Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи »
Краткое описание
Цель урока : повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал и познакомиться с новыми правилами выбора Н и НН в суффиксах разных частей речи.Урок, проведенный в 7 классе, входил в раздел "Причастие" . Он представлял
собой традиционный урок с применением элементов технологии перспективно - опережающего , блочно-модульного и личностно ориентированного обучения .
собой традиционный урок с применением элементов технологии перспективно - опережающего , блочно-модульного и личностно ориентированного обучения .
Описание
МО Ейский район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска муниципального образования Ейский район
(полное наименование образовательного учреждения)
Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи »
7 класс
Учитель: Демченко О.С.
2010-2011 учебный год Урок русского языка с применением элементов технологии перспективно- опережающего, блочно-модульного и личностно ориентированного обучения. 7 класс Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи » Цель урока: познакомить учащихся со способами выбора правильного написанияН и НН в суффиксах разных частей речи.
Задачи урока:
— повторить морфологические признаки имени прилагательного, причастия и наречия.;
— повторить и применить знания о выборе правильного написанияН и НН в суффиксах прилагательных, познакомиться с правилом выбора Н и НН в суффиксах причастий и наречий.
-применить знания о различных типах речи;
— продолжить работу над формированием культуры речи учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2 Повторение .В форме лингвистической дуэли повторяем сведения об имени прилагательном, причастии и наречии. Особое внимание уделяем грамматическому значению, морфологическим признакам и способам образования каждой части речи.
3.Формулировка темы и постановка учебных задач.
4. Орфографическая работа. «Третье лишнее»:
1) карти(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый;
2) оловя(н, нн)ый, деревя(н, нн)ый, песча(н, нн)ый;
3) глиня(н, нн)ый, ячме(н, нн)ый, ветре(н, нн)ый;
4)масля(н, нн)ая краска, ветря(н, нн)ая мельница, безветре(н, нн)ый день;
5) багря(н, нн)ый лист, сви(н, нн)ой фарш, пчели(н, нн)ый улей.
5.1.Анализ материалов, отраженных в таблице№1
1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.
В наречиях пишем столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы.Например:
Интересный- интересно;
Смешной- смешно;
Неожиданное (происшествие)- неожиданно;
Холодный –холодно;
Качественный — качественно;
Совершенный- совершенно.
5.2.Анализ материалов, отраженных в таблице№2
2. Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
В кратких причастиях всегда пишем Н:
Решена, увлечена, скошена, опубликована, заклеена.
6. Повторение типов речи и композиционной структуры рассуждения
( тезис- доказательство- вывод);
7 Задание для всех: вставьте пропущенные буквы.
Задание не для всех:
докажите правильность выбора Н и НН в следующих словосочетаниях:
Ране…ый боец- -ране…ый в руку боец- санитарка ране…а;
Рассказывал очень интерес…о, интерес…ый повествователь;
Деревя…ая изба- лебеди…ая стая – весе…яя капель.
8.Домашнее задание
Задание на закрепление для всех: используя таблицы, в полученных карточках вставьте пропущенные буквы.
Аукцио…ый , приватизацио…ый, отмече…о в документе, кале…ая (стрела), краше… ых в Пасху яиц, пусты…ы песча…ые дюны, пше…ая каша, золоче…ые мастером изделия, ветре…ый день, изжаре…ый гусь, моче…ые яблоки, богатое прида…ое, нечая…ая радость, серебря…ый кубок, деревя…ые бусы.
Задание не для всех : создайте повествовательный текст с использованием данных словосочетаний.
(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Ейска муниципального образования Ейский район
(полное наименование образовательного учреждения)
Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи »
7 класс
Учитель: Демченко О.С.
2010-2011 учебный год Урок русского языка с применением элементов технологии перспективно- опережающего, блочно-модульного и личностно ориентированного обучения. 7 класс Тема «Одна и две буквы Н в суффиксах разных частей речи » Цель урока: познакомить учащихся со способами выбора правильного написанияН и НН в суффиксах разных частей речи.
Задачи урока:
— повторить морфологические признаки имени прилагательного, причастия и наречия.;
— повторить и применить знания о выборе правильного написанияН и НН в суффиксах прилагательных, познакомиться с правилом выбора Н и НН в суффиксах причастий и наречий.
-применить знания о различных типах речи;
— продолжить работу над формированием культуры речи учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2 Повторение .В форме лингвистической дуэли повторяем сведения об имени прилагательном, причастии и наречии. Особое внимание уделяем грамматическому значению, морфологическим признакам и способам образования каждой части речи.
3.Формулировка темы и постановка учебных задач.
4. Орфографическая работа. «Третье лишнее»:
1) карти(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый;
2) оловя(н, нн)ый, деревя(н, нн)ый, песча(н, нн)ый;
3) глиня(н, нн)ый, ячме(н, нн)ый, ветре(н, нн)ый;
4)масля(н, нн)ая краска, ветря(н, нн)ая мельница, безветре(н, нн)ый день;
5) багря(н, нн)ый лист, сви(н, нн)ой фарш, пчели(н, нн)ый улей.
5.1.Анализ материалов, отраженных в таблице№1
1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.
Н | НН |
-АН-, -ЯН- (материал) глина – глиняный, серебро – серебряный Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. |
— ОНН — революция – революционный, традиция – традиционный. |
- ИН- ( животные, насекомые, птицы) оса – осиный, лебедь – лебединый |
-ЕНН- мысль — мысленный почва – почвенный Исключение: ветреный, но безветренный |
— Н — лес – лесной, цепь – цепной |
Н+Н сон – сонный лимон — лимонный |
В кратких прилагательных пишем столько же Н, сколько и в полных | |
Интересный- интересна ; Воспитанная — воспитанна |
В наречиях пишем столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы.Например:
Интересный- интересно;
Смешной- смешно;
Неожиданное (происшествие)- неожиданно;
Холодный –холодно;
Качественный — качественно;
Совершенный- совершенно.
5.2.Анализ материалов, отраженных в таблице№2
2. Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Причастия |
Отглагольные прилагательные |
НН | Н |
Образуются от глаголов сов. в.: брошенная лодка( бросить сов. в.) |
Образуются от бесприставочных глаголов несов. в.: копченое мясо ( коптить, несов. в.) |
Есть приставка ( кроме НЕ-) или есть зависимое слово: запутанные нитки, тушенные в сковороде овощи |
Нет приставки, нет зависимых слов: кошеный луг, тушеные грибы |
В словах с -ОВАНН-, — ЕВАНН-, -ИРОВАНН-: маринованный, асфальтированный лакированный |
Запомните: жеваный, кованый |
Исключения: невиданный, неслыханный, негаданный, нечаянный, нежданный, нечитанный, желанный, священный, деланный |
Исключения: названый брат, но названный по имени, посаженый отец, но посаженный куст, приданое невесты, но преданное значение, смышленый, раненый |
В кратких причастиях всегда пишем Н:
Решена, увлечена, скошена, опубликована, заклеена.
6. Повторение типов речи и композиционной структуры рассуждения
( тезис- доказательство- вывод);
7 Задание для всех: вставьте пропущенные буквы.
Задание не для всех:
докажите правильность выбора Н и НН в следующих словосочетаниях:
Ране…ый боец- -ране…ый в руку боец- санитарка ране…а;
Рассказывал очень интерес…о, интерес…ый повествователь;
Деревя…ая изба- лебеди…ая стая – весе…яя капель.
8.Домашнее задание
Задание на закрепление для всех: используя таблицы, в полученных карточках вставьте пропущенные буквы.
Аукцио…ый , приватизацио…ый, отмече…о в документе, кале…ая (стрела), краше… ых в Пасху яиц, пусты…ы песча…ые дюны, пше…ая каша, золоче…ые мастером изделия, ветре…ый день, изжаре…ый гусь, моче…ые яблоки, богатое прида…ое, нечая…ая радость, серебря…ый кубок, деревя…ые бусы.
Задание не для всех : создайте повествовательный текст с использованием данных словосочетаний.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Русский язык
7 класс
06 июня 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Нейродинамическая гимнастика для детей дошкольного возраста: повышаем согласованность полушарий, улучшаем речевые навыки, развиваем мелкую и крупную моторику, корректируем эмоционально-волевую сферу»
- Международный вебинар «Психолого-педагогическая типология вариантов развития детей с нарушениями речи разного возраста в соответствии с ФАОП разного уровня образования»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»