Урок «Женский портрет с натуры»
1.Организационный момент:приветсмятвие, проверка готовности учащихся.
приветсмятвие, проверка готовности учащихся.
2.Сообщение темы и целей урока.Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.
Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.
3.Провекра домашнего задания.Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.
Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.
Учитель: — Кто мне скажет, что было задано вам в качестве домашнего задания?
Ученики: — Нам было задано выполнить этюд автопортрет или портрет близкого человека.
Далее проводится контроль объема и качества выполненной домашней работы.
4.Объяснение нового материала.
Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета вы учились рисовать голову человека, конструктивно ее строить, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности.
Задачи и процесс изображения головы те же, что и при работе в других жанрах – натюрморте и пейзаже. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы.
Учитель:
-Живописное изображение головы условно разделяется на этапы. Давайте вместе с вами вспомним, какие этапы выполнения портрета мы уже выполнили.
Ученики:
-Мы выполнили подготовительный рисунок. Наиболее удачно постарались его расположить композиционно.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Школа искусств»
Московская область, Рузский район
План конспект открытого урока
«Женский портрет с натуры»
(урок живописи; 5 класс)
Преподаватель художественного отделения
Немцева Лилия Александровна
2013г
Тема урока: Женский портрет с натуры
Вид урока: комбинированный
План урока:
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся.-2мин.
2.Сообщение темы урока -3мин.
3.Проверка домашнего задания -5мин.
4.Объяснение нового материала -5мин.
5.Актуализация знаний учащихся -2мин.
6.Практическая работа -20мин.
7.Итог урока -5мин.
8.Домашнее задание -3мин.
Оборудование для учителя:
репродукции портретов В.Серова, Сурикова, К.Брюллова; работы учащихся из методического фонда.
Оборудование для учащихся:
мольберт, палитра, кисти синтетика, колонок №12, 14, краски масляные, разбавитель.
Цели:
Образовательные: научить учащихся правильно передавать основные цветовые отношения, тональные отношения теневых и световых частей головы (и также фона); научить лепить форму головы, верно, передавать характер светотени и тональные различия отдельных частей головы. Лицевые части научить делить с учетом большой формы, не прибегая к излишней проработке мелких деталей.
Воспитательные: воспитывать понимание, что изображение характера больших тональных отношений и общих пропорций головы могут открыть путь к освоению портретной живописи; воспитывать интерес к человеку, творчеству.
Развивающие: развивать зрительное восприятие путем постоянного сравнения отношений одного цвета к другому; одной части головы к другой, отношений цвета и тени; развивать верное видение тона и цвета, кругозор. Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие. Прививать любовь к прекрасному, творчеству, труду художника.
Обучающие: изучение живой формы, передала средством масляной живописи характера живой модели.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветсмятвие, проверка готовности учащихся.
2.Сообщение темы и целей урока. Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.
3.Провекра домашнего задания. Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.
Учитель: - Кто мне скажет, что было задано вам в качестве домашнего задания?
Ученики: - Нам было задано выполнить этюд автопортрет или портрет близкого человека.
Далее проводится контроль объема и качества выполненной домашней работы.
4.Объяснение нового материала.
Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета вы учились рисовать голову человека, конструктивно ее строить, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности.
Задачи и процесс изображения головы те же, что и при работе в других жанрах – натюрморте и пейзаже. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы.
Учитель:
-Живописное изображение головы условно разделяется на этапы. Давайте вместе с вами вспомним, какие этапы выполнения портрета мы уже выполнили.
Ученики:
-Мы выполнили подготовительный рисунок. Наиболее удачно постарались его расположить композиционно.
Учитель:
А какой мы взяли размер головы?
Ученики:
-Размер головы надо брать немного меньше натуры.
Учитель:
-Давайте вспомним, как мы выполняли следующий этап – подмалёвок.
Ученики:
-Подмалёвок выполняется жидкой краской без белил, начиная с темных мест, как можно передавая общие цветовые отношения.
Учитель:
-А в чем состоит основная задача подмалёвка?
Ученики:
-Поиски ясных, общих цветовых отношений.
Учитель:
Сегодня мы с вами должны приступить к следующему этапу. Прежде всего, необходимо уточнить основные цветовые и тональные отношения между основными объектами, большими их массами. Если это не сделать, то дальнейшая детальная проработка формы приведёт к утрате целого в колористическом облике натуры.
Если в натуре какой-то цвет предмета выделяется среди других как наиболее насыщенный, то и в изображении он должен быть насыщеннее всего остального. Только в результате передачи цветовых отношений между предметами и светотеневых градаций на каждой объемной форме в изображении появляются объем, пространство и материальность.
Определение цветовых отношений лучше начинать с отыскания в натуре наиболее светлого и интенсивного цвета, затем самого темного, а все другие цвета определять по отношению к ним.
Живопись сложной пластической формы – головы натурщика – должна базироваться на знаниях анатомической конструкции черепа, мышечной системы, применения правил перспективы, основ цветоведения.
В живописи головы должен применяться метод работы «отношениями» то есть надо не только точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать взаимодействие соседних цветов и влияние одного цвета на другом: этот метод позволяет воссоздать форму, пространство и предостерегает от раскраски.
В решении цветовых отношений необходимо руководствоваться своим ощущением натуры, постоянно тренируя глаз в передаче основных цветовых отношений и градаций тёплых и холодных цветов. Сама натура, ее цветовая особенность, условия света и среды, окружающие модель, только они могут подсказать, какими красками нужно пользоваться, чтобы этюд получился выразительным и убедительным.
Решая в цвете тени формы головы, нужно учитывать, что тени имеют свой сложный цвет, который необходимо определить. Тень может быть холоднее света, а может быть теплее. Это может подсказать только натура.
5.Актуализация знаний учащихся:
Итак, задача нашего урока - определить цвет тени, света, полутонов, формы головы по отношению к фону и друг к другу, найти между ними связь, чтобы они все вместе создавали общее колористическое единство.
6.Практическая работа:
Во время практической работы делаются целевые обходы:
1.Контроль организации рабочего места;
2.Контроль правильности выполнения приемов работы;
3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4.Контроль объема и качества выполненной работы;
5.Выявление типичных ошибок, их устранение.
7.Итог урока:
1.Выставка работ.
2.Заключительно слово учителя. Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, необходимо было передать цветовую характеристику натуры, ограничившись малым набором красок, таким образом создавать целостный образ натуры. Но вы каждый в силу своих возможностей справились с ними. Кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.
8.Домашнее задание:
Выполнить этюд головы при боковом освещении в технике масляной живописи.
Список используемой литературы.
1.Н.Н.Ростовцев: Учебный рисунок. – М.Просвещение,1979г.
2.Н.Г.Ли Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.Эксмо, 2007г.
3.У Погейни: Искусство рисования. – Минск: Попурри, 2001г.
4.Лойко Г.В., Жабцев В.М.: Школа изобразительного искусства. – Минск: Харвест 2004г.
5.Сокольникова Н.М.: Основа рисунка. Обнинск,1996г.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Школа искусств»
Московская область, Рузский район
План конспект открытого урока
«Женский портрет с натуры»
(урок живописи; 5 класс)
Преподаватель художественного отделения
Немцева Лилия Александровна
2013г
Тема урока: Женский портрет с натуры
Вид урока: комбинированный
План урока:
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся.-2мин.
2.Сообщение темы урока -3мин.
3.Проверка домашнего задания -5мин.
4.Объяснение нового материала -5мин.
5.Актуализация знаний учащихся -2мин.
6.Практическая работа -20мин.
7.Итог урока -5мин.
8.Домашнее задание -3мин.
Оборудование для учителя:
репродукции портретов В.Серова, Сурикова, К.Брюллова; работы учащихся из методического фонда.
Оборудование для учащихся:
мольберт, палитра, кисти синтетика, колонок №12, 14, краски масляные, разбавитель.
Цели:
Образовательные: научить учащихся правильно передавать основные цветовые отношения, тональные отношения теневых и световых частей головы (и также фона); научить лепить форму головы, верно, передавать характер светотени и тональные различия отдельных частей головы. Лицевые части научить делить с учетом большой формы, не прибегая к излишней проработке мелких деталей.
Воспитательные: воспитывать понимание, что изображение характера больших тональных отношений и общих пропорций головы могут открыть путь к освоению портретной живописи; воспитывать интерес к человеку, творчеству.
Развивающие: развивать зрительное восприятие путем постоянного сравнения отношений одного цвета к другому; одной части головы к другой, отношений цвета и тени; развивать верное видение тона и цвета, кругозор. Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие. Прививать любовь к прекрасному, творчеству, труду художника.
Обучающие: изучение живой формы, передала средством масляной живописи характера живой модели.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветсмятвие, проверка готовности учащихся.
2.Сообщение темы и целей урока. Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.
3.Провекра домашнего задания. Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.
Учитель: - Кто мне скажет, что было задано вам в качестве домашнего задания?
Ученики: - Нам было задано выполнить этюд автопортрет или портрет близкого человека.
Далее проводится контроль объема и качества выполненной домашней работы.
4.Объяснение нового материала.
Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета вы учились рисовать голову человека, конструктивно ее строить, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности.
Задачи и процесс изображения головы те же, что и при работе в других жанрах – натюрморте и пейзаже. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы.
Учитель:
-Живописное изображение головы условно разделяется на этапы. Давайте вместе с вами вспомним, какие этапы выполнения портрета мы уже выполнили.
Ученики:
-Мы выполнили подготовительный рисунок. Наиболее удачно постарались его расположить композиционно.
Учитель:
А какой мы взяли размер головы?
Ученики:
-Размер головы надо брать немного меньше натуры.
Учитель:
-Давайте вспомним, как мы выполняли следующий этап – подмалёвок.
Ученики:
-Подмалёвок выполняется жидкой краской без белил, начиная с темных мест, как можно передавая общие цветовые отношения.
Учитель:
-А в чем состоит основная задача подмалёвка?
Ученики:
-Поиски ясных, общих цветовых отношений.
Учитель:
Сегодня мы с вами должны приступить к следующему этапу. Прежде всего, необходимо уточнить основные цветовые и тональные отношения между основными объектами, большими их массами. Если это не сделать, то дальнейшая детальная проработка формы приведёт к утрате целого в колористическом облике натуры.
Если в натуре какой-то цвет предмета выделяется среди других как наиболее насыщенный, то и в изображении он должен быть насыщеннее всего остального. Только в результате передачи цветовых отношений между предметами и светотеневых градаций на каждой объемной форме в изображении появляются объем, пространство и материальность.
Определение цветовых отношений лучше начинать с отыскания в натуре наиболее светлого и интенсивного цвета, затем самого темного, а все другие цвета определять по отношению к ним.
Живопись сложной пластической формы – головы натурщика – должна базироваться на знаниях анатомической конструкции черепа, мышечной системы, применения правил перспективы, основ цветоведения.
В живописи головы должен применяться метод работы «отношениями» то есть надо не только точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать взаимодействие соседних цветов и влияние одного цвета на другом: этот метод позволяет воссоздать форму, пространство и предостерегает от раскраски.
В решении цветовых отношений необходимо руководствоваться своим ощущением натуры, постоянно тренируя глаз в передаче основных цветовых отношений и градаций тёплых и холодных цветов. Сама натура, ее цветовая особенность, условия света и среды, окружающие модель, только они могут подсказать, какими красками нужно пользоваться, чтобы этюд получился выразительным и убедительным.
Решая в цвете тени формы головы, нужно учитывать, что тени имеют свой сложный цвет, который необходимо определить. Тень может быть холоднее света, а может быть теплее. Это может подсказать только натура.
5.Актуализация знаний учащихся:
Итак, задача нашего урока - определить цвет тени, света, полутонов, формы головы по отношению к фону и друг к другу, найти между ними связь, чтобы они все вместе создавали общее колористическое единство.
6.Практическая работа:
Во время практической работы делаются целевые обходы:
1.Контроль организации рабочего места;
2.Контроль правильности выполнения приемов работы;
3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4.Контроль объема и качества выполненной работы;
5.Выявление типичных ошибок, их устранение.
7.Итог урока:
1.Выставка работ.
2.Заключительно слово учителя. Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, необходимо было передать цветовую характеристику натуры, ограничившись малым набором красок, таким образом создавать целостный образ натуры. Но вы каждый в силу своих возможностей справились с ними. Кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.
8.Домашнее задание:
Выполнить этюд головы при боковом освещении в технике масляной живописи.
Список используемой литературы.
1.Н.Н.Ростовцев: Учебный рисунок. – М.Просвещение,1979г.
2.Н.Г.Ли Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.Эксмо, 2007г.
3.У Погейни: Искусство рисования. – Минск: Попурри, 2001г.
4.Лойко Г.В., Жабцев В.М.: Школа изобразительного искусства. – Минск: Харвест 2004г.
5.Сокольникова Н.М.: Основа рисунка. Обнинск,1996г.
6. фотографии и иллюстрации из личного архива.
Фотоархив урока
Работы учащихся
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»