В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки" (общекультурное напрвыление)

Программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки" (общекультурное напрвыление)

Елена Аверина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 22039 комментариев: 2
Краткое описание
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных и творческих умений и навыков.
Описание
Муниципальное казенное образовательное учреждение Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1 имени Знаменского А.Д. Кумылженского района станицы Кумылженской
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «Веселые нотки» Программа разработана:
Авериной Е.П., учителем музыки 1 квалификационной категории
2013-2014 уч.г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Направление: общекультурное.
Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 2 класс) Категории участников: обучающиеся 1-2 классов. Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков. Задачи:
1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.
2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда.
3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.
4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
5. Развитие вокально-слуховых способностей.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
  • Широкое включение песни в повседневную жизнь
  • Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
  • Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
  • Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
  • Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
  • Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
  • Участие в концертной деятельности учащихся.
  • Обзор новой методической литературы.
  • Накопление материала, аудио — записей для использования на занятиях.
Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе.
Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.
Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.
Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно — интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.
За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:
— целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;
— учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
— мотивации детской деятельности;
— отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;
— включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;
— поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.
В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса: · Тематические занятия, мероприятия; · Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения; · Игры – викторины, игры – загадки; · Творческие мастерские; · Музыкальные путешествия. · Художественные акции учащихся в школьном социуме. Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.
На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы: · Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок; · Создание коллективных творческих проектов; · Публичные выступления; · Участие в творческих конкурсах различного уровня; · Школьные фестивали искусств; Важно учитыватьвозрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческийдиапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2.
Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения.
№ урока п/п Дата Тема Кол-во часов
«Звучащий мой голос»
1
1

Введение.
1
2
2

Знакомство с голосовым аппаратом
1
3,4
3

Детские песни в нашей жизни.
2
5,6
4

Песенки из мультфильмов.
2
7
5

Колыбельные песни.
1
8,9
6

Осенние песни.
2
10,11
7

Музыкальные игры и загадки.
2
12
8

Волшебная страна звуков.
1
13,14
9

В гостях у сказки.
2
15
10

Добрым быть совсем не просто…
1
16
11

Новогодний карнавал.
1
17,18
12

Хороводные песни и шутки. Игры.
2
19,20
13

Необычные звуки и голоса.
2
21,22
14

Веселей встречай друзей.
2
23,24
15

Весенний вальс.
2
25
16

Мелодии дня.
1
26
17

Музыкальные инструменты.
1
27,28
18

Краски музыки и голоса.
2
29,30
19
Музыкальная страна.
2
31,32
20

Весело – грустно.
2
33
21

Летний день, замечательный праздник.
1

Содержание учебной программы 1 год обучения 1. Введение.– 1 час Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.


2.Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма.Занятие – знакомство. 3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа. Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений. 4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа. Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Форма.Занятие-путешествие (игровая деятельность) 5.Колыбельные песни. – 1 час Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Форма. Комплексное занятие. 6. Осенние песни.-2 часа Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. Форма.Занятие – знакомство. 7.Музыкальные игры и загадки.— 2 часа Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма.
Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков.– 1 час Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование. 9. В гостях у сказки.-2 часа Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)

10. Добрым быть совсем не просто…-1 час Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление. 11. Новогодний карнавал.-1 час Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма.Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)

12. Хороводные песни и шутки. Игры.-2 часа Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.

13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа. Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Форма.Занятие-экскурсия (игровая деятельность). 14. Веселей встречай друзей.— 2 часа Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма.Тематическое занятие.

15. Весенний вальс.-1 час Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет». Форма.Литературно – музыкальная гостиная. 16. Мелодии дня.-1 час Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма.Комплексное занятие.


17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма.Занятие – погружение, исследование. 18. Краски музыки и голоса.-2 часа Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование. 19. Музыкальная страна.- 2 часа Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Форма.Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.

20. Весело – грустно.-2 часа Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно). Форма. Занятие – рассуждение. 21. Летний день, замечательный праздник.-1 час Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки. Форма.Игровая и концертная деятельность. Планируемые результаты первого года обучения:
  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Второй год обучения.
№ урока п/п Дата Тема Кол-во часов
«Могу красиво петь уже…»
1
1

Введение. Летние впечатления.
1
2,3,4
2

Осень: поэт, художник, композитор
3
5,6
3

Озорные песенки из мультфильмов.
2
7,8
4

Танцуют и поют все дети!
2
9,10
5

Звуки и краски голоса.
2
11,12
6

Песни детских кинофильмов.
2
13,14,15
7

Зима: поэт, художник, композитор
3
16
8

Новогодний калейдоскоп.
1
17,18
9

Вокальный портрет сказочных героев.
2
19,20
10

Картины природы в песнях и сказках.
2
21,22
11

Музыкальная шкатулка.
2
23,24,25
12

Весна: поэт, художник, композитор
3
26,27
13

Россия – Родина моя.
2
28,29
14

Добрым быть совсем не просто.
2
30
15

Маленькая страна – школа моя.
1
31,32,33
16

Лето: поэт, художник, композитор
3
34
17

Сколько песен мы с вами вместе…
1

Содержание учебной программы 2 год обучения 1.Введение. Летние впечатления.- 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма.Занятие- беседа.

2. Осень: поэт, художник, композитор— 3 часа
Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма.Занятие- путешествие (игровая деятельность).

4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа
Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.
Форма.Комплексное занятие.

5. Звуки и краски голоса.-2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.

6.Песни детских кинофильмов.-2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма.Занятие – путешествие (игровая деятельность).

7. Зима: поэт, художник, композитор.– 3 часа
Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
8. Новогодний калейдоскоп.-1 час
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.

9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».

10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа
Содержание.Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.

11. Музыкальная шкатулка.-2 часа
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.

12. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа
Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

13. Россия – Родина моя.- 2 часа
Содержание. Воспитаниечувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.

14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
15. Маленькая страна – школа моя.-1 час
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.

16. Лето: поэт, художник, композитор.– 3 часа
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

17. Сколько песен мы с вами вместе…-1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма.Игровая и концертная деятельность.
Планируемые результаты второго года обучения:
  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Список литературы для педагога: 1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей. 1. КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.
2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.
3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.
4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Веселые нотки полное.doc Скачать

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1

имени Знаменского А.Д.

Кумылженского района станицы Кумылженской

















ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

«Веселые нотки»





Программа разработана:

Авериной Е.П.,

учителем музыки

1 квалификационной категории



















2013-2014 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.

Направление: общекультурное.

Количество часов: 1 час в неделю (33 ч.- 1 класс, 34 ч.- 2 класс)

Категории участников: обучающиеся 1-2 классов.

Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование вокальных умений и навыков.

Задачи:

1. Формирование у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.

2. Включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием "продукта" своего труда.

3. Реализация личностной доминанты у ребенка – стремления к самовыражению.

4. Формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.

5. Развитие вокально-слуховых способностей.

Пути реализации программы:

В работе с детьми:

  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

  • Широкое включение песни в повседневную жизнь

  • Организация индивидуальной работы

В работе со взрослыми:

  • Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.

  • Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.

  • Привлечение родителей к участию в праздниках.

В работе музыкального руководителя:

  • Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.

  • Участие в концертной деятельности учащихся.

  • Обзор новой методической литературы.

  • Накопление материала, аудио - записей для использования на занятиях.

Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса. Кроме того, занятия музыкой естественно переплетаются со школьными предметами: развитием речи, окружающим миром, изобразительной деятельностью, технологией, что позволяет расширить базовые знания, получаемые детьми в начальной школе.

Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты человека – от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Отечества, Родины.

Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к целостному активному восприятию музыкальной культуры.

Данный курс расширяет возможности учащихся, в овладении элементами музыкального творчества, носит комплексно - интегрированный характер, обеспечивая разностороннее музыкальное развитие.

За период обучения по предлагаемой программе дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а так же учатся понимать произведения композиторов – классиков и наших современников.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:

- целенаправленного процесса работы над вокальными импровизациями;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- мотивации детской деятельности;

- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;

- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;

- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса певческих импровизаций.

В ходе реализации программы применяются различные формы организации образовательного процесса:

  • Тематические занятия, мероприятия;

  • Часы обмена впечатлениями, часы вдохновения;

  • Игры – викторины, игры – загадки;

  • Творческие мастерские;

  • Музыкальные путешествия.

  • Художественные акции учащихся в школьном социуме.

Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок.

На всех этапах отслеживания результатов во внеурочной деятельности преобладает эмоциональная оценка с использованием различных форм создания ситуации успеха: доброжелательность, снятие зажатости, персональная исключительность через следующие формы работы:

  • Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

  • Создание коллективных творческих проектов;

  • Публичные выступления;

  • Участие в творческих конкурсах различного уровня;

  • Школьные фестивали искусств;

Важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
У младших школьников (до 10—11-ти лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание.
Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1 — ре2.

Программа имеет разноуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

Первый год обучения.

ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения.

МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения.

урока

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

«Звучащий мой голос»

1

1


Введение.

1

2

2


Знакомство с голосовым аппаратом

1

3,4

3


Детские песни в нашей жизни.

2

5,6

4


Песенки из мультфильмов.

2

7

5


Колыбельные песни.

1

8,9

6


Осенние песни.

2

10,11

7


Музыкальные игры и загадки.

2

12

8


Волшебная страна звуков.

1

13,14

9


В гостях у сказки.

2

15

10


Добрым быть совсем не просто…

1

16

11


Новогодний карнавал.

1

17,18

12


Хороводные песни и шутки. Игры.

2

19,20

13


Необычные звуки и голоса.

2

21,22

14


Веселей встречай друзей.

2

23,24

15


Весенний вальс.

2

25

16


Мелодии дня.

1

26

17


Музыкальные инструменты.

1

27,28

18


Краски музыки и голоса.

2

29,30

19


Музыкальная страна.

2

31,32

20


Весело – грустно.

2

33

21


Летний день, замечательный праздник.

1



Содержание учебной программы

1 год обучения

1. Введение. – 1 час

Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.

2. Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час

Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.

Форма. Занятие – знакомство.


3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа.

Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.

Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.


4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа.

Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.

Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)


5. Колыбельные песни. – 1 час

Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.

Форма. Комплексное занятие.


6. Осенние песни.- 2 часа

Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.

Форма. Занятие – знакомство.


7. Музыкальные игры и загадки.- 2 часа

Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.


8. Волшебная страна звуков. – 1 час

Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.

Форма. Занятие – исследование.


9. В гостях у сказки.- 2 часа

Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
 

10. Добрым быть совсем не просто…-1 час

Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.

Форма. Занятие – впечатление.


11. Новогодний карнавал.- 1 час

Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.

Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)


12. Хороводные песни и шутки. Игры.- 2 часа

Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.

Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.

13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа.

Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.

Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).


14. Веселей встречай друзей.- 2 часа

Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.

Форма. Тематическое занятие.
 

15. Весенний вальс.- 1 час

Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».

Форма. Литературно – музыкальная гостиная.


16. Мелодии дня.- 1 час

Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.

Форма. Комплексное занятие.

17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час

Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.

Форма. Занятие – погружение, исследование.


18. Краски музыки и голоса.- 2 часа

Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.

Форма. Занятие – исследование.


19. Музыкальная страна.- 2 часа

Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.

Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
 

20. Весело – грустно.- 2 часа

Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями

(весело- грустно).

Форма. Занятие – рассуждение.


21. Летний день, замечательный праздник.- 1 час

Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.

Форма. Игровая и концертная деятельность.


Планируемые результаты первого года обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Второй год обучения.



урока

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

«Могу красиво петь уже…»

1

1


Введение. Летние впечатления.

1

2,3,4

2


Осень: поэт, художник, композитор

3

5,6

3


Озорные песенки из мультфильмов.

2

7,8

4


Танцуют и поют все дети!

2

9,10

5


Звуки и краски голоса.

2

11,12

6


Песни детских кинофильмов.

2

13,14,15

7


Зима: поэт, художник, композитор

3

16

8


Новогодний калейдоскоп.

1

17,18

9


Вокальный портрет сказочных героев.

2

19,20

10


Картины природы в песнях и сказках.

2

21,22

11


Музыкальная шкатулка.

2

23,24,25

12


Весна: поэт, художник, композитор

3

26,27

13


Россия – Родина моя.

2

28,29

14


Добрым быть совсем не просто.

2

30

15


Маленькая страна – школа моя.

1

31,32,33

16


Лето: поэт, художник, композитор

3

34

17


Сколько песен мы с вами вместе…

1



Содержание учебной программы

2 год обучения


1. Введение. Летние впечатления.- 1 час

Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.

Форма. Занятие- беседа.


2. Осень: поэт, художник, композитор- 3 часа

Содержание. Времена года - осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.

Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).


3. Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа

Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.

Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).


4. Танцуют и поют все дети!- 2 часа

Содержание. Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.

Форма. Комплексное занятие.
 

5. Звуки и краски голоса.- 2 часа

Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.

Форма. Занятие – исследование.


6. Песни детских кинофильмов.- 2 часа

Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».

Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
 

7. Зима: поэт, художник, композитор. – 3 часа

Содержание. Времена года - зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.

Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

8. Новогодний калейдоскоп.- 1 час

Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.

Форма. Комплексно – интегрированное занятие.


9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа

Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.

Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».


10. Картины природы в песнях и сказках.- 2 часа

Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.

Форма. Занятие – рассуждение.


11. Музыкальная шкатулка.- 2 часа

Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.

Форма. Занятие – знакомство.


12. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа

Содержание. Времена года - весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.

Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).


13. Россия – Родина моя.- 2 часа

Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».

Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.


14. Добрым быть совсем не просто.- 2 часа

Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.

Форма. Тематические занятия.



15. Маленькая страна – школа моя.- 1 час

Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.

Форма. Комплексное занятие.


16. Лето: поэт, художник, композитор. – 3 часа

Содержание. Времена года - лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.

Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).


17. Сколько песен мы с вами вместе…- 1 час

Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.

Форма. Игровая и концертная деятельность.



Планируемые результаты второго года обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.







Список литературы для педагога:

1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.

2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.

4. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.



Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.

  1. КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.

  2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.

  3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.

  4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.

Обсуждение материала
Надежда Семенова
10.09.2014 06:44
Спасибо огромное!
Екатерина Касьянова
25.08.2017 11:00
Спасибо огромное!Очень мне помогли!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос