Программа по основам саморегуляции для подростков «Я спокоен, уверен, здоров»
• сохранение здоровья и обеспечения успешного личностного развития ученика.
Котлярова Наталья Анатольевна,
высшая квалификационная категория,
город Кунгур, Пермский край,
МАОУ «Центр диагностики и консультирования»,
педагог-психолог,
Программа по основам саморегуляции для подростков «Я спокоен, уверен, здоров»
5 – 11 классы
Программа по основам саморегуляции для подростков «Я спокоен, уверен, здоров»
5 – 11 классы
Пояснительная записка.
Программа по основам саморегуляции рассчитана на учащихся среднего и старшего звена. В данном возрасте для учеников становятся актуальными процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Программа поднимает важные вопросы: ценности здоровья, актуализации личностного потенциала, отношения к себе и окружающим, умения противостоять стрессовым ситуациям, переосмыслить поведение и отношение к возникающим трудностям. Цикл занятий предполагает научить подростков осознанно регулировать своё самочувствие, поведение, профессиональному и личностному самоопределению ( для старших классов) и самоутверждению.
Занятия проводятся индивидуально 2 (3) раза в неделю, содержание занятий может видоизменяться в зависимости от запроса подростка ( семьи, учебного заведения), его актуального состояния, возрастных особенностей.
Программа успешно апробируется в течение 5 лет на базе МАОУ «ЦДК».
Цель.
-
Формирование у подростка представлений о методах профилактики стресса и оптимизации состояний человека, о методах активного изменения собственного состояния;
-
сохранение здоровья и обеспечения успешного личностного развития ученика.
Задачи.
-
оптимизации текущего состояния
-
освоение системы психологических средств, позволяющих подростку осознанно и целенаправленно управлять своим состоянием
-
повышения работоспособности в учебной деятельности
-
профилактика накопления неблагоприятных последствий утомления и стрессовых состояний и развития пограничных расстройств.
Занятие 1.
Что такое психологическое здоровье. Его признаки (позитивное настроение, высокий уровень психических возможностей). (См. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. С. 10).
Рисуночные проективные методики ( «Несуществующее животное» и т.п.). Анализ рисунков.
( чувства, мысли, которые возникли в результате выполнения задания, наличие трудностей, выявленные проблемы, идеалы, желания, потребности, уровень самосознания подростка). (См. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.1992. Тест «Автопортрет». С.145-163.
Занятие 2.
Я и мой внутренний мир. Мир внешний и мир внутренний. ( См. Битянова М.Р., Вачков И.В. Я и мой внутренний мир.).Рисуночный проективный тест «Я реальная, Я идеальная, Я в глазах других людей». Обсуждение результатов работы.
Занятие 3.
Мой эмоциональный мир. Какие эмоции у меня преобладают.
Эмоции и тело.
Упражнение «Я управляю собой». (См. Битянова М.Р., Вачков И.Р.) (Для развития чувства уверенности в себе и овладения навыками саморегуляции).
Занятие 4.
Что такое стресс. Виды стресса ( эмоциональный, физический; ди- стресс и эв-стресс). (См. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Регуляция психики. С. 48)
Пути избавления от причин стресса (изменить ситуацию, изменить своё отношение к ситуации, принять ситуацию).
Занятие 5.
Осознание подростком индивидуальных особенностей характера.
Изучение черт характера (компьютерная методика «Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков» по А.Е. Личко, УПДО, бланковый вариант).
Положительные (сильные) стороны характера и слабые места, которые нуждаются в коррекции.
(Осознание себя открывает как минимум четыре возможности:
узнать себя; оценить себя; изменить себя; принять себя. См. Битянова М.Р., Вачков И.В.)
Занятие 6.
Продолжение осознания сильных и слабых черт характера. Тест «Кто Я? Какая Я?». Связь черт характера с профессией.
( См. Бельская Н.Н. «Тренинг для подростков «Мой характер и профессия» // Журнал практического психолога , 1999, № 2,
Тест «Акцентуации личности» в кн.: Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни)
Определение путей работы над слабыми сторонами характера. Опора на сильные стороны характера.
Занятие 7.
Обсуждение важности умений саморегуляции для здоровья человека
Изучение дыхательных методов регуляции. (См. Сандомирский М.Е.
С .408, Леви В. Основы тонопластики).
(для оптимизации функционального статуса глубин образований мозга, формирования базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий).
Занятие 8.
Отработка и закрепление навыков прогрессивной мышечной релаксации (Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Джекобсону)
(ПМР) на фоне музыкального сопровождения (релакс. музыка)
Введение метода саморегуляции – проговаривание формул самовнушения «Покой-тяжесть-тепло».
Диафрагмальное дыхание с формулами самовнушения.
Вдох – «Я», выдох – «спокойна (уверенна и т.д.)»
Обсуждение осознаний телесных ощущений. Наличия (отсутствия) трудностей освоения изученных методов саморегуляции.
Занятие 9.
1.Знакомство с биологическим методом обратной связи (БОС) – температурным тренингом. Знакомство с физиологическим механизмом БОС.
2.Знакомство с компьютерной методикой «Экватор» ( по методу БОС).
См.
Щербатых Ю. В.Психология стресса и методы коррекции. СПб. 2006. С 206
Занятие 10.
1.Отработка методов саморегуляции с помощью КМ «Экватор».
2.Упражнение «Дыхание под шаги» ( 1-2-3-4 – вдох, 1-2-3-4-5- выдох).
3. Знакомство с методом визуализации.
Упражнение по технике Символдрамы «Цветок».
Анализ рисунка (осознание чувств – положительных или негативных, выявленных проблем, ресурсов ( «место, где мне было хорошо»), создание позитивных утверждений – «Я та (тот), которая (-ый) (например, любуется цветком)
Занятие 10.
1.Продолжение отработки навыков релаксации с помощью КМ «Экватор»
(обсуждение, какие методы саморегуляции помогают в стрессовых ситуациях).
2.Обсуждение, как в жизни применяются методы саморегуляции ( в школе, по дороге в школу, в стрессовых ситуациях и т.д.)
3.Работа по методу Символдрамы. Упражнение «Луг». Анализ рисунка (осознание чувств – положительных или негативных, выявленных проблем, ресурсов ( «место, где мне было хорошо»), создание позитивных утверждений («Я та ( тот), которая (-ый) гуляет по лугу, лежит на лугу в ромашках и т.п.)
Занятие 11.
1.Отработка навыков саморегуляции с помощью КМ «Экватор» (ПМР, диафрагмальное дыхание, визуализация, формулы самовнушения)
2. Работа по методу Символдрамы. Упражнение «Ручей». Анализ рисунка (осознание чувств – положительных или негативных, выявленных проблем, ресурсов ( «место, где мне было хорошо»), создание позитивных утверждений («Я та ( тот), которая (-ый) плавает в реке, пьёт воду из ручья и т.п.)
Занятие 12.
1.Обобщение изученных методов саморегуляции, анализ нервно – психического состояния (Методики Люшера, Самочувствие (САН), Субъективное время, Тревожность (Спилбергера).
2.Практическое применение приёмов релаксации (где применяются изученные методы, как изменяется самочувствие, поведение, позитивные отзывы окружающих о личности подростка).
Литература:
Бельская Н.Н. «Тренинг для подростков «Мой характер и профессия» // Журнал практического психолога , 1999, № 2.
Битянова М.Р., Вачков И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье : Регуляция психики. СПб. 2000
Козлов Н. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М. 1997.
Леви В.Л. Ближе к телу. М. 2006.
Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М. 1992.
Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство.М, 2005.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб. 2006.
http://spinet.ru/b_bolivspine/83.php
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»