«Историческая основа рассказа И.Бунина "Подснежник". Тема прошлого России. Праздники и будни главного героя».
Краткое описание
1. формирование духовно развитой личности, национальным самосознанием;
2. постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, анализ, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
2. постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы, анализ, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
Описание
Термины: сюжет, композиция, портрет.План урока
1. Вступительное слово о писателе и русских народных традициях, празднование масленицы (индивидуальные домашние задания обучающихся).
2. Беседа на первичное восприятие рассказа.
3. Письменный ответ на вопрос о главном герое рассказа.
4. Рефлексия.
5. Самооценка понимания рассказа.
6. Домашнее задание.
Этапы урока:
<place w:st=«on»>I.Вступительное слово учителяо задачах урока, посвященного творчеству И.А. Бунина и его рассказу «Подснежник».
II. Проверка индивидуального домашнего задания. Рассказ о жизни и творчестве писателя (детство и трудные годы эмиграции).Ученик 1. «Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.
Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков. Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной». Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал». С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литературным трудом»[1]. Ученик 2. Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. «Сладкое и скорбное чувство ни на мгновение не оставляло писателя». Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пройдет».[2] В этот период творчества нарастают мотивы одиночества, бесприютности не только в лирике, но и прозе писателя. Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где он прожил до конца дней. Годы жизни в эмиграции не были безоблачны, постоянное безденежье, непонимание родной семьи, тоска по дореволюционной России, ранее ощущение одиночества. Но, несмотря на все неурядицы, Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Выходят в свет сборники рассказов «Роза Иерихона»(1924), «Митина любовь»(1925), «Солнечный удар»(1927), выходят краткие рассказы, одним из которых явился рассказ «Подснежник». К сожалению, дневники писателя 1925-1927 года были сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа. В этот период жизни, мнению многих исследователей, «во всем блеске проявляется бунинский талант».[3] Учитель. Не буду забегать вперед, но скажу: рассказ, которым мы будем читать на уроке об одном из любимейших праздников, как древних славян, так и современных россиян. Предоставим слово … Ученик 3. «Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам. Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота — золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа. В этот день сжигают соломенное чучело Масленицы – символ зимы, и, тем самым, окончательно прощаются с зимой. Сжигание чучела Масленицы было самым популярным видом проводов. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Прощеное Воскресенье имело разные названия. Называли его также и целовальником, и проводами. В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина».
[4]III. Предварительная подготовка слушания. Учитель:Ребята, из рассказа вы услышали, какие испытания выпали на долю писателю, начиная в отрочества и заканчивая последними годами жизни его. Сложно складывалась судьба героя рассказа «Подснежник». Как же связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа? (Ребята делают предположения.) Учитель (до чтения произведения): — Какие ассоциации у вас вызывает слово «подснежник»? Ученики:(начала весны, нежность, первый цветок, предвестник весны, незащищенность). Учитель. (до чтения произведения): — О чем или ком пойдет в рассказе речь? Ученики:(о начале весны, о нежности цветка, о первом цветке, о незащищенности подснежника от возможных ненастий ). IV. Чтение рассказа. Учитель читает рассказ (в сокращении).
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни. (Остановка чтения). Учитель: — Предположите, почему Саша живет не дома, с родителями, а в уездном городишке? У кого он может жить? Почему родители его отправили сюда? Где остановится отец, привез ли он гостинцев?Ученики: — Саша учиться в гимназии, а в деревне, откуда он родом, скорее всего, нет такого учебного заведения. Он живет у дальних родственников. Может быть, отец остановится в том доме, где живет Саша или в гостинице. Учитель: — Слушаем дальше: «Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.… Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! … Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье». (Остановка чтения).Учитель: — Для нашего героя начинается новая жизнь, как вы думаете, чем будут заниматься отец с сыном в эти праздничные дни? Ученики:Будут общаться, ведь они долго не виделись, пойдут на гуляния, покатаются с горки, отец полностью посвятит свое время сыну. Учитель: — Слушаем дальше: «Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне. Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой: — Мерси, папочка! Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят ..! И какой долгий прекрасный день впереди! В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках...» (Остановка чтения.) Учитель: — Нравится ли Саше этот день? Ученики: — Нет, ведь он рассчитывал провести этот день только с отцом, а не в толпе пьяных мужиков. (Нравится, перед ним открывается новый неизвестный ему мир. Нравится он все равно находится рядом с отцом). Учитель:
— Слушаем дальше:
«Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников!.. Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!» (Остановка чтения). Учитель: — Как вы думаете, что произойдет дальше? Ученики: (Ничего не произойдет, может быть, отец даже забудет о своем сыне. Сын, наконец, сможет обратить на себя внимание отца, и на страстную неделю отец заберет сына домой.)
Учитель:
— Слушаем дальше: « А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает. Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный: — Подано, Николай Николаич! И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет; — Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой. И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам… А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя! — До свиданья, Сашенька, Христос с тобой». V. Беседа на первичное восприятие текста. Учитель:
— О каком дне масленичной недели идет речь в произведении И.А. Бунина «Подснежник»?
Ученики:
— Скорее всего, о последних, он не может себе позволить всю неделю отдыхать, так как отец приехал из деревни, которая требует постоянного присутствия хозяина.
Учитель:
— Подтвердилисьли ваши предположения о теме рассказа?
Ученики:
— В какой-то мере – да. Этот рассказ о нежном и любящем отношении между отцом сыном. Недаром отец дважды повторяет «Христос с тобой». Он понимает, что кроме Бога никто не защитит и не поможет маленькому Сашеньке в этой сложной, только начинающейся жизни. Отец уповает на Христа.
Учитель:
— Автор не изображает ни праздничных гуляний, ни всей недели масленицы, но мы все равно чувствуем радость, которая царит в душе ребенка. Как Бунин передает радостное настроение мальчика-гимназиста?
Ученики:
И.А. Бунин называет день общения с отцом счастливым днем, а день разлуки последним, самым горьким часом!
VI. Рефлексия:Обратимся к нашему эпиграфу. Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа к уроку было взято именно это изречение из Библии? И стихотворение И.А. Бунина? Что вы поняли из рассказа И.А. Бунина «Подснежник»?VII. Вывод.
Закончите предложение
Рассказ И.А. Бунина – о….
VIII. Домашнее задание:1) прочитать рассказ полностью, подчеркнуть образные средства, используемые автором для передачи основной мысли; 2) ответить на вопрос: «Как отразилось прошлое в рассказе И. А. Бунина “Подснежник”».
[1]http://www.kostyor.ruН. Ф. Каргина
Печатается по изданию: И. А. Бунин. И след мой в мире есть… Москва, Русский язык, 1989
[2]Грасские дневники. Литература в школе 6 2005
[3]История русской литературы 20 век (20-90 годы). М. 1998.
[4]http://www.abc-people.com
1. Вступительное слово о писателе и русских народных традициях, празднование масленицы (индивидуальные домашние задания обучающихся).
2. Беседа на первичное восприятие рассказа.
3. Письменный ответ на вопрос о главном герое рассказа.
4. Рефлексия.
5. Самооценка понимания рассказа.
6. Домашнее задание.
Этапы урока:
<place w:st=«on»>I.Вступительное слово учителяо задачах урока, посвященного творчеству И.А. Бунина и его рассказу «Подснежник».
II. Проверка индивидуального домашнего задания. Рассказ о жизни и творчестве писателя (детство и трудные годы эмиграции).Ученик 1. «Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.
Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков. Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной». Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал». С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литературным трудом»[1]. Ученик 2. Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. «Сладкое и скорбное чувство ни на мгновение не оставляло писателя». Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пройдет».[2] В этот период творчества нарастают мотивы одиночества, бесприютности не только в лирике, но и прозе писателя. Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где он прожил до конца дней. Годы жизни в эмиграции не были безоблачны, постоянное безденежье, непонимание родной семьи, тоска по дореволюционной России, ранее ощущение одиночества. Но, несмотря на все неурядицы, Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Выходят в свет сборники рассказов «Роза Иерихона»(1924), «Митина любовь»(1925), «Солнечный удар»(1927), выходят краткие рассказы, одним из которых явился рассказ «Подснежник». К сожалению, дневники писателя 1925-1927 года были сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа. В этот период жизни, мнению многих исследователей, «во всем блеске проявляется бунинский талант».[3] Учитель. Не буду забегать вперед, но скажу: рассказ, которым мы будем читать на уроке об одном из любимейших праздников, как древних славян, так и современных россиян. Предоставим слово … Ученик 3. «Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам. Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота — золовкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа. В этот день сжигают соломенное чучело Масленицы – символ зимы, и, тем самым, окончательно прощаются с зимой. Сжигание чучела Масленицы было самым популярным видом проводов. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Прощеное Воскресенье имело разные названия. Называли его также и целовальником, и проводами. В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина».
[4]III. Предварительная подготовка слушания. Учитель:Ребята, из рассказа вы услышали, какие испытания выпали на долю писателю, начиная в отрочества и заканчивая последними годами жизни его. Сложно складывалась судьба героя рассказа «Подснежник». Как же связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа? (Ребята делают предположения.) Учитель (до чтения произведения): — Какие ассоциации у вас вызывает слово «подснежник»? Ученики:(начала весны, нежность, первый цветок, предвестник весны, незащищенность). Учитель. (до чтения произведения): — О чем или ком пойдет в рассказе речь? Ученики:(о начале весны, о нежности цветка, о первом цветке, о незащищенности подснежника от возможных ненастий ). IV. Чтение рассказа. Учитель читает рассказ (в сокращении).
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни. (Остановка чтения). Учитель: — Предположите, почему Саша живет не дома, с родителями, а в уездном городишке? У кого он может жить? Почему родители его отправили сюда? Где остановится отец, привез ли он гостинцев?Ученики: — Саша учиться в гимназии, а в деревне, откуда он родом, скорее всего, нет такого учебного заведения. Он живет у дальних родственников. Может быть, отец остановится в том доме, где живет Саша или в гостинице. Учитель: — Слушаем дальше: «Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.… Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! … Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье». (Остановка чтения).Учитель: — Для нашего героя начинается новая жизнь, как вы думаете, чем будут заниматься отец с сыном в эти праздничные дни? Ученики:Будут общаться, ведь они долго не виделись, пойдут на гуляния, покатаются с горки, отец полностью посвятит свое время сыну. Учитель: — Слушаем дальше: «Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне. Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой: — Мерси, папочка! Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят ..! И какой долгий прекрасный день впереди! В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках...» (Остановка чтения.) Учитель: — Нравится ли Саше этот день? Ученики: — Нет, ведь он рассчитывал провести этот день только с отцом, а не в толпе пьяных мужиков. (Нравится, перед ним открывается новый неизвестный ему мир. Нравится он все равно находится рядом с отцом). Учитель:
— Слушаем дальше:
«Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников!.. Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!» (Остановка чтения). Учитель: — Как вы думаете, что произойдет дальше? Ученики: (Ничего не произойдет, может быть, отец даже забудет о своем сыне. Сын, наконец, сможет обратить на себя внимание отца, и на страстную неделю отец заберет сына домой.)
Учитель:
— Слушаем дальше: « А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает. Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный: — Подано, Николай Николаич! И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет; — Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой. И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам… А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя! — До свиданья, Сашенька, Христос с тобой». V. Беседа на первичное восприятие текста. Учитель:
— О каком дне масленичной недели идет речь в произведении И.А. Бунина «Подснежник»?
Ученики:
— Скорее всего, о последних, он не может себе позволить всю неделю отдыхать, так как отец приехал из деревни, которая требует постоянного присутствия хозяина.
Учитель:
— Подтвердилисьли ваши предположения о теме рассказа?
Ученики:
— В какой-то мере – да. Этот рассказ о нежном и любящем отношении между отцом сыном. Недаром отец дважды повторяет «Христос с тобой». Он понимает, что кроме Бога никто не защитит и не поможет маленькому Сашеньке в этой сложной, только начинающейся жизни. Отец уповает на Христа.
Учитель:
— Автор не изображает ни праздничных гуляний, ни всей недели масленицы, но мы все равно чувствуем радость, которая царит в душе ребенка. Как Бунин передает радостное настроение мальчика-гимназиста?
Ученики:
И.А. Бунин называет день общения с отцом счастливым днем, а день разлуки последним, самым горьким часом!
VI. Рефлексия:Обратимся к нашему эпиграфу. Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа к уроку было взято именно это изречение из Библии? И стихотворение И.А. Бунина? Что вы поняли из рассказа И.А. Бунина «Подснежник»?VII. Вывод.
Закончите предложение
Рассказ И.А. Бунина – о….
VIII. Домашнее задание:1) прочитать рассказ полностью, подчеркнуть образные средства, используемые автором для передачи основной мысли; 2) ответить на вопрос: «Как отразилось прошлое в рассказе И. А. Бунина “Подснежник”».
[1]http://www.kostyor.ruН. Ф. Каргина
Печатается по изданию: И. А. Бунин. И след мой в мире есть… Москва, Русский язык, 1989
[2]Грасские дневники. Литература в школе 6 2005
[3]История русской литературы 20 век (20-90 годы). М. 1998.
[4]http://www.abc-people.com
15 июня 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»