Внеклассное мероприятие «Однажды Болдинской осенью»
Краткое описание
Приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формировать эстетический вкус; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, формировать личную заинтересованность в ней как в источнике знаний о человеке, его отношении к миру. Совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитать уважительное отношение к русской литературе.
Описание
Внеклассное мероприятие, посвящённое жизни и творчеству А.С.Пушкина: «Однажды Болдинской осенью» (литературный вечер) Подготовила: Заболотнева Лариса Викторовна,
учитель русского языка и литературы высшей
категории МБОУ «Верхнелиповская ООШ»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области.
Домашний адрес: 403527 Волгоградская область,
Фроловский район, хутор Верхние Липки, дом 66
Тел.: 8 902 654 07 51
e-mail: larisa.kotelnikova.70@mail.ru
2013 год
Содержание 1. Методический комментарий…………………………………………3
2. Планируемые результаты…………………………………………….3
3. Оснащение мероприятия……………………………………………..4
4. Действующие лица……………………………………………………4
5. План мероприятия…………………………………………………….5
6. Сценарий мероприятия……………………………………………….6
7. Литература……………………………………………………………23
Методический комментарий Литературный вечер «Однажды Болдинской осенью» посвящён жизни и творчеству А.С. Пушкина. Факты биографии перемежаются выразительным чтением и инсценировками фрагментов произведений поэта.
Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 6-9-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с историей произведений, созданных в один из самых плодотворных периодов А.Пушкина осенью 1830 года, с интересными событиями из жизни великого поэта в это время, даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.
Планируемые результаты: 1. Предметные: понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать эстетический вкус; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, формировать личную заинтересованность в ней как в источнике знаний о человеке, его отношении к миру.
2. Метапредметные: развивать речь, творческие способности учащихся (актёрские, хореографические, музыкальные, художественные, организационные).
3. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитать уважительное отношение к русской литературе.
Оснащение мероприятия 1. Письменный стол, на столе листы бумаги, чернильница, перо, свечи и подсвечники, световой луч.
2. Портрет А.С.Пушкина.
3. Портрет няни А.С.Пушкина Арины Родионовны (Яковлевой).
4. Презентация слайдов о Болдинской осени.
5. Костюмы для участников инсценировок произведений А.С.Пушкина.
6. Музыка П.И.Чайковского «Времена года»
Действующие лица:
1. Ведущий 1
2. Ведущий 2
3. А.С.Пушкин
4. Чтецы
5. Инсценировка эпизода из произведения «Гробовщик»:
· Автор
· Аксинья
· Гробовщик
6. Няня А.С.Пушкина Арина Родионовна
7. Инсценировка эпизода из «Сказки о попе и его работнике Балде»:
· Автор
· Балда
· Поп
8. Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка»:
· Автор
· Алексей
· Лиза
9. Инсценировка эпизода из повести «Метель»:
· Автор
· Бурмин
· Марья Гавриловна
10. Дон Гуан
План мероприятия I. Вступительное слово ведущих.
II. Выступление чтеца: стихотворение «Элегия»
III. Вынужденное пребывание А.С.Пушкина в Болдино.
IV. Пушкин: стихотворение «…- и в камельке забытом»
V. Выступление чтеца: стихотворение «Бесы»
VI. Инсценировка эпизода из произведения «Гробовщик»
VII. Слово няни.
VIII. Инсценировка эпизода из «Сказки о попе и его работнике Балде»
IX. Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка».
X. Выступление чтеца: « Кто б ни был ты, прости, читатель…»
XI. Выступление чтеца: стихотворение «Царскосельская статуя».
XII. Выступление чтеца: стихотворение «Прощание».
XIII. Инсценировка эпизода из повести «Метель»
XIV. Дон Гуан: «Слуга покорный! Я едва-едва…»
XV. О создании романа в стихах «Евгений Онегин»
XVI. Заключительные слова ведущих.
Сценарий литературного вечера « Однажды Болдинской осенью»
(В зале полумрак. На камине горят свечи. Световой луч освещает портрет А.С.Пушкина. Около камина в углу комнаты стоит письменный стол, на нём лежат листы бумаги, чернильница и перо. Зрители рассажены полукругом. Звучит тихая мелодия. (Чайковский П.И. «Времена года»)
I.
Ведущий 1 Да здравствуют музы,
Да здравствует разум !
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость
Мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма! (А. Пушкин)
Ведущий 2Этот час мы посвящаем памяти А.С.Пушкина. Болдинская осень – что же такое это чудо – и как творилось оно день за днём. В первых числах сентября 1830 года Пушкин приехал в Болдино.
Впервые он посетил нижегородскую вотчину своего отца. Выжженные солнцем, бесплодные поля лежали вокруг, осеннее ненастье делало их ещё безотраднее. Ему ли, Пушкину, было дивиться мужицкой нищете; он много видывал её в своих странствиях, но нищета, подобная той, которая открылась в этом нижегородском сельце, ещё никогда ему не встречалась. Сердце щемило при виде деревень, в которых десятилетиями хозяйничали барские управляющие. Избы топились по-чёрному, концы села именовались Бунтовка, Самодуровка, и уже самые названия их приоткрывали печальную историю этих мест.
А тем временем все пути на Москву были закрыты: холера пришла. Он был пленником в этих унылых местах, и, как знать, может быть, надолго.
Ведущий 1Сентябрь 1830 года. ( Пушкин сидит перед раскрытой черновой тетрадью. Рядом лежат отдельные чистые листы. Полумрак, горит свеча)
Ведущий 2 Все силы души разом восстали против мрачных мыслей. Один, при свечах, под свист ветра в печной отдушине- смертоносного ветра с Поволжья, он писал первые строчки, которые принесла ему эта необыкновенная осень:
II.
Чтец ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино- печаль минувших дней
В моей душе чем старее, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья;
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
III.
Ведущий 1Москва была за пятьсот вёрст, обнесённая карантинами, вокруг лежали голые, взмокшие под осенними дождями поля, а он, наутро получив ласковую весточку из Москвы- краткую улыбку любви, — и уже охваченный тем душевным напряжением, исход которому только в словах, в гармонии, в созвучии слов, писал другу:
Пушкин:Ах, мой милый… что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. А я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Ведущий 2И вот судьба повёртывает беды оборотной стороной. Не раз уже в жизни Пушкина бывало, когда вынужденное бездействие вызывало в нём творческие силы. Поэт провёл в Болдино три месяца, прославленные бессмертными творениями. Творчество это настолько огромно: такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного поэтом за всю жизнь.
Так преходящие неудачи и горести вознаграждаются вечными художественными ценностями.
Ведущий 1Он был наконец-то один, наедине с самим собой, с полями, с небом, с оплывающей свечой по вечерам. Запертый в карантине, он как бы очутился между своим вчерашним днём и завтрашним; всё отошло: все хлопоты, все тревоги, которые неизменно отравляли ему жизнь. Может быть, он и сам не подозревал, какое богатство чувств, мыслей, образов скопилось в его душе за последние месяцы, может быть годы, и не успевало найти себе выход в словах, оттого что ему нужно было искать любви, отбивать нападки врагов, уходить с головой в повседневные житейские дрязги. Отошло всё…
IV.
Пушкин
…- и в камельке забытом
Огонь опять горит- то яркий свет лиет,
То тлеет медленно,- а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир- и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге.
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо- к бумаге,
Минута- и стихи свободно потекут…
Ведущий 2Он не забывал мир- это неправда, он только возвращал миру, возвращал жизни всё взятое от неё же, а сам в эти часы и минуты напряжённого и вдохновенного труда как бы переставал существовать со своими личными чаяниями и желаниями.
Пушкин: «Знакомцы давние, плоды мечты моей»
Ведущий 2Живые, узнанные им люди, живые человеческие образы, слитые его воображением из многих человеческих натур в одну – самую верную, самую жизненную, — они толпились вокруг него той осенью. Когда вечерами он сидел, помешивая в затопленной печке дрова, они как бы обступали его со всех сторон, заглядывая ему в лицо и оттесняя друг друга. Вились снежные бесы над зимней дорогой- образ дорожных раздумий, до слёз любимых и унылых просторов.
Ведущий 1В один из первых вечеров болдинского заточения он написал «Бесы». Чуть ниже подзаголовок или другое название- «Шалость». Потом «Шалость» исчезает. Под текстом: «7 сентября. Болдино».
V.
Чтец:( исполняется стихотворение «Бесы»)
Ведущий 2Накануне Пушкин открыл особую тетрадь без переплёта, просто несколько десятков сшитых и несшитых листов в общей обёртке. Открыл и без всякого заглавия и эпиграфа принялся писать:
(Пушкин пишет в тетрадь и говорит):
Пушкин: «Последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожки без рессор, и бедная кляча в четвёртый раз потянулась с Басманной, где находилась лавка гробовщика, на Никитскую».
(Пушкин перечёркивает, пишет…)
Ведущий 1Затем Пушкин переименовал Самсона Прохорова в Арияна и добавил ему лошадей. Вышло:
Пушкин (пишет): «Пара кляч в четвёртый раз потащилась…»
Ведущий 2Пушкин снова поправил: «Тощая пара в четвёртый раз потащилась». «Дрожки без рессор» также «усилены». «Последние пожитки гробовщика Арияна Прохорова были взвалены на похоронные дроги…»
Ведущий 1(Свет направлен на портрет Пушкина) Поэт уже не раз брался за прозу: «Арап Петра Великого», «Роман в письмах», — но эти сочинения так и остались незавершёнными. Выходит «Гробовщик» — первое законченное Пушкиным произведение в прозе. Пушкин давно говорит и пишет о том, какой, по его мнению, должна быть проза: сжатой, лёгкой, точной.
Ведущий 2К тому же –
Лета к суровой прозе клонят…
VI.
Инсценировка эпизода из произведения «Гробовщик»
Автор:Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец открыл он глаза и увидел перед собой работницу, раздувающую самовар. С ужасом вспомнил Адриян всё вчерашние происшествия. Трюхина, бригадир и сержант Курилкин смутно представились его воображению. Он молча ожидал, чтоб работница начала с ним разговор и объявила о последствиях ночных приключений.
Аксинья: Как ты заспался, батюшка Адриян Прохорович (подавая ему халат). К тебе заходил сосед портной, и здешний будочник забегал с объявлением, что сегодня частный именинник, да ты изволил почивать, и мы не хотели тебя разбудить.
Гробовщик: А приходили ко мне от покойницы Трюхиной?
Аксинья: Покойницы? Да разве она умерла?
Гробовщик: Эка дура! Да не ты ли пособляла мне вчера улаживать её похороны?
Аксинья: Что ты, батюшка, не с ума ли спятил, али хмель вчерашний ещё у тя не прошёл? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до сего часа, как уже к обедне отблаговестили!
Гробовщик:Ой ли!
Аксинья:Вестимо так.
Гробовщик: Ну, коли так, давай скорее чаю да позови дочерей.
Ведущий 2 Возвратимся мысленно в прежние годы, в другую глухую губернию. Арины Родионовны уже два года как нет на свете, но «многолюбезная няня», конечно, не раз вспомянута в те сентябрьские дни, когда любимец её достал большую тетрадь (очевидно, поздней осенью 1824 года)были занесены следующие строки – за няней:
(Светящийся луч направлен на няню, она тихо вяжет, рассказывает. Пушкин пишет.)
VII.
Няня: Поехал, поехал искать поп работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радёхонек, попадья говорит: «Каков будет щёлк. Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться».
(Свет над няней тухнет – зажигается над Пушкиным)
Ведущий 1Далее Балда обводит вокруг пальца бесов. Затем – Балда у царя. Дочь одержима бесом. Балда под страхом виселицы берётся вылечить царевну. После приключений бес «пойман и высечен».
Так писано в Михайловском. Теперь же, в Болдино Александр Сергеевич начинает то же самое «переписывать» стихами: Жил был поп, \ Толоконный лоб…
VIII.
Инсценировка эпизода из «Сказки о попе и его работнике Балде»
АвторЖил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Балда «Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Автор Поп ему в ответ:
Поп«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Автор Балда говорит:
Балда«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Автор Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде:
Поп «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье». Конец эпизода
Ведущий 2Тем же днём, что и «Сказка о Балде», 13 сентября помечено другое сочинение.
Ведущий 1«Рассуждение о смотрителях. Вообще эти люди несчастные и добрые. Приятель мой – смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно я поехал по нём. Дочери не нашёл. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит её на гулянии. Возвратясь, находит отца мёртвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне не рассказывает о дочери.»
Ведущий 2Пушкин задумал создать несколько повестей, которые будут объединены в сборник, автором которого писатель ставит вымышленное лицо. Иван Петрович Белкин, якобы действительно живший и создавший эти замечательные творения.
18 сентября создана ещё одна повесть «Барышня-крестьянка».
IX.
Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка».
Автор. Лиза успела уже оправиться от испугу и сумела тотчас воспользоваться обстоятельствами.
Алексей. Я провожу тебя, если ты боишься, ты мне позволишь идти подле себя.
ЛизаА кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.
Алексей.Откуда ты?
ЛизаИз Прилучина; я дочь Василия-кузнеца, иду по грибы. (Лиза несёт кузовок)
А ты, барин, тугиловский, что ли?
Алексей.Так точно. Я камердинер молодого барина.
Лиза(засмеялась) А лжёшь – не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
Алексей. Почему же ты так думаешь?
ЛизаДа по всему.
Алексей.Однако же?
ЛизаДа как же барина со слугой не распознать? И одет-то не так, и баешь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему.
( Алексей хочет обнять Лизу, но она отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя строгий и холодный вид. Алексея это рассмешило, но он не стал к ней больше приставать.)
ЛизаЕсли вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями (важно), то не извольте забываться.
Алексей.Кто тебя научил этой премудрости? (расхохотавшись) Уж ни Настенька, ни девушка ли барышни вашей?
ЛизаА что думаешь? Разве я и на барском дворе никогда не бываю? Небось, всего наслышалась и нагляделась. Однако, болтая с тобою, грибов не наберёшь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим… (Хочет уйти. Алексей удерживает её за руку).
Алексей.Как тебя зовут, душа моя?
ЛизаАкулиной (старается освободить руки). Да пусти же, барин; мне и домой пора.
Алексей.Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию – кузнецу.
ЛизаЧто ты? Ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой Василий-кузнец прибьёт меня до смерти.
Алексей.Да я непременно хочу с тобой опять видеться.
ЛизаНу, я когда-нибудь опять сюда приду за грибами.
Алексей.Когда же?
Лиза Да хоть завтра.
Алексей.Милая Акулина, расцеловал бы я тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?
ЛизаДа, да.
Алексей. И ты не обманешь меня?
ЛизаНе обману.
Алексей. Побожись.
Лиза (перекрестясь) Ну вот те святая пятница, приду. Конец эпизода.
Ведущий 2Просматривая подряд названия пушкинских сочинений, созданных в Болдине, легко заметить резкую разницу между последними сентябрьскими и первыми октябрьскими. Вторая половина сентября заполнена «Онегиным».
X.
Чтец
Кто б ни был ты, прости, читатель,
Друг, недруг ли, хочу с тобой
Расстаться мирно как приятель.
Прости! Чего бы ты со мной
Здесь ни искал в строфах небрежных
Забвенья ли забот мятежных,
Отдохновенья от труда,
Картин ли, шутки ль иногда,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтобы со мною ты
Для наслажденья, для мечты,
Для сердца, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти.
Засим, читатель мой, прости!
( 8-я гл. «Евгения Онегина»)
Ведущий 1В первые дни октября создано несколько «мелких стихотворений…
XI.
Чтец (Стихотворение «Царскосельская статуя»).
Ведущий 2Первое среди болдинских стихотворений – прощание с теми, кого любил прежде.
XII.
ЧтецСтихотворение «Прощание».
Ведущий 1После почти месячной отлучки Иван Петрович Белкин снова берётся за перо. В той самой тетради, где уже разместились «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», пока без заглавия и эпиграфа, начинается новая повесть: «Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна – «Выстрел».
Ведущий 219 октября. Лицейская годовщина. Одна из немногих в последнее десятилетие жизни Пушкина, проведённая вдали от друзей. В Петербурге собирались товарищи, веселились. Сохранилось письмо бывшего лицеиста, благодарившего за приглашение: «Любовь товарищей первого выпуска пылает, как и в 1811-м.»
Ведущий 1Впервые после 19 октября 1825 года Пушкин может повторить:
Пушкин Я пью один. Вотще воображение
Вокруг меня товарищей зовет…
Ведущий 219 октября зафиксирован план новой повести «Метель».
XIII.
Инсценировка эпизода из повести «Метель». (последняя сцена «Метели» )
АвторБурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов, Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только незапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.
Бурмин: Я вас люблю, я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже.) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux.) Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…
Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женою…
Бурмин: (тихо) Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы… молчите, ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но — я несчастнейшее создание… я женат!»
Автор:Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением.
Бурмин:Я женат, я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Марья Гавриловна: (воскликнув) Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.
Бурмин: В начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким об разом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек, и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало не сколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то; — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава Богу, — сказала эта, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне не дурна… Непонятная, непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Аи, не он! не он!» — и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: пошел!»
Марья Гавриловна: (закричала) Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?
Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул, и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко, и которая теперь так жестоко отомщена.
Марья Гавриловна: (схватив его руку) Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?
Автор: Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам… Конец .
Ведущий 1Уму непостижимо, сколько он написал в эту «детородную» осень…
Пушкин …осень чудная, и дождь и снег, и по колено грязь…
Ведущий1 В это же время были написаны «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери». И продолжается работа над «Евгением Онегиным».
Ведущий 2Ноябрь. В первых числах была написана «История села Горюхина», но Пушкин начал работать над «Историей…» ещё в сентябре.
ПушкинРассказ ведётся от лица нашего старого знакомого. Вот план произведения и я следую за ним довольно точно:
— Уважение моё к званию писателя… — Встреча с Булгариным…, то есть с неким стряпчим, одетым в гороховую шинель.
— Попытки мои в разных родах – в повестях – в «Истории…» — Приезд мой в деревню – Родословная моя, мысль писать историю – Календари – Изустные предания – Летопись попа – Ревижские сказки…
Ведущий1 В широкополой шляпе «со шпагою под мышкой и в плаще стоит под деревом за городскими воротами Дон Гуан, герой новой маленькой трагедии.
XIV.
Дон Гуан
Слуга покорный! Я едва-едва
Не умер там со скуки. Что за люди,
Что за земля! А небо?.. точный дым.
А женщины? Да я не променяю,
Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,
Последней в Андалузии крестьянки
На первых тамошних красавиц – право.
Они сначала нравилися мне
Глазами синими, да белизною,
Да скромностью – а пуще новизною;
Да, слава богу, скоро догадался –
Увидел я, что с ними грех и знаться-
В них жизни нет, всё куклы восковые:
А наши!.. Но послушай, это место
Знакомо нам; узнал ли ты его?
Ведущий 2Следом были написаны «Пир во время чумы».
XV.
Ведущий 1Уж осень осыпала мокрым снегом рыжие болдинские поля, уж последний бурый лист сорвало с деревцов под окном, а он всё жёг свечи по вечерам и склонялся с пером над кипой бумажных листов. Ни один поэт мира- это так – не знал подобной силы вдохновения.
И всё, что он написал в эти дни, вовсе не было случайными набросками, которым в будущем надлежало дать связь и форму. Всё, каждая страница, каждая строфа была закончена и совершена.
Ведущий 2В эти же дни он закончил самый большой труд своей жизни- роман в стихах «Евгений Онегин». Семь лет, четыре месяца, семнадцать дней! Семь долгих лет, за которые так многое изменилось в России, в мире, в нём самом.
Ведущий 1Семь лет – Одесса, Михайловское, Москва, Петербург…
И вот осень, Болдино, деревенская глушь, и «труд многолетний», неоконченный его «роман в стихах» на столе.
Пушкин:Живой и постоянный, хоть милый труд.
Ведущий 1На дворе по утрам палые листья уже белели от инея, когда он начал десятую главу романа.
Ведущий 2И вдруг всё кончилось. «Роман в стихах», величайшее изображение эпохи, оборвался на полуслове…
Пушкин:Пускай читатель своим воображением дополнит невысказанное- дальнейшую судьбу Онегина.
Ведущий 1Месяц спустя, 19 октября, после долгих колебаний и безумств по созданию десятой главы, оконченный «роман в стихах» лежал на столе. Кишинёв 1823 9 мая- Болдино 1830 25 сентября.
XVI.
Ведущий 127 ноября. Среди бумаг Пушкина сохранился рисунок, изображённый, видимо, с натуры угол кабинета, письменный стол, на нём книги, рукописи, античный бюст, над столом книжная полка.
Ведущий 2Болдинская осень близится к концу. Но и в последние дни ожидания вдохновение не покидает Пушкина. Образы прошлого тревожат его. Пламенная и мучительная любовь, воскреснув в памяти, волнует воображение. Четыре года назад, узнав о смерти возлюбленной, он обращался к себе с укором:
Пушкин: Из равнодушных уст я услышал смерти весть,
И равнодушно ей внимал я…
Ведущий 1Теперь одинокой болдинской осенью воспоминания о невозвратимых днях явились Пушкину, пробудили в нём поэзию. Он воспевает и оплакивает давнюю любовь, навсегда прощается с ней.
Пушкин: Для берегов отчизны дальней.
Ведущий 2«Мелодия сердца, — скажет о стихотворении Белинский, — музыка души, непереводимая на человеческий язык, и тем не менее заключающая в себе целую повесть, которой завязка на земле, а развязка на небе…»
Ведущий 1Лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернётся ли ещё когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут манить, тревожить.
Пушкин: … Другие дни, другие сны…
В зале гаснет свет, тушатся свечи. Звучит тихая мелодия. (Чайковский П.И. «Времена года»)
Конец.
Литература 1. Вс. Воеводин. Повесть о Пушкине. – Лениздат, 1956. 2. В. Белоногова. Болдинский ключ. С Пушкиным и без него. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2009.
3. А.Г.Гукасова. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1973.
4. www.pushkiniada.ru
Внеклассное мероприятие, посвящённое жизни и творчеству А.С.Пушкина: «Однажды Болдинской осенью» (литературный вечер) Подготовила: Заболотнева Лариса Викторовна,
учитель русского языка и литературы высшей
категории МБОУ «Верхнелиповская ООШ»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области.
Домашний адрес: 403527 Волгоградская область,
Фроловский район, хутор Верхние Липки, дом 66
Тел.: 8 902 654 07 51
e-mail: larisa.kotelnikova.70@mail.ru
2013 год
Содержание 1. Методический комментарий…………………………………………3
2. Планируемые результаты…………………………………………….3
3. Оснащение мероприятия……………………………………………..4
4. Действующие лица……………………………………………………4
5. План мероприятия…………………………………………………….5
6. Сценарий мероприятия……………………………………………….6
7. Литература……………………………………………………………23
Методический комментарий Литературный вечер «Однажды Болдинской осенью» посвящён жизни и творчеству А.С. Пушкина. Факты биографии перемежаются выразительным чтением и инсценировками фрагментов произведений поэта.
Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 6-9-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с историей произведений, созданных в один из самых плодотворных периодов А.Пушкина осенью 1830 года, с интересными событиями из жизни великого поэта в это время, даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.
Планируемые результаты: 1. Предметные: понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать эстетический вкус; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, формировать личную заинтересованность в ней как в источнике знаний о человеке, его отношении к миру.
2. Метапредметные: развивать речь, творческие способности учащихся (актёрские, хореографические, музыкальные, художественные, организационные).
3. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитать уважительное отношение к русской литературе.
Оснащение мероприятия 1. Письменный стол, на столе листы бумаги, чернильница, перо, свечи и подсвечники, световой луч.
2. Портрет А.С.Пушкина.
3. Портрет няни А.С.Пушкина Арины Родионовны (Яковлевой).
4. Презентация слайдов о Болдинской осени.
5. Костюмы для участников инсценировок произведений А.С.Пушкина.
6. Музыка П.И.Чайковского «Времена года»
Действующие лица:
1. Ведущий 1
2. Ведущий 2
3. А.С.Пушкин
4. Чтецы
5. Инсценировка эпизода из произведения «Гробовщик»:
· Автор
· Аксинья
· Гробовщик
6. Няня А.С.Пушкина Арина Родионовна
7. Инсценировка эпизода из «Сказки о попе и его работнике Балде»:
· Автор
· Балда
· Поп
8. Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка»:
· Автор
· Алексей
· Лиза
9. Инсценировка эпизода из повести «Метель»:
· Автор
· Бурмин
· Марья Гавриловна
10. Дон Гуан
План мероприятия I. Вступительное слово ведущих.
II. Выступление чтеца: стихотворение «Элегия»
III. Вынужденное пребывание А.С.Пушкина в Болдино.
IV. Пушкин: стихотворение «…- и в камельке забытом»
V. Выступление чтеца: стихотворение «Бесы»
VI. Инсценировка эпизода из произведения «Гробовщик»
VII. Слово няни.
VIII. Инсценировка эпизода из «Сказки о попе и его работнике Балде»
IX. Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка».
X. Выступление чтеца: « Кто б ни был ты, прости, читатель…»
XI. Выступление чтеца: стихотворение «Царскосельская статуя».
XII. Выступление чтеца: стихотворение «Прощание».
XIII. Инсценировка эпизода из повести «Метель»
XIV. Дон Гуан: «Слуга покорный! Я едва-едва…»
XV. О создании романа в стихах «Евгений Онегин»
XVI. Заключительные слова ведущих.
Сценарий литературного вечера « Однажды Болдинской осенью»
(В зале полумрак. На камине горят свечи. Световой луч освещает портрет А.С.Пушкина. Около камина в углу комнаты стоит письменный стол, на нём лежат листы бумаги, чернильница и перо. Зрители рассажены полукругом. Звучит тихая мелодия. (Чайковский П.И. «Времена года»)
I.
Ведущий 1 Да здравствуют музы,
Да здравствует разум !
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость
Мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма! (А. Пушкин)
Ведущий 2Этот час мы посвящаем памяти А.С.Пушкина. Болдинская осень – что же такое это чудо – и как творилось оно день за днём. В первых числах сентября 1830 года Пушкин приехал в Болдино.
Впервые он посетил нижегородскую вотчину своего отца. Выжженные солнцем, бесплодные поля лежали вокруг, осеннее ненастье делало их ещё безотраднее. Ему ли, Пушкину, было дивиться мужицкой нищете; он много видывал её в своих странствиях, но нищета, подобная той, которая открылась в этом нижегородском сельце, ещё никогда ему не встречалась. Сердце щемило при виде деревень, в которых десятилетиями хозяйничали барские управляющие. Избы топились по-чёрному, концы села именовались Бунтовка, Самодуровка, и уже самые названия их приоткрывали печальную историю этих мест.
А тем временем все пути на Москву были закрыты: холера пришла. Он был пленником в этих унылых местах, и, как знать, может быть, надолго.
Ведущий 1Сентябрь 1830 года. ( Пушкин сидит перед раскрытой черновой тетрадью. Рядом лежат отдельные чистые листы. Полумрак, горит свеча)
Ведущий 2 Все силы души разом восстали против мрачных мыслей. Один, при свечах, под свист ветра в печной отдушине- смертоносного ветра с Поволжья, он писал первые строчки, которые принесла ему эта необыкновенная осень:
II.
Чтец ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино- печаль минувших дней
В моей душе чем старее, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья;
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
III.
Ведущий 1Москва была за пятьсот вёрст, обнесённая карантинами, вокруг лежали голые, взмокшие под осенними дождями поля, а он, наутро получив ласковую весточку из Москвы- краткую улыбку любви, — и уже охваченный тем душевным напряжением, исход которому только в словах, в гармонии, в созвучии слов, писал другу:
Пушкин:Ах, мой милый… что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. А я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Ведущий 2И вот судьба повёртывает беды оборотной стороной. Не раз уже в жизни Пушкина бывало, когда вынужденное бездействие вызывало в нём творческие силы. Поэт провёл в Болдино три месяца, прославленные бессмертными творениями. Творчество это настолько огромно: такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного поэтом за всю жизнь.
Так преходящие неудачи и горести вознаграждаются вечными художественными ценностями.
Ведущий 1Он был наконец-то один, наедине с самим собой, с полями, с небом, с оплывающей свечой по вечерам. Запертый в карантине, он как бы очутился между своим вчерашним днём и завтрашним; всё отошло: все хлопоты, все тревоги, которые неизменно отравляли ему жизнь. Может быть, он и сам не подозревал, какое богатство чувств, мыслей, образов скопилось в его душе за последние месяцы, может быть годы, и не успевало найти себе выход в словах, оттого что ему нужно было искать любви, отбивать нападки врагов, уходить с головой в повседневные житейские дрязги. Отошло всё…
IV.
Пушкин
…- и в камельке забытом
Огонь опять горит- то яркий свет лиет,
То тлеет медленно,- а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир- и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге.
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо- к бумаге,
Минута- и стихи свободно потекут…
Ведущий 2Он не забывал мир- это неправда, он только возвращал миру, возвращал жизни всё взятое от неё же, а сам в эти часы и минуты напряжённого и вдохновенного труда как бы переставал существовать со своими личными чаяниями и желаниями.
Пушкин: «Знакомцы давние, плоды мечты моей»
Ведущий 2Живые, узнанные им люди, живые человеческие образы, слитые его воображением из многих человеческих натур в одну – самую верную, самую жизненную, — они толпились вокруг него той осенью. Когда вечерами он сидел, помешивая в затопленной печке дрова, они как бы обступали его со всех сторон, заглядывая ему в лицо и оттесняя друг друга. Вились снежные бесы над зимней дорогой- образ дорожных раздумий, до слёз любимых и унылых просторов.
Ведущий 1В один из первых вечеров болдинского заточения он написал «Бесы». Чуть ниже подзаголовок или другое название- «Шалость». Потом «Шалость» исчезает. Под текстом: «7 сентября. Болдино».
V.
Чтец:( исполняется стихотворение «Бесы»)
Ведущий 2Накануне Пушкин открыл особую тетрадь без переплёта, просто несколько десятков сшитых и несшитых листов в общей обёртке. Открыл и без всякого заглавия и эпиграфа принялся писать:
(Пушкин пишет в тетрадь и говорит):
Пушкин: «Последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожки без рессор, и бедная кляча в четвёртый раз потянулась с Басманной, где находилась лавка гробовщика, на Никитскую».
(Пушкин перечёркивает, пишет…)
Ведущий 1Затем Пушкин переименовал Самсона Прохорова в Арияна и добавил ему лошадей. Вышло:
Пушкин (пишет): «Пара кляч в четвёртый раз потащилась…»
Ведущий 2Пушкин снова поправил: «Тощая пара в четвёртый раз потащилась». «Дрожки без рессор» также «усилены». «Последние пожитки гробовщика Арияна Прохорова были взвалены на похоронные дроги…»
Ведущий 1(Свет направлен на портрет Пушкина) Поэт уже не раз брался за прозу: «Арап Петра Великого», «Роман в письмах», — но эти сочинения так и остались незавершёнными. Выходит «Гробовщик» — первое законченное Пушкиным произведение в прозе. Пушкин давно говорит и пишет о том, какой, по его мнению, должна быть проза: сжатой, лёгкой, точной.
Ведущий 2К тому же –
Лета к суровой прозе клонят…
VI.
Инсценировка эпизода из произведения «Гробовщик»
Автор:Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец открыл он глаза и увидел перед собой работницу, раздувающую самовар. С ужасом вспомнил Адриян всё вчерашние происшествия. Трюхина, бригадир и сержант Курилкин смутно представились его воображению. Он молча ожидал, чтоб работница начала с ним разговор и объявила о последствиях ночных приключений.
Аксинья: Как ты заспался, батюшка Адриян Прохорович (подавая ему халат). К тебе заходил сосед портной, и здешний будочник забегал с объявлением, что сегодня частный именинник, да ты изволил почивать, и мы не хотели тебя разбудить.
Гробовщик: А приходили ко мне от покойницы Трюхиной?
Аксинья: Покойницы? Да разве она умерла?
Гробовщик: Эка дура! Да не ты ли пособляла мне вчера улаживать её похороны?
Аксинья: Что ты, батюшка, не с ума ли спятил, али хмель вчерашний ещё у тя не прошёл? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до сего часа, как уже к обедне отблаговестили!
Гробовщик:Ой ли!
Аксинья:Вестимо так.
Гробовщик: Ну, коли так, давай скорее чаю да позови дочерей.
Ведущий 2 Возвратимся мысленно в прежние годы, в другую глухую губернию. Арины Родионовны уже два года как нет на свете, но «многолюбезная няня», конечно, не раз вспомянута в те сентябрьские дни, когда любимец её достал большую тетрадь (очевидно, поздней осенью 1824 года)были занесены следующие строки – за няней:
(Светящийся луч направлен на няню, она тихо вяжет, рассказывает. Пушкин пишет.)
VII.
Няня: Поехал, поехал искать поп работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радёхонек, попадья говорит: «Каков будет щёлк. Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться».
(Свет над няней тухнет – зажигается над Пушкиным)
Ведущий 1Далее Балда обводит вокруг пальца бесов. Затем – Балда у царя. Дочь одержима бесом. Балда под страхом виселицы берётся вылечить царевну. После приключений бес «пойман и высечен».
Так писано в Михайловском. Теперь же, в Болдино Александр Сергеевич начинает то же самое «переписывать» стихами: Жил был поп, \ Толоконный лоб…
VIII.
Инсценировка эпизода из «Сказки о попе и его работнике Балде»
АвторЖил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Балда «Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Автор Поп ему в ответ:
Поп«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Автор Балда говорит:
Балда«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Автор Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде:
Поп «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье». Конец эпизода
Ведущий 2Тем же днём, что и «Сказка о Балде», 13 сентября помечено другое сочинение.
Ведущий 1«Рассуждение о смотрителях. Вообще эти люди несчастные и добрые. Приятель мой – смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно я поехал по нём. Дочери не нашёл. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит её на гулянии. Возвратясь, находит отца мёртвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне не рассказывает о дочери.»
Ведущий 2Пушкин задумал создать несколько повестей, которые будут объединены в сборник, автором которого писатель ставит вымышленное лицо. Иван Петрович Белкин, якобы действительно живший и создавший эти замечательные творения.
18 сентября создана ещё одна повесть «Барышня-крестьянка».
IX.
Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка».
Автор. Лиза успела уже оправиться от испугу и сумела тотчас воспользоваться обстоятельствами.
Алексей. Я провожу тебя, если ты боишься, ты мне позволишь идти подле себя.
ЛизаА кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.
Алексей.Откуда ты?
ЛизаИз Прилучина; я дочь Василия-кузнеца, иду по грибы. (Лиза несёт кузовок)
А ты, барин, тугиловский, что ли?
Алексей.Так точно. Я камердинер молодого барина.
Лиза(засмеялась) А лжёшь – не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
Алексей. Почему же ты так думаешь?
ЛизаДа по всему.
Алексей.Однако же?
ЛизаДа как же барина со слугой не распознать? И одет-то не так, и баешь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему.
( Алексей хочет обнять Лизу, но она отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя строгий и холодный вид. Алексея это рассмешило, но он не стал к ней больше приставать.)
ЛизаЕсли вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями (важно), то не извольте забываться.
Алексей.Кто тебя научил этой премудрости? (расхохотавшись) Уж ни Настенька, ни девушка ли барышни вашей?
ЛизаА что думаешь? Разве я и на барском дворе никогда не бываю? Небось, всего наслышалась и нагляделась. Однако, болтая с тобою, грибов не наберёшь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим… (Хочет уйти. Алексей удерживает её за руку).
Алексей.Как тебя зовут, душа моя?
ЛизаАкулиной (старается освободить руки). Да пусти же, барин; мне и домой пора.
Алексей.Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию – кузнецу.
ЛизаЧто ты? Ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой Василий-кузнец прибьёт меня до смерти.
Алексей.Да я непременно хочу с тобой опять видеться.
ЛизаНу, я когда-нибудь опять сюда приду за грибами.
Алексей.Когда же?
Лиза Да хоть завтра.
Алексей.Милая Акулина, расцеловал бы я тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?
ЛизаДа, да.
Алексей. И ты не обманешь меня?
ЛизаНе обману.
Алексей. Побожись.
Лиза (перекрестясь) Ну вот те святая пятница, приду. Конец эпизода.
Ведущий 2Просматривая подряд названия пушкинских сочинений, созданных в Болдине, легко заметить резкую разницу между последними сентябрьскими и первыми октябрьскими. Вторая половина сентября заполнена «Онегиным».
X.
Чтец
Кто б ни был ты, прости, читатель,
Друг, недруг ли, хочу с тобой
Расстаться мирно как приятель.
Прости! Чего бы ты со мной
Здесь ни искал в строфах небрежных
Забвенья ли забот мятежных,
Отдохновенья от труда,
Картин ли, шутки ль иногда,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтобы со мною ты
Для наслажденья, для мечты,
Для сердца, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти.
Засим, читатель мой, прости!
( 8-я гл. «Евгения Онегина»)
Ведущий 1В первые дни октября создано несколько «мелких стихотворений…
XI.
Чтец (Стихотворение «Царскосельская статуя»).
Ведущий 2Первое среди болдинских стихотворений – прощание с теми, кого любил прежде.
XII.
ЧтецСтихотворение «Прощание».
Ведущий 1После почти месячной отлучки Иван Петрович Белкин снова берётся за перо. В той самой тетради, где уже разместились «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», пока без заглавия и эпиграфа, начинается новая повесть: «Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна – «Выстрел».
Ведущий 219 октября. Лицейская годовщина. Одна из немногих в последнее десятилетие жизни Пушкина, проведённая вдали от друзей. В Петербурге собирались товарищи, веселились. Сохранилось письмо бывшего лицеиста, благодарившего за приглашение: «Любовь товарищей первого выпуска пылает, как и в 1811-м.»
Ведущий 1Впервые после 19 октября 1825 года Пушкин может повторить:
Пушкин Я пью один. Вотще воображение
Вокруг меня товарищей зовет…
Ведущий 219 октября зафиксирован план новой повести «Метель».
XIII.
Инсценировка эпизода из повести «Метель». (последняя сцена «Метели» )
АвторБурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов, Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только незапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.
Бурмин: Я вас люблю, я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже.) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux.) Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…
Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женою…
Бурмин: (тихо) Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы… молчите, ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но — я несчастнейшее создание… я женат!»
Автор:Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением.
Бурмин:Я женат, я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Марья Гавриловна: (воскликнув) Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.
Бурмин: В начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким об разом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек, и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало не сколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то; — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава Богу, — сказала эта, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне не дурна… Непонятная, непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Аи, не он! не он!» — и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: пошел!»
Марья Гавриловна: (закричала) Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?
Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул, и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко, и которая теперь так жестоко отомщена.
Марья Гавриловна: (схватив его руку) Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?
Автор: Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам… Конец .
Ведущий 1Уму непостижимо, сколько он написал в эту «детородную» осень…
Пушкин …осень чудная, и дождь и снег, и по колено грязь…
Ведущий1 В это же время были написаны «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери». И продолжается работа над «Евгением Онегиным».
Ведущий 2Ноябрь. В первых числах была написана «История села Горюхина», но Пушкин начал работать над «Историей…» ещё в сентябре.
ПушкинРассказ ведётся от лица нашего старого знакомого. Вот план произведения и я следую за ним довольно точно:
— Уважение моё к званию писателя… — Встреча с Булгариным…, то есть с неким стряпчим, одетым в гороховую шинель.
— Попытки мои в разных родах – в повестях – в «Истории…» — Приезд мой в деревню – Родословная моя, мысль писать историю – Календари – Изустные предания – Летопись попа – Ревижские сказки…
Ведущий1 В широкополой шляпе «со шпагою под мышкой и в плаще стоит под деревом за городскими воротами Дон Гуан, герой новой маленькой трагедии.
XIV.
Дон Гуан
Слуга покорный! Я едва-едва
Не умер там со скуки. Что за люди,
Что за земля! А небо?.. точный дым.
А женщины? Да я не променяю,
Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,
Последней в Андалузии крестьянки
На первых тамошних красавиц – право.
Они сначала нравилися мне
Глазами синими, да белизною,
Да скромностью – а пуще новизною;
Да, слава богу, скоро догадался –
Увидел я, что с ними грех и знаться-
В них жизни нет, всё куклы восковые:
А наши!.. Но послушай, это место
Знакомо нам; узнал ли ты его?
Ведущий 2Следом были написаны «Пир во время чумы».
XV.
Ведущий 1Уж осень осыпала мокрым снегом рыжие болдинские поля, уж последний бурый лист сорвало с деревцов под окном, а он всё жёг свечи по вечерам и склонялся с пером над кипой бумажных листов. Ни один поэт мира- это так – не знал подобной силы вдохновения.
И всё, что он написал в эти дни, вовсе не было случайными набросками, которым в будущем надлежало дать связь и форму. Всё, каждая страница, каждая строфа была закончена и совершена.
Ведущий 2В эти же дни он закончил самый большой труд своей жизни- роман в стихах «Евгений Онегин». Семь лет, четыре месяца, семнадцать дней! Семь долгих лет, за которые так многое изменилось в России, в мире, в нём самом.
Ведущий 1Семь лет – Одесса, Михайловское, Москва, Петербург…
И вот осень, Болдино, деревенская глушь, и «труд многолетний», неоконченный его «роман в стихах» на столе.
Пушкин:Живой и постоянный, хоть милый труд.
Ведущий 1На дворе по утрам палые листья уже белели от инея, когда он начал десятую главу романа.
Ведущий 2И вдруг всё кончилось. «Роман в стихах», величайшее изображение эпохи, оборвался на полуслове…
Пушкин:Пускай читатель своим воображением дополнит невысказанное- дальнейшую судьбу Онегина.
Ведущий 1Месяц спустя, 19 октября, после долгих колебаний и безумств по созданию десятой главы, оконченный «роман в стихах» лежал на столе. Кишинёв 1823 9 мая- Болдино 1830 25 сентября.
XVI.
Ведущий 127 ноября. Среди бумаг Пушкина сохранился рисунок, изображённый, видимо, с натуры угол кабинета, письменный стол, на нём книги, рукописи, античный бюст, над столом книжная полка.
Ведущий 2Болдинская осень близится к концу. Но и в последние дни ожидания вдохновение не покидает Пушкина. Образы прошлого тревожат его. Пламенная и мучительная любовь, воскреснув в памяти, волнует воображение. Четыре года назад, узнав о смерти возлюбленной, он обращался к себе с укором:
Пушкин: Из равнодушных уст я услышал смерти весть,
И равнодушно ей внимал я…
Ведущий 1Теперь одинокой болдинской осенью воспоминания о невозвратимых днях явились Пушкину, пробудили в нём поэзию. Он воспевает и оплакивает давнюю любовь, навсегда прощается с ней.
Пушкин: Для берегов отчизны дальней.
Ведущий 2«Мелодия сердца, — скажет о стихотворении Белинский, — музыка души, непереводимая на человеческий язык, и тем не менее заключающая в себе целую повесть, которой завязка на земле, а развязка на небе…»
Ведущий 1Лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернётся ли ещё когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут манить, тревожить.
Пушкин: … Другие дни, другие сны…
В зале гаснет свет, тушатся свечи. Звучит тихая мелодия. (Чайковский П.И. «Времена года»)
Конец.
Литература 1. Вс. Воеводин. Повесть о Пушкине. – Лениздат, 1956. 2. В. Белоногова. Болдинский ключ. С Пушкиным и без него. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2009.
3. А.Г.Гукасова. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1973.
4. www.pushkiniada.ru
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Литература
9 класс
11 июня 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»