В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок "Химические свойства алкенов"

Урок "Химические свойства алкенов"

Валентина Климакова
Тип материала: Урок
просмотров: 7296
Краткое описание
Данная разработка может использоваться при проведении урока по теме "Химические свойства алкенов" в 10 классе профильного уровня при изучении нового материала. Урок разработан с использованием современных образовательных технологий (проблемное обучение, групповая работа, химический эксперимент, использование ИКТ).
Описание
Урок «Химические свойства алкенов» Климакова Валентина Валерьевна учитель химии город Калуга Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46» города Калуги Дисциплина: химия Учебник: Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 318, [2]с.: ил. ISBN978-5-358-09613-4 Тема: Урок «Химические свойства алкенов». Первый урок по химическим свойствам алкенов в 10 классе профильного уровня. Тема урока «Химические свойства алкенов» Цели:
1) Образовательная – сформировать знания о важнейшей составляющей химических свойств непредельных углеводородов – реакциях присоединения, проследив их зависимость от строения молекул и взаимовлияниях атомов в углеродной цепи.
2) Воспитательная – продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения.
3) Развивающая – развивать логическое мышление, умение видеть причинно-следственную взаимосвязь между явлениями в механизмах химических реакций.
Оборудование:штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт – денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромная) и пробирка с раствором перманганата калия, инструктивные карточки. Мультимедийный проектор презентация Microsoft Power Point.
Ход урока IОрганизационный момент(приветствие, проверка отсутствующих).
IIПостановка цели урока
Учитель: давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.
Совместное формулирование целей урока.
На базе полученных знаний о непредельных углеводородах, строении их молекул, виде гибридизации, изомерии и номенклатуре, понять и изучить механизмы протекания типичных для алкенов химических превращений, характеризующих их. А также проследить, при этом, генетическую связь между важнейшими классами органических веществ: алканами и алкенами, подчеркнув характерные различия, вспомнив для сравнительной характеристики химические свойства алканов, как предельных углеводородов.
Слайд1, 2.
IIIЛогический переход
Учитель:Для выполнения поставленных целей, нам необходимо вспомнить полученные знания о предельных и непредельных углеводородах.
1. Два человека работают за доской. Остальные в тетрадях.
Задание 1. Составьте структурные формулы геометрических изомеров пентена-2, гексена-2, гептена-3.
Задание 2. Назовите следующие алкены по систематической номенклатуре:
СН3 – С(СН3) = С(СН3) – СН2 – СН3
СН2 = СН – СН2 – СВr2– СН2 – СН3
СН3 – СН(СН3) – СН = С (С2Н5) – СН2 – СН3
Совместная проверка.
2. Фронтальный опрос.
· Какие углеводороды называют алкенами?
· Каковы особенности строения их молекул?
· В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода, образующие двойную связь?
· Какова природа двойной связи (длина связи, валентный угол)?
· Дайте сравнительную характеристику строения молекул алканов и алкенов. Различаются ли виды гибридизации у них?
· Какие вещества называются изомерами?
· Какие виды изомерии возможны у алкенов?
Устные ответы учащихся.

IVПостановка проблемы.
Учитель:Итак, напоминаю, что особенностью строения алкенов является наличие двойной С=С связи. С одной стороны, двойная связь прочнее, чем одинарная, а с другой можно сделать противоположные выводы, которые доказывают экспериментальные данный.
Эксперимент
1. Демонстрационный опыт
Хлорирование алканов на свету.
Видео-ролик на сайте: scool-collection.edu.ru

2. Ученический эксперимент
Хлорирование этилена.
Инструктивная карточка.

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность!
Поместите в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (для равномерного нагревания и предотвращения выбрасывания жидкости).
Прилейте в пробирку 1,5-2 мл готовой смеси для получения этилена.
Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
Подготовьте две пробирки: в первую налейте 1 мл бромной воды, во вторую – 1 мл подкисленного раствора перманганата калия. Поставьте их в штатив для пробирок.
Опустите свободный конец газоотводной трубки в прбирку с бромной водой.
Нагрейте смесь, соблюдая правила техники безопасности.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с бромной водой. Замените пробирку с бромной водой, не прекращая нагревания, (почему?) на пробирку с раствором перманаганата калия.
Пропускайте этилен через раствор перманаганата калия.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с раствором [Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.: ил. – (Б-ка учителя химии).].

Результаты заносятся в таблицу.
Название опыта
Реактивы и оборудование
Рисунки
Наблюдения
Уравнения реакций
Объяснение наблюдений. Выводы








Примечание: в случае невозможности проведения опыта в школе, можно использовать демонстрацию видео-ролика на сайте
scool-collection.edu.ru
Проблемный вопрос:Почему так? Как можно объяснить эти факты?
Учитель:Для разрешения этого противоречия, я предлагаю вам выполнить следующие упражнения.
Работа в исследовательских группах. Учащиеся делятся на три группы. После выполнения задания каждая группа докладывает классу о полученных результатах.
Слайд 3.
Группа №1
¢ Высказать предположение о том, как будет происходить гидрирование (взаимодействие с водородом) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.

Группа №2
¢ Высказать предположение о том, как будет происходить гидрогалогенирование (взаимодействие с галогеноводородом) у этилена и пропена. Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.

Группа №3
¢ Высказать предположение о том, как будет происходить галогенирование (взаимодействие с молекулой галогена) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.

p-связь подвижна, доступна для атаки и менее прочна. Именно она и «привлекает внимание» частиц реагентов. Поскольку двойная связь – это избыточная электронная плотность, то реагент должен быть электрофильным.
Вопрос: Какие типы реакций будут характерны для алкенов? (реакции электрофильного присоединения)
Формулировка и запись определения.
Реакции электрофильного присоединения (Aе) – характерная черта химического поведения алкенов, в результате этих реакций изменяется гибридное состояние атомов углерода.
Слайд 4.

Слайд 5.
VВывод по уроку
Учащиеся формулируют вывод о химических свойствах алкенов.
Вывод:повышенная реакционная способность алкенов связана с наличием в молекулах непредельных углеводородов области отрицательного заряда над и под плоскостью молекулы этилена и пропена, которая поляризует атакующие молекулы и происходит присоединение заместителей по типу электрофильного присоединения. В механизме присоединения заместителей к молекуле пропена просматриваются индукционный и мезомерный эффекты.
Слайд 6.

VIЗакрепление изученного материала
Тест.
1. В результате хлорирования пропена образуется: а) 2,3-дихлорпропан; б)1-хлорпропен; в)1,2-дихлорпропан; г)1,3-дихлорпропан. 2. В результате бромирования бутена-2 образуется: а) 2-бромбутан; б)2,3-дибромбутан; в)2,2-дибромбутан; г) 1,4-дибромбутен-2. 3. В результате гидробромирования этилена образуется: а) 2-бромэтан; б) бромэтан; в)1,2-дибромэтан; г)бромэтен. 4. В результате хлорирования бутена-1 образуется: а)2-хлорбутан; б)1-хлорбутан; в)1,2-дихлорбутан; г)1,2-дихлорбутен-1. 5. Даны вещества: а) водород, б) азот, в) хлороводород, г) вода, д) метан. Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном? Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов. 6. Даны вещества: а)хлороводород, б)вода, в)хлорид натрия, г)бром, д)водород, е)углекислый газ. Сколько из перечисленных веществ в соответствующих условиях могут взаимодействовать с пропеном? Впишите цифру. 7. Даны вещества: а) вода, б) бром, в) хлороводород, г) гидроксид натрия, д) водород. Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном? Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
инстуктивные карточки.doc Скачать

Инструктивная карточка

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность!

Поместите в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (для равномерного нагревания и предотвращения выбрасывания жидкости).

Прилейте в пробирку 1,5-2 мл готовой смеси для получения этилена.

Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.

Подготовьте две пробирки: в первую налейте 1 мл бромной воды, во вторую – 1 мл подкисленного раствора перманганата калия. Поставьте их в штатив для пробирок.

Опустите свободный конец газоотводной трубки в прбирку с бромной водой.

Нагрейте смесь, соблюдая правила техники безопасности.

Наблюдайте за изменениями, происходящими с бромной водой. Замените пробирку с бромной водой, не прекращая нагревания, (почему?) на пробирку с раствором перманаганата калия.

Пропускайте этилен через раствор перманаганата калия.

Наблюдайте за изменениями, происходящими с раствором Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.: ил. – (Б-ка учителя химии)..

Результаты заносятся в таблицу.

Название опыта

Реактивы и оборудование

Рисунки

Наблюдения

Уравнения реакций

Объяснение наблюдений. Выводы









конспект урока химические свойства алкенов профильный уровень.doc Скачать

Урок «Химические свойства алкенов»







Климакова Валентина Валерьевна

учитель химии

город Калуга

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46» города Калуги



Дисциплина: химия

Учебник: Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 318, 2 с.: ил.

ISBN 978-5-358-09613-4



Тема: Урок «Химические свойства алкенов».

Первый урок по химическим свойствам алкенов в 10 классе профильного уровня.



































Тема урока «Химические свойства алкенов»

Цели:

1) Образовательная – сформировать знания о важнейшей составляющей химических свойств непредельных углеводородов – реакциях присоединения, проследив их зависимость от строения молекул и взаимовлияниях атомов в углеродной цепи.

2) Воспитательная – продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения.

3) Развивающая – развивать логическое мышление, умение видеть причинно-следственную взаимосвязь между явлениями в механизмах химических реакций.

Оборудование: штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт – денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромная) и пробирка с раствором перманганата калия, инструктивные карточки. Мультимедийный проектор презентация Microsoft Power Point.

Ход урока

Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).

 Постановка цели урока

Учитель: давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.

Совместное формулирование целей урока.

На базе полученных знаний о непредельных углеводородах, строении их молекул, виде гибридизации, изомерии и номенклатуре, понять и изучить механизмы протекания типичных для алкенов химических превращений, характеризующих их. А также проследить, при этом, генетическую связь между важнейшими классами органических веществ: алканами и алкенами, подчеркнув характерные различия, вспомнив для сравнительной характеристики химические свойства алканов, как предельных углеводородов.

Слайд1, 2.

 Логический переход

Учитель: Для выполнения поставленных целей, нам необходимо вспомнить полученные знания о предельных и непредельных углеводородах.

1. Два человека работают за доской. Остальные в тетрадях.

Задание 1. Составьте структурные формулы геометрических изомеров пентена-2, гексена-2, гептена-3.

Задание 2. Назовите следующие алкены по систематической номенклатуре:

СН3 – С(СН3) = С(СН3) – СН2 – СН3

СН2 = СН – СН2 – СВr2 – СН2 – СН3

СН3 – СН(СН3) – СН = С (С2Н5) – СН2 – СН3

Совместная проверка.

2. Фронтальный опрос.

  • Какие углеводороды называют алкенами?

  • Каковы особенности строения их молекул?

  • В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода, образующие двойную связь?

  • Какова природа двойной связи (длина связи, валентный угол)?

  • Дайте сравнительную характеристику строения молекул алканов и алкенов. Различаются ли виды гибридизации у них?

  • Какие вещества называются изомерами?

  • Какие виды изомерии возможны у алкенов?

Устные ответы учащихся.

V Постановка проблемы.

Учитель: Итак, напоминаю, что особенностью строения алкенов является наличие двойной С=С связи. С одной стороны, двойная связь прочнее, чем одинарная, а с другой можно сделать противоположные выводы, которые доказывают экспериментальные данный.

Эксперимент

1. Демонстрационный опыт

Хлорирование алканов на свету.

Видео-ролик на сайте: scool-collection.edu.ru

2. Ученический эксперимент

Хлорирование этилена.

Инструктивная карточка.

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность!

Поместите в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (для равномерного нагревания и предотвращения выбрасывания жидкости).

Прилейте в пробирку 1,5-2 мл готовой смеси для получения этилена.

Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.

Подготовьте две пробирки: в первую налейте 1 мл бромной воды, во вторую – 1 мл подкисленного раствора перманганата калия. Поставьте их в штатив для пробирок.

Опустите свободный конец газоотводной трубки в прбирку с бромной водой.

Нагрейте смесь, соблюдая правила техники безопасности.

Наблюдайте за изменениями, происходящими с бромной водой. Замените пробирку с бромной водой, не прекращая нагревания, (почему?) на пробирку с раствором перманаганата калия.

Пропускайте этилен через раствор перманаганата калия.

Наблюдайте за изменениями, происходящими с раствором Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.: ил. – (Б-ка учителя химии)..

Результаты заносятся в таблицу.

Название опыта

Реактивы и оборудование

Рисунки

Наблюдения

Уравнения реакций

Объяснение наблюдений. Выводы











Примечание: в случае невозможности проведения опыта в школе, можно использовать демонстрацию видео-ролика на сайте

scool-collection.edu.ru

Проблемный вопрос: Почему так? Как можно объяснить эти факты?

Учитель: Для разрешения этого противоречия, я предлагаю вам выполнить следующие упражнения.

Работа в исследовательских группах. Учащиеся делятся на три группы. После выполнения задания каждая группа докладывает классу о полученных результатах.

Слайд 3.

Группа №1

  • Высказать предположение о том, как будет происходить гидрирование (взаимодействие с водородом) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.

Группа №2

  • Высказать предположение о том, как будет происходить гидрогалогенирование (взаимодействие с галогеноводородом) у этилена и пропена. Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.

Группа №3

  • Высказать предположение о том, как будет происходить галогенирование (взаимодействие с молекулой галогена) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.

-связь подвижна, доступна для атаки и менее прочна. Именно она и «привлекает внимание» частиц реагентов. Поскольку двойная связь – это избыточная электронная плотность, то реагент должен быть электрофильным.

Вопрос: Какие типы реакций будут характерны для алкенов? (реакции электрофильного присоединения)

Формулировка и запись определения.

Реакции электрофильного присоединения (Aе) – характерная черта химического поведения алкенов, в результате этих реакций изменяется гибридное состояние атомов углерода.

Слайд 4.

Слайд 5.



V Вывод по уроку

Учащиеся формулируют вывод о химических свойствах алкенов.

Вывод: повышенная реакционная способность алкенов связана с наличием в молекулах непредельных углеводородов области отрицательного заряда над и под плоскостью молекулы этилена и пропена, которая поляризует атакующие молекулы и происходит присоединение заместителей по типу электрофильного присоединения. В механизме присоединения заместителей к молекуле пропена просматриваются индукционный и мезомерный эффекты.

Слайд 6.

V Закрепление изученного материала

Тест.

1. В результате хлорирования пропена образуется:

а) 2,3-дихлорпропан;

б)1-хлорпропен;

в)1,2-дихлорпропан;

г)1,3-дихлорпропан.

2. В результате бромирования бутена-2 образуется:

а) 2-бромбутан;

б)2,3-дибромбутан;

в)2,2-дибромбутан;

г) 1,4-дибромбутен-2.

3. В результате гидробромирования этилена образуется:

а) 2-бромэтан;

б) бромэтан;

в)1,2-дибромэтан;

г)бромэтен.

4. В результате хлорирования бутена-1 образуется:

а)2-хлорбутан;

б)1-хлорбутан;

в)1,2-дихлорбутан;

г)1,2-дихлорбутен-1.

5. Даны вещества:

а) водород,

б) азот,

в) хлороводород,

г) вода,

д) метан.

Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?

Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.

6. Даны вещества:

а)хлороводород,

б)вода,

в)хлорид натрия,

г)бром,

д)водород,

е)углекислый газ.

Сколько из перечисленных веществ в соответствующих условиях могут взаимодействовать с пропеном?

Впишите цифру.

7. Даны вещества:

а) вода,

б) бром,

в) хлороводород,

г) гидроксид натрия,

д) водород.

Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?

Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.







методические рекомендации по использованию презентации.doc Скачать

Презентация к уроку по теме «Химические свойства алкенов»

7 слайдов

Презентация Microsoft Office Power Point 97-2003

Цель презентации: наглядное сопровождение урока. Презентация содержит цели урока, основные определения урока, схемы, задания, вывод урока.

тест химические свойства алкенов.doc Скачать

1. В результате хлорирования пропена образуется:

а) 2,3-дихлорпропан;

б)1-хлорпропен;

в)1,2-дихлорпропан;

г)1,3-дихлорпропан.

2. В результате бромирования бутена-2 образуется:

а) 2-бромбутан;

б)2,3-дибромбутан;

в)2,2-дибромбутан;

г) 1,4-дибромбутен-2.

3. В результате гидробромирования этилена образуется:

а) 2-бромэтан;

б) бромэтан;

в)1,2-дибромэтан;

г)бромэтен.

4. В результате хлорирования бутена-1 образуется:

а)2-хлорбутан;

б)1-хлорбутан;

в)1,2-дихлорбутан;

г)1,2-дихлорбутен-1.

5. Даны вещества:

а) водород,

б) азот,

в) хлороводород,

г) вода,

д) метан.

Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?

Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.

6. Даны вещества:

а)хлороводород,

б)вода,

в)хлорид натрия,

г)бром,

д)водород,

е)углекислый газ.

Сколько из перечисленных веществ в соответствующих условиях могут взаимодействовать с пропеном?

Впишите цифру.

7. Даны вещества:

а) вода,

б) бром,

в) хлороводород,

г) гидроксид натрия,

д) водород.

Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?

Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.





химические свойства алкенов 10 класс профильный уровень.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос