Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Живое слово»
"ЖИВОЕ СЛОВО"
Программа элективного курса по русскому языку
9 класс
Автор:
Дьячкова О. Н.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Новогирменская СОШ №3»
Иркутской области
Пояснительная записка.
Данная программа содержит материал курса «Живое слово», предназначенного для учащихся 9 класса. В центре внимания факультативных занятий – помощь в овладении языком, совершенствование речевых умений. Помимо этого курс направлен на развитие лингвистических интересов и склонностей каждого участника, его познавательных способностей, творческих возможностей. Это очень важно для школьника вне зависимости от его профессиональной судьбы. В итоге данных занятий подросток должен понять, что изучение родного языка не сводится только к овладению орфографическими и пунктуационными правилами, которые, как показывает опыт их жизни, с большим трудом поддаются усвоению, осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, научиться критически относиться к своей собственной речи, видеть в ней изъяны.
Поэтому данный курс должен стать своеобразной лабораторией, где девятиклассник мог бы поработать со Словом: будут предложены новые пока для них задания – эссе, исследовательская статья, реферат.
В работе над словом будет уделено внимание формированию у школьников правильного словоупотребления, что имеет первостепенное значение в процессе языкового общения, будет оказываться помощь в дальнейшем осваивании навыков работы со словарями, справочной литературой.
Курс составлен на материале книги Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово» М.: «Просвещение», 1982
Особенности курса.
1. На каком содержательном материале, через какие формы работы возможно реализовать задачи предпрофильной подготовки? |
В разработке курса «Живое слово» упор делался на материале книги Э. А. Вартаньяна «Путешествие в слово». Программа предполагает различные виды деятельности учащихся: написание статей, подготовку сообщений, создание рукописного журнала, работу с текстами классиков литературы, работу со словарными статьями, участие в олимпиадах, составление и решение кроссвордов, тестирование. Формы занятий: лекции, занятия комбинированного характера (лекция и практическое занятие с лексическими понятиями, решение лингвистических задач), практические занятия. Изучение тем сопровождается проверочной работой и творческой работой – в итоге курса. |
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? |
Содержание данного курса будет отличаться от базового тем, что в разделе «Лексика» уделено больше внимания происхождению слова – этимологии, а в базовом эта тема представлена «вскользь», хотя к происхождению слова приходится обращаться постоянно при изучении литературы классической и родного края. |
3. Каким образом выстроена логика подачи материала? |
Первые занятия курса посвящены теме образования слов для попутного повторения орфографии, связанной с морфемикой, и теме происхождения слов и процессу номинации, чтобы создать у детей осознанное представление о появлении и употреблении слова. Далее идёт работа по теме «Лексика», где предполагается расширить знания о лексическом богатстве языка. Наконец, тема «Человек и Слово» позволит убедиться учащимся в том, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, подумать о месте Слова в.жизни человека сегодня и в будущем. Такая логика подачи материала позволит проследить жизнь слов в нашей речи. |
4. Как сгруппирован материал по разделам и темам? |
Материал сгруппирован по трём разделам: «Словообразование» («Мастерская слова», «Что такое номинация»»), «Лексика» ( «Как устроен наш язык», «Что изучает этимология», «Слово – «драгоценность нашего языка» (Н.В.Гоголь),«Эстетическое воздействие Слова», «Что за человек – говорящий») и «Человек и Слово»( «Заглянем в будущее», «Познавая Слово, познаёте себя»(Л. Новиков), заключительное занятие-конференция) |
5. Время для изучения материала с учётом повторения, контроля? |
Для изучения материала отводится 12 часов. Из них на повторение - 2 часа, для проведения контрольной работы - 1час, на итоговую конференцию – 2 часа. |
6. Какие учебные и вспомогательные материалы обеспечен данный курс? |
Для данного курса использован учебник «Русский язык» для 9 класса С. Г. Бархударова, книга для учащихся старших классов «Путешествие в слово» Э. А. Вартаньяна, «Искусство слова» Л. А. Новикова, «как возникают слова» Е. И. Голанова, Тексты литературных произведений, изучаемых в 9 классе, тест для диагностики, олимпиадная работа. |
7. Виды деятельности учащихся. |
Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа по созданию рукописного журнала, поисково-исследовательская деятельность по темам: «Как возникло название», «Язык есть исповедь народа», Решение проблемных задач, создание и решение занимательных лингвистических задач и кроссвордов, участие в олимпиаде, выполнение тестов. |
8. Виды работ для подтверждения успешности обучения. |
Виды работ: анализ слова, работа со словарными статьями, частичный анализ текста, рефераты, статьи для рукописного журнала «Живое слово». |
9. В чём ученик может проявить инициативу, самостоятельность. |
Ученик может предложить собственную рубрику для журнала, выбрать вид выступления-защиты статьи в журнале, самостоятельно выбрать тему реферата и исследовать речь свою и окружающих, составлять кроссворды. |
10. Критерии успешности прохождения программы. |
Минимальные требования к зачёту по курсу – создание письменной работы: эссе или статьи-микроисследования (объём работы – 2-3 тетрадные страницы и критерии оценки : самостоятельность, оригинальность суждений, грамотность и степень владения письменным литературным стилем) и реферат. Итоговая оценка учитывает активность участия ученика на занятиях, глубину и степень подготовленных выступлений. |
11. Как будет фиксироваться динамика интереса? |
Динамика интереса будет отслеживаться через активность на практических занятиях, при выборе вида итоговой работы, при составлении журнала, при правильном выполнении проверочных тестов. |
12. Форма отчётности. |
Итоговая работа учащегося ( на выбор): выступление с рефератом на конференции, олимпиадная работа, защита эссе (или статьи- микроисследования) в журнале «Живое слово». |
Цели курса.
В процессе обучения учащиеся должны:
иметь представление о 1) происхождении, образовании слов и богатстве их значений,
2) глубоком содержании слов,
3) речевой культуре говорящего,
4) разнообразии словарей,
знать 5) способы образования слов,
6) лексические группы слов (синонимы, антонимы и др.),
7) о сочетаемости слова с другими словами в предложении (тексте),
8) лексические нормы, обусловленные историческими изменениями
в жизни носителей языка,
уметь 9) правильно употреблять в речи слова в свойственных им значе –
ниях,
10) находить и пользоваться словарными статьями,
11) производить лексический анализ слов,
12) использовать многозначность, богатство слов, делая речь яркой,
образной,
13) быть внимательными к собственной и чужой речи, исправлять
ошибки,
14) производить словообразовательный анализ,
владеть 15) грамотным письменным и устным изложением мысли,
16) беглым и осмысленным чтением,
17) умением отстаивать свою точку зрения и быть достойным собе-
седником.
Знания, полученные в ходе курса, могут помочь учащемуся при выборе специальности гуманитарного направления, связанной с педагогической деятельностью, журналистикой и т. д.
Содержание курса и учебная деятельность.
Цели |
Тема |
Часы |
Деятельность учащихся |
№№1,4, 5,9,15 |
I.Словообразование 1.Мастерская слова или как делаются слова. 2. Что такое номинация? |
2 |
Выбор вида отчетной работы, создание таблицы «Источники пополнения языка», участие в беседе, словообразовательный разбор, составление слов, работа с упражнениями. |
№№2,7, №№1,2,3 №№2,12, 11 №№6,9,1, 15,16,17 №№13,15, 16,17 |
II.Лексика 1.Как устроен наш язык. 2.Что изучает этимология 3.Слово – «драгоценность нашего языка». 4.Эстетическое воздействие слова. 5.Что за человек – говорящий? |
5 |
Создание схемы и парадигматиче- ского ряда, работа с текстами худо- жественных произведений, творческая работа по предложенной теме, составление и решение кроссворда, межпредметный словарь, контрольная работа по фразеологии, психологический эксперимент. Составление шарад, эссе «Слово - только оболочка», исследовательская статья «Заговори, чтобы я тебя увидел», решение тестов. |
№№10,17 №№4,10, 14 |
III.Живое слово 1.Заглянем в будущее 2.Познавая слово, познаете себя. 3.Контрольная работа 4-5.Итоговая конференция |
3 2 |
Рефераты «Человек, слово и ЭВМ», «Мудрость народов – слово», «Слово в нашей жизни» и другие |
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны:
1) ориентироваться в этимологии слов, их образовании и лексическом богатстве,
2) разбираться в содержании и сочетаемости слов,
3) уметь пользоваться словарями, справочной литературой и другими источниками,
4) придерживаться лексических норм в речи,
5) правильно и точно подбирать слова в письменной и в устной речи,
6) бегло и осмысленно читать тексты художественной литературы,
7) анализировать слово и текст,
8) вести беседу, участвовать в дискуссиях и уверенно выбирать профиль по специаль-
ности, связанной с гуманитарным направлением.
Учебно-методическое обеспечение
Поурочное планирование.
Тема 1. Словообразование.
1. Мастерская слова. Понятия, виды. Способы обогащения лексики – аффиксация, опрощение, переразложение, усложнение, топонимы, антропонимы, заимствования, устаревшие слова и неологизмы.
2. Что такое номинация. Функция слова – назвать, сообщить. Ошибки в словоупотреблении.
Тема 2. Лексика.
1. Как устроен наш язык. Слово – знак и значение. Система языка. Парадигма. Слово и текст.
2. Что такое этимология. Этимология – наука о происхождении слов.
3. Слово – «драгоценность нашего языка». Богатство лексики. Сленг, табу и эвфемизмы.
4. Эстетическое воздействие слова. Эстетическая информация слова (сообщение + воздействие). Эмоциональная окраска слов и их свойства (звуковая организация, необычное словообразование, особый порядок в предложении).
5. Что за человек – говорящий. Взаимная связь языка и мышления. Речь даёт характеристику человеку, его образованию и воспитанию. Умолчания.
Тема 3. Живое слово.
1. Заглянем в будущее. Попытки создания всеобщего языка. Эсперанто. Человек и ЭВМ.
2. Познавая слово, познаёте себя.
3. Контрольная работа.
4-5. Итоговая конференция.
Основные понятия курса.
Раздел «Словообразование»: аффиксация, опрощение, переразложение, усложнение, топонимы, антропонимы.
Раздел «Лексика»: сленг, табу и эвфемизмы, система языка
Раздел «Живое слово»: воляпюк, эсперанто.
Список литературы для учащихся
1. Г.С. Бархударов «Русский язык. 9 класс» М.: «Просвещение», 2002
2. Л.А. Новиков «Искусство слова» М.: «Педагогика», 1991
3. С.И. Голанова «Как возникают названия» М.: «Просвещение», 1990
4. Н.П. Матвеева «Свидетели истории народа» М.: «Просвещение», 1993
Список литературы для учителя
1. Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово» М.: «Просвещение», 1982
2. Ю.В. Откупщиков «К истокам слова» М.: «Просвещение», 1986
3. И.Г. Милославский «Зачем нужна грамматика» М.: «Просвещение», 1988
4. А.Е. Аникин «Из истории русских слов» М.: «Школа-Пресс», 1993
5. В.Г. Костомаров «Жизнь языка» М.: «Педагогика», 1983
6. Л.В. Сахарный «Как устроен наш язык» М.: «Просвещение», 1997
Темы рефератов
1. Фразеологизмы русского языка.
2. Почему мы не смешиваем в речи разные значения многозначных слов.
3. Судьба иноязычных слов в русском языке.
4. Как рождаются слова.
5. Человек – слово – ЭВМ.
6. Мудрость народов – слово.
7. Слово в нашей жизни.
8. Слова и вещи.
9. Диалекты и этимология.
Примерная схема построения реферата
I. Вводная часть. Обоснуй выбор темы:
1) актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
2) характеристика имеющихся на эту тему работ;
3) почему возник интерес к этому вопросу.
II. Основная часть: 1) выделение конкретного вопроса, суть проблемы или изложение
объективных сведений по теме;
2) обзор источников;
3) выдвижение гипотезы: свои версии, гипотезы, оценки;
4) обоснование использования избранной теории;
5) предварительное формулирование выводов.
III. Заключение: 1) кратко изложить исследованное;
2) формулировка выводов;
3) результат и значимость работы;
4) список использованной литературы.
Приложение 1
Структура курса.
Словообразование №№1,2,5,9,10,15 |
модуль 1 модуль 2 модуль 3
Человек и Слово №№1,3,4,7,9,10,13,14,15,16,17 |
Лексика №№1,2,3,4,6,8,11,12,15,16,17 |
блок 1 блок 2 блок 3 блок 5 блок 6
Мастерская слова |
|
Как устроен наш язык |
|
Слово – «драгоценность нашего языка» |
|
Заглянем в будущее |
|
Познавая слово, познаёте себя |
Что такое номинация |
|
Что изучает этимология |
|
Эстетическое воздействие слова |
|
конференция |
блок 4
-
Что за человек - говорящий
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»