Этикет – форма для содержания этики
Богданова Татьяна Николаевнаучитель начальных классовгород ВолгоградМОУ СОШ №3 Тракторозаводского района г. Волгоградакурс «Основы религиозных культур и светской этики»Учебник "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.«4-й класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Тема: Этикет – форма для содержания этики Класс: 4 «В» классЦель: познакомить обучающихся с этикетом как формой содержания этики Планируемые результаты: Предметные:развитие способностей самостоятельно формулировать тему, цели урока; добывать новые знания; формирование первоначальных представлений об этике;Обучаемый научится — объяснять, что понимается под понятиями «этикет», «этике» — назвать правила поведения в различных ситуациях — анализируют ситуации с точки зрения соблюдения этикета Обучаемый получит возможность -соприкоснуться с наукой этикой, предметом её изучения. Метапредметные Регулятивные: Обучаемый научится — самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы; — ставить проблему и предлагать пути её решения; — договариваться о правилах общения, распределять роли в группах. Обучаемый получит возможность — давать самооценку своей деятельности в группе. Коммуникативные: Обучаемый научится — осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; — высказывать свои мысли, вступать в беседу; — слушать и понимать других; Обучаемый получит возможность — взаимодействовать с одноклассником в ходе групповой работы при выполнении работы с иллюстрациями и ситуациями к ним. Познавательные: Обучаемый научится — давать определение новым понятиям; — добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал и материал презентации, сюжетные картинки, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке; — делать выводы, оперируя предметами и их образами; — развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучаемый получит возможность — ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотезы, делать умозаключения. Личностные Обучаемый научится — вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Обучаемый получит возможность — выразить свое отношение о значении этики в жизни человеческого общества Межпредметные связи:связь с жизнью, литературой, историей Ресурсы: проектор, экран, компьютер, презентация, листы с картинками для групповой работы, индивидуальные листы на печатной основеХод урока1 этап. Организационный момент. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты (Формирование УУД и личностных результатов) |
Проверка готовности детей к уроку. Слайд1(пустой) Приветствие детей. Настрой на урок: — Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Мы приглашаем наших гостей вместе с нами сделать новое открытие. Давайте их поприветствуем. — Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. |
Ученики проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей на парте, настраиваются на работу на уроке. Приветствуют гостей, занимают свои места. |
Р. Подготовка к работе на уроке, самоорганизация |
А основой нашего исследования будет фрагмент из школьной жизни, который мы подготовили с Колей, Сережей и Лерой. Посмотрев сценку, ответьте, что произошло, почему возник конфликт? |
Ученики смотрят сценку: Автор: После звонка с урока Антошка первым выскочил из класса и пулей понесся по коридору. В конце коридора не успев затормозить, Антошка врезался в незнакомую девушку. - Ты что? – воскликнула девушка, чуть не упав. — Извини! – выдохнул Антошка. – Но ты же сама прямо на проходе стояла! - Это правда, — улыбнулась девушка, а потом добавила: — Но взрослым все-таки нужно говорить «вы». Антошка не успел ничего ответить, потому что сзади его дернул за свитер кто-то из ребят. — Это же наш новый психолог – Елена Сергеевна! – услышал Антошка шепот Игоря. - Подумаешь – на «ты» ее назвал, а не на «вы»! |
П.В процессе просмотра сценки рассказа извлекают необходимую информацию, делают выводы |
— Давайте обсудим, что произошло? |
Антошка сбил незнакомую девушку, обратился к ней на «ты» |
П.Анализируют полученную информацию, делают выводы. |
— Что же Антошка сделал не так? |
Он бежал, нарушил правила поведения в школе. Он неуважительно обратился к взрослому человеку |
П.Анализируют полученную информацию, делают выводы. |
— Посмотрите на экран. Слайд 2 В каких ситуациях герой сюжетных картинок поступает правильно? |
Ученики изучают иллюстрации на слайде, высказывают свое мнение: — мальчик поступает правильно на картинках сверху. Он уступает место дедушке в автобусе. Благодарит девочку за услугу. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? |
Ученики формулируют тему урока: — Мы будем говорить о правилах поведения в обществе. |
Р.Ученики формулируют тему и цель урока. |
Учитель уточняет тему урока: Этикет – форма для содержания этики. Слайд 3 — Принятый порядок поведения в различных ситуациях называется – этикет. — Мы в школе на уроках изучаем много наук – математику, орфографию, историю. — Как вы думаете, а есть ли наука, которая изучает правила поведения? — Какое ещё новое понятие вы видите в названии темы? Учитель озвучивает тему. |
Обучающиеся обращают внимание на слайд, где отражена тема урока. Ученики выдвигают предположения: — Наверное такая наука есть. Обучающиеся называют понятие «этика» |
Л.Высказывают свои предположения (развитие креативных способностей и критического мышления) |
Наука, которая изучает правила поведения, называется — этика. — Найдите в словаре это понятие. Зачитайте. |
Ученики открывают словарь и зачитывают значение понятия «этика» |
П.Извлекают необходимую информацию из словаря |
— У Вас на столах есть рабочие листы, подпишите их. Запишите тему нашего сегодняшнего занятия. |
Ученики записывают в рабочие листы тему урока |
Р.Заполнение рабочего листа урока, отражение темы урока. |
Учитель повторяет значение понятия этика (Слайд 4) — Вспомните, что такое нравственность? Что такое мораль? |
Ученики объясняют значение этих понятий: — Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. — Мораль – это правила поведения, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми. |
Пр.Проверяют свои знания полученные ранее. |
— Приведите примеры этих правил. |
Ученики приводят примеры правил морали: — не обманывай, — не бери чужого, — поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой |
Пр.Проверяют свои знания полученные ранее. |
Учитель ставит перед ученикам проблему: — Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. Врать не хорошо, но как быть, если боишься наказания. Толкаться плохо. А если очень торопишься. Как быть в таких ситуациях? Как не нарушать правила морали, этики? Следовательно, какая же, ребята, возникает проблема? |
Ученики формулируют проблему: Мы не всегда знаем, как правильно поступить, как не нарушать правила морали, этики? |
Р. Выявляют проблему и намечают пути её решения |
Слайд 5Запишем в рабочие листы проблемный вопрос нашего урока: Как поступать, чтобы не нарушать правила морали, этики? |
Ученики записывают проблемный вопрос урока в рабочий лист |
Р. Систематизируют свои знания, заполняя новой информацией рабочие листы. |
— Давайте попробуем разобраться в этой проблеме. Откройте учебники на стр.67 найдите 2 абзац. | Читает ученик. «В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле» |
П.Извлекают необходимую информацию из текста. |
— Что же приходит на помощь человеку, когда он стоит перед выбором, как поступить? |
Ученики отвечают, что на помощь человеку приходит этикет. | К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
— Найдите в тексте и зачитайте, что такое этикет. |
Ученики зачитывают: Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее |
П.Извлекают необходимую информацию из текста. |
Рассмотрим, какие формы фраз, жестов, виды одежды используют люди при соблюдении этикета. Назовите жестовые приветствия. |
Ученики называют и показывают: Кивок головой, поклон, снятие головного убора, поцелуй руки, реверанс, отдача чести, похлопывание, рукопожатие |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
Вспомните, как по этикету нужно одеваться в той или иной ситуации? |
Ученики рассуждают: — Мы знаем, что нельзя ходить на уроки в спортивной одежде. Спортивная одежда уместна только на уроках физической культуры. В магазинах, банках служащие и продавцы ходят в специальной одежде. В театр или в гости мы тоже одеваемся по-особенному, нарядно. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
— Приведите примеры фраз, которые мы используем ежедневно при встрече и прощании? | Ученики называют: Здравствуйте, привет, пока, до свидания, доброе утро, приветствую вас. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
-Вспомните, какую ошибку при обращении допустил Антошка? |
Он обратился к взрослому человеку на «ты» |
П.Анализируют ситуацию. |
Слайд 6 Учитель предлагает выполнить задание № 1 в рабочих листах: Выбери ситуации, в которых при обращении обязательно употребление ВЫ; отметь ее «v» |
Ученики выполняют задание. |
П.Выполняют задание продуктивного характера, добывая необходимые знания. |
-Давайте проверим. Слайд 6 — Кто выбрал вариант — общение с ровесниками? — Почему в этой ситуации не уместно употребление «вы»? — Посмотрите на экран, что нам говорит этикет в этом случае? ð Вы были правы. |
Ученики выполняют самопроверку, обсуждают решение задания: — Ровесники нас не старше, они наши друзья, а на «вы» обращаются к взрослым. |
Р.Дают самооценку своей деятельности. |
— Кто выбрал вариант — общение с незнакомыми людьми? Объясните свой выбор. |
— Незнакомые могут быть нам ровесники, а могут быть и старше, тогда нужно говорить «вы» | |
— Обратимся к этикету. V -По этикету ко всем незнакомым людям обязательно употребление «вы». | ||
— Кто выбрал вариант — общение с родственниками старшего возраста? Почему? |
— Они же нам родные, я считаю обращение на «вы» необязательно. Я не согласен с мнением _______. Старшим надо говорить «вы», хоть они и родственники. | |
— Посмотрите на экран. V Запомните по этикету ко всем людям старшего возраста обязательно употребление «вы». | ||
— Кто выбрал вариант — общение с учителем? Обоснуйте свой выбор. |
Мы с 1 класса знаем, что учителям, нужно говорить «вы». Учителя — люди старшего возраста. | |
— Обратимся к этикету. V По этикету, при общении с учителем обязательно употребление «вы». | ||
— Опрос показал, что есть правила, о которых мы не знаем, но их тоже необходимо соблюдать! | ||
— Давайте напомним, друг другу правила этики в различных ситуациях. Учитель предлагает групповую работу: — Каждая группа получает листок, на котором пара картинок с одним сюжетом, но разными ситуациями. - Рассмотрите картинки, обсудите в группе и решите, где дети ведут себя по этикету, объясните свой выбор классу. — Итак, разобьемся на привычные для нас группы. Объединимся с соседними партами. Развернитесь, чтобы вам было удобно работать вместе (раздает материал группам). У вас 2 минуты, приступаем.Слайд 7 | Ученики выполняют коллективное задание в группах и представляют результаты своей работы: 1 группа: Мы выбрали 1 картинку. Дети ведут себя за столом правильно. Они пользуются столовыми приборами, а не руками как на другой картинке. Не размахивают руками, не кладут их на стол, пользуются салфетками. Стол у них чистый, потому что они ведут себя по этикету. 2 группа: Мы считаем, что верная 1 картинка. На ней дети уступают место бабушке 3 группа: У нас дети в театре. Мы выбрали 1 картинку. Дети смотрят представление, не разговаривают, не едят. Они хорошо одеты. С собой они принесли цветы для артистов. 4 группа. На нашей картинке девочка принимает подарки. Мы выбрали правую картинку. На ней девочка ведет себя по этикету. Она позволила гостям пройти в комнату и только потом открывает подарки, радуется им. 5 группа. Мы выбрали 2 картинку, на ней дети ведут себя правильно. Сидят, ни кому не мешают.) 6 группа. У нас на картинках дети тоже за столом, но у нас другая ситуация. Правильно ведут себя люди на 2 картинке. На ней мальчик, чтобы взять яблоко не лезет через весь стол, а просит подать яблоко маму. Девочка не вытирает скатертью руки. Бабушка не облокачивается на стол локтями.) | |
Чтобы правила прилежно соблюдать Нужно бодрым быть и не зевать. Предлагаю поиграть — Внимательно задания выполнять! Слайд 14. Конечно, все любят получать подарки в свой день рождения. Принимая подарок, человек обязательно должен сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы повторим, поиграв в игру. Если ответ правильный — хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами. (после выполнения физминутки) — Молодцы. Садитесь. |
Обучающиеся выполняют физминутку: — Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок. — Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители! — Спасибо, я мечтала о таком подарке. — Как жаль! Я думала, ты подаришь мне куклу! — А у меня уже есть такая игра! — Спасибо, это очень хороший подарок! |
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по образцу. Слайд 15 — Давайте закрепим наши знания этикета в рабочих листах. Найдите 2 задание. Вам нужно восстановить правила, вставив в них пропущенные слова. Приступайте! |
Ученики выполняют задание в рабочих листах, делают самопроверку. Сверяем с экраном Ученики читаю правила. Кто не согласен, возражают, исправляют. Слайд 16 (с добавлением слов по щелчку) В общественных местах некультурно размахивать руками,громкоразговаривать. Младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти, а потом ответь. Когда идешь по улице, держись правой стороны. За столом не размахивай руками, пользуйся салфеткой и столовыми приборами. Этика – это учение, о нравственности и морали, правильном и достойном поведении. Этикет – принятый порядок поведения в различных ситуациях, формы этикета поддерживают вежливые отношения между людьми, помогают соблюдать правила этики (морали). |
П. Выполняют задание продуктивного характера. Обобщают полученные знания. Р. Дают самооценку своей деятельности. | |||||||||||||||
Слайд 17 Составь пословицы, соединив линией обе половинки.Прокомментируй их смысл.
| |||||||||||||||||
Учитель предлагает выполнить следующее задание продуктивного характера: — Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и сохранили в пословицах мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Мы с вами знакомы со многими из этих «посланий из прошлого». — Я предлагаю вам найти задание № 3 и вспомнить известные вам пословицы или открыть для себя новые. Зачитываем пословицу и объясняем, чему она нас учит. Слайд 17 (добавление стрелок по щелчку) -Действительно обман все равно открывается и тогда нам становится очень стыдно, как стало стыдно герою одного из произведений которое мы проходили на уроках литературного чтения? Вспомните его. — Иллюстрацию какого произведения вы видите? Слайд 18 — Кто автор? — О чем этот рассказ? |
Ученики в ходе групповой работы соединяют линиями начало и окончание пословиц. Ученики зачитывают пословицы, объясняют их смысл: У себя как хочешь, а в гостях – как велят. (Дома можно вести себя свободно не по этикету, но выходя из дома мы все должны соблюдать правила этики) По одежде не суди, по делам гляди (Не у всех есть возможность одеваться модно, стильно. Это не самое главное. О человеке судят по его делам, поступкам) Лучше молчать, нежели врать. ( Если невозможно сказать правду, уж очень она плоха и очень стыдно, то если не спрашивают, лучше промолчать) НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ! (Это золотое правило морали, которое встречается во всех странах, во всех религиях) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Нас с детства учат, что врать нельзя, всегда нужно говорить правду. Правда не всегда приятна, но ложь еще хуже. Правда всё равно станет известна. Будет стыдно и накажут больше) Это иллюстрация к произведению «Тайное становится явным» Автор этого произведения Виктор Драгунский. Этот рассказ о … |
П. Выполняют задание продуктивного характера. Л.Определяют для себя смысл пословиц, дают оценку, чему они учат. | |||||||||||||||
— Как же быть, если боишься наказания или как Дениска, лишиться желаемого. | Всегда нужно быть честным. Ложь все равно к хорошему не приведет. |
Л. Высказывают мнение о том, как нужно поступать, чтобы не нарушать нормы морали, этики. | |||||||||||||||
Слайд 19 — Прочтите слова французского математика, философа, писателя Блеза Паскаля. -Как вы понимаете смысл этого изречения? | Ученики читают с экрана высказывание, высказывают свое мнение, в чем смысл данного утверждения. «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» Например: Правила мы многие знаем, но не всегда их выполняем. |
Л.Высказывают свои предположения (развитие креативных способностей и критического мышления). К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. | |||||||||||||||
— Вернёмся к проблеме, которую мы перед собой поставили? (Как поступать, чтобы не нарушать правила морали, этики?) — Теперь вы можете ответить мне на этот вопрос? | Ученики отвечают: Всегда всем нужно соблюдать правила этикета. Поступай с людьми так, как хочешь чтобы поступали с тобой. |
П.Анализируют полученную на уроке информацию, обобщают, делают выводы |
Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: — Что нового вы для себя открыли на уроке? Свой ответ прошу начинать со слов: Слайд 20 |
Ученики отвечают на вопрос учителя. Продолжают предложения, которые представлены на экране: На сегодняшнем уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось.. . |
П.Анализируют полученную на уроке информацию, обобщают, делают выводы |
СамооценкаСлайд 21 — Оцените свою работу на уроке в рабочих листах на лестнице успеха |
Ученики оценивают свою работу на уроке с помощью приема «лесенка успеха»: нижняя ступенька — я справился, но мне помогали товарищи; средняя ступенька — у меня были ошибки, но я все понял и исправил сам; верхняя ступенька — мне всё удалось. |
Р. Дают самооценку своей деятельности. |
– А как вы считаете, стоит ли нам продолжать работу пол этой теме? Почему? – Мы продолжим разговор про этикет |
Ученики отвечают, что нужно узнать и о других правилах этикета и рассказать о них своим друзьям и близким. |
- На обратной стороне рабочего листа расположено домашнее задание. — Напишите, какими правилами этики ты будешь руководствоваться на дороге жизнии нарисуйте разрешающий и запрещающий знак этикета. |
Ученики изучают задание, которое учитель предложил выполнить в качестве домашней работы, задают вопросы. |
Ф.И. ______________________________
Тема: ________________________
Проблема: ______________________________________________________________
Задание 1. « Ты» или «Вы».
Выбери ситуации, в которых при обращении обязательно употребление ВЫ; отметь ее
-
общение с ровесниками
-
общение с незнакомыми людьми
-
общение с родственниками старшего возраста
-
общение с учителем
Задание 2. “Премудрости этикета”
Дополни правила этики недостающими словами:
В общественных местах некультурно ______________ руками, ___________ разговаривать.
Младшие первыми должны здороваться со ____________, _____________ первыми приветствуют девочек.
Не разговаривай с ___________ ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти, а потом __________.
Когда идешь по улице, держись ____________ стороны.
За столом не размахивай ____________, пользуйся ____________ и ______________________________.
Этика – это учение, о _______________ и _____________, правильном и достойном поведении.
Этикет – принятый порядок ____________ в различных ситуациях, формы этикета _________, ___________ и одежда, помогают соблюдать правила ____________ (морали).
Задание 3. «Послания из прошлого»
Составь пословицы, соединив линией обе половинки. Прокомментируй их смысл.
У себя как хочешь, |
|
по делам гляди. |
По одежде не суди, |
|
нежели врать. |
Лучше молчать, |
|
чем сладкая ложь. |
Не делай другому того, |
|
а в гостях – как велят. |
Лучше горькая правда, |
|
чего сам себе не желаешь. |
Самооценка «Лестница успеха»
Домашнее задание:
Какими правилами этики ты будешь руководствоваться на дороге жизни?
Нарисуйте разрешающий и запрещающий знак этикета.
Тема: Этикет – форма для содержания этики
Цель: познакомить обучающихся с этикетом как формой содержания этики, …
Класс: 4 «В» класс
Планируемые результаты:
Предметные:
развитие способностей самостоятельно формулировать тему, цели урока; добывать новые знания; формирование первоначальных представлений об этике;
Обучаемый научится
- объяснять, что понимается под понятиями «этикет», «этике»
- назвать правила поведения в различных ситуациях
- анализируют ситуации с точки зрения соблюдения этикета
Обучаемый получит возможность
- соприкоснуться с наукой этикой, предметом её изучения.
Метапредметные
Регулятивные:
Обучаемый научится
- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;
- ставить проблему и предлагать пути её решения;
- договариваться о правилах общения, распределять роли в группах.
Обучаемый получит возможность
- давать самооценку своей деятельности в группе.
Коммуникативные:
Обучаемый научится
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- высказывать свои мысли, вступать в беседу;
- слушать и понимать других;
Обучаемый получит возможность
- взаимодействовать с одноклассником в ходе групповой работы при выполнении работы с иллюстрациями и ситуациями к ним.
Познавательные:
Обучаемый научится
- давать определение новым понятиям;
- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал и материал презентации, сюжетные картинки, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;
- делать выводы, оперируя предметами и их образами;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучаемый получит возможность
- ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотезы, делать умозаключения.
Личностные
Обучаемый научится
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Обучаемый получит возможность
- выразить свое отношение о значении этики в жизни человеческого общества
Межпредметные связи: связь с жизнью, литературой, историей
Ресурсы: проектор, экран, компьютер, презентация, листы с картинками для групповой работы, индивидуальные листы на печатной основе
Ход урока
-
этап. Организационный момент. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы |
Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы |
Ожидаемые результаты (Формирование УУД и личностных результатов) |
Проверка готовности детей к уроку. Слайд1(пустой) Приветствие детей. Настрой на урок: - Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Мы приглашаем наших гостей вместе с нами сделать новое открытие. Давайте их поприветствуем. - Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. |
Ученики проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей на парте, настраиваются на работу на уроке. Приветствуют гостей, занимают свои места. |
Р. Подготовка к работе на уроке, самоорганизация |
А основой нашего исследования будет фрагмент из школьной жизни, который мы подготовили с Колей, Сережей и Лерой. Посмотрев сценку, ответьте, что произошло, почему возник конфликт? |
Ученики смотрят сценку: Автор: После звонка с урока Антошка первым выскочил из класса и пулей понесся по коридору. В конце коридора не успев затормозить, Антошка врезался в незнакомую девушку. - Ты что? – воскликнула девушка, чуть не упав. - Извини! – выдохнул Антошка. – Но ты же сама прямо на проходе стояла! - Это правда, - улыбнулась девушка, а потом добавила: - Но взрослым все-таки нужно говорить «вы». Антошка не успел ничего ответить, потому что сзади его дернул за свитер кто-то из ребят. - Это же наш новый психолог – Елена Сергеевна! – услышал Антошка шепот Игоря. - Подумаешь – на «ты» ее назвал, а не на «вы»! |
П. В процессе просмотра сценки рассказа извлекают необходимую информацию, делают выводы |
- Давайте обсудим, что произошло? |
Антошка сбил незнакомую девушку, обратился к ней на «ты» |
П. Анализируют полученную информацию, делают выводы. |
- Что же Антошка сделал не так? |
Он бежал, нарушил правила поведения в школе. Он неуважительно обратился к взрослому человеку |
П. Анализируют полученную информацию, делают выводы. |
2 этап Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока)
- Посмотрите на экран. Слайд 2 В каких ситуациях герой сюжетных картинок поступает правильно? |
Ученики изучают иллюстрации на слайде, высказывают свое мнение: - мальчик поступает правильно на картинках сверху. Он уступает место дедушке в автобусе. Благодарит девочку за услугу. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? |
Ученики формулируют тему урока: - Мы будем говорить о правилах поведения в обществе. |
Р. Ученики формулируют тему и цель урока. |
Учитель уточняет тему урока: Этикет – форма для содержания этики. Слайд 3 - Принятый порядок поведения в различных ситуациях называется – этикет. - Мы в школе на уроках изучаем много наук – математику, орфографию, историю. - Как вы думаете, а есть ли наука, которая изучает правила поведения? - Какое ещё новое понятие вы видите в названии темы? Учитель озвучивает тему. |
Обучающиеся обращают внимание на слайд, где отражена тема урока. Ученики выдвигают предположения: - Наверное такая наука есть. Обучающиеся называют понятие «этика» |
Л. Высказывают свои предположения (развитие креативных способностей и критического мышления) |
Наука, которая изучает правила поведения, называется - этика. - Найдите в словаре это понятие. Зачитайте. |
Ученики открывают словарь и зачитывают значение понятия «этика» |
П. Извлекают необходимую информацию из словаря |
- У Вас на столах есть рабочие листы, подпишите их. Запишите тему нашего сегодняшнего занятия. |
Ученики записывают в рабочие листы тему урока |
Р. Заполнение рабочего листа урока, отражение темы урока. |
3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)
Учитель повторяет значение понятия этика (Слайд 4) - Вспомните, что такое нравственность? Что такое мораль? |
Ученики объясняют значение этих понятий: - Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. - Мораль – это правила поведения, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми. |
Пр. Проверяют свои знания полученные ранее. |
- Приведите примеры этих правил. |
Ученики приводят примеры правил морали: - не обманывай, - не бери чужого, - поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой |
Пр. Проверяют свои знания полученные ранее. |
Учитель ставит перед ученикам проблему: - Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. Щелчок. Врать не хорошо, но как быть, если боишься наказания. Толкаться плохо. А если очень торопишься. Как быть в таких ситуациях? Как не нарушать правила морали, этики? Следовательно, какая же, ребята, возникает проблема? |
Ученики формулируют проблему: Мы не всегда знаем, как правильно поступить, как не нарушать правила морали, этики? |
Р. Выявляют проблему и намечают пути её решения |
Слайд 5 Запишем в рабочие листы проблемный вопрос нашего урока: Как поступать, чтобы не нарушать правила морали, этики? |
Ученики записывают проблемный вопрос урока в рабочий лист |
Р. Систематизируют свои знания, заполняя новой информацией рабочие листы. |
4 этап Поиск решения (открытие нового знания)
- Давайте попробуем разобраться в этой проблеме. Откройте учебники на стр.67 найдите 2 абзац. |
Читает ученик. «В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле» |
П. Извлекают необходимую информацию из текста. |
- Что же приходит на помощь человеку, когда он стоит перед выбором, как поступить? |
Ученики отвечают, что на помощь человеку приходит этикет. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
Щелчок. - Найдите в тексте и зачитайте, что такое этикет. |
Ученики зачитывают: Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее |
П. Извлекают необходимую информацию из текста. |
Рассмотрим, какие формы фраз, жестов, виды одежды используют люди при соблюдении этикета. Назовите жестовые приветствия. |
Ученики называют и показывают: Кивок головой, поклон, снятие головного убора, поцелуй руки, реверанс, отдача чести, похлопывание, рукопожатие |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
Вспомните, как по этикету нужно одеваться в той или иной ситуации? |
Ученики рассуждают: - Мы знаем, что нельзя ходить на уроки в спортивной одежде. Спортивная одежда уместна только на уроках физической культуры. В магазинах, банках служащие и продавцы ходят в специальной одежде. В театр или в гости мы тоже одеваемся по-особенному, нарядно. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
- Приведите примеры фраз, которые мы используем ежедневно при встрече и прощании? |
Ученики называют: Здравствуйте, привет, пока, до свидания, доброе утро, приветствую вас. |
К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
-Вспомните, какую ошибку при обращении допустил Антошка? |
Он обратился к взрослому человеку на «ты» |
П. Анализируют ситуацию. |
Слайд 6 Учитель предлагает выполнить задание № 1 в рабочих листах: Выбери ситуации, в которых при обращении обязательно употребление ВЫ; отметь ее «v» |
Ученики выполняют задание. |
П. Выполняют задание продуктивного характера, добывая необходимые знания. |
-Давайте проверим. Слайд 6 - Кто выбрал вариант - общение с ровесниками? - Почему в этой ситуации не уместно употребление «вы»? - Посмотрите на экран, что нам говорит этикет в этом случае? Вы были правы. |
Ученики выполняют самопроверку, обсуждают решение задания: - Ровесники нас не старше, они наши друзья, а на «вы» обращаются к взрослым. |
Р. Дают самооценку своей деятельности. |
- Кто выбрал вариант - общение с незнакомыми людьми? Объясните свой выбор. |
- Незнакомые могут быть нам ровесники, а могут быть и старше, тогда нужно говорить «вы» |
|
- Обратимся к этикету. V -По этикету ко всем незнакомым людям обязательно употребление «вы». |
|
|
- Кто выбрал вариант - общение с родственниками старшего возраста? Почему? |
- Они же нам родные, я считаю обращение на «вы» необязательно. Я не согласен с мнением _______. Старшим надо говорить «вы», хоть они и родственники. |
|
- Посмотрите на экран. V Запомните по этикету ко всем людям старшего возраста обязательно употребление «вы». |
|
|
- Кто выбрал вариант - общение с учителем? Обоснуйте свой выбор. |
Мы с 1 класса знаем, что учителям, нужно говорить «вы». Учителя - люди старшего возраста. |
|
- Обратимся к этикету. V По этикету, при общении с учителем обязательно употребление «вы». |
|
|
- Опрос показал, что есть правила, о которых мы не знаем, но их тоже необходимо соблюдать! |
|
|
- Давайте напомним, друг другу правила этики в различных ситуациях. Учитель предлагает групповую работу: - Каждая группа получает листок, на котором пара картинок с одним сюжетом, но разными ситуациями. - Рассмотрите картинки, обсудите в группе и решите, где дети ведут себя по этикету, объясните свой выбор классу. - Итак, разобьемся на привычные для нас группы. Объединимся с соседними партами. Развернитесь, чтобы вам было удобно работать вместе (раздает материал группам). У вас 2 минуты, приступаем. Слайд 7 |
Ученики выполняют коллективное задание в группах и представляют результаты своей работы: 1 группа: Мы выбрали 1 картинку. Дети ведут себя за столом правильно. Они пользуются столовыми приборами, а не руками как на другой картинке. Не размахивают руками, не кладут их на стол, пользуются салфетками. Стол у них чистый, потому что они ведут себя по этикету. 2 группа: Мы считаем, что верная 1 картинка. На ней дети уступают место бабушке 3 группа: У нас дети в театре. Мы выбрали 1 картинку. Дети смотрят представление, не разговаривают, не едят. Они хорошо одеты. С собой они принесли цветы для артистов. 4 группа. На нашей картинке девочка принимает подарки. Мы выбрали правую картинку. На ней девочка ведет себя по этикету. Она позволила гостям пройти в комнату и только потом открывает подарки, радуется им. 5 группа. Мы выбрали 2 картинку, на ней дети ведут себя правильно. Сидят, ни кому не мешают.) 6 группа. У нас на картинках дети тоже за столом, но у нас другая ситуация. Правильно ведут себя люди на 2 картинке. На ней мальчик, чтобы взять яблоко не лезет через весь стол, а просит подать яблоко маму. Девочка не вытирает скатертью руки. Бабушка не облокачивается на стол локтями.) |
|
Чтобы правила прилежно соблюдать Нужно бодрым быть и не зевать. Предлагаю поиграть - Внимательно задания выполнять! Слайд 14. Конечно, все любят получать подарки в свой день рождения. Принимая подарок, человек обязательно должен сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы повторим, поиграв в игру. Если ответ правильный - хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами. (после выполнения физминутки) - Молодцы. Садитесь. |
Обучающиеся выполняют физминутку: - Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок. - Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители! - Спасибо, я мечтала о таком подарке. - Как жаль! Я думала, ты подаришь мне куклу! - А у меня уже есть такая игра! - Спасибо, это очень хороший подарок! |
|
5 этап. Применение нового знания.
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по образцу. Слайд 15 - Давайте закрепим наши знания этикета в рабочих листах. Найдите 2 задание. Вам нужно восстановить правила, вставив в них пропущенные слова. Приступайте! |
Ученики выполняют задание в рабочих листах, делают самопроверку. Сверяем с экраном Ученики читаю правила. Кто не согласен, возражают, исправляют. Слайд 16 (с добавлением слов по щелчку) В общественных местах некультурно размахивать руками, громко разговаривать. Младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти, а потом ответь. Когда идешь по улице, держись правой стороны. За столом не размахивай руками, пользуйся салфеткой и столовыми приборами. Этика – это учение, о нравственности и морали, правильном и достойном поведении. Этикет – принятый порядок поведения в различных ситуациях, формы этикета поддерживают вежливые отношения между людьми, помогают соблюдать правила этики (морали). |
П. Выполняют задание продуктивного характера. Обобщают полученные знания. Р. Дают самооценку своей деятельности. |
|||||||||||||||
Слайд 17 Составь пословицы, соединив линией обе половинки. Прокомментируй их смысл.
|
|||||||||||||||||
Учитель предлагает выполнить следующее задание продуктивного характера: - Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и сохранили в пословицах мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Мы с вами знакомы со многими из этих «посланий из прошлого». - Я предлагаю вам найти задание № 3 и вспомнить известные вам пословицы или открыть для себя новые. Зачитываем пословицу и объясняем, чему она нас учит. Слайд 17 (добавление стрелок по щелчку)
-Действительно обман все равно открывается и тогда нам становится очень стыдно, как стало стыдно герою одного из произведений которое мы проходили на уроках литературного чтения? Вспомните его. - Иллюстрацию какого произведения вы видите? Слайд 18 - Кто автор?
- О чем этот рассказ? |
Ученики в ходе групповой работы соединяют линиями начало и окончание пословиц. Ученики зачитывают пословицы, объясняют их смысл: У себя как хочешь, а в гостях – как велят. (Дома можно вести себя свободно не по этикету, но выходя из дома мы все должны соблюдать правила этики) По одежде не суди, по делам гляди (Не у всех есть возможность одеваться модно, стильно. Это не самое главное. О человеке судят по его делам, поступкам) Лучше молчать, нежели врать. ( Если невозможно сказать правду, уж очень она плоха и очень стыдно, то если не спрашивают, лучше промолчать) НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ! (Это золотое правило морали, которое встречается во всех странах, во всех религиях) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Нас с детства учат, что врать нельзя, всегда нужно говорить правду. Правда не всегда приятна, но ложь еще хуже. Правда всё равно станет известна. Будет стыдно и накажут больше)
Это иллюстрация к произведению «Тайное становится явным» Автор этого произведения Виктор Драгунский. Этот рассказ о … |
П. Выполняют задание продуктивного характера. Л. Определяют для себя смысл пословиц, дают оценку, чему они учат. |
|||||||||||||||
- Как же быть, если боишься наказания или как Дениска, лишиться желаемого.
|
Всегда нужно быть честным. Ложь все равно к хорошему не приведет. |
Л. Высказывают мнение о том, как нужно поступать, чтобы не нарушать нормы морали, этики. |
|||||||||||||||
Слайд 19 - Прочтите слова французского математика, философа, писателя Блеза Паскаля. -Как вы понимаете смысл этого изречения?
|
Ученики читают с экрана высказывание, высказывают свое мнение, в чем смысл данного утверждения. «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» Например: Правила мы многие знаем, но не всегда их выполняем. |
Л. Высказывают свои предположения (развитие креативных способностей и критического мышления). К. Высказывают свои мысли, вступать в беседу. |
|||||||||||||||
- Вернёмся к проблеме, которую мы перед собой поставили? (Как поступать, чтобы не нарушать правила морали, этики?) - Теперь вы можете ответить мне на этот вопрос? |
Ученики отвечают: Всегда всем нужно соблюдать правила этикета. Поступай с людьми так, как хочешь чтобы поступали с тобой. |
П. Анализируют полученную на уроке информацию, обобщают, делают выводы |
6 этап Рефлексия (обратная связь, оценивание результатов работы обучающихся)
Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: - Что нового вы для себя открыли на уроке? Свой ответ прошу начинать со слов: Слайд 20 |
Ученики отвечают на вопрос учителя. Продолжают предложения, которые представлены на экране: На сегодняшнем уроке я узнал . . . На этом уроке я похвалил бы себя за . . . После урока мне захотелось . . . |
П. Анализируют полученную на уроке информацию, обобщают, делают выводы |
Самооценка Слайд 21 - Оцените свою работу на уроке в рабочих листах на лестнице успеха |
Ученики оценивают свою работу на уроке с помощью приема «лесенка успеха»: нижняя ступенька - я справился, но мне помогали товарищи; средняя ступенька - у меня были ошибки, но я все понял и исправил сам; верхняя ступенька - мне всё удалось. |
Р. Дают самооценку своей деятельности. |
– А как вы считаете, стоит ли нам продолжать работу пол этой теме? Почему? – Мы продолжим разговор про этикет |
Ученики отвечают, что нужно узнать и о других правилах этикета и рассказать о них своим друзьям и близким. |
|
7 этап Домашнее задание
- На обратной стороне рабочего листа расположено домашнее задание. - Напишите, какими правилами этики ты будешь руководствоваться на дороге жизни и нарисуйте разрешающий и запрещающий знак этикета. |
Ученики изучают задание, которое учитель предложил выполнить в качестве домашней работы, задают вопросы. |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»