Печатный и силуэтный пряник с ярмарки. Декоративная композиция.
МБОУ Горновская СОШ учитель ИЗО и МХК – Петрова Оксана Викторовна
Информационно-методическая карта урока
Предмет ИЗО класс_2 А_дата_18.04.2013_Вид учебного занятия: открытый урок
Тема:
Печатный и силуэтный пряник с ярмарки. Декоративная композиция.
Тип урока:
-
Открытия нового знания;
Художественно-педагогическая сверхзадача:
Путём созерцания образов-представлений, размышлений о смысловой палитре символики русских пряников прийти к постижению идеи красоты, художественной ценности пряника, как одного из наиболее значительных и выдающихся проявлений народного творчества.
Цель:
Формирование умения в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета;
Задачи:
-
Расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство с традициями пряничного мастерства, их символикой и декором.
-
Развитие у учащихся способности к эмоционально- личностному проживанию рассматриваемых произведений пряничного мастерства. умения анализировать и критически осмысливать материал.
-
Привитие любви к русским народным традициям, воспитание чувства патриотизма и гордости за русские национальные корни и бережного отношения к народному искусству и его создателям
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будет сформирован необходимый уровень мотивации учебной и творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, сориентированы на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; бережно относятся к народному искусству и его создателям
У учащихся могут быть сформированы бережное отношение к народному искусству и его создателям.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: учащиеся научатся планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы, организовывать рабочее место.
Учащиеся получат возможность научиться: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке;
Познавательные: учащиеся научатся: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение орнаментов и узоров с целью выяснения их особенностей).
Учащиеся получат возможность научиться: стремится к расширению своей познавательной сферы; поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о народных промыслах и творческой деятельности мастеров
Коммуникативные: учащиеся научатся: пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учащиеся получат возможность научиться: слушать и понимать высказывания собеседников, использовать образную речь при описании пряничных досок и декоративных композиций, совместно договариваться о правилах общения и поведения и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся : Познакомятся с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. Получат представление о многообразии искусства мастеров-резчиков и пекарей, о характере творческой деятельности мастера. Узнают об обрядовой роли пряников в русском быту. Овладеют художественно-графическими умениями в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски, продолжат совершенствовать графические навыки.
Учащиеся получат возможность научиться: выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы, выполнять изображения с учетом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке, применять графические выразительные средства.
Методы обучения:
-
Ведущий метод__комбинированный:
-
эмоционально образное погружение;
-
комплексное воздействие искусств;
-
активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
-
создание ситуации творческого поиска;
-
объяснительно-иллюстративный.
План урока (45 мин.)
1. Организационный момент 1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности 3 мин.
3. Объявление темы и цели урока 1мин.
4. Объяснение нового материала 14 мин.
5. Требования к работе 2 мин.
6. Самостоятельная работа 20мин.
7. Подведение итогов3мин.
8. Организованный конец урока 1 мин.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная
Зрительный ряд |
Литературный ряд |
Музыкльный ряд |
Мультим. презентация: «Печатный и силуэтный пряник с ярмарки. Декоративная композиция. |
Л.Н.Толстой М.В. Добужинский А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Пословицы, поговорки |
Народная Музыка «Коробейники» «Золотая ярмарка» Автор: (слов): Осиашвили С. Композитор (музыка): Зубков И. Исп. Людмила Николаева Вокальный ансамбль "Облака" – «Пряники русские» Автор текста (слов):Синявский П. Композитор (музыка):Журбин А. – «Пряничная песенка» |
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, колонки, репродукции пряничных досок, русских пряников
Материалы: (принадлежности)_ бумага, восковые мелки, гелиевые ручки, карандаш, кисть, ножницы, акварельные краски, баночка с водой.
Контрольно-измерительные материалы: контрольный тест
Творческая работа: «Повтори за мастером рисунок с пряничной доски». Эскиз печатного или силуэтного пряника, используя декоративный силуэт и выразительность ритма декоративных элементов, выяснить особенности орнамента и узоров.
Ход урока:
№п/п |
Элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
Актуализация изучаемых знаний |
Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к работе. Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Самая существенная черта русского народного промысла – праздничное ощущение радости. Л. Н. Толстой
. Проверка готовности к уроку.
- Русская культура богата, разнообразна, и имеет достаточно глубокие корни. Издавна на Руси люди собирались на ярмарке, чтобы повеселиться, купить самые разнообразные товары, продать то, что сделано своими руками. На ярмарке можно было увидеть прекрасные изделия русских мастеров. (звучит песня «Золотая ярмарка» Автор: (слов): Осиашвили С. Композитор (музыка): Зубков И. Исп. Людмила Николаева) Учитель: (2 слайд) «В календаре каждый день праздник» - Ребята, а хотелось бы вам принять участие в «Весёлой ярмарке»? (3слайд) Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица) -Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада! (4-5слайд) -На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! -Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, «учёным» медведем -Неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка -Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа. (6 слайд) -Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребенки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь. Торговцы предлагали пряники, баранки и бублики, колбасы, сыры, мед, недорогие лакомства, семечки и орехи. -Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Ярмарки являли собой живописнейшее зрелище. Пестрая нарядная толпа, разукрашенные балаганы и карусели. На лотках, в палатках множество разных товаров (7 слайд). Детвора с ярмарки ждала гостинец – вкусный, ароматный, печатный пряник. Старинные пряники – настоящее произведение искусства. -
Как вы думаете, что же на ярмарке будем
делать мы? |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Л П Р К |
|
Формирование новых понятий, знаний способов действий |
Словесно – иллюстративный рассказ с элементами беседы по ходу презентации.
- Наша задача сегодня помочь наполнить лоток коробейника . А наполним его мы знаниями и творческими работами о пряниках. ( Обращаем внимание учащихся на доску с пустым лотком коробейника) (9слайд) - Упоминание о пряниках можно найти в сказках, былинах, пословицах и поговорках. (10 слайд) Угадайте из какой сказки? За столом сидит она царицей, Служат ей бояре и дворяне, Наливают ей заморские вина, Заедает она пряником печатным… А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" (11слайд) М.В. Добужинский в книге «Петербург моего детства» писал: «Румяные яблочки, мятные вяземские пряники, подвешенные на нитках… - до чего все это было вкусно именно на рождественской елке. - Вспомните новогоднюю песенку про пряники: Сколько на елочке шариков цветных , Розовых пряников, шишек золотых… (12слайд) Не забыт пряник в народных прибаутках, пословицах, поговорках: «И пряником не заманишь», «Ломается, как пряник», «Кнутом и пряником», «Ничто не облегчает политику кнута, как пряник», «Ребенку дорог пряник, а старцу покой», Кнут и пряник
(13слайд) Учитель: Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. Пряники
медовые, русские, золотые пряники! - О чем говориться в этом стихотворении? - Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара. (14слайд) Толковый словарь В.И.Даля: «Пряник – лакомство хлебенное на меду, на патоке, также соложенное тесто с разными пряностями» Толковый словарь С.И.Ожегова и И.Ю.Шведова: «Пряник – сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки» Пряник - лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб. На Руси первые пряники, называемые тогда «медовым хлебом», появились около девятого века, они представляли собой смесь ржаной муки с мёдом и ягодным соком, причем мёд в них составлял почти половину от всех других продуктов Русский пряник – это продукт, который как ничто другое связан с жизнью и бытом нашего народа. С древнерусского языка «Пряник» означает «Пряный». На Руси первые пряники - "медовый хлеб", появились еще около IX века. Они представляли собой смесь ягодного сока с ржаной муки с мёдом, причем, почти половину этой смеси составлял мед . Позже в пряники стали добавлять местные коренья и травы, а в XII -XIII веках - восточные пряности. С тех пор, пряник получил свое название и окончательную рецептуру. -А какие виды пряников мы знаем? «Заморочки из мешочка» Давайте соберем пазлы и ответим на вопрос. (Пазлы с информацией разделены на 5 частей) (15слайд) Лепной
пряник (16слайд) Печатный пряник - эти пряники отпечатывают (отформовывают) из теста в специальные деревянные формы-изложницы. Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или "пряницами”, имели обратный рельеф, или, как его еще называют, контррельеф. Красота и качество пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли “знаменщиками". Издревле на Руси пряник почитался и был излюбленным лакомством и подарком на любое празднество. Пряник в России присутствовал в рационе всех социальных слоев - от стола Великого Государя до бедной избы крестьянина. Не обходилось застолье без пряников и в купеческих семьях, семьях чиновников и помещиков. (17слайд) Вырезной
(силуэтный) пряник Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных. Цветовое решение фигурок разнообразно: на фоне темного медового теста отчетливо выделяются затейливые узоры из белого и розового сахара; некоторые фигурки даже расцвечены желтыми, зелеными, красными пищевыми красками и специальной позолотой. (18 – 19 слайд) - Хотите узнать: как делают пряники печатные? (видеофайл)
(20 – 22 слайд) Пряники царские - Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или "пряницами”, имели обратный рельеф, или, как его еще называют, контррельеф. - Красота и качество пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. - В старину таких умельцев называли “знаменщиками". Знаменщик — Рисовальщик в России в XVII XVIII вв., создававший оригиналы для фигурных и орнаментальных гравюр, рисунки шрифтов, прописывающий золотом и красками «подносные» экземпляры …(В беседе обращается внимание на декоративную выразительность русских пряников. С этой целью рассматриваются фотографии, репродукции. Выделяются особые достоинства печатного пряника и резных деревянных пряничных досок. Обращается внимание детей на то, что искусство резных пряничных досок связано с традициями русской художественной резьбы по дереву). (23слайд) «Без пряника и праздник не праздник» (24 - 25 слайд) Обряды, традиции. Учитель: - Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. Для детей же пекли специальные пряники – куклы с изображением птиц, рыб. А пряники с изображением букв служили своеобразной вкусной азбукой. Для оформления праздничных или обрядовых пряников , коврижек использовали даже сусальное золото, жемчуг, бусы. Большой пряник (например, на вологодчине) дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям раздавали по кусочку пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонный» или «разгоняя». На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него клали подарки и деньги. Отсюда пошло выражение «Класть на пряник», т.е. делать подарки Пряники получили распространение на Руси с древнейших времен. Их дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Пряники, предназначенные для подарков, в почесть, часто делали по специальному заказу очень большими. Некоторые из них были так велики, что весили по нескольку пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях, а иногда и на двух. Делать лепные фигурки из теста и дарить друг другу к Новому году и Рождеству –обычай древнейший. Накануне Нового года крестьяне многих русских деревень справляли коляды. К этому дню всегда пеклись фигурные пряники в виде птичек, которые так и назывались — колядки. Пряник – ритуальный хлеб (т.е. печётся к какому-либо празднику или событию). С пряниками было связано много народных обычаев. Их выпекали к различным праздникам: на Рождество (козули), к весенним праздникам Благовещения и Пасхи; их дарили в знак чести (уважения) и любви. Однажды мастера из Тулы в знак чести подарили императрице Екатерине II пряник размером 3 метра. В некоторых местах (например, в Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 сантиметров. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки (она, обычно, длилась около недели) выигрывали по 15-20 пудов (240-320 килограммов) пряников. Играли в пряники и по-другому: надо было взять его в руку так, чтобы от одного удара он разломился на три части. (26 – 27 слайд) Символика пряников. Фантазия народных мастеров вызвала к жизни веселые образы пряничных рельефов. В орнаментальный рисунок рельефов входят преобразованные элементы реальных форм: перья птиц, чешуйки рыб и т. д. По всей России работало много народных мастеров-пряничников, имена которых до нас не дошли. Жизнь сделанных ими произведений — лепных, вырезных, печатных — была недолговечна. Для нас особенно дороги те немногие образцы старинных русских пряников, которые сохранились до наших дней. А знаете ли вы, что язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письмености. Орнамент старше всех произведений искусств. Интересна символика пряников. Так пряник – олень -символ мужской мощи, достоинства. Дарили такие пряники преимущественно юношам. Пряник – сердце – символ симпатии, расположения, привязанности, любви. Были пряники и более определенным выражением чувств, например, с такой надписью «Кого люблю, тому дарю». Каждая фигурка имеет определенный смысл. Например, коза – символ изобилия и достатка в доме, а корова – хорошего урожая и постоянного плодородия. Олень приносит долголетие и счастье. Тетерка и птенцы означают пожелание материнства и здоровья детям. «Птица» - символ счастья. «Елочка» - символ здоровья. «Барашек» - символ благополучия. При выборе фигурки учитывается, кому она предназначена, и что человеку лучше всего пожелать в этот день. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный веселый узор. - Что же этот узор означает? Кто помнит? Кружочки- солнышки – символ жизни. «Круг» - это солнце, символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека. «Точка» на крашеном прянике означала начало начал, семена будущей жизни. Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики – жилище Волнистая линия - символизирует воду, а ////////-изображение дождя, прямая линия - символ земли. А древние земледельцы как бы говорили: «Пусть пойдет дождь на землю». (28 слайд) Динамическая пауза Учитель: Давайте вспомним вместе процесс приготовления пряников. Первым делом на доску Насыпаем мы…(показывает) Учащиеся…муку! Учитель: Добавляем масла, меду И еще, конечно… Учащиеся…воду! Учитель:Все в квашню. Ведь это место, Где замешивают… Учащиеся…. тесто! Учитель: Посыпаем ванилин, И раскатываем… Учащиеся…блин! Учитель: Соблюдаем строго норму, Тесто делим мы на… Учащиеся…формы! Мастерица И, чтоб пряники испечь Помещаем прямо в … Учащиеся…печь! Учитель: Молодцы ребята. Все правильно назвали! Значит и пряники у нас получатся замечательные. |
Рассматривают, обсуждают, сравнивают, отвечают на вопросы, проговаривают пословицы, поговорки о пряниках. Собирают пазлы, работают с информацией. |
Л П Р К |
|
Применение |
Составляет композицию, контролирует действия учащихся, показывает приемы работы, корректирует действия учащихся, консультирует.
(Учитель показывает через документ-камеру выполнение работы) - А сейчас вы побудете в роли художника – кондитера и распишете сами пряники. Но так как испечь пряники мы не можем, а выполняем лишь эскизы, то и последовательность работы немного меняется. 1. Чистый лист бумаги – это тесто. Положим на бумагу трафарет и карандашом обведём его, словно острым ножом вырежем по трафарету форму пряника. 2. Цветными восковыми мелками украсим свой пряник, словно сахарной глазурью, подчеркнём характерные особенности птицы или животного: клюв, гребешок, крылья, лапки, рога, хвосты и т.д. Чем ярче украсим свой пряник, тем лучше. 3. А вот теперь на палитре подберём цвет испечённого пряника – красно-коричневый – и закрасим этим цветом весь пряник! По краю пряника проведём более тёмную полоску, как будто пряник по краю подрумянился. Вот и готов наш пряник! А теперь приступаем к самостоятельной работе.
|
Организуют рабочее место, выполняют творческую работу. |
Л П Р К |
|
Рефлексия |
Организует выставку работ. Подводит итоги. Оценивает работы.
Контрольные вопросы:
Игра «Закончи предложение»: 1. Пряники покрывались сахарной :………. А) пудрой ; Б) глазурью; В) пастой ; Г) пылью 2. Первые пряники на Руси назывались…… А) лепёшкой; Б) медовым хлебом; В) пряником; Г) хлебом. 3. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли… А) пекарями; Б) кондитерами; В) пряничниками; 4. Силуэтные пряники под названием «КОЗУЛИ» выпекали и до сих пор выпекают в городе ….. А) Архангельск Б) Тула В) Москва 5. Силуэтные пряники вырезают из раскатанного теста с помощью…. А) печатной доски Б) металлической формы В) рук. Посмотрите, какие чудные пряники у нас получились В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков. И все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех – от мала до велика. Домашнее задание: традиционные рецепты приготовления архангельских пряников и глазури лежат у вас на партах, можете забрать их домой и предложить родителям испечь такие чудесные пряники. Поднимите руки, кто хочет дома продолжить эту добрую русскую традицию! Организованный конец урока. |
Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, оценивание работ. |
Л Р |
Методическая цель: «Формирование художественной грамотности обучающихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного»
Методические рекомендации____________________________________________________________
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»