Викторина "Все о химических элементах"
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 II вида»
Викторина по химии:
« Все о химических элементах».
Учитель химии:
Терешкова Мария Анатольевна
г. ОмскВикторина по химии для учащихся 8 классов «Все о химических элементах».
Цели викторины: Представить материал в шуточной, нетрадиционной форме для усиления неформального запоминания некоторых понятий. Повторить знаки химических элементов и Периодическую систему химических элементов.
Задачи:
Развивающая:
развивать познавательный интерес учащихся, обобщить, закрепить знания о химических элементах, по теме: “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”;используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса;
Обучающая:
продолжить обучение по периодической системе; расширить словарный запас учащихся, расширить и углубить знания по теме «Первоначальные химические понятия»;
Воспитательная: привить интерес к химии, воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.
Коррекционная: работать над правильным произношением учащихся со слуховой депривацией.
Форма проведения: игровая (соревнование).
Возраст учащихся: 8-е классы (коррекционной школы)
Время: 40 минут
Оборудование и реактивы: ПК, мультимедийный проектор, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, раздаточный материал.
Ход занятия.
Учитель:
Ребята! Вы начали изучать интересную и сложную науку химия. Помните, знания любят упорных и настойчивых. Ленивым и любопытным знания в руки не даются. Пришло время показать свои знания.
Мотивация.
Учитель:
сообщает девиз игры. Девизом игры служат слова Паскаля:
«Наши знания не могут иметь конца именно потому,
что предмет познания бесконечен».
Прошу занять свои места. Победит та команда, которая наберет наибольшее число баллов (за каждое задание можно получить 1 балл, но за недочеты снимаются десятые доли от балла, затем в конце производится общий расчет).
1 Конкурс «Химический ребус».
Каждой команде предлагается разгадать по 3 ребуса, за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Ребусы:
(алмаз)
(воздух)
(горение)
(диссоциация)
(щелочь)
(железо)
2 Конкурс «Дешифровщик»:
В этом конкурсе командам предлагается расшифровать фразы, используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы номерами химических элементов. Чтобы составить фразу необходимо найти элементы под этими номерами и записать первую букву названия химического элемента.
1 команда:
Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями.
( Д.И. Менделеев)
S,Fe,Ir,Ge,Al,Tl,Ь Na,Eu,Fm,Ta,Ь , Bi,S,Eu Re,N,H,Ne,Sn Ч,Ti,Sn Tc,Sn,Pt,I,Ь Pd,Eu,Ч,Ca,U N,S,S,I,Hf,Na,N,Cs,I,Я, As,Yb.
2 команда:
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие.
(М.В. Ломоносов)
Ш,In,Ra,Sn,Ca,Os Ra,N,S,Pa,Re,Sn,S,Tl,Yb,Re,Ac,Eu,Ti Hs,Yb,Mg,Yb,Я
Rf,U,Ca,Y Ag,W,Os,I W Db,Eu,La,N Ч,Eu,Lu,Sn,W,Eu,Ч,Eu,S,Ca,I,Eu.
3 Конкурс « Все об элементах»:
Командам предлагается подставлять к названиям химических элементов буквы, получая новые слова. Конкурс проходит по вопросам. Каждой команде по 4 вопроса, за каждый правильный ответ 2 балла, если отвечает команда –соперник, то она получает 1 балл.
1.Выбросите из названия металла первый слог, чтобы получилась настольная игра. (золото – лото)
2. К названию элемента прибавьте букву «б», чтобы получилось слово, обозначающее бурю.
3. Назовите химический элемент, при замене первой буквы в названии которого он превращается в секретный шифр - иод – код)
4. Переставьте буквы в названии ядовитого газа. Получите вид топлива. (Фтор – торф)
5. Переставьте буквы в названии геометрической фигуры, чтобы получился элемент 7 группы Периодической системы. ( Ромб – бром)
6. Вибросите из названия элемента VII группы периодической системы первую букву и получите название алкогольного напитка (бром – Ром)
7. Поменяйте первую букву металла на букву «б» и получите водоем. (золото – болото)
8. Из названия элемента уберите первую букву и получите специальность врача (Хлор – Лор)
4 Конкурс «Загадочный»:
Командам предлагается поочереди разгадывать загадки о химических элементах. За правильный ответ 1 балл.
1.
А это что за элемент?
В нем изменений
нет,
Ты измени в нем только
ударенье
Построишь ты сооруженье.
(платина)
2.
Река на Украине есть,
Долин ее не
перечесть,
В ней одного лишь слога
нет,
Чтоб получился элемент (Радон)
3.
Он яркой звездой загорается,
Белый и
легкий металл,
Он в 13 клетке
таблицы
Почетное место занял (алюминий)
4.
Рассеян по земле он повсюду,
Немного
есть его в морской воде
Рассказывать
не буду, как обнаружен он везде,
Летучий,
темный, кристалличный
Он мало растворим
в воде,
Раствор спиртовый столь
типичный
В аптеке встретится везде
(Йод)
5.
В воде обычно он хранится,
Свет излучает
в темноте,
Искать в природе лучше не
трудитесь,
Свободным нет его
нигде,
Воспламеняться сам он может,
К
тому же сильно ядовит,
Так отвечай без
промедленья,
Коль в пятой группе он
стоит (Фосфор)
6.
В чем горят дрова и
газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит
чем любой из нас
Каждый миг и каждый
час?
Без чего мертва природа?
Правильно,
без …
(Кислорода)
7.
В воздухе он главный
газ,
Окружает всюду нас.
Угасает
жизнь растений
Без него, без удобрений.
В
наших клеточках живет
Важный элемент
…
(Азот)
8. Вы,
ребята, мне поверьте -
Этот газ вполне
инертен
Он спокойный и ленивый,
В
трубках светится красиво.
Для рекламы
нужен он,
Незаметный газ …
(Неон)
9.
Гость из космоса пришел,
в воздухе приют себе нашел.
(Водород)
10.
Не трудна загадка эта:
«Что
металл роднит с планетой»?
(Уран)
5 Конкурс «Заморочки из бочки»:
Командам предлагается вытягивать из мешочка бочонки с номерами вопроса и отвечать на них. За правильный ответ 1 балл.
Вопросы:
1. Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий.
2. Назовите газ, образующийся во время грозы?
3. Какой газ выделяется растениями в темноте?
4. От какого дождя гибнут растения?
5. Какой металл обладает бактерицидными свойствами?
6. Когда уголь помогает человеку дышать?
7. Металл, вызывающий лихорадку.
8. Кислота, содержащаяся в желудочном соке.
6 Конкурс «Химический кроссворд»:
предлагается кроссворд, составленный в шутливой стихотворной форме.
По горизонтали:
3. Душой за
химию болея,
Создал таблицу …………….……..
.
5.
Открывает рыбка рот,
Ей очень нужен
……………….…. .
7.
Огромной силы ураган
Таит в своем ядре
...…………….. .
9.
В хорошем настроенье он
И называется
……………….….….. .
10.
Чтоб светили лампы нам,
Мы используем
………......……. .
13.
Будет взрыв, ты так и знай,
И ……………..
в воду не бросай!
15.
Лечит он больной народ,
Ну, конечно, –
это ……….…… .
16. Освещает
город он –
Этот чудный газ …………….…..
.
17.
Скажет вам любой юнец,
Что плавится
легко ……….….. .
21.
Удобряя огород,
Вносим в почву мы
……….….. .
22.
В любом скелете есть ребро,
А средь
металлов – …………… .
23.
В ряду металлов, не забудь,
Металл есть
в жидком виде –
………..………… .
24.
Ошибся ювелир лишь раз –
Стекло он
принял за
………………… .
25.
Вокруг все удивляться стали –
Как лед
в руке, растаял …….. .
По вертикали:
1.
В спектре Солнца разглядели
Негорючий
легкий …………...…. .
2.
Город, лес и медприбор –
Все это
многоликий ………..…… .
3.
Если рядом ходит враг,
Надо дать ему
………………..……. .
4.
Элементов хоровод
Возглавляет
…………………………. .
5.
Может быть, он самый древний –
Элемент
с названьем …………… .
6.
Помог нам в жизни здорово
Такой металл,
как ……………..… .
8.
У галогенов есть собрат –
Похожий на
металл ……….……. .
11.
Кариесу даст отпор
Вместе с пастой
храбрый
……………….. .
12.
Может как золото блестеть
Отполированная
………….……. .
14.
Цвет в спектре обнаружив
синий,
Рейх
с Рихтером открыли
…..........……. .
18.
Давленье снизит вам в момент
Из
....……………………….. браслет.
19.
Известен людям с давних пор
Опасный,
ядовитый ……..……. .
20.
Всё Ниобее*
разрешал
Любящий отец …………….……. .
* Ниобея – в греческой мифологии дочь Тантала.
Подведение итогов:
Подводим итоги занятия. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Используемая литература:
http://www.vsezagadki.ru
http://www.distedu.ru/mirror/_chem/him.1september.ru
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»