В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок «Женский портрет с натуры»

Урок «Женский портрет с натуры»

Лилия Немцева
Тип материала: Урок
просмотров: 5394
Краткое описание
научить учащихся правильно передавать основные цветовые отношения, тональные отношения  теневых и световых частей головы (и также фона); научить лепить форму головы, верно, передавать  характер светотени и тональные различия отдельных частей  головы.
Описание
Ход урока:
1.Организационный момент:приветсмятвие, проверка готовности учащихся.
приветсмятвие, проверка готовности учащихся.
2.Сообщение темы и целей урока.Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.
Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.
3.Провекра домашнего задания.Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.
Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.
Учитель: — Кто мне скажет, что было задано вам в качестве домашнего задания?
Ученики: — Нам было задано выполнить этюд автопортрет или портрет близкого человека.
Далее проводится контроль объема и качества выполненной домашней работы.
4.Объяснение нового материала.
Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета вы учились рисовать голову человека, конструктивно ее строить, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности.
Задачи и процесс изображения головы те же, что и при работе в других жанрах – натюрморте и пейзаже. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы.
Учитель:
-Живописное изображение головы условно разделяется на этапы. Давайте вместе с вами вспомним, какие этапы выполнения портрета мы уже выполнили.
Ученики:
-Мы выполнили подготовительный рисунок. Наиболее удачно постарались его расположить композиционно.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект¦5_Женский_портрет_с_натуры%20(1)[1].docx Скачать


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Школа искусств»

Московская область, Рузский район



сканирование



План конспект открытого урока

«Женский портрет с натуры»

(урок живописи; 5 класс)









Преподаватель художественного отделения

Немцева Лилия Александровна





2013г

Тема урока: Женский портрет с натуры

Вид урока: комбинированный

План урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся.-2мин.

2.Сообщение темы урока -3мин.

3.Проверка домашнего задания -5мин.

4.Объяснение нового материала -5мин.

5.Актуализация знаний учащихся -2мин.

6.Практическая работа -20мин.

7.Итог урока -5мин.

8.Домашнее задание -3мин.


Оборудование для учителя:

репродукции портретов В.Серова, Сурикова, К.Брюллова; работы учащихся из методического фонда.

Оборудование для учащихся:

мольберт, палитра, кисти синтетика, колонок №12, 14, краски масляные, разбавитель.

Цели:

Образовательные: научить учащихся правильно передавать основные цветовые отношения, тональные отношения теневых и световых частей головы (и также фона); научить лепить форму головы, верно, передавать характер светотени и тональные различия отдельных частей головы. Лицевые части научить делить с учетом большой формы, не прибегая к излишней проработке мелких деталей.

Воспитательные: воспитывать понимание, что изображение характера больших тональных отношений и общих пропорций головы могут открыть путь к освоению портретной живописи; воспитывать интерес к человеку, творчеству.

Развивающие: развивать зрительное восприятие путем постоянного сравнения отношений одного цвета к другому; одной части головы к другой, отношений цвета и тени; развивать верное видение тона и цвета, кругозор. Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие. Прививать любовь к прекрасному, творчеству, труду художника.

Обучающие: изучение живой формы, передала средством масляной живописи характера живой модели.

Ход урока:

1.Организационный момент: приветсмятвие, проверка готовности учащихся.

2.Сообщение темы и целей урока. Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.

3.Провекра домашнего задания. Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.

Учитель: - Кто мне скажет, что было задано вам в качестве домашнего задания?

Ученики: - Нам было задано выполнить этюд автопортрет или портрет близкого человека.

Далее проводится контроль объема и качества выполненной домашней работы.

4.Объяснение нового материала.

Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета вы учились рисовать голову человека, конструктивно ее строить, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности.

Задачи и процесс изображения головы те же, что и при работе в других жанрах – натюрморте и пейзаже. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы.

Учитель:

-Живописное изображение головы условно разделяется на этапы. Давайте вместе с вами вспомним, какие этапы выполнения портрета мы уже выполнили.

Ученики:

-Мы выполнили подготовительный рисунок. Наиболее удачно постарались его расположить композиционно.

Учитель:

А какой мы взяли размер головы?

Ученики:

-Размер головы надо брать немного меньше натуры.

Учитель:

-Давайте вспомним, как мы выполняли следующий этап – подмалёвок.

Ученики:

-Подмалёвок выполняется жидкой краской без белил, начиная с темных мест, как можно передавая общие цветовые отношения.

Учитель:

-А в чем состоит основная задача подмалёвка?

Ученики:

-Поиски ясных, общих цветовых отношений.

Учитель:

Сегодня мы с вами должны приступить к следующему этапу. Прежде всего, необходимо уточнить основные цветовые и тональные отношения между основными объектами, большими их массами. Если это не сделать, то дальнейшая детальная проработка формы приведёт к утрате целого в колористическом облике натуры.

Если в натуре какой-то цвет предмета выделяется среди других как наиболее насыщенный, то и в изображении он должен быть насыщеннее всего остального. Только в результате передачи цветовых отношений между предметами и светотеневых градаций на каждой объемной форме в изображении появляются объем, пространство и материальность.

Определение цветовых отношений лучше начинать с отыскания в натуре наиболее светлого и интенсивного цвета, затем самого темного, а все другие цвета определять по отношению к ним.

Живопись сложной пластической формы – головы натурщика – должна базироваться на знаниях анатомической конструкции черепа, мышечной системы, применения правил перспективы, основ цветоведения.

В живописи головы должен применяться метод работы «отношениями» то есть надо не только точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать взаимодействие соседних цветов и влияние одного цвета на другом: этот метод позволяет воссоздать форму, пространство и предостерегает от раскраски.

В решении цветовых отношений необходимо руководствоваться своим ощущением натуры, постоянно тренируя глаз в передаче основных цветовых отношений и градаций тёплых и холодных цветов. Сама натура, ее цветовая особенность, условия света и среды, окружающие модель, только они могут подсказать, какими красками нужно пользоваться, чтобы этюд получился выразительным и убедительным.

Решая в цвете тени формы головы, нужно учитывать, что тени имеют свой сложный цвет, который необходимо определить. Тень может быть холоднее света, а может быть теплее. Это может подсказать только натура.

5.Актуализация знаний учащихся:

Итак, задача нашего урока - определить цвет тени, света, полутонов, формы головы по отношению к фону и друг к другу, найти между ними связь, чтобы они все вместе создавали общее колористическое единство.

6.Практическая работа:

Во время практической работы делаются целевые обходы:

1.Контроль организации рабочего места;

2.Контроль правильности выполнения приемов работы;

3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4.Контроль объема и качества выполненной работы;

5.Выявление типичных ошибок, их устранение.

7.Итог урока:

1.Выставка работ.

2.Заключительно слово учителя. Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, необходимо было передать цветовую характеристику натуры, ограничившись малым набором красок, таким образом создавать целостный образ натуры. Но вы каждый в силу своих возможностей справились с ними. Кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.

8.Домашнее задание:

Выполнить этюд головы при боковом освещении в технике масляной живописи.










Список используемой литературы.

1.Н.Н.Ростовцев: Учебный рисунок. – М.Просвещение,1979г.

2.Н.Г.Ли Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.Эксмо, 2007г.

3.У Погейни: Искусство рисования. – Минск: Попурри, 2001г.

4.Лойко Г.В., Жабцев В.М.: Школа изобразительного искусства. – Минск: Харвест 2004г.

5.Сокольникова Н.М.: Основа рисунка. Обнинск,1996г.




















Конспект¦5_Женский_портрет_с_натуры%20(1)[1].docx Скачать


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Школа искусств»

Московская область, Рузский район



сканирование



План конспект открытого урока

«Женский портрет с натуры»

(урок живописи; 5 класс)









Преподаватель художественного отделения

Немцева Лилия Александровна





2013г

Тема урока: Женский портрет с натуры

Вид урока: комбинированный

План урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся.-2мин.

2.Сообщение темы урока -3мин.

3.Проверка домашнего задания -5мин.

4.Объяснение нового материала -5мин.

5.Актуализация знаний учащихся -2мин.

6.Практическая работа -20мин.

7.Итог урока -5мин.

8.Домашнее задание -3мин.


Оборудование для учителя:

репродукции портретов В.Серова, Сурикова, К.Брюллова; работы учащихся из методического фонда.

Оборудование для учащихся:

мольберт, палитра, кисти синтетика, колонок №12, 14, краски масляные, разбавитель.

Цели:

Образовательные: научить учащихся правильно передавать основные цветовые отношения, тональные отношения теневых и световых частей головы (и также фона); научить лепить форму головы, верно, передавать характер светотени и тональные различия отдельных частей головы. Лицевые части научить делить с учетом большой формы, не прибегая к излишней проработке мелких деталей.

Воспитательные: воспитывать понимание, что изображение характера больших тональных отношений и общих пропорций головы могут открыть путь к освоению портретной живописи; воспитывать интерес к человеку, творчеству.

Развивающие: развивать зрительное восприятие путем постоянного сравнения отношений одного цвета к другому; одной части головы к другой, отношений цвета и тени; развивать верное видение тона и цвета, кругозор. Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие. Прививать любовь к прекрасному, творчеству, труду художника.

Обучающие: изучение живой формы, передала средством масляной живописи характера живой модели.

Ход урока:

1.Организационный момент: приветсмятвие, проверка готовности учащихся.

2.Сообщение темы и целей урока. Изображение головы человека было излюбленной темой у всех народов во все времена. Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку и живописи в художественных учебных заведениях.

3.Провекра домашнего задания. Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками головы человека разного возраста и пола, в различных положениях, в условиях разного освещения. Поэтому вы еженедельно выполняете домашнее задание, связанные по теме с нашими аудиторными заданиями.

Учитель: - Кто мне скажет, что было задано вам в качестве домашнего задания?

Ученики: - Нам было задано выполнить этюд автопортрет или портрет близкого человека.

Далее проводится контроль объема и качества выполненной домашней работы.

4.Объяснение нового материала.

Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портрета вы учились рисовать голову человека, конструктивно ее строить, связывать детали с целым, обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической выразительности.

Задачи и процесс изображения головы те же, что и при работе в других жанрах – натюрморте и пейзаже. Тут тоже необходимо цельное восприятие цветовых отношений натуры, внимание к влиянию световой среды на цветовую характеристику формы, тщательная проработка деталей при сохранении целостности большой формы.

Учитель:

-Живописное изображение головы условно разделяется на этапы. Давайте вместе с вами вспомним, какие этапы выполнения портрета мы уже выполнили.

Ученики:

-Мы выполнили подготовительный рисунок. Наиболее удачно постарались его расположить композиционно.

Учитель:

А какой мы взяли размер головы?

Ученики:

-Размер головы надо брать немного меньше натуры.

Учитель:

-Давайте вспомним, как мы выполняли следующий этап – подмалёвок.

Ученики:

-Подмалёвок выполняется жидкой краской без белил, начиная с темных мест, как можно передавая общие цветовые отношения.

Учитель:

-А в чем состоит основная задача подмалёвка?

Ученики:

-Поиски ясных, общих цветовых отношений.

Учитель:

Сегодня мы с вами должны приступить к следующему этапу. Прежде всего, необходимо уточнить основные цветовые и тональные отношения между основными объектами, большими их массами. Если это не сделать, то дальнейшая детальная проработка формы приведёт к утрате целого в колористическом облике натуры.

Если в натуре какой-то цвет предмета выделяется среди других как наиболее насыщенный, то и в изображении он должен быть насыщеннее всего остального. Только в результате передачи цветовых отношений между предметами и светотеневых градаций на каждой объемной форме в изображении появляются объем, пространство и материальность.

Определение цветовых отношений лучше начинать с отыскания в натуре наиболее светлого и интенсивного цвета, затем самого темного, а все другие цвета определять по отношению к ним.

Живопись сложной пластической формы – головы натурщика – должна базироваться на знаниях анатомической конструкции черепа, мышечной системы, применения правил перспективы, основ цветоведения.

В живописи головы должен применяться метод работы «отношениями» то есть надо не только точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать взаимодействие соседних цветов и влияние одного цвета на другом: этот метод позволяет воссоздать форму, пространство и предостерегает от раскраски.

В решении цветовых отношений необходимо руководствоваться своим ощущением натуры, постоянно тренируя глаз в передаче основных цветовых отношений и градаций тёплых и холодных цветов. Сама натура, ее цветовая особенность, условия света и среды, окружающие модель, только они могут подсказать, какими красками нужно пользоваться, чтобы этюд получился выразительным и убедительным.

Решая в цвете тени формы головы, нужно учитывать, что тени имеют свой сложный цвет, который необходимо определить. Тень может быть холоднее света, а может быть теплее. Это может подсказать только натура.

5.Актуализация знаний учащихся:

Итак, задача нашего урока - определить цвет тени, света, полутонов, формы головы по отношению к фону и друг к другу, найти между ними связь, чтобы они все вместе создавали общее колористическое единство.

6.Практическая работа:

Во время практической работы делаются целевые обходы:

1.Контроль организации рабочего места;

2.Контроль правильности выполнения приемов работы;

3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4.Контроль объема и качества выполненной работы;

5.Выявление типичных ошибок, их устранение.

7.Итог урока:

1.Выставка работ.

2.Заключительно слово учителя. Серьезные задачи стояли сегодня перед вами, необходимо было передать цветовую характеристику натуры, ограничившись малым набором красок, таким образом создавать целостный образ натуры. Но вы каждый в силу своих возможностей справились с ними. Кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день.

8.Домашнее задание:

Выполнить этюд головы при боковом освещении в технике масляной живописи.










Список используемой литературы.


1.Н.Н.Ростовцев: Учебный рисунок. – М.Просвещение,1979г.

2.Н.Г.Ли Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.Эксмо, 2007г.

3.У Погейни: Искусство рисования. – Минск: Попурри, 2001г.

4.Лойко Г.В., Жабцев В.М.: Школа изобразительного искусства. – Минск: Харвест 2004г.

5.Сокольникова Н.М.: Основа рисунка. Обнинск,1996г.

6. фотографии  и иллюстрации из личного архива.








































Приложение №1.

Фотоархив урока









Работы учащихся







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос