В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи »

Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи »

Оксана Демченко
Тип материала: Урок
просмотров: 10017
Краткое описание
Цель урока : повторить, обобщить  и систематизировать пройденный материал и познакомиться с новыми правилами выбора  Н и НН  в суффиксах разных частей речи.Урок, проведенный в 7 классе, входил в раздел "Причастие"  . Он представлял
собой традиционный урок с применением  элементов технологии перспективно - опережающего , блочно-модульного и личностно ориентированного обучения .
Описание
МО Ейский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)  Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска муниципального образования Ейский район
(полное наименование образовательного учреждения)
Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи »

7 класс

Учитель: Демченко О.С.
2010-2011 учебный год Урок русского языка с применением элементов технологии перспективно- опережающего, блочно-модульного и личностно ориентированного обучения. 7 класс  Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи » Цель урока: познакомить учащихся со способами выбора правильного написанияН и НН в суффиксах разных частей речи.
Задачи урока:
— повторить морфологические признаки имени прилагательного, причастия и наречия.;
— повторить и применить знания о выборе правильного написанияН и НН в суффиксах прилагательных, познакомиться с правилом выбора Н и НН в суффиксах причастий и наречий.
-применить знания о различных типах речи;
— продолжить работу над формированием культуры речи учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2 Повторение .В форме лингвистической дуэли повторяем сведения об имени прилагательном, причастии и наречии. Особое внимание уделяем грамматическому значению, морфологическим признакам и способам образования каждой части речи.
3.Формулировка темы и постановка учебных задач.
4. Орфографическая работа. «Третье лишнее»:
 1) карти(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый;
2) оловя(н, нн)ый, деревя(н, нн)ый, песча(н, нн)ый;
3) глиня(н, нн)ый, ячме(н, нн)ый, ветре(н, нн)ый;
4)масля(н, нн)ая краска, ветря(н, нн)ая мельница, безветре(н, нн)ый день;
5) багря(н, нн)ый лист, сви(н, нн)ой фарш, пчели(н, нн)ый улей.

5.1.Анализ материалов, отраженных в таблице№1

1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Н НН
-АН-, -ЯН- (материал)
глина – глиняный,
серебро – серебряный
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

— ОНН —
революция – революционный,
традиция – традиционный.
 - ИН- ( животные, насекомые,
птицы)
оса – осиный,
лебедь – лебединый

-ЕНН-
мысль — мысленный
почва – почвенный
Исключение: ветреный, но безветренный
— Н —
лес – лесной,
цепь – цепной

Н+Н
сон – сонный
лимон — лимонный

В кратких прилагательных пишем столько же Н, сколько и в полных
Интересный- интересна ; Воспитанная — воспитанна

В наречиях пишем столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы.Например:

Интересный- интересно;
Смешной- смешно;
Неожиданное (происшествие)- неожиданно;
Холодный –холодно;
Качественный — качественно;
Совершенный- совершенно.

5.2.Анализ материалов, отраженных в таблице№2
2. Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Причастия Отглагольные прилагательные
НН Н
Образуются от глаголов сов. в.:
брошенная лодка( бросить сов. в.)
Образуются от бесприставочных глаголов несов. в.: копченое мясо
 ( коптить, несов. в.)
Есть приставка ( кроме НЕ-) или есть зависимое слово:
 запутанные нитки, тушенные в сковороде овощи
Нет приставки, нет зависимых слов:
кошеный луг,
тушеные грибы
В словах с -ОВАНН-, — ЕВАНН-,
-ИРОВАНН-:
маринованный, асфальтированный
лакированный
Запомните: жеваный, кованый
Исключения: невиданный, неслыханный, негаданный, нечаянный, нежданный, нечитанный, желанный, священный, деланный Исключения:
названый брат, но названный по имени, посаженый отец, но посаженный куст, приданое невесты, но преданное значение, смышленый, раненый

В кратких причастиях всегда пишем Н:
Решена, увлечена, скошена, опубликована, заклеена.

6. Повторение типов речи и композиционной структуры рассуждения
 ( тезис- доказательство- вывод);

7 Задание для всех: вставьте пропущенные буквы.
Задание не для всех:
докажите правильность выбора Н и НН в следующих словосочетаниях:

Ране…ый боец- -ране…ый в руку боец- санитарка ране…а;
Рассказывал очень интерес…о, интерес…ый повествователь;
Деревя…ая изба- лебеди…ая стая – весе…яя капель.

 8.Домашнее задание
Задание на закрепление для всех: используя таблицы, в полученных карточках вставьте пропущенные буквы.

Аукцио…ый , приватизацио…ый, отмече…о в документе, кале…ая (стрела), краше… ых в Пасху яиц, пусты…ы песча…ые дюны, пше…ая каша, золоче…ые мастером изделия, ветре…ый день, изжаре…ый гусь, моче…ые яблоки, богатое прида…ое, нечая…ая радость, серебря…ый кубок, деревя…ые бусы.

Задание не для всех : создайте повествовательный текст с использованием данных словосочетаний.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос