Программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки" (общекультурное напрвыление)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «Веселые нотки» Программа разработана:
Авериной Е.П., учителем музыки 1 квалификационной категории
2013-2014 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 2 класс) Категории участников: обучающиеся 1-2 классов. Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков. Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
- Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
- Широкое включение песни в повседневную жизнь
- Организация индивидуальной работы
- Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
- Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
- Привлечение родителей к участию в праздниках.
- Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
- Участие в концертной деятельности учащихся.
- Обзор новой методической литературы.
- Накопление материала, аудио — записей для использования на занятиях.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
— целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
— учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
— мотивации детской деятельности;
— отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
— включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
— поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса: · Тематические занятия, мероприятия; · Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения; · Игры – викторины, игры – загадки; · Творческие мастерские; · Музыкальные путешествия. · Художественные акции учащихся в школьном социуме. Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: · Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок; · Создание коллективных творческих проектов; · Публичные выступления; · Участие в творческих конкурсах различного уровня; · Школьные фестивали искусств; Важно учитыватьвозрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческийдиапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2.
Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ урока | № п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
«Звучащий мой голос» | ||||
1 |
1 |
Введение. | 1 | |
2 |
2 |
Знакомство с голосовым аппаратом | 1 | |
3,4 |
3 |
Детские песни в нашей жизни. | 2 | |
5,6 |
4 |
Песенки из мультфильмов. | 2 | |
7 |
5 |
Колыбельные песни. | 1 | |
8,9 |
6 |
Осенние песни. | 2 | |
10,11 |
7 |
Музыкальные игры и загадки. | 2 | |
12 |
8 |
Волшебная страна звуков. | 1 | |
13,14 |
9 |
В гостях у сказки. | 2 | |
15 |
10 |
Добрым быть совсем не просто… | 1 | |
16 |
11 |
Новогодний карнавал. | 1 | |
17,18 |
12 |
Хороводные песни и шутки. Игры. | 2 | |
19,20 |
13 |
Необычные звуки и голоса. | 2 | |
21,22 |
14 |
Веселей встречай друзей. | 2 | |
23,24 |
15 |
Весенний вальс. | 2 | |
25 |
16 |
Мелодии дня. | 1 | |
26 |
17 |
Музыкальные инструменты. | 1 | |
27,28 |
18 |
Краски музыки и голоса. | 2 | |
29,30 |
19 |
Музыкальная страна. | 2 | |
31,32 |
20 |
Весело – грустно. | 2 | |
33 |
21 |
Летний день, замечательный праздник. | 1 |
Содержание учебной программы 1 год обучения 1. Введение.– 1 час Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма.Занятие – знакомство. 3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа. Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений. 4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа. Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Форма.Занятие-путешествие (игровая деятельность) 5.Колыбельные песни. – 1 час Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Форма. Комплексное занятие. 6. Осенние песни.-2 часа Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. Форма.Занятие – знакомство. 7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часа Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков.– 1 час Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование. 9. В гостях у сказки.-2 часа Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
10. Добрым быть совсем не просто…-1 час Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление. 11. Новогодний карнавал.-1 час Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма.Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры.-2 часа Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа. Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Форма.Занятие-экскурсия (игровая деятельность). 14. Веселей встречай друзей.— 2 часа Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма.Тематическое занятие.
15. Весенний вальс.-1 час Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет». Форма.Литературно – музыкальная гостиная. 16. Мелодии дня.-1 час Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма.Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма.Занятие – погружение, исследование. 18. Краски музыки и голоса.-2 часа Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование. 19. Музыкальная страна.- 2 часа Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Форма.Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно.-2 часа Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно). Форма. Занятие – рассуждение. 21. Летний день, замечательный праздник.-1 час Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки. Форма.Игровая и концертная деятельность. Планируемые результаты первого года обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения.
№ урока | № п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
«Могу красиво петь уже…» | ||||
1 |
1 |
Введение. Летние впечатления. | 1 | |
2,3,4 |
2 |
Осень: поэт, художник, композитор | 3 | |
5,6 |
3 |
Озорные песенки из мультфильмов. | 2 | |
7,8 |
4 |
Танцуют и поют все дети! | 2 | |
9,10 |
5 |
Звуки и краски голоса. | 2 | |
11,12 |
6 |
Песни детских кинофильмов. | 2 | |
13,14,15 |
7 |
Зима: поэт, художник, композитор | 3 | |
16 |
8 |
Новогодний калейдоскоп. | 1 | |
17,18 |
9 |
Вокальный портрет сказочных героев. | 2 | |
19,20 |
10 |
Картины природы в песнях и сказках. | 2 | |
21,22 |
11 |
Музыкальная шкатулка. | 2 | |
23,24,25 |
12 |
Весна: поэт, художник, композитор | 3 | |
26,27 |
13 |
Россия – Родина моя. | 2 | |
28,29 |
14 |
Добрым быть совсем не просто. | 2 | |
30 |
15 |
Маленькая страна – школа моя. | 1 | |
31,32,33 |
16 |
Лето: поэт, художник, композитор | 3 | |
34 |
17 |
Сколько песен мы с вами вместе… | 1 |
Содержание учебной программы 2 год обучения 1.Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма.Занятие- беседа.
2. Осень: поэт, художник, композитор— 3 часа
Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма.Занятие- путешествие (игровая деятельность).
4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа
Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
Форма.Комплексное занятие.
5. Звуки и краски голоса.-2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.
6.Песни детских кинофильмов.-2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма.Занятие – путешествие (игровая деятельность).
7. Зима: поэт, художник, композитор.– 3 часа
Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп.-1 час
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа
Содержание.Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
11. Музыкальная шкатулка.-2 часа
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.
12. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
13. Россия – Родина моя.- 2 часа
Содержание. Воспитаниечувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
15. Маленькая страна – школа моя.-1 час
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.
16. Лето: поэт, художник, композитор.– 3 часа
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
17. Сколько песен мы с вами вместе…-1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма.Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты второго года обучения:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Список литературы для педагога: 1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей. 1. КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1
имени Знаменского А.Д.
Кумылженского района станицы Кумылженской
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
«Веселые нотки»
Программа разработана:
Авериной Е.П.,
учителем музыки
1 квалификационной категории
2013-2014 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 2 класс)
Категории участников: обучающиеся 1-2 классов.
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.
Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием "продукта" своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
-
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
-
Широкое включение песни в повседневную жизнь
-
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
-
Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
-
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.
-
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
-
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
-
Участие в концертной деятельности учащихся.
-
Обзор новой методической литературы.
-
Накопление материала, аудио - записей для использования на занятиях.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
- мотивации детской деятельности;
- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:
-
Тематические занятия, мероприятия;
-
Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;
-
Игры – викторины, игры – загадки;
-
Творческие мастерские;
-
Музыкальные путешествия.
-
Художественные акции учащихся в школьном социуме.
Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:
-
Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
-
Создание коллективных творческих проектов;
-
Публичные выступления;
-
Участие в творческих конкурсах различного уровня;
-
Школьные фестивали искусств;
Важно
учитывать возрастные психолого-физиологические
особенности детей младшего школьного
возраста. Развитие голоса ребенка
тесно связано с его ростом. Каждая стадия
этого развития имеет свои характерные
особенности. Это необходимо учитывать
для того, чтобы правильно подобрать
репертуар,
поставить в каждом случае соответствующие
возрасту художественно-исполнительские
задачи.
У младших школьников (до
10—11-ти лет) голос имеет чисто детское
звучание. Рост ребенка этого возраста
идет плавно, и в его голосе нет еще
существенных изменений. Они характеризуют
естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего
возраста хрупок. Его механизм еще прост
по своей структуре, звук, зарождающийся
в гортани, образуется при краевом
колебании голосовых связок. Они смыкаются
не полностью, между ними в момент
образования звука остается небольшая
щель во всю их длину. Нервно-мышечное
развитие гортани позволяет пока
осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческий
диапазон. При обучении пению, подборе
репертуара, а также при определении
характера голоса необходимо это
учитывать. Практикой установлено, что
наиболее типичный диапазон детей 7—9
лет — до1, ре1 — ре2.
Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ урока |
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
«Звучащий мой голос» |
||||
1 |
1 |
|
Введение. |
1 |
2 |
2 |
|
Знакомство с голосовым аппаратом |
1 |
3,4 |
3 |
|
Детские песни в нашей жизни. |
2 |
5,6 |
4 |
|
Песенки из мультфильмов. |
2 |
7 |
5 |
|
Колыбельные песни. |
1 |
8,9 |
6 |
|
Осенние песни. |
2 |
10,11 |
7 |
|
Музыкальные игры и загадки. |
2 |
12 |
8 |
|
Волшебная страна звуков. |
1 |
13,14 |
9 |
|
В гостях у сказки. |
2 |
15 |
10 |
|
Добрым быть совсем не просто… |
1 |
16 |
11 |
|
Новогодний карнавал. |
1 |
17,18 |
12 |
|
Хороводные песни и шутки. Игры. |
2 |
19,20 |
13 |
|
Необычные звуки и голоса. |
2 |
21,22 |
14 |
|
Веселей встречай друзей. |
2 |
23,24 |
15 |
|
Весенний вальс. |
2 |
25 |
16 |
|
Мелодии дня. |
1 |
26 |
17 |
|
Музыкальные инструменты. |
1 |
27,28 |
18 |
|
Краски музыки и голоса. |
2 |
29,30 |
19 |
|
Музыкальная страна. |
2 |
31,32 |
20 |
|
Весело – грустно. |
2 |
33 |
21 |
|
Летний день, замечательный праздник. |
1 |
Содержание учебной программы
1 год обучения
1. Введение. – 1 час
Содержание.
Организационное занятие. Объяснение
целей и задач внеурочной деятельности.
Распорядок работы, правила
поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2. Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час
Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие – знакомство.
3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа.
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа.
Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5. Колыбельные песни. – 1 час
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
6. Осенние песни.- 2 часа
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма. Занятие – знакомство.
7. Музыкальные игры и загадки.- 2 часа
Содержание.
Музыкальные
игры и загадки, направленные на развитие
музыкально-слуховых способностей,
отчетливое произношение слов, внимание
на ударные слоги, работа с артикуляционным
аппаратом. Использование скороговорок.
Форма.
Практическая,
дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков. – 1 час
Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.
9. В гостях у сказки.- 2 часа
Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма.
Музыкальный
спектакль (игровая деятельность)
10. Добрым быть совсем не просто…-1 час
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.
11. Новогодний карнавал.- 1 час
Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры.- 2 часа
Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма.
Занятие, с
использованием музыкально – сценического
действия.
13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа.
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей.- 2 часа
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма.
Тематическое занятие.
15. Весенний вальс.- 1 час
Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма. Литературно – музыкальная гостиная.
16. Мелодии дня.- 1 час
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма.
Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса.- 2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна.- 2 часа
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма.
Занятие, с использованием музыкально
– сценического действия.
20. Весело – грустно.- 2 часа
Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями
(весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник.- 1 час
Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты первого года обучения:
-
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
-
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
-
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
-
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
-
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения.
№ урока |
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
«Могу красиво петь уже…» |
||||
1 |
1 |
|
Введение. Летние впечатления. |
1 |
2,3,4 |
2 |
|
Осень: поэт, художник, композитор |
3 |
5,6 |
3 |
|
Озорные песенки из мультфильмов. |
2 |
7,8 |
4 |
|
Танцуют и поют все дети! |
2 |
9,10 |
5 |
|
Звуки и краски голоса. |
2 |
11,12 |
6 |
|
Песни детских кинофильмов. |
2 |
13,14,15 |
7 |
|
Зима: поэт, художник, композитор |
3 |
16 |
8 |
|
Новогодний калейдоскоп. |
1 |
17,18 |
9 |
|
Вокальный портрет сказочных героев. |
2 |
19,20 |
10 |
|
Картины природы в песнях и сказках. |
2 |
21,22 |
11 |
|
Музыкальная шкатулка. |
2 |
23,24,25 |
12 |
|
Весна: поэт, художник, композитор |
3 |
26,27 |
13 |
|
Россия – Родина моя. |
2 |
28,29 |
14 |
|
Добрым быть совсем не просто. |
2 |
30 |
15 |
|
Маленькая страна – школа моя. |
1 |
31,32,33 |
16 |
|
Лето: поэт, художник, композитор |
3 |
34 |
17 |
|
Сколько песен мы с вами вместе… |
1 |
Содержание учебной программы
2 год обучения
1. Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма. Занятие- беседа.
2. Осень: поэт, художник, композитор- 3 часа
Содержание. Времена года - осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).
4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа
Содержание. Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
Форма.
Комплексное занятие.
5. Звуки и краски голоса.- 2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.
6. Песни детских кинофильмов.- 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма.
Занятие – путешествие (игровая
деятельность).
7. Зима: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года - зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп.- 1 час
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
11. Музыкальная шкатулка.- 2 часа
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.
12. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года - весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
13. Россия – Родина моя.- 2 часа
Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
15. Маленькая страна – школа моя.- 1 час
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.
16. Лето: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года - лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
17. Сколько песен мы с вами вместе…- 1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты второго года обучения:
-
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
-
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
-
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
-
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
-
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
-
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Список литературы для педагога:
1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.
-
КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
-
Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
-
Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
-
Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар "Музыка как вид искусства. Три кита в музыке. Вокальная музыка"
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные образовательные технологии на уроках музыки, ИЗО и МХК (ФГОС ООО)
- Международный вебинар "Музыкальные инструменты. Рождение фортепиано"
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС