Программа дополнительных занятий для будущих первоклассников по математике «Посчитай-ка» Образовательная система «Школа 2100»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Посчитай-ка»: Личностные УУД — освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
— оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
— развитие пространственного и словесно-логического мышления детей.
Регулятивные УУД
— организовывать свое рабочее место под руководством учителя; — определять цель выполнения заданий на занятиях под руководством учителя; — определять план выполнения заданий на занятиях под руководством учителя; — использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. Познавательные УУД
— определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; — отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию; — сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; — группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; Коммуникативные УУД
— участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях; — отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; — соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; — слушать и понимать речь других; — участвовать в паре. Предметные результаты освоения программы:
— умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть количественные и порядковые числа;
-знакомство с составом натуральных чисел в пределах 10;
— умение составлять и решать с помощью педагога простые арифметические задачи;
— знакомство со способамизнание и умениеразличать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб, шар, пирамида
— знакомство со свойствами (признаками) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название (выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами); — умение сравнивать числа элементов в группах предметов с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше; — умение составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого; — умение выполнять простейшие логические построенияиз геометрических фигур; — умение ориентироваться в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху –внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д., относительно выбранного объекта в качестве точки отсчета; — знание временных категорий: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентации в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлении рассказов по сюжетным картинкам Содержание программы: -Временные представления и отношения. Представление о геометрических фигурах - 5часов
-Играем и считаем (цифры и числа, от 1 до 10) – 17часов
УМКи материально-техническое оснащение: — Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х ч. Часть 1,3. – М.: Баласс, 2011. ( Образовательная система « Школа 2100».Комплексная программа «Детский сад 2100»). — Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006
— Лункина Е.Н. Прописи по математике для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Предшкольнаяподготовка).
— Сорокина Т.В. Занимаюсь математикой для детей 6-7 лет в 2-х ч. – М.: Эксмо,2009
— Степанов В.А. Математика. Серия «Учебник для малышей». М.: Фламинго
, 2007.
В архиве прилагаются:пояснительная записка, тематическое планирование и
книга (Кузнецова Е.В. «Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах.»), которой я пользовалась при подготовке к занятиям. В папке рабочие листы к первым занятиям ( все не загрузилось), в ссылке указала где можно найти другую половину рабочих листов.Пояснительная записка к программе дополнительных занятий
«Посчитай-ка» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Программа дополнительных занятий «Посчитай-ка» для детей составлена на основе:
-примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» для детей 3–7 лет (Образовательная система «Школа 2100») / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012.
Цель программы: формирование элементарных математических представлений, развитие их мышления, творческих способностей, интереса к математике.
Задачи программы:
- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
- формирование опыта игровой, практической, познавательной деятельности
- воспитание и развитие личностных качеств ребёнка;
- формирование опыта самопознания.
Общая характеристика программы:
Особенность программы в том, что она представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников и начальной, который разработан в образовательной системе «Школа 2100» с позиций комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Описание места дополнительных занятий в учебном плане
В соответствии с учебным планом платных дополнительных образовательных услуг программа «Посчитай-ка» рассчитана на 22 часа по 1 часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания дополнительных занятий:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «Посчитай-ка»:
Личностные УУД
- освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
- оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
- развитие пространственного и словесно-логического мышления детей.
Регулятивные УУД
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на занятиях под руководством учителя;
- определять план выполнения заданий на занятиях под руководством учителя;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД
- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре.
Предметные результаты освоения программы:
- умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть количественные и порядковые числа;
- знакомство с составом натуральных чисел в пределах 10;
- умение составлять и решать с помощью педагога простые арифметические задачи;
- знакомство со способами знание и умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб, шар, пирамида
- знакомство со свойствами (признаками) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название (выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами);
- умение сравнивать числа элементов в группах предметов с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше;
- умение составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого;
- умение выполнять простейшие логические построения из геометрических фигур;
- умение ориентироваться в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху –внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д., относительно выбранного объекта в качестве точки отсчета;
- знание временных категорий: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентации в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлении рассказов по сюжетным картинкам
Содержание программы:
- Временные представления и отношения. Представление о геометрических фигурах - 5 часов
- Играем и считаем (цифры и числа, от 1 до 10) – 17 часов
УМК и материально-техническое оснащение:
- Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х ч. Часть 1,3. – М.: Баласс, 2011. ( Образовательная система « Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»).
- Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006
- Лункина Е.Н. Прописи по математике для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Предшкольная подготовка).
- Сорокина Т.В. Занимаюсь математикой для детей 6-7 лет в 2-х ч. – М.:Эксмо,2009
- Степанов В.А. Математика. Серия «Учебник для малышей». М.: Фламинго, 2007.
Календарно-тематическое планирование к программе дополнительных занятий «Посчитай-ка»
№ п\п |
Раздел |
Разговорная тема |
Кол-во часов |
Предметная тема |
Дата |
|
план |
факт |
|||||
1 |
Временные представления и отношения. Представление о геометрических фигурах 5ч |
Осень. Времена года. |
1 |
Временные представления. Признаки предметов, объединение предметов в группы по разным признакам. |
3.11 |
|
2 |
Утро. День. Вечер. Ночь. |
1 |
Временные представления. Режим дня. Существенные признаки - основа определения. |
10.11 |
|
|
3 |
Вчера. Сегодня. Завтра. |
1 |
Временные отношения (раньше-позже) Классификация по одному признаку. |
17.11 |
|
|
4 |
Форма: круг, квадрат, треугольник. |
1 |
Выявление представлений детей о геометрических фигурах. Повторение и закрепление пространственных представлений: за, перед, над и под, около и возле, рядом, внутри (в), между, близко и далеко. |
24.11 |
|
|
5 |
Маленькие и большие. |
1 |
Сериация по размеру Измерение количества. Понятия «больше», «меньше», «столько же», «длиннее - короче», «выше - ниже». |
1.12 |
|
|
6 |
Играем и считаем (цифры и числа, от 1 до 10) 17ч |
Один и два. Двое. Первый, второй. |
1 |
Число и цифра 1. Число и цифра 2. Пара. Ориентирование на листе бумаги. |
8.12 |
|
7 |
Собираем из частей |
1 |
Вводим понятие «целого» и «части» |
15.12 |
|
|
8 |
Три и трое. Третий |
1 |
Число и цифра 3 . Состав числа 3. |
22.12 |
|
|
9 |
Самые разные животные |
1 |
Сравнение групп предметов. Больше, чем… Меньше, чем… Обозначение равенства и неравенства. |
12.01 |
|
|
10 |
Четыре и четверо. Четвертый |
1 |
Число и цифра 4. Состав числа 4 Математические рассказы по рисункам. |
19.01 |
|
|
11 |
Пять и пятеро. |
1 |
Число и цифра 5. Состав числа 5. Понятия: «предыдущий», «последующий», «соседи числа…» |
26.01 |
|
|
12 |
Точки и линии |
1 |
Прямая, точка. Прямые, кривые, ломаные. Геометрические фигуры. |
2.02 |
|
|
13 |
Шесть и шестеро. |
1 |
Число и цифра 6. Состав числа 6. |
9.02 |
|
|
14 |
В магазине. |
1 |
Масса. Сравнение предметов по массе. |
16.02 |
|
|
15 |
Семь и семеро. |
1 |
Число и цифра 7. Состав числа 7. Счет, нумерация. |
2.03 |
|
|
16 |
Дни недели |
1 |
Временные представления. Было. Стало. Осталось. |
16.03 |
|
|
17 |
Восемь, восьмой |
1 |
Число и цифра 8. Состав числа 8. |
23.03 |
|
|
18 |
Мы идем в цирк |
1 |
Составление задач по картинке. |
30.03 |
|
|
19 |
Девять, девятый |
1 |
Число и цифра 9. Состав числа 9. |
6.04 |
|
|
20 |
Внутри и снаружи |
1 |
Повторение состава чисел 2-9. |
13.04 |
|
|
21 |
Десять, десятый |
1 |
Число 10. Состав 10. Десяток. |
20.04 |
|
|
22 |
Играем и считаем |
1 |
Итоговое занятие. |
27.04 |
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Проектирование современного урока математики: реализация требований ФГОС
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО