"Почему нужно есть много овощей и фруктов"
2) познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека;
3) учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
МКОУ СОШ С.Преображенка Катангского района Иркутской области
Конспект
урока по окружающему миру
в 1
классе
«Почему
нужно есть много овощей и фруктов?»
подготовила
учитель начальных классов
Егорова Екатерина Юрьевна
с. Преображенка
2013
Тема: « Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Класс: 1
Место и роль в изучаемой теме: девятый урок в теме «Почему и зачем?»
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: информационно-коммуникативная технология и здоровьесберегающая технология
Продолжительность: 1 урок - 40 мин.
Цели: 1) систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
2) познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека;
3) учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Планируемые результаты (УУД):
1.Предметные (носят обучающую цель)
- научиться различать овощи и фрукты;
-выяснить, чем богаты овощи и фрукты, какие полезные вещества в них содержаться;
-научиться понимать, почему овощи и фрукты так полезны для человека;
- научиться называть основные витамины;
- выяснить, в каких овощах и фруктах эти витамины содержаться;
2.Метапредметные (носят развивающую цель)
Регулятивные: учится определять цель и задачи усвоения новых знаний
в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта).
Коммуникативные: учиться формулировать собственное мнение и позицию;
приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе;
учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Личностные (носят воспитывающую цель)
использование знаний о природе для сохранения и укрепления своего здоровья;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебные материалы: учебник «Окружающий мир. 1 класс» (автор А.А.Плешаков), рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК, карточки, плакаты, презентация.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
Работаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
ΙΙ. Актуализация знаний.
Учитель: Давайте, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
( звучит аудиозапись «Спят усталые игрушки»)
«Зачем мы спим ночью?»
Наша задача была узнать о значении сна в жизни человека и научиться правильно готовиться ко сну.
Поделимся своими знаниями. Возьмём в руки веера и ответим на несколько вопросов. Тест позволит проверить себя и оценить свои достижения.
- Готовы?
1. Почему мы спим ночью?
Потому что все вокруг спят
Потому что организм должен отдохнуть.
Потому что темно.
2.Найди неверное высказывание.
Перед сном надо чистить зубы.
Перед сном надо проветривать комнату.
Перед сном надо хорошо покушать.
3. Что не вредит хорошему сну?
Чтение книги перед сном.
Активные игры вечером.
Просмотр фильма ужасов на ночь.
( проверка теста)
Ночью мы спим потому, что наш организм должен отдохнуть и набраться сил, энергии для будущего дня. А для этого детям вашего возраста понадобиться 9-10 часов.
Перед сном надо обязательно почистить зубы и проветривать комнату. А вот кушать плотно перед сном нельзя. Лучше ужинать за 2-3 часа до сна. Но и с чувством голода ложиться не следует. Лучше выпить стакан сока или кефира или съесть овощ или фрукт.
Чтобы ваш сон был полноценным, чтобы вы смогли хорошо выспаться вам не следует играть в активные игры и смотреть ужастики, потому что страшные вещи, которые вы посмотрели перед сном, могут вам присниться, нарушив ваш отдых, а вот спокойное чтение книги перед сном нисколько не навредят хорошему сну.
ΙV. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть? (ответы детей). Да, это наш верный друг любознательный – Муравьишка – Вопросик.
Он пришёл к нам на урок не с пустыми лапками, а с полными корзинками подарков. А чтобы узнать, что именно принёс Муравьишка – Вопросик, разгадаем ребусы и загадки. Вы готовы? Тогда начинаем.
1.яблоко
2.Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. капуста
3. апельсин
4. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть долго-долго. чеснок
5. морковь
6. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. огурец
7. лук
8. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус – кислейший он,
А зовут его … лимон
9. картофель
10.Очень плод на вкус хорош и на лампочку похож. груша
11. перец
12.Носит оранжевый наряд,
Апельсину младший брат. мандарин
Учитель: Вот какие славные дары принёс нам Муравьишка.
Давайте, их разложим на две тарелки по группам.
Ребята 1-го ряда подходят к 1 столику, 2-го ряда ко 2 столику. Готовы? Начинаем.
- Серёжа, перечисли, какие подарки вы положили на одну тарелку.
- А на другую, Максим? Все согласны?
- А теперь вопрос: Как можно назвать одним словом группу даров, которую называл Серёжа и группу даров, которую называл Максим ?
-Молодцы!
- Рады вы таким подаркам? Почему? (Предполагаемые ответы детей: Они полезны. В них много витаминов.)
- А кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (Правильно, сегодня разговор пойдет об овощах и фруктах - полезных продуктах)
-Мудрая Черепаха записала тему урока, но подул ветер и все слова перепутались. Попробуем её восстановить. (много и Почему овощей нужно фруктов есть)
-Молодцы!
Тема нашего урока « Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
- Откройте учебник на с.54 и прочитайте цель нашего урока. Читай, Аня, чему должны мы научиться на уроке?
-А для того, чтобы научиться, какими должны быть ученики в течение всего урока?
- Правильно, все эти качества - трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, самостоятельность, нам понадобятся уже сейчас на уроке.
V. Работа по теме урока.
-Откройте рабочую тетрадь на с. 36 и рассмотрите внимательно рисунок . Назовите те овощи и фрукты, которых вы в корзинке у себя не нашли. Молодцы!
-А теперь возьмите красные и зелёные фишки. Зелёными фишками отметьте овощи, а красными – фрукты. Готовы?
-Откройте учебник на с. 89 и проверьте правильность выполненного вами задания.
-Поднимите руку те, кто выполнил задание верно. Умницы!
-Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Предполагаемые ответы детей: Фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде и в поле. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи нет, хотя сладковатая морковь.)
- А теперь подумайте, обсудите в парах и закрасьте зелёным карандашиком те кружочки, которые относятся к овощам и фруктам, выращиваемым в нашей местности. А красным карандашом, которые указывают на овощи и фрукты, привозимые из жарких стран?
Проверка.
-Как считаете вы, Коля и Матвей, что выращивают у нас в Преображенке?
- Алёна и Ксюша, что привозят к нам из жарких стран?
-Почему мы не выращиваем фрукты? (Фрукты в нашей местности не растут, т.к. климат очень суровый.)
-Какие ещё, кроме названных, вы знаете овощи и фрукты?
Физминутка «Фрукты-овощи»
(Если звучит название фрукта, вы поднимаете руки вверх, если овоща – делаете приседание.)
Овощи: баклажан , патиссон, цветная капуста, турнепс, редька, горох, бобы, кабачок, тыква,
Фрукты: персик, абрикос, айва, гранат, хурма, киви, грейпфрут
VI. Продолжение работы по теме урока.
-Вы любите кушать овощи? А фрукты? Почему?
- Что такое витамины?
1. Справочные данные.
Витамины – это вещества, необходимые для поддержания здоровья.
Для нормальной жизни человеку нужно около 20 витаминов.
Витамины расходуются очень быстро, поэтому пополнять витаминные запасы необходимо ежедневно, запастись же ими впрок просто невозможно!
Детям семи-восьми лет надо в день съедать 500 граммов овощей и фруктов.
2. Знакомство с витаминами.
- Слово «витамин» придумал американский ученый Функ. Он открыл новое вещество (амин) жизненно-необходимое человеку. Соединив слово «вита» - жизнь и слово «амин» получил «витамин».
- Витамины называют латинскими буквами A B C D E F и др.
Каждый витамин имеет свою особенность. Если организм долгое время не получает
витамины, то возникает болезнь АВИТАМИНОЗ.
-Познакомимся поближе с витаминами А, В, С .
-А начнём с витамина «А».
-Найдите на парте у себя закладку с витамином «А».
-Прочитайте в учебнике на с.54 , для чего необходим витамин «А». (для роста, крепких зубов, хорошего зрения)
Звучит запись:
«А»: Меня запомните, друзья.
Вам для роста нужен я.
Для костей, зубов и зренья,
В этом, братцы, нет сомненья.
И полезен я для кожи,
Волосам я нужен тоже.
-Давайте посмотрим, какие овощи в корзинке у витамина «А»? (морковь, капуста, помидоры )
-Найдите у себя на тарелочке эти овощи и наклейте на закладку.
-А ещё витамин «А» содержится в каких продуктах, как тыква, апельсин, мандарин, красный сладкий перец, абрикос, дыня.
На слайде картинки с этими овощами.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
-При недостатке витамина «А» выпадают волосы, ухудшается зрение, кожа становится сухой.
-Найдите на парте у себя закладку с витамином «В».
-Прочитайте в учебнике на с.55 , для чего необходим витамин «В».
(для хорошего настроения, чтобы быть сильным, для хорошего аппетита)
Звучит запись:
«В»: Чтобы бодрым, сильным быть,
Не грустить и не хандрить,
Вам советую, друзья,
Есть продукты, где есть я.
-В каких продуктах содержится? (яблоки, свёкла, репа)
картинки с этими овощами и фруктами.
-А ещё он есть в грушах, бананах, редисе…
Не плачь, не огорчайся, а спортом занимайся.
Кушай яблоко, свеклу, и получишь силушку!
-При недостатке витамина «В» человек чувствует усталость, слабость, теряет аппетит.
- Найдите на парте у себя закладку с витамином «С».
-Прочитайте в учебнике, для чего необходим витамин «С».
(чтобы быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни, реже простужаться)
Звучит запись:
«С»: Я нужный и отважный,
И очень-очень важный.
При простуде, при болезнях
Я, конечно, всех полезней.
-В каких продуктах содержится? (лук, лимон, смородина)
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он!
-Есть витамин «С» в чесноке, огурцах, салате…
картинки с этими овощами и фруктами.
-При недостатке витамина «С» кровоточат дёсны, выпадают зубы, отекает тело.
-Как вы думаете, ребята, а в какое время года, в овощах и фруктах больше всего витаминов? Почему?
Витамины – наши лучшие друзья.
Помните – без них нельзя!
-Услышал эти слова Муравьишка и побежал за морковкой, и тут как тут, сразу появилась Злючка –Грязючка , довольная, счастливая. Чему она радуется? (Предполагаемые ответы: Радуется тому, что Муравьишка съест грязные овощи. На грязных овощах – много микробов)
-Что такое микробы? Микробы – это крошечные существа, опасные для здоровья.
-Что нужно сделать Муравьишке, чтобы Злючка –Грязючка исчезла?
(Предполагаемый ответ: Помыть руки, овощи и фрукты!)
-Правильно! Зря Злючка-Грязючка сюда прибежала. Муравьишка знает это очень важное правило «Ребята! Не забывайте перед едой хорошо мыть руки, овощи и фрукты!»
Справочные данные.
Для каждого продукта – свой подход:
Картофель, морковь, свеклу, репу, редис, редьку, хрен и другие корнеплоды сначала следует очистить от земли. Для этого их нужно залить теплой водой и дать немного в ней постоять. Затем землю следует тщательно счистить щеткой. После этого овощи нужно промыть сначала теплой, а потом холодной проточной водой и почистить.
Огурцы, помидоры, стручковый перец, кабачки, патиссоны, баклажаны, тыкву, стручки фасоли и гороха рекомендуется мыть в проточной воде руками или щеткой. Перед тем, как мыть репчатый лук, у него нужно отрезать донце.
Апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны рекомендуется сначала ошпаривать кипятком. Это делается для того, чтобы избавиться от поверхностных консервантов. Затем их нужно промыть холодной проточной водой.
Яблоки, груши, персики, абрикосы, сливы, бананы, гранаты и другие фрукты следует тщательно промывать холодной, обязательно проточной водой, и желательно с мылом.
Виноград следует мыть под "душем" под краном. Затем нужно дать стечь воде.
-А какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов?
-Вижу, вы хорошо знаете, что из чего можно приготовить.
- А теперь послушайте стихотворение о ведьме, которая варила в лесу суп.
ВКУСНЫЙ СУП.
Ведьма суп варить решила.
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костер
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор,
Для приправы- бузины,
Для отравы - белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Супчик вышел- то, что надо:
Целых двадцать литров яда!
-Вы бы согласились скушать такой «вкусный» супчик?
-Тогда я вам предлагаю самим сварить себе обед, и помочь Черепахе и Муравью разрешить их спор.
VII. Работа с ПК.
- Черепаха варит борщ, а Муравей - сладкий компот. Стрелками покажите Черепахе, что нужно порезать в кастрюлю для борща, а Муравью стрелками покажите, что нужно порезать для компота.
( дети самостоятельно выполняют с последующей фронтальной проверкой под руководством учителя).
Дополнительно: Раб. тетрадь с.37 №3
- Раскрасьте овощи и фрукты. В каждом столбике нарисуйте ещё овощ или фрукт того же цвета.
VIII. Проектная работа.
-Перед вами конверты, нужно собрать мозаику, объединив части в единое целое. И назвать, что в них спряталось? (яблоко, груша, баклажан, капуста…)
-Назовите, какой предмет у вас получился на рисунке, определите: овощ это или фрукт.
-Овощи и фрукты одинаково полезны для нашего здоровья. Давайте объединим овощи и фрукты в одну книгу, сделанную вашими руками. А вот и обложка для этой книги – «Овощи и фрукты – витаминные продукты».
IХ. Подведение итогов
Вернемся к теме и целям урока.
-Наша задача была ответить на вопрос «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», научиться различать овощи и фрукты и узнать, что такое витамины.
Какой сделаем вывод?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Что такое витамины?
Чем отличаются фрукты от овощей?
Для чего мы познакомились с овощами и фруктами?
-Проверим правильность вашего ответа на с.55 нашего учебника, прочитав сообщение Мудрой Черепахи.
Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились.
И знания ваши
Нам всем пригодились.
Х.Рефлексия.
- Оценим свои достижения на уроке. Для этого вам помогут 3 смайлика разного цвета: желтого, зелёного и красного.
жёлтого – мне всё удалось,
зеленого– были трудности на уроке;
красного – я не справился с поставленными задачами.
Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!
Список использованной литературы
1.«Окружающий мир 1класс» в 2-х частях, авт. А.А. Плешаков, Москва, «Просвещение», 2011
2.А.А. Плешаков Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1кл Москва, «Просвещение», 2011
3.Е.М. Тихомирова «Тесты по предмету «Окружающий мир» в 2-х частях. К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» в 2-х частях. 1 класс», Москва, «Экзамен», 2012г
4.Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» К учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» в 2-х частях. 1 класс», Москва, «Экзамен», 2012г
Использованные материалы и
Интернет-ресурсы
1. «Окружающий мир 1класс» Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова - ОАО «Издательство «Просвещение», 2011г
2. Аудиозапись песни «Спят усталые игрушки»
3. images.yandex.ru Яндекс картинки
4.IgraZa.ru Ребусы
5. rebus.1com Ребусы
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»