Урок "Химические свойства алкенов"
1) Образовательная – сформировать знания о важнейшей составляющей химических свойств непредельных углеводородов – реакциях присоединения, проследив их зависимость от строения молекул и взаимовлияниях атомов в углеродной цепи.
2) Воспитательная – продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения.
3) Развивающая – развивать логическое мышление, умение видеть причинно-следственную взаимосвязь между явлениями в механизмах химических реакций.
Оборудование:штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт – денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромная) и пробирка с раствором перманганата калия, инструктивные карточки. Мультимедийный проектор презентация Microsoft Power Point.
Ход урока IОрганизационный момент(приветствие, проверка отсутствующих).
IIПостановка цели урока
Учитель: давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.
Совместное формулирование целей урока.
На базе полученных знаний о непредельных углеводородах, строении их молекул, виде гибридизации, изомерии и номенклатуре, понять и изучить механизмы протекания типичных для алкенов химических превращений, характеризующих их. А также проследить, при этом, генетическую связь между важнейшими классами органических веществ: алканами и алкенами, подчеркнув характерные различия, вспомнив для сравнительной характеристики химические свойства алканов, как предельных углеводородов.
Слайд1, 2.
IIIЛогический переход
Учитель:Для выполнения поставленных целей, нам необходимо вспомнить полученные знания о предельных и непредельных углеводородах.
1. Два человека работают за доской. Остальные в тетрадях.
Задание 1. Составьте структурные формулы геометрических изомеров пентена-2, гексена-2, гептена-3.
Задание 2. Назовите следующие алкены по систематической номенклатуре:
СН3 – С(СН3) = С(СН3) – СН2 – СН3
СН2 = СН – СН2 – СВr2– СН2 – СН3
СН3 – СН(СН3) – СН = С (С2Н5) – СН2 – СН3
Совместная проверка.
2. Фронтальный опрос.
· Какие углеводороды называют алкенами?
· Каковы особенности строения их молекул?
· В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода, образующие двойную связь?
· Какова природа двойной связи (длина связи, валентный угол)?
· Дайте сравнительную характеристику строения молекул алканов и алкенов. Различаются ли виды гибридизации у них?
· Какие вещества называются изомерами?
· Какие виды изомерии возможны у алкенов?
Устные ответы учащихся.
IVПостановка проблемы.
Учитель:Итак, напоминаю, что особенностью строения алкенов является наличие двойной С=С связи. С одной стороны, двойная связь прочнее, чем одинарная, а с другой можно сделать противоположные выводы, которые доказывают экспериментальные данный.
Эксперимент
1. Демонстрационный опыт
Хлорирование алканов на свету.
Видео-ролик на сайте: scool-collection.edu.ru
2. Ученический эксперимент
Хлорирование этилена.
Инструктивная карточка.
Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность!
Поместите в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (для равномерного нагревания и предотвращения выбрасывания жидкости).
Прилейте в пробирку 1,5-2 мл готовой смеси для получения этилена.
Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
Подготовьте две пробирки: в первую налейте 1 мл бромной воды, во вторую – 1 мл подкисленного раствора перманганата калия. Поставьте их в штатив для пробирок.
Опустите свободный конец газоотводной трубки в прбирку с бромной водой.
Нагрейте смесь, соблюдая правила техники безопасности.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с бромной водой. Замените пробирку с бромной водой, не прекращая нагревания, (почему?) на пробирку с раствором перманаганата калия.
Пропускайте этилен через раствор перманаганата калия.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с раствором [Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.: ил. – (Б-ка учителя химии).].
Результаты заносятся в таблицу.
Название опыта |
Реактивы и оборудование |
Рисунки |
Наблюдения |
Уравнения реакций |
Объяснение наблюдений. Выводы |
Примечание: в случае невозможности проведения опыта в школе, можно использовать демонстрацию видео-ролика на сайте
scool-collection.edu.ru
Проблемный вопрос:Почему так? Как можно объяснить эти факты?
Учитель:Для разрешения этого противоречия, я предлагаю вам выполнить следующие упражнения.
Работа в исследовательских группах. Учащиеся делятся на три группы. После выполнения задания каждая группа докладывает классу о полученных результатах.
Слайд 3.
Группа №1
¢ Высказать предположение о том, как будет происходить гидрирование (взаимодействие с водородом) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.
Группа №2
¢ Высказать предположение о том, как будет происходить гидрогалогенирование (взаимодействие с галогеноводородом) у этилена и пропена. Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.
Группа №3
¢ Высказать предположение о том, как будет происходить галогенирование (взаимодействие с молекулой галогена) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.
p-связь подвижна, доступна для атаки и менее прочна. Именно она и «привлекает внимание» частиц реагентов. Поскольку двойная связь – это избыточная электронная плотность, то реагент должен быть электрофильным.
Вопрос: Какие типы реакций будут характерны для алкенов? (реакции электрофильного присоединения)
Формулировка и запись определения.
Реакции электрофильного присоединения (Aе) – характерная черта химического поведения алкенов, в результате этих реакций изменяется гибридное состояние атомов углерода.
Слайд 4.
Слайд 5.
VВывод по уроку
Учащиеся формулируют вывод о химических свойствах алкенов.
Вывод:повышенная реакционная способность алкенов связана с наличием в молекулах непредельных углеводородов области отрицательного заряда над и под плоскостью молекулы этилена и пропена, которая поляризует атакующие молекулы и происходит присоединение заместителей по типу электрофильного присоединения. В механизме присоединения заместителей к молекуле пропена просматриваются индукционный и мезомерный эффекты.
Слайд 6.
VIЗакрепление изученного материала
Тест.
1. В результате хлорирования пропена образуется: а) 2,3-дихлорпропан; б)1-хлорпропен; в)1,2-дихлорпропан; г)1,3-дихлорпропан. 2. В результате бромирования бутена-2 образуется: а) 2-бромбутан; б)2,3-дибромбутан; в)2,2-дибромбутан; г) 1,4-дибромбутен-2. 3. В результате гидробромирования этилена образуется: а) 2-бромэтан; б) бромэтан; в)1,2-дибромэтан; г)бромэтен. 4. В результате хлорирования бутена-1 образуется: а)2-хлорбутан; б)1-хлорбутан; в)1,2-дихлорбутан; г)1,2-дихлорбутен-1. 5. Даны вещества: а) водород, б) азот, в) хлороводород, г) вода, д) метан. Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном? Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов. 6. Даны вещества: а)хлороводород, б)вода, в)хлорид натрия, г)бром, д)водород, е)углекислый газ. Сколько из перечисленных веществ в соответствующих условиях могут взаимодействовать с пропеном? Впишите цифру. 7. Даны вещества: а) вода, б) бром, в) хлороводород, г) гидроксид натрия, д) водород. Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном? Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.
Инструктивная карточка
Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность!
Поместите в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (для равномерного нагревания и предотвращения выбрасывания жидкости).
Прилейте в пробирку 1,5-2 мл готовой смеси для получения этилена.
Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
Подготовьте две пробирки: в первую налейте 1 мл бромной воды, во вторую – 1 мл подкисленного раствора перманганата калия. Поставьте их в штатив для пробирок.
Опустите свободный конец газоотводной трубки в прбирку с бромной водой.
Нагрейте смесь, соблюдая правила техники безопасности.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с бромной водой. Замените пробирку с бромной водой, не прекращая нагревания, (почему?) на пробирку с раствором перманаганата калия.
Пропускайте этилен через раствор перманаганата калия.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с раствором Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.: ил. – (Б-ка учителя химии)..
Результаты заносятся в таблицу.
Название опыта |
Реактивы и оборудование |
Рисунки |
Наблюдения |
Уравнения реакций |
Объяснение наблюдений. Выводы |
|
|
|
|
|
|
Урок «Химические свойства алкенов»
Климакова Валентина Валерьевна
учитель химии
город Калуга
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46» города Калуги
Дисциплина: химия
Учебник: Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 318, 2 с.: ил.
ISBN 978-5-358-09613-4
Тема: Урок «Химические свойства алкенов».
Первый урок по химическим свойствам алкенов в 10 классе профильного уровня.
Тема урока «Химические свойства алкенов»
Цели:
1) Образовательная – сформировать знания о важнейшей составляющей химических свойств непредельных углеводородов – реакциях присоединения, проследив их зависимость от строения молекул и взаимовлияниях атомов в углеродной цепи.
2) Воспитательная – продолжить формирование умения работать в команде, находить общее решение поставленной задачи и нести ответственность за принятые решения.
3) Развивающая – развивать логическое мышление, умение видеть причинно-следственную взаимосвязь между явлениями в механизмах химических реакций.
Оборудование: штатив ученический с лапкой, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, этиловый спирт – денатурат, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, пробирка с раствором йода (имитация бромная) и пробирка с раствором перманганата калия, инструктивные карточки. Мультимедийный проектор презентация Microsoft Power Point.
Ход урока
Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).
Постановка цели урока
Учитель: давайте попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.
Совместное формулирование целей урока.
На базе полученных знаний о непредельных углеводородах, строении их молекул, виде гибридизации, изомерии и номенклатуре, понять и изучить механизмы протекания типичных для алкенов химических превращений, характеризующих их. А также проследить, при этом, генетическую связь между важнейшими классами органических веществ: алканами и алкенами, подчеркнув характерные различия, вспомнив для сравнительной характеристики химические свойства алканов, как предельных углеводородов.
Слайд1, 2.
Логический переход
Учитель: Для выполнения поставленных целей, нам необходимо вспомнить полученные знания о предельных и непредельных углеводородах.
1. Два человека работают за доской. Остальные в тетрадях.
Задание 1. Составьте структурные формулы геометрических изомеров пентена-2, гексена-2, гептена-3.
Задание 2. Назовите следующие алкены по систематической номенклатуре:
СН3 – С(СН3) = С(СН3) – СН2 – СН3
СН2 = СН – СН2 – СВr2 – СН2 – СН3
СН3 – СН(СН3) – СН = С (С2Н5) – СН2 – СН3
Совместная проверка.
2. Фронтальный опрос.
-
Какие углеводороды называют алкенами?
-
Каковы особенности строения их молекул?
-
В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода, образующие двойную связь?
-
Какова природа двойной связи (длина связи, валентный угол)?
-
Дайте сравнительную характеристику строения молекул алканов и алкенов. Различаются ли виды гибридизации у них?
-
Какие вещества называются изомерами?
-
Какие виды изомерии возможны у алкенов?
Устные ответы учащихся.
V Постановка проблемы.
Учитель: Итак, напоминаю, что особенностью строения алкенов является наличие двойной С=С связи. С одной стороны, двойная связь прочнее, чем одинарная, а с другой можно сделать противоположные выводы, которые доказывают экспериментальные данный.
Эксперимент
1. Демонстрационный опыт
Хлорирование алканов на свету.
Видео-ролик на сайте: scool-collection.edu.ru
2. Ученический эксперимент
Хлорирование этилена.
Инструктивная карточка.
Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность!
Поместите в пробирку несколько крупинок кварцевого песка (для равномерного нагревания и предотвращения выбрасывания жидкости).
Прилейте в пробирку 1,5-2 мл готовой смеси для получения этилена.
Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
Подготовьте две пробирки: в первую налейте 1 мл бромной воды, во вторую – 1 мл подкисленного раствора перманганата калия. Поставьте их в штатив для пробирок.
Опустите свободный конец газоотводной трубки в прбирку с бромной водой.
Нагрейте смесь, соблюдая правила техники безопасности.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с бромной водой. Замените пробирку с бромной водой, не прекращая нагревания, (почему?) на пробирку с раствором перманаганата калия.
Пропускайте этилен через раствор перманаганата калия.
Наблюдайте за изменениями, происходящими с раствором Назарова Т.С. и др. Химический эксперимент в школе / Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.: ил. – (Б-ка учителя химии)..
Результаты заносятся в таблицу.
Название опыта |
Реактивы и оборудование |
Рисунки |
Наблюдения |
Уравнения реакций |
Объяснение наблюдений. Выводы |
|
|
|
|
|
|
Примечание: в случае невозможности проведения опыта в школе, можно использовать демонстрацию видео-ролика на сайте
scool-collection.edu.ru
Проблемный вопрос: Почему так? Как можно объяснить эти факты?
Учитель: Для разрешения этого противоречия, я предлагаю вам выполнить следующие упражнения.
Работа в исследовательских группах. Учащиеся делятся на три группы. После выполнения задания каждая группа докладывает классу о полученных результатах.
Слайд 3.
Группа №1
-
Высказать предположение о том, как будет происходить гидрирование (взаимодействие с водородом) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.
Группа №2
-
Высказать предположение о том, как будет происходить гидрогалогенирование (взаимодействие с галогеноводородом) у этилена и пропена. Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.
Группа №3
-
Высказать предположение о том, как будет происходить галогенирование (взаимодействие с молекулой галогена) у этилена и пропена? Объяснить механизм данного взаимодействия. Разработать план решения поставленной проблемы.
-связь подвижна, доступна для атаки и менее прочна. Именно она и «привлекает внимание» частиц реагентов. Поскольку двойная связь – это избыточная электронная плотность, то реагент должен быть электрофильным.
Вопрос: Какие типы реакций будут характерны для алкенов? (реакции электрофильного присоединения)
Формулировка и запись определения.
Реакции электрофильного присоединения (Aе) – характерная черта химического поведения алкенов, в результате этих реакций изменяется гибридное состояние атомов углерода.
Слайд 4.
Слайд 5.
V Вывод по уроку
Учащиеся формулируют вывод о химических свойствах алкенов.
Вывод: повышенная реакционная способность алкенов связана с наличием в молекулах непредельных углеводородов области отрицательного заряда над и под плоскостью молекулы этилена и пропена, которая поляризует атакующие молекулы и происходит присоединение заместителей по типу электрофильного присоединения. В механизме присоединения заместителей к молекуле пропена просматриваются индукционный и мезомерный эффекты.
Слайд 6.
V Закрепление изученного материала
Тест.
1. В результате хлорирования пропена образуется:
а) 2,3-дихлорпропан;
б)1-хлорпропен;
в)1,2-дихлорпропан;
г)1,3-дихлорпропан.
2. В результате бромирования бутена-2 образуется:
а) 2-бромбутан;
б)2,3-дибромбутан;
в)2,2-дибромбутан;
г) 1,4-дибромбутен-2.
3. В результате гидробромирования этилена образуется:
а) 2-бромэтан;
б) бромэтан;
в)1,2-дибромэтан;
г)бромэтен.
4. В результате хлорирования бутена-1 образуется:
а)2-хлорбутан;
б)1-хлорбутан;
в)1,2-дихлорбутан;
г)1,2-дихлорбутен-1.
5. Даны вещества:
а) водород,
б) азот,
в) хлороводород,
г) вода,
д) метан.
Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?
Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.
6. Даны вещества:
а)хлороводород,
б)вода,
в)хлорид натрия,
г)бром,
д)водород,
е)углекислый газ.
Сколько из перечисленных веществ в соответствующих условиях могут взаимодействовать с пропеном?
Впишите цифру.
7. Даны вещества:
а) вода,
б) бром,
в) хлороводород,
г) гидроксид натрия,
д) водород.
Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?
Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.
Презентация к уроку по теме «Химические свойства алкенов»
7 слайдов
Презентация Microsoft Office Power Point 97-2003
Цель презентации: наглядное сопровождение урока. Презентация содержит цели урока, основные определения урока, схемы, задания, вывод урока.
1. В результате хлорирования пропена образуется:
а) 2,3-дихлорпропан;
б)1-хлорпропен;
в)1,2-дихлорпропан;
г)1,3-дихлорпропан.
2. В результате бромирования бутена-2 образуется:
а) 2-бромбутан;
б)2,3-дибромбутан;
в)2,2-дибромбутан;
г) 1,4-дибромбутен-2.
3. В результате гидробромирования этилена образуется:
а) 2-бромэтан;
б) бромэтан;
в)1,2-дибромэтан;
г)бромэтен.
4. В результате хлорирования бутена-1 образуется:
а)2-хлорбутан;
б)1-хлорбутан;
в)1,2-дихлорбутан;
г)1,2-дихлорбутен-1.
5. Даны вещества:
а) водород,
б) азот,
в) хлороводород,
г) вода,
д) метан.
Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?
Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.
6. Даны вещества:
а)хлороводород,
б)вода,
в)хлорид натрия,
г)бром,
д)водород,
е)углекислый газ.
Сколько из перечисленных веществ в соответствующих условиях могут взаимодействовать с пропеном?
Впишите цифру.
7. Даны вещества:
а) вода,
б) бром,
в) хлороводород,
г) гидроксид натрия,
д) водород.
Какие из этих веществ взаимодействуют с бутеном?
Впишите соответствующие буквы в алфавитном порядке без пробелов.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»