"Курить - здоровью вредить!"
МКОУ СОШ с. Преображенка
Внеклассное мероприятие
«Курить – здоровью вредить!»
Подготовила
учитель начальных классов
Егорова Екатерина Юрьевна
с. Преображенка
2011
Цель:
пропаганда здорового образа жизни, показать пагубное влияние табака на организм человека, развивать творческие способности учащихся.
Ход мероприятия:
Рассказчик. Расскажу я вам, ребята, что случилось недавно в нашем лесу, а вы послушайте внимательно и подумайте хорошенько...
Решил лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и зажигалку, а медведь их нашел. С того все и началось.
Стал Медведь трубку курить, изо рта не выпускает.
Раньше, бывало, проснется Медведь вместе с солнышком, разомнется, да и на реку побежит. Умоется холодной водой, а потом начнет рыбу ловить на завтрак. Если захочет - или в малинник за малиной отправится, или мед в дуплах ищет.
А теперь...
Появляется Медведь, идет медленно, едва ноги волочит, головой трясет.
Медведь. Ой! Как трудно вставать поутру, кости ноют, голова болит, плохо что-то мне. Не пойду я никуда, лягу под кустом, отдохну немного и трубку покурю.
Медведь опускается на пенек. На поляну выбегает, напевая, Лиса.
Лиса (оглядев Медведя, удивленно).
Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобой?
Медведь (хрипло).
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь...
Лиса (сочувствующе).
Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!
Медведь. Вот недельку обожду,
Станет хуже - вот пойду!
Лиса убегает.
Рассказчик. Прошла неделя, прошла другая, а Медведю все хуже и хуже.
И вот однажды плетется Медведь по оврагу, едва лапы передвигая, а навстречу ему Серый Волк.
Появляется Волк, напевает, пританцовывает.
Волк.
В гости я иду голодный,
Съесть могу я что угодно!
Так ужасно есть хочу,
Что любого проглочу!
Рассказчик. Увидел Волк Медведя, да так и присел от удивления на задние лапы.
Волк (удивленно).
Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалились бока -
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?..
Медведь (грустно, опустив голову).
Да, хвораю...
Волк. Что с тобой?
Медведь (нездоровым голосом).
Я сам не знаю...
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем -
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться -
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь...
Пропадаю!..
Волк (взволнованно).
И пропадешь,
Если к Дятлу не пойдешь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберется, даст совет,
Да - так да, а нет - так нет!
Медведь. Завтра я к нему пойду!
Волк. А найдешь его?
Медведь. Найду!
Рассказчик.
Разыскал Медведь Дятла в лесу на сосне.
Подошел Медведь к дереву, поднял голову и говорит жалобным голосом.
Медведь. Дятел, Дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел (внимательно глядя на Медведя и отвечая приветливым голосом).
Ба, Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь (хрипло).
Видно, нет!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем -
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться -
Да не сплю! Совсем не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь...
Дятел. Верно, куришь, коль не пьешь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел (строго).
Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук!
Дай-ка спину! Тук-тук-тук!
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть!
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с... Мне все как будто ясно...
Медведь (испуганно).Не смертельно?.. Не опасно?..
Дятел (очень строго).
Накопилась в легких копоть.
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь (жалобно).
Бросить трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!
Дятел (очень строго).
Выполняй-ка мой совет,
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Рассказчик. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Все лето и всю осень, до самой зимы, бросал Медведь трубку курить, но не смог.
Наступила зима. Поехал Лесник в лес за дровами... Видит медвежья берлога, а из берлоги синий дымок вьется. Вытащил Лесник Медведя из берлоги, а тот от курения так ослаб, что стоять даже не может - качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочками висит, а в зубах - трубка дымит!
Узнал Лесник свою трубку, вынул ее из медвежьей пасти, на сани медведя взвалил и отвез его в город, в цирк зверей.
1. В нашем цирке есть Медведь -
Приходите посмотреть!
2. Смел и ловок Мишка бурый,
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой -
Самый лучший акробат!
3. Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой - запах дыма
Мишка чует за версту
4. И, топчась на задних лапах,
Начинает вдруг реветь,
Потому что...
Учитель (детям). Почему же Медведь начинает громко реветь, учуяв запах табака? Как вы думаете? (Ответы детей.)
Учитель. Привычка курить едва не стоила Медведю жизни. И только случай, встреча с Лесником, спас Медведя.
А как вы думаете, для человека курение полезно или вредно?
Действительно, ученые разных стран мира доказали, что курение вредит здоровью человека.
Давайте поговорим, что же происходит с человеком, как только он берет в рот сигарету?
Оказывается, происходят неприятные, даже ужасные вещи.
Табачный дым начинает свою атаку на наш рот. Зубы человека состоят из самого твердого вещества, которое есть в человеческом теле. Но и они не в силах сопротивляться тем вредным веществам, которые находятся в табачном дыме. Эмаль зубов не выдерживает, в ней появляются трещины. А вредные вещества радостно говорят микробам: «Добро пожаловать. Мы открыли для вас ворота. Заходите и разрушайте зубы курильщика». Микробы рады. Нашли для себя лазейку. Они пробираются и начинают свою вредную работу. А кроме того, в табаке есть черный табачный деготь. Это вещество делает зубы черными, неприятными на вид.
И появляется неприятный запах изо рта.
Выходят ребята, на их головах коронки в виде черных зубов.
Ой, спасите нас, спасите,
Не курите, не курите.
Пожалейте нас, ребята,
Мы ни в чем не виноваты.
Мы растем, чтоб помогать
Вам все вкусное жевать.
Будете нас разрушать,
Значит, к доктору шагать.
Выходят ребята, на их головах коронки с белыми зубами.
А мы зубы белые,
Сильные и смелые.
С зубной пастою мы дружим.
Нам табак совсем не нужен.
Не хотим никак болеть,
Лучше яблоком хрустеть.
Учитель Вы правы. Лучше здоровыми зубами пожевать что-то вкусное и полезное, например похрустеть сочным яблоком. Все это только укрепит ваши зубы и десны. Но некоторые ребята просто не хотят этого понимать. Поэтому у них вредные вещества продолжают совершать свою разрушительную работу. Они попадают на язык, делают его серовато-белым, предупреждая таким образом, что внутри человека происходят болезненные изменения.
Ученик.
Язык бело-серый?
Трещинки и тут и там?
Знай, болезнь не за горами.
Организм сигналит вам.
Учитель Вы можете заметить, что тот, кто курит, очень часто сплевывает слюну или, что еще хуже для него самого, глотает ее. Вместе со слюной курильщик глотает ядовитые вещества табачного дыма, которые проникают в желудок. И желудок тоже не выдерживает. Он начинает болеть.
Ученик.
Вот желудок бедный плачет: «Накорми меня иначе.
Не трави, а пожалей.
Молочка лучше попей».
Учитель. Но курильщик, к сожалению, так и не прислушался. Хотя по утрам его уже подташнивает. И совсем не хочется есть. Начинает кружиться голова. Потому что вредные вещества начинают проникать дальше: в трахею, бронхи и легкие (демонстрирует плакат). Нежные голосовые связки, которые находятся в середине гортани, воспаляются, утолщаются, грубеют. Потому что табачный дым вызывает их воспаление. Голос становится хрипящим, грубым. Такой голос и слушать неприятно.
А вот как звучат здоровые, чистые голоса.
Дети поют на мелодию песни «Становись скорей в кружок».
Если хочешь долго жить,
То не следует курить.
Да, да, да, да, да, да, да,
Ведь курение - беда.
Могут зубы почернеть,
Разрушаться и болеть.
Ведь курение - беда,
Ты запомни навсегда.
Будешь очень плохо спать,
Петь не сможешь, выступать.
Заучи навсегда,
Что курение - беда!
Учитель . Такие чистые и красивые голоса у ребят потому, что те реснички, которые находятся в их трахеях и бронхах, не повреждены. Эти реснички очень важны для организма. Они стоят на страже нашего здоровья. Если какие-то пылинки попадают в наш организм, реснички тут как тут. Они ловят эти пылинки и не дают им возможности проникнуть дальше в организм.
А вот табачный дым их губит и вредные вещества попадают в легкие человека.
Человек начинает кашлять. А вместе с кашлем выделяется неприятная мокрота. Ее цвет - грязно-серый. Все это очень неприятно и для самого человека, и для тех людей, которые его окружают. Кому будет приятно находиться рядом с человеком,
который постоянно кашляет и сплевывает грязно-серые сгустки.
От таких людей стараются держаться подальше. К тому же, четыре из пяти курильщиков обязательно страдают частыми легочными заболеваниями.
Группа учащихся поет на мелодию песни «По малину в сад пойдем».
Лучше, дети, не болеть, не болеть, не болеть,
Лучше дома не сидеть, не сидеть, не сидеть.
Солнышко на дворе, а я у окошка.
Лучше бы мне сейчас бегать по дорожке.
Знаю я, табачный дым - это яд, это яд.
Все кругом так говорят, говорят, говорят.
И тот, кто курил, дома у окошка.
А я во дворе, прыгаю на ножках.
Учитель. Легкие – это не только здоровое дыхание, но и главная станция по очистке крови, потому что кровь, пробежав по кровеносным сосудам нашего организма, попадает и в легкие.
Легкие пополняют кровь кислородом, который получают при вдохе человека и забирают углекислый газ, который накопился в крови. Организму он не нужен. И легкие помогают человеку его выдыхать.
В крови есть особое вещество под названием гемоглобин. Именно он присоединяет к себе кислород и развозит его по всему организму.
Кислород добрый и спокойный. Он не может так быстро сочиняться с гемоглобином, как это делает вредный угарный газ, который находится в табачном дыму. Вредный и проворный, он проделывает это в 300 раз быстрее. Поэтому в легкие курильщика попадает много угарного газа и мало кислорода.
Кровь и не хочет разносить ядовитые вещества по организму. Но она все время бежит, ей нельзя останавливаться, и вредные вещества разносятся по всему телу, сокращая жизнь человека, вызывая у него многочисленные болезни.
Тоскует
сердце, мозг, сосуды, почки.
Слабеют
легкие, от дыма почернев.
Мы кашляем
весь день и даже ночью.
Страдает
печень, яд не одолев.
Остановитесь,
люди, жизнь прекрасна.
Но с дымом
счастье улетает прочь,-
Не сразу.
Постепенно и ужасно,
И лучший врач
не сможет вам помочь.
Друзья и
господа, курить бросайте смело.
Не
постепенно, сразу, навсегда.
Чтоб
голова была здорова, не болела.
Чтоб
сердце не болело никогда.
Учитель. По истине универсален тот вред, который наносит курение табака здоровью. По данным Всемирной организации здравоохранения, в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от употребления табака умирает каждый пятый. Это значит, что мы ежегодно теряем 500.000 людей.
Ты
выкупил всего 5 (пять) сигарет
И часа
жизни твоей нет.
Во имя шаловливой
моды
Кладешь ты в землю жизни годы.
Себе болезни ты вызываешь.
Куреньем
гибель приближаешь.
Меняешь на деготь,
смрад.
В
позорной сделке сам лишь виноват.
Тебе
дан разум-царь природы!
Так откажись
от глупой моды!
Учитель. Опасно не только курить самому, но и дышать табачным дымом. Очень вредно находиться в помещении, где плавают облака сизого табачного дыма, потому что чистые легкие вдыхают ядовитый дым и становятся тоже загрязненными и больными.
-
Огней так много золотых
На островах Америки.
Колумб открыл их нам на грех,
Зачем же это сделал он. -
Табак завез он к нам давно,
И все мы здесь отравлены
Мы погибаем от него.
Совсем им одурманены -
Куда ни глянь
Везде табак -
Как от него избавиться?
Ни стану ни за что курить
Здоровье так прибавиться.
Учитель. Особенно опасно начинать курить в детском возрасте. Потому что курение отнимает все силы у растущего организма. У курящих детей плохая память, они медленно соображают, быстро устают, на физкультуре не могут выполнить нормативы, нервные, обидчивые, часто лезут в драку, учатся плохо, да и внешний вид у таких горе-курильщиков неопрятен.
1. У
берегов озер, морей и рек
Случается,
что тонет человек.
Лишь он начнет на
помощь звать,
Его, конечно же, спешат
спасать.
2.И если
дом гудит, охваченный огнем,
Человек
без чувств остался в нем,
Тотчас на
помощь кто-то поспешит -
Ему так сердце
доброе велит.
3.Когда же школьник
курит сигарету
И годы жизни отдает
за это,
Пойми, он тонет, он горит…
Беда!
Сейчас решается его судьба.
4.Не будь же равнодушным человеком.
Спеши спасать!
Он
может стать калекой!
Учитель.
А что бы вы , ребята, сказали вашему
другу, взявшему в руки сигарету?
1. Курильщик – сам себе могильщик.
2. Табак и верзилу сведёт в могилу.
3. Табак – забава для дураков.
4. Курить – здоровью вредить.
5. Лучше есть конфеты, чем курить сигареты!
6. Поздоровавшись с сигаретой, ты прощаешься с умом.
7. Прекращать дурные привычки надо сразу.
8. Поскорей бросай курить, чтобы рост не прекратить
9. Если куришь – быстро бросай и здоровье поправляй.
10. Курение способствует оглуплению.
11. Ты б, дружок мой, не курил и здоровьем дорожил.
12.Ты красиво хочешь жить, так бросай скорей курить!
Учитель. Подумайте о том, что вас ждет впереди, если вы будете курить. Вспомните образы тех старых курильщиков, которых вы знаете: вот идет один из них- с желтым, сухим, морщинистым лицом, сгорбленным, задыхающийся, постоянно кашляющий…А вот второй- вынужденный поминутно останавливаться из-за возникающих при ходьбе болей в ногах. Или третий- так часто жалующийся на боли в области сердца…Конец, как правило, у всех одинаков- трагичен, загублена человеческая судьба, сама жизнь!
У вас у каждого на столах вы заметили красное сердечко. Это не просто символ, это бюллетень для голосования. Мне очень интересно узнать, какое решение примет каждый из вас сейчас: курить или не курить? –
Представьте: я - весы, а это - чаши (развернутые ладони рук). На этой стороне весов - здоровье близких (родителей, будущих жен, мужей, детей, ваше здоровье). А здесь…болезни, ранняя старость, мучительная смерть.
Что
ж, был вопрос. Ну а каков ответ?
Пусть
на минутку тихо станет в классе.
Подумайте,
чего хотите вы?
Прислушайтесь, что
сердце скажет.
И разум ваш какой дает
совет.
Силен ты или слаб?
Свободен
или раб?
(Звучит удар колокола.)
-Пришло время подвести итоги. Предлагаю проголосовать. Перед вами две урны. Первая- для тех, кто за здоровый образ жизни без сигарет, а вторая- для тех, кто считает, что курение не повредит ему. Обдумайте свое решение. Сделайте свой выбор.
Голосование.
Звучит «Песенка о вреде курения»
Колумб
Америку открыл -
Великий был моряк!
Но заодно он научил
Весь мир курить
табак.
От трубки мира, у костра
Раскуренной с вождём,
Привычка
вредная пошла
В масштабе мировом.
Минздрав предупреждает:
Куренье
- это яд!
Минздрав предупреждает,
Минздрав предупреждает,
А Колумб,
а Колумб, а Колумб
Ни в чём не виноват!
Колумб, который Христофор,
Не ведал,
что творил.
Немало утекло с тех пор
В дым сизый наших сил.
Нам слаще
аромата роз
Табачный перегар,
А в
дыме том - инфаркт, склероз,
Рак лёгких
и катар...
Минздрав предупреждает:
Куренье - это яд!
Минздрав
предупреждает,
Минздрав предупреждает,
А Колумб, а Колумб, а Колумб
Ни в
чём не виноват!
Я, лично, бросил, не
курю -
Я бодр и полон сил,
Родной
Минздрав благодарю,
Что он предупредил.
Курильщик, извини меня
За грустный
каламбур:
Куренью с нынешнего дня
Объявим перекур!
Минздрав
предупреждает:
Куренье - это яд!
Минздрав предупреждает,
Минздрав
предупреждает,
А Колумб, а Колумб, а
Колумб
Ни в чём не виноват!
Учитель. О чём предупреждает Минздрав?
Минздрав
предупреждает:
Куренье – опасно для
здоровья!
Учитель. А как думаете вы?
Оглашение результатов голосования.
Учитель. Считают, что курение не повредит здоровью - …человек.
За здоровый образ жизни без сигарет-…человек.
1вириант
Учитель. Я рада, что вы сделали выбор в пользу здорового образа жизни.
В заключение мне хотелось бы обратиться ко всем ещё пока курящим людям и тем, кто хочет впервые попробовать закурить со словами:
- Брось сигарету! Табачный дым
Полон химических ядов!
- Брось сигарету – тебе говорим!
Себя отравлять не надо!
2 вариант
Я рада, что большинство из вас сделали выбор в пользу здорового образа жизни. А тем, кто ещё не осознал всю серьёзность проблемы, я хотела бы прочесть одну притчу.
В
далеком прошлом, когда табак только
что был завезен в Армению из дальних
стран, у подножия Арарата жил один
старец, добрый и мудрый. Он сразу
невзлюбил это одурманивающее растение
и убеждал людей не использовать его.
Однажды старец увидел, что вокруг
чужеземных купцов, разложивших свой
товар, собралась огромная толпа. Купцы
кричали: «Божественный лист, божественный
лист! В нем средство от всех
болезней!»
Подошел мудрый старец,
сказал:
– Этот «божественный лист»
приносит людям и другую пользу: к
курящему в дом не войдет вор, его не
укусит собака, он никогда не
состарится.
Купцы с радостью посмотрели
на него.
– Ты прав, о мудрый старец!
– сказали они. – Но откуда ты знаешь о
таких чудесных свойствах «божественного
листа»?
И мудрец пояснил:
– Вор
не войдет в дом курящего потому, что
тот всю ночь будет кашлять, а вор не
любит входить в дом бодрствующего
человека. Через несколько лет курения
человек ослабеет и будет ходить с
палкой. А какая собака укусит человека,
если он с палкой?! И, наконец, он не
состарится, ибо умрет в молодости...
Отошли
люди от купцов, задумавшись...
Учитель. Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
Спасибо всем за внимание!
Использованная литература:
1.Г.Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей»
2.Материалы «ПедСовета» , «ШИКа».
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей