2 хлопка за коленками).
Если нравится тебе, то делай так
(2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
(Хлопаем в ладоши.)
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи
(топаем ногами),
Если нравится тебе,
То сделай все (прыжки на месте).
Воспитатель.
Ну, что интересно? Думали ли вы, что елочные игрушки имеют свою историю? Еще как имеют! Раньше на Руси (раньше нашу страну называли Матушка Русь) игрушки делали своими руками, и ни одно Рождество (когда мы празднуем этот великий праздник 7 января – почему он так называется – правильно родился наш спаситель Христос) не обходилось без них. Кто же это - добрый вестник Рождества?
Это ангел. И обязательно с трубой. Так, по преданию, он возвещал всем-всем-всем о рождении младенца Иисуса Христа.
Воспитатель.
Молодцы! И у меня в коробке красивый серебристый ангел. Повесь его на елку. (Настя вешает ангела на елку.)
В магазине игрушка-ангел стоила очень дорого, поэтому ее делали в семьях сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, бумага, тюль, пух, перья. У писателя Ивана Шмелева в книге «Лето Господне» описан и такой ангел:
«На углу лавчонка...
За мерзлым стеклышком - знакомый ангел с золотым цветочком, мерзнет... Бумажный ангел... осыпан блеском, снежком.
Никто его не покупает, дорогой.
Прижался к стеклышку и мерзнет...»
Да, такого ангела кое-как не изобразишь, потому и были они, дорогими.
Посмотрите, какая елочку у нас становится? Все красивее и красивее.
Воспитатель.
А скажите мне, в чем еще можно выразить свою любовь, добрую энергию, частичку своей души? Эту игрушку тоже можно купить в магазине, но лучше сделать своими руками.
Рождественскими и новогодними открытками тоже украшают елку. Открытка также имеет свою историю.
Первая в России открытка появилась больше ста лет тому назад, в 1898 году. Деньги от продажи открыток шли на благотворительные цели, например на лечение больных. Художники, создававшие открытки, старались сделать их не просто красивыми, а настоящими произведениями искусства. Открытка покрывалась глянцем, бархатом, плюшем, а искусственный снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это розовощекие ребятишки, катающиеся с гор на санках; забавные зверушки, свечи на елках.
Развешивайте открытки. (Достает из коробки.)
Воспитатель.
А мы продолжаем дальше наряжать елку. Это украшение любит не только елка, но и русские женщины. А русский национальный костюм мы не представляем без этого элемента...
Кто догадался, что это за украшение.
И елку, и маму,
И даже бабусю
Украсят цветные
Нарядные...
Дети (хором). Бусы.
Воспитатель.
Когда повесишь игрушки, то кажется, что на елке все-таки чего-то не хватает... А не хватает бус! Раньше на большой новогодней елке не было электрических лампочек, как в наши дни, но зато на ней сияли гирлянды бус.
(Дети развешивают бусы.)
Воспитатель.
А кто мне назовет первое библейское елочное украшение? Кто знает, что такое Библия? Книга, в которой рассказывают о нашем сыне Господнем – Иисусе Христе. Легенда рассказывает, когда родился Божественный Младенец, все возрадовалось вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже захотели поднести свои дары новорожденному. Пальма положила к ногам Младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего было дать. От смущения склонила она свои ветви низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустились на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что, когда Младенец проснулся, его глаза остановились только на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки. Ангел спустился с небес и сказал елке: «Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии, и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездочками, которые будут украшать твои ветви».
Воспитатель.
Теперь поняли что значит, первое библейское украшение - это звезды
Ну конечно. Теперь украшайте нашу елку звездочками. (Дети развешивают звезды.)
На еловые, на ветки
Мы повесили конфетки,
Мандарины, шарики,
Усы и фонарики,
Дождь, гирлянду и хлопушку -
Наряжай скорей верхушку.
(Ведущая укрепляет большую звезду на макушке елки.)
Воспитатель.
Но мы еще не все игрушки повесили... Я буду вам загадывать загадки, а отгадки лежат в коробке с игрушками.
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик.)
Покрутилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Вьется лента из бумаги
И шуршит, когда летит.
Обовьется, словно змейка.
Закрутившись, вся висит. (Серпантин.)
Отгадай, что за игрушка:
Колпачок, как у Петрушки,
Маленький, удаленький,
Вырос ростом с валенки. (Гном.)
Кормит в лесу она птичек.
В праздник оденется яркой фольгой,
Будет чешуйками ярко блистать,
Елочку нашу собой украшать. (Шишка.)
Отвечайте-ка мне, детки,
Что походит на конфетку,
А стреляет, будто пушка?
Как зовут ее? (Хлопушка.)
Есть шпоры, красный гребешок.
Всех утром будит... (петушок).
Новый год придет,
На праздник всех позовет.
Что нам подскажет,
Когда праздник настанет? (Часы.)
Вот он бьет копытом звонко,
Глазом огненным косит,
С заплетенной гривой тонко
Словно в воздухе парит. (Конь.)
(Нее эти игрушки ведущая достает из коробки после отгадывания «загадок, и дети продолжают украшать елку.)
Еще кого нам не хватает?
Кто может от жары растаять? (Снегурочка.)
Белоус и краснонос. Под ветвями...
(Дед Мороз).
(Деда Мороза и Снегурочку дети ставят под елку.)
Воспитатель.
Все игрушки на месте, но чего-то все равно не хватает нашей лесной красавице...
Дети. Огоньков!
Воспитатель.
Ну конечно, огоньков. Но елка засветится, когда мы дружно скажем слова:
Елка, елка, засветись
Разноцветными огнями
Перед нашими глазами!
(Дети хором произносят эти слова, на елке загораются гирлянды.)
А теперь есть предложение
Почитать стихотворения.
Тот, кто лучше всех прочтет,
Приз получит и почет!
(Дети читают заранее подготовленные стихи о елке, Новом годе Рождестве, елочных игрушках.)
Воспитатель.
Вот мы с вами и нарядили елку. Она стоит красивая и весело подмигивает нам своими огоньками. Две или три недели она будет нас радовать: кто-то будет искать под ней подарки, кто-то любоваться и придумывать сказки про те игрушки, что весят на ней. Елка в доме – это уже праздник! И каждый год, под Новый год и Рождество, мы с волнением достаем старую коробку с игрушками, чтобы украсить нашу елочку. Подошло наше занятие к концу, понравилось ли вам? Что нового узнали для себя? Всем большое спасибо.
Список литературы:
Лушинская А.М., Петрова Е.А. – Как встречают Новый год люди всех земных широт// Читаем , учимся, играем. 1999. № 3
Зурабова К. Зимние праздники// Дошкольное воспитание.2002.№12.
Загадки, стихи, потешки о зимних праздниках.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»