В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

Альбина Воробцова
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 16005 комментариев: 1
Краткое описание
Цель публикации - помочь учителю начальных классов, работающему по программе Критской Е.Д.
Описание
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс
№ ур Содержание темы, раздела Кол-во часов дата
Оборудование урока Характеристика деятельности учащихся
план
факт
Россия — Родина моя 3
Размышлятьоб отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.
Подбиратьслова, отражающие содержание музыкальных произведений(словарь эмоций).
Воплощатьхарактер настроение песен о Родине в своём воплощении на уроках и школьных праздниках.
Воплощатьхудожественно-образное содержание музыки в песне, слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
.
Закреплятьосновные термины и понятия музыкального искусства.
.
Расширятьзапас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

1.
Образы родного края в музыке.
Песенность как отличительная черта русской музыки.
1


Рассвет на Москве – реке. “Хованщина”М.Мусорский. Песня “Карусель” (слова И. Рахилло). Песня Д. Кабалевского “Наш край” (сл. А. Пришельца). Танец.
2.
Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн — главная песня нашей Родины.
1


М.Глинка, слова Машистова Здравствуй, Родина моя!, Ю.Чичков, слова К. Ибряева Моя Россия!

3.
Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России.

1


“Гимн России”, муз. Б. Александрова, сл. С. Михалкова.
Изображение Московского Кремля, храма Христа Спасителя, Большого театра.

День полный событий 6


Распознаватьи эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлятьразличные по смыслу музыкальные интонации.
Определятьжизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах деятельности: пение, игра на детских элементарных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре, сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора.
Анализироватьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки и их взаимосвязи и взаимодействия.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Применятьзнания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы ( в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотноситьсодержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различатьособенности построения музыки: двухчастая, трёхчастая формы и их элементы (фразировка, вступлении, заключение, запев и припев).
Инсценироватьпесни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
4.
Мир ребёнка в музыкальных интонациях, тема, образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева.
1


Чайковский, Прокофьев
Фрагменты двух вальсов — Чайковского и Прокофьева. “Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева.
5.
Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.
1



С.Сосин, слова Синявского «Пять песен для детей»
6.
Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни.
1

Русская народная песня — пляска “Светит месяц”.

7.
Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
1

“Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Полька” из “Детского альбома” Чайковского.“Тарантелла” С.Прокофьева.
8.
Музыкальные инструменты – фортепиано; его выразительные возможности.
1

Презентация,
Колыбельная Медведицы
“Сонная песенка” Р. Паулса, “Спят усталые игрушки” А. Островского, “Колыбельная медведицы”, “Сказочка” С. Прокофьева. “Мама” П. Чайковского. Моцарт “Колыбельная”.
9.
Звучащие картины.
1

Сюита «Картинки с выставки» М.Мусорский

О России петь – что стремиться в храм. 5



10.

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест.
1

Запись звонов: набат, трезвон, благовест
“Праздничный трезвон” в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры. “Вечерняя музыка” В. Гаврилина. Р.н.п. “Вечерний звон”. “Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Соотноситьсредства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов различный характер колокольных звонов.
Исполнятьрождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнятьтворческие задания в рабочей тетради

11.

Звучащие картины.
Музыкальный пейзаж.
1


“Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.
12.
Святые земли Русской. Александр Невский, Сергий Радонежский.
Воплощение их образов в музыке различных жанров.
1

Картины М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” и “Юность Сергия Радонежского”. “Народные песнопения о Сергии Радонежском”.
С. Прокофьев
“Песни об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские”(№ 4)

13.
Народные песнопения, кантата.
Жанр  молитвы.
1

“Народные песнопения о Сергии Радонежском”. Пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского – “Утренняя молитва” и “В церкви”. Кантата
«А. Невский»
14.
Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественные песнопения и колядки.
1

Народные славянские песнопения, Рождественская Песенка
“Рождество Христово” (колядка). Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” детей у новогодней елки, “Вальс снежных хлопьев”, “Рождественская песенка” (слова и музыка П. Синявского). Подготовка к новогоднему балу.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
4



15.
Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
1


Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”, “Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”, “Светит месяц”, “Камаринская”.
Разыгрыватьнародные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать
в процессе ансамблевого коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлятьопыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительности, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальных импровизаций на текств традиционно народных праздников.
Подбиратьпростейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.
Узнаватьнародные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Выявлятьособенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнаватьнародные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Создаватьмузыкальные композиции(пение, музыкально-пластические движения, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.
Использоватьполученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.
Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.
16.
Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура.
1


 Игра “Разыграй песню”: игровые русские народные песни — “Выходили красны девицы”, “Бояре, а вот и мы»
17.
Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования.
1


“Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского). “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. С. Прокофьев “Ходит месяц над лугами”, “Вечерняя песня” А. Тома, сл. К. Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е. Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл. народные, “Камаринская” из “Детского альбома” П. Чайковского, “Сочини песенку”.


18.

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы встреча весны.


1



. “Горелки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Ворота”, “Блины”, а также песенки — веснянки… Инструментальное исполнение народных наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”. “А мы масленицу дожидаем”, “Едет масленица дорогая”.

Презентация
Обряды и праздники русского народа


В музыкальном театре


5



19.

Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.
1


Волк и семеро козлят, Коваль, Опера-балет; Золушка, балет, Прокофьев
“Теремок”. Разучивание песни “Семеро козлят”.
Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева.



Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Участвоватьв ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассказыватьсюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлятьособенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.
20.

Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр.
1


“Песня Баяна”. Картина В. Васнецова “Гусляры”. Свадебный хор “Лель таинственный”. Сцена похищения Людмилы злым волшебником Черномором. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки и заключительный хор из финала оперы “Слава великим богам!”

21


Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля.



 Г. Гладков “Песня-спор
22

Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра
2


Жанры симфонической музыки: увертюра

23.

Музыкальные темы – характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
1




“Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова. “Марш” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки.

В концертном зале


5



24.
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки.
1


Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки с выставки”. “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”). “Богатырские ворота.


Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Пониматьсмысл тембров: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвоватьв коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и праздниках.
Выявлятьвыразительные и изобретательные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотноситьхарактер звучащей музыки с её нотной записью.
Передаватьсвои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
25.
Симфоническая сказка Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра.
1



Симфоническая сказка С. Прокофьева “Петя и волк”. Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка.
26.
Музыкальная живопись.
1


Моцарт “Колыбельная”. Фрагменты двух увертюр: русского композитора М. Глинки из оперы “Руслан и Людмила” и В.-А. Моцарта из оперы “Свадьба Фигаро”. Ролевая игра “Играем в дирижера”. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта.
27.
Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского.
1



Опера«Свадьба Фигаро», Моцарт
М. Мусорский
Жанры симфонической музыки: симфония

28.
Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.

1


“Балет невылупившихся птенцов” и “Лиможский рынок”.


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

6




Пониматьтриединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Анализироватьхудожественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнятьразличные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Оцениватьсобственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнаватьизученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называтьи объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определятьвзаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлятьинтерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Участвоватьв концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Участвоватьв подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками.
29
Композитр – исполнитель – слушатель. Интоннационная природа музыки.

1


Презентация
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах «Менуэт»
30.

Музыкальная речь и музыкальный язык.

1


Презентация
Бах, Сюита № 2
31.
Музыкальные инструменты – орган. Выразительность и изобретательность музыки.
1



Г. Свиридов, Клоуны, Карусель. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина)
32.
Жанры музыки. Сочинения И.-С.Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г.Свиридова,
Д. Кабалевского.

1


П.Чайковский, С.Прокофьев.
Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского).
33.
Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия-рисунок, лад-цвет).
1


Б. Савельев, слова Е. Жигалкина Большой хоровод
Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”. Бах “За рекою старый дом”. “Тройка” Г.
34.
Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки
С. Прокофьева, П. Чайковского.

1


Презентация


Итого
ИТОГО:
34



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс.doc Скачать

Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

№ ур

Содержание темы, раздела

Кол-во часов

дата

Оборудование урока

Характеристика деятельности учащихся

план

факт


Россия - Родина моя


3




Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений(словарь эмоций).

Воплощать характер настроение песен о Родине в своём воплощении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в песне, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять Гимн России.

.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.


1.

Образы родного края в музыке.

Песенность как отличительная черта русской музыки.

1



Рассвет на Москве – реке. “Хованщина”М.Мусорский. Песня “Карусель” (слова И. Рахилло). Песня Д. Кабалевского “Наш край” (сл. А. Пришельца). Танец.

2.

Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн - главная песня нашей Родины.

1



М.Глинка, слова Машистова Здравствуй, Родина моя!, Ю.Чичков, слова К. Ибряева Моя Россия!


3.

Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России.


1



“Гимн России”, муз. Б. Александрова, сл. С. Михалкова.

Изображение Московского Кремля, храма Христа Спасителя, Большого театра.


День полный событий


6



Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах деятельности: пение, игра на детских элементарных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре, сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки и их взаимосвязи и взаимодействия.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы ( в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки: двухчастая, трёхчастая формы и их элементы (фразировка, вступлении, заключение, запев и припев).

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

4.

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, тема, образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева.

1



Чайковский, Прокофьев

Фрагменты двух вальсов - Чайковского и Прокофьева. “Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева.

5.






Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.

1




С.Сосин, слова Синявского «Пять песен для детей»

6.

Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни.

1


Русская народная песня - пляска “Светит месяц”.


7.

Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

1


“Марш деревянных солдатиков” Чайковского и “Марш” Прокофьева. “Полька” из “Детского альбома” Чайковского.“Тарантелла” С.Прокофьева.

8.

Музыкальные инструменты – фортепиано; его выразительные возможности.

1


Презентация,

Колыбельная Медведицы

“Сонная песенка” Р. Паулса, “Спят усталые игрушки” А. Островского, “Колыбельная медведицы”, “Сказочка” С. Прокофьева. “Мама” П. Чайковского. Моцарт “Колыбельная”.

9.

Звучащие картины.

1



Сюита «Картинки с выставки» М.Мусорский





О России петь – что стремиться в храм.



5





10.


Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест.

1


Запись звонов: набат, трезвон, благовест

“Праздничный трезвон” в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры. “Вечерняя музыка” В. Гаврилина. Р.н.п. “Вечерний звон”. “Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.




Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Соотносить средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов различный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания в рабочей тетради


11.


Звучащие картины.

Музыкальный пейзаж.

1



“Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.

12.

Святые земли Русской. Александр Невский, Сергий Радонежский.

Воплощение их образов в музыке различных жанров.

1


Картины М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” и “Юность Сергия Радонежского”. “Народные песнопения о Сергии Радонежском”.

С. Прокофьев

“Песни об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские”(№ 4)


13.

Народные песнопения, кантата.

Жанр молитвы.

1


“Народные песнопения о Сергии Радонежском”. Пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского – “Утренняя молитва” и “В церкви”. Кантата

«А. Невский»

14.

Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественные песнопения и колядки.

1


Народные славянские песнопения, Рождественская Песенка

“Рождество Христово” (колядка). Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” детей у новогодней елки, “Вальс снежных хлопьев”, “Рождественская песенка” (слова и музыка П. Синявского). Подготовка к новогоднему балу.


Гори, гори ясно, чтобы не погасло.



4




15.

Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

1



Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”, “Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”, “Светит месяц”, “Камаринская”.

Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать

в процессе ансамблевого коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Исполнять выразительности, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальных импровизаций на текств традиционно народных праздников.

Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.

Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции(пение, музыкально-пластические движения, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

16.

Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура.

1



Игра “Разыграй песню”: игровые русские народные песни - “Выходили красны девицы”, “Бояре, а вот и мы»

17.

Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования.

1



“Вечерняя песня А. Тома (ст. К. Ушинского). “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. С. Прокофьев “Ходит месяц над лугами”, “Вечерняя песня” А. Тома, сл. К. Ушинского, “Реченька” А. Абрамова, сл.Е. Карасева, “Прибаутки” В. Комракова, сл. народные, “Камаринская” из “Детского альбома” П. Чайковского, “Сочини песенку”.



18.

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы встреча весны.



1




. “Горелки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Ворота”, “Блины”, а также песенки - веснянки.. Инструментальное исполнение народных наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”. “А мы масленицу дожидаем”, “Едет масленица дорогая”.


Презентация

Обряды и праздники русского народа



В музыкальном театре



5






19.


Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.

1



Волк и семеро козлят, Коваль, Опера-балет; Золушка, балет, Прокофьев

“Теремок”. Разучивание песни “Семеро козлят”.

Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева.




Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.


Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.


Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.


Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.


Выявлять особенности развития образов.


Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.



Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

20.


Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр.

1



“Песня Баяна”. Картина В. Васнецова “Гусляры”. Свадебный хор “Лель таинственный”. Сцена похищения Людмилы злым волшебником Черномором. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки и заключительный хор из финала оперы “Слава великим богам!”


21



Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля.




Г. Гладков “Песня-спор

22


Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра

2



Жанры симфонической музыки: увертюра


23.

Музыкальные темы – характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.




1





“Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского. “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко” Н. Римского-Корсакова. “Марш” из балета “Щелкунчик” П. Чайковского, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки.




В концертном зале



5






24.

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки.

1



Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки с выставки”. “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”). “Богатырские ворота.



Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Понимать смысл тембров: партитура, увертюра, сюита и др.





Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и праздниках.

Выявлять выразительные и изобретательные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

25.

Симфоническая сказка Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра.

1




Симфоническая сказка С. Прокофьева “Петя и волк”. Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка.

26.

Музыкальная живопись.

1



Моцарт “Колыбельная”. Фрагменты двух увертюр: русского композитора М. Глинки из оперы “Руслан и Людмила” и В.-А. Моцарта из оперы “Свадьба Фигаро”. Ролевая игра “Играем в дирижера”. Выразительное чтение и рассказ о детстве Моцарта.

27.

Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского.

1




Опера «Свадьба Фигаро», Моцарт

М. Мусорский

Жанры симфонической музыки: симфония


28.

Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.


1



“Балет невылупившихся птенцов” и “Лиможский рынок”.



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…


6





Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.


Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.


Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.


Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.


Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.


Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.


Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.


Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками.

29

Композитр – исполнитель – слушатель. Интоннационная природа музыки.


1



Презентация

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах «Менуэт»

30.

Музыкальная речь и музыкальный язык.


1



Презентация

Бах, Сюита № 2

31.

Музыкальные инструменты – орган. Выразительность и изобретательность музыки.

1




Г. Свиридов, Клоуны, Карусель. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина)

32.

Жанры музыки. Сочинения И.-С.Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г.Свиридова,

Д. Кабалевского.


1



П.Чайковский,С.Прокофьев.

Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского).

33.

Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия-рисунок, лад-цвет).

1



Б. Савельев, слова Е. Жигалкина Большой хоровод

Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”. Бах “За рекою старый дом”. “Тройка” Г.

34.

Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки

С. Прокофьева, П. Чайковского.


1



Презентация



Итого

ИТОГО:



34






Тематическое распределение количества часов


№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Россия - Родина моя

3

3

2.

День полный событий

6

6

3.

О России петь – что стремиться в храм.

5

5

4.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

4

4

5.

В музыкальном театре

5

5

6.

В концертном зале

5

5

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

6

6


ИТОГО

34

34




















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО Зам.директора по УВР

учителей начальных классов МБОУ-СОШ № 4 г.Армавира

МБОУ-СОШ № 4 г.Армавира

от 30.08.121 ____________


______________ Воробцова А.Ю. подпись Ф.И.О.

Подпись руководителя Ф.И.О.

МО ОУ «30» августа 2012 г.


Краснодарский край, город Армавир

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4

(полное наименование образовательного учреждения)



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______2012 года

Председатель педсовета

_____________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по _________МУЗЫКЕ ______________________

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) ___НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ____2 КЛАСС__________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 34___ Уровень ___БАЗОВЫЙ_____________

(базовый, профильный)

Учителя: Воробцова А.Ю., Дударь И.Ю., Фомина Ю.В, Пятернёва А.А., Тимошенко Т.А.


Программа разработана на основе авторской программы «Музыка, 2 класс» , (авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.,) //«Концепция программы для начальных классов в 2 частях, «Школа России» - Москва «Просвещение» - 2011 год

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)





Согласовано

заместитель директора по УВР


____________ Сенникова Е.Д..

«_30_» _августа___ 2012 г.




Краснодарский край, город Армавир

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №4

(полное наименование образовательного учреждения)





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



по _____МУЗЫКЕ_____

(указать предмет, курс, модуль)

Класс ___________2 _________________________________________________

Учитель ________________________


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

по «Музыке – 2 класс» учителя и утверждённой решением педагогического совета

протокол № , от ____2012г.

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)














Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2012

  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2012г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс», М., Просвещение, 2012 г.

  • фонохрестоматия для 2 класса (2 кассеты)

  • Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 20010 г.

  • учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2012г.

  • «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2012г.




MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.




Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке во 2 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М.:«Просвещение», 2011 г..)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2012.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (аудиокассеты)

- Е.Д.Критская «Музыка 2 класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2010 г.

- Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Предмет музыка во 2 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Музыка». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. Календарно – тематического планирования представлено с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений» М., Просвещение, 2011 г.

Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко регламентиро­ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — за­лог успеха его музыкально-педагогической деятельности»**, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

В разделе «О России петь – что стремиться в храм» увеличено количество часов на темы: «Музыкальные инструменты» и « Музыка на Новогоднем празднике» за счет разделов:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч вместо 4ч)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч вместо 6 ч).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки- концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждой четверти, (1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти).

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Севера и составляет 10% учебного времени.

Программа «Музыка» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Пояснительная записка. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы.

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы

II класс

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса

обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).



Содержание программного материала

I четверть (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)


Урок 1. Мелодия.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.


Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).

Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

Урок 5. Природа и музыка. Прогулка.

Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы…

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

II четверть (7 часов)

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)

Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Урок 11. Русские народные инструменты.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.

Урок 13. Молитва.

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Урок 14. С Рождеством Христовым!

Народные музыкальные традиции Отечества.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.

Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

III четверть (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Урок 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны. НРК. Вороний праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 20. Детский музыкальный театр. Опера. Интонации музыкальные и речевые.Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкаль-ных жанров.

Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Урок 21. Балет.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.

Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 23. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 24. Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Урок 25. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Урок 26. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Обобщающий урок 3 четверти.

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт». Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Урок 29. Симфония №40. Увертюра.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.


Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

Урок 30. Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

Урок 31. Все в движении. Попутная песня.

Выразительность и изобразительность в музыке

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Урок 34. Могут ли иссякнуть мелодии?

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.


Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  11. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Учитель, 2004г

  12. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 2 класс»/3 части/, Волгоград, Корифей, 2003г.

  13. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 2 класс», Волгоград, Корифей, 2005г

  14. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  15. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  17. Песенные сборники.

  18. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  19. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  20. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  21. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


















II КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
      «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
      «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
      «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Музыкальный материал

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
      «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
      «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
      «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
      «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.



Музыкальный материал

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
      Народные песнопения о Сергии Радонежском.
      «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
      «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
      Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
      «Наигрыш». АШнитке.
      Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
      «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
      «Камаринская». П. Чайковский.
      Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
      Масленичные песенки.
      Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
      «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
      «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

      Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
      «Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
      Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
      Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
      Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
      
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
      
«Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
      
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
      
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
      
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
      
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
      
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
      
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.




Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
28.05.2013 19:55
Здравствуйте, уважаемая Альбина Юрьевна! К сожалению, Ваш материал не соответствует требованиями к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»). http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
К материалам типа «Планирование» прилагаются следующие сведения:
  1. Пояснительная записка с указанием
  • цели создания методического материала;
  • адресата, секции педагогов-предметников, для которой предназначена разработка;
  • общего количества часов, количества часов в неделю;
  • результатов обучения;
  • типов используемых уроков и видов контроля;
  • образцов контрольных работ (по желанию);
  • автора программы, для которой разработано планирование;
  • ссылок на использованную литературу и источники в сети Интернет.
  1. Тематическое планирование в виде таблицы со следующими столбцами:
  • № урока п/п;
  • Дата предполагаемого занятия;
  • Тема урока;
  • Материал, изучаемый на уроке;
  • Материал, который учащиеся выполняют в качестве домашнего задания;
  • Дополнительный материал (по желанию).
В приложении к разработке может быть помещен материал для контроля, определения уровня усвоения знаний учащихся, задания по подготовке к ГИА и ЕГЭ в рамках курса, а также другие материалы.

Обратите внимание на оформление материала:
в соответствии с правилами  оформите титульный лист (с логотипом Портала) . Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш переработанный материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова. Успехов!!!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос