Открытый урок экономики в 11 классе "Экология и бизнес: поиск равновесия"
Новгородский муниципальный район Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бронницкая средняя общеобразовательная школа» Адрес: 173510, село Бронница Новгородского муниципального района, ул. Берёзки, дом 6. 749121; 749132
«Открытый урок» экономики для 11 класса Тема урока: «Экология и бизнес: поиск равновесия» Автор:
Васильева Любовь Геннадьевна,
учитель экономики высшей
категории
2013 год Тема урока: «Экология и бизнес: поиск равновесия» Цели урока: ü Обучающая: сформировать представление об основных экономических и экологических проблемах в обществе на современном этапе развития и выявить пути преодоления данных проблем. ü Развивающая: развить навыки анализа в контексте работы с источниками знаний; учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы. ü Воспитательная: воспитание личностной экологической культуры, ответственности каждого за причастность к экологическим проблемам. План урока 1. Погоня за прибылью как угроза окружающей среде. 2. Общая плата за экологические ошибки. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа? 3. Экология и бизнес. Новые термины и понятия: Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете. Экологическая ответственность – учет экологических проблем в экономической деятельности. Антропогенез – последствия, отмечаемые в природе в результате деятельности человека, не всегда оправданным влиянием на окружающую среду. Оборудование урока – интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, лазерная указка, статьи из СМИ по проблемам экологии и экономики. Тип урока: Урок-дискуссия. На интерактивной доске: слайд № 1 и № 2.
Работа на пришкольном участке – это один из методов воспитания личностной экологической культуры.
Ход урока 1. Подготовительный этап урока
Учащиеся разбиты на группы: социологи, документалисты, историки, журналисты.
Учащимся было дано домашнее задание: изучить литературу и провести социологическое исследование.
В ходе урока группы участвуют в обсуждении, со ссылкой на изученную литературу и данные социологического исследования.
2. Мотивационный этап урока
Деятельность учителя
Обеспечение необходимой мотивации урока через целеполагание.
В завершении изучения темы «Экология и экономика» предлагаю принять участие в дискуссионном уроке «Экология и бизнес: поиск равновесия».
Деятельность учащихся
Учащиеся фиксируют в тетрадях тему урока, план урока.
План урока: 1. Актуальность изученной темы.
2. Место и роль человека в экосистеме планеты. История развития вопроса. Причины экологических проблем.
3. Роль государства в защите окружающей среды. Инструменты государственной политики в разрешении экологических проблем.
4. Отношение к проблеме.
3.Основной этап. Привлечение учащихся к определению актуальности темы. С этой целью учитель предлагает проанализировать данные СМИ, посмотреть слайды «Экология и бизнес: поиск равновесия»
Учитель предлагает обсудить проблему, используя изученную литературу, статьи, в том числе документы и данные социологического опроса.
На обсуждение выносятся вопросы: 1. Чем вызвана такая ситуация?
2. Какие исторические корни она имеет?
3. Может ли быть эффективной политика государства в этом вопросе?
4. Почему проблема экологии и бизнеса до сих пор существует?
5. Как решают такие вопросы другие государства?
В последние годы этот вопрос приобретает особое значение. Поэтому очень важно получить представление каждого учащегося о сути проблемы, уметь определиться в своем отношении к ней.
Учитель вместе с учениками анализирует материал. Делают выводы.
Деятельность учащихся
· Учащиеся излагают собранный материал об экологических проблемах региона и села Бронница Новгородского района;
· Делают предварительные выводы: существует проблема или нет.
· Учащиеся прогнозируют ситуацию на будущее.
Работа в группах: В обсуждении поставленных вопросов включаются все группы:
Историки – дают справки о развитии экологической проблемы с разбивкой на этапы. Представляют свои выводы.
Документалисты – перечисляют правовые документы по данной проблеме, анализируют их и делают выводы: все документы включают такие важные понятия как
· государственный контроль;
· система законов;
· гарантии и стимулы.
Гражданский кодекс РФ и другие правовые акты содержат нормы ответственности и возмещения за нанесённый вред окружающей среде.
Социологи изложили результаты социологического опроса, выявили позиции старшеклассников по всем включенным в анкету вопросам, сделали выводы:
· о наличии (или отсутствии) экологической проблемы в селе Бронница;
· о наличии сторонников акции «Чистое село», «Чистый берег»;
· о типе мышления, доминирующим в данном классе.
Журналисты
· взяли интервью у заместителя Главы Бронницкого сельского поселения Чеблаковой Елены Михайловны;
· подготовили тезисы в школьную стенгазету «Чистый берег сегодня, чистый берег завтра» по обсуждаемой проблеме.
· дополняют школьный фотоальбом «Чистый берег» новыми фотографиями.
Слайд № 3.
4. Заключительный этап. Выводы. Общие выводы по дискуссии:
· необходимость экологического просвещения;
· развитие экологического образования;
· целесообразность более широкого привлечения населения к участию акциях «Чистое село» и «Чистый берег»;
· укреплять лидерство учащихся школы в акции «Чистый берег».
· усиливать роль личного примера;
5. Этап повторения. Рефлексия (заполнение анкеты). Домашнее задание:
· изменилось ли твое отношение к проблеме после дискуссии?
· считаешь ли ты необходимым экологическое образование?
· как ты относишься к уборке мусора на берегу реки Глушица?
· самому хочется убрать берег, чтобы потом там было хорошо отдыхать и купаться?
6. Подведение итогов: Слайд № 4.
Каждый из нас должен нести личную экологическую ответственность за наши действия по отношению к природе, только все вместе и коллективно мы можем решить проблемы экологического плана. Безусловно, государство должно уделять большое внимание экологическому законодательству, чтобы защитить природу законом. Наука должна приложить все усилия, чтобы помочь в решении экологических проблем. Мы должны помнить о том, что нельзя пилить сук на котором сидишь, ибо рано или поздно ты упадешь с него и может быть не сможешь подняться. Берегите природу, цените нашу замечательную планету под названием – Земля. А начинать надо с нашей малой родины- села Бронница – самого красивого и чистого села в округе. Список использованной литературы: 1. Ф.-Й. Кайзер, А.В. Веткина, А.С. Курмелёва
Экономика. Базовый курс для 10-11 классов общеобразовательных школ.
М., ВИТА, 2012,-287с.
2. http://www.helcom.ru/press_office/photo
3. фотографии из личного архива Васильевой Л.Г.
Новгородский муниципальный район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бронницкая средняя общеобразовательная школа»
Адрес: 173510, село Бронница Новгородского муниципального района, ул. Берёзки, д.6.
749121; 749132
«Открытый урок»
экономики для 11 класса
Тема урока: «Экология и бизнес: поиск равновесия»
Автор:
Васильева Любовь Геннадьевна,
учитель экономики высшей
категории
2013 год
Тема урока: «Экология и бизнес: поиск равновесия»
Цели урока:
-
Обучающая: сформировать представление об основных экономических и экологических проблемах в обществе на современном этапе развития и выявить пути преодоления данных проблем.
-
Развивающая: развить навыки анализа в контексте работы с источниками знаний; учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.
-
Воспитательная: воспитание личностной экологической культуры, ответственности каждого за причастность к экологическим проблемам.
План урока
-
Погоня за прибылью как угроза окружающей среде.
-
Общая плата за экологические ошибки. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?
-
Экология и бизнес.
Новые термины и понятия:
Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете.
Экологическая ответственность – учет экологических проблем в экономической деятельности.
Антропогенез – последствия, отмечаемые в природе в результате деятельности человека, не всегда оправданным влиянием на окружающую среду.
Оборудование урока – интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, лазерная указка, статьи из СМИ по проблемам экологии и экономики.
Тип урока: Урок-дискуссия. На интерактивной доске: слайд № 1 и № 2.
Работа на пришкольном участке – это один из методов воспитания личностной экологической культуры.
Ход урока
1. Подготовительный этап урока
Учащиеся разбиты на группы: социологи, документалисты, историки, журналисты.
Учащимся было дано домашнее задание: изучить литературу и провести социологическое исследование.
В ходе урока группы участвуют в обсуждении, со ссылкой на изученную литературу и данные социологического исследования.
2. Мотивационный этап урока
Деятельность учителя
Обеспечение необходимой мотивации урока через целеполагание.
В завершении изучения темы «Экология и экономика» предлагаю принять участие в дискуссионном уроке «Экология и бизнес: поиск равновесия».
Деятельность учащихся
Учащиеся фиксируют в тетрадях тему урока, план урока.
План урока:
-
Актуальность изученной темы.
-
Место и роль человека в экосистеме планеты. История развития вопроса. Причины экологических проблем.
-
Роль государства в защите окружающей среды. Инструменты государственной политики в разрешении экологических проблем.
-
Отношение к проблеме.
3.Основной этап. Привлечение учащихся к определению актуальности темы. С этой целью учитель предлагает проанализировать данные СМИ, посмотреть слайды «Экология и бизнес: поиск равновесия»
Учитель предлагает обсудить проблему, используя изученную литературу, статьи, в том числе документы и данные социологического опроса.
На обсуждение выносятся вопросы:
-
Чем вызвана такая ситуация?
-
Какие исторические корни она имеет?
-
Может ли быть эффективной политика государства в этом вопросе?
-
Почему проблема экологии и бизнеса до сих пор существует?
-
Как решают такие вопросы другие государства?
В последние годы этот вопрос приобретает особое значение. Поэтому очень важно получить представление каждого учащегося о сути проблемы, уметь определиться в своем отношении к ней.
Учитель вместе с учениками анализирует материал. Делают выводы.
Деятельность учащихся
-
Учащиеся излагают собранный материал об экологических проблемах региона и села Бронница Новгородского района;
-
Делают предварительные выводы: существует проблема или нет.
-
Учащиеся прогнозируют ситуацию на будущее.
Работа в группах:
В обсуждении поставленных вопросов включаются все группы:
Историки – дают справки о развитии экологической проблемы с разбивкой на этапы. Представляют свои выводы.
Документалисты – перечисляют правовые документы по данной проблеме, анализируют их и делают выводы: все документы включают такие важные понятия как
-
государственный контроль;
-
система законов;
-
гарантии и стимулы.
Гражданский кодекс РФ и другие правовые акты содержат нормы ответственности и возмещения за нанесённый вред окружающей среде.
Социологи изложили результаты социологического опроса, выявили позиции старшеклассников по всем включенным в анкету вопросам, сделали выводы:
-
о наличии (или отсутствии) экологической проблемы в селе Бронница;
-
о наличии сторонников акции «Чистое село», «Чистый берег»;
-
о типе мышления, доминирующим в данном классе.
Журналисты
-
взяли интервью у заместителя Главы Бронницкого сельского поселения Чеблаковой Елены Михайловны;
-
подготовили тезисы в школьную стенгазету «Чистый берег сегодня, чистый берег завтра» по обсуждаемой проблеме.
-
дополняют школьный фотоальбом «Чистый берег» новыми фотографиями.
Слайд № 3.
4. Заключительный этап. Выводы. Общие выводы по дискуссии:
-
необходимость экологического просвещения;
-
развитие экологического образования;
-
целесообразность более широкого привлечения населения к участию акциях «Чистое село» и «Чистый берег»;
-
укреплять лидерство учащихся школы в акции «Чистый берег».
-
усиливать роль личного примера;
5. Этап повторения. Рефлексия (заполнение анкеты). Домашнее задание:
-
изменилось ли твое отношение к проблеме после дискуссии?
-
считаешь ли ты необходимым экологическое образование?
-
как ты относишься к уборке мусора на берегу реки Глушица?
-
самому хочется убрать берег, чтобы потом там было хорошо отдыхать и купаться?
6. Подведение итогов: Слайд № 4.
Каждый из нас должен нести личную экологическую ответственность за наши действия по отношению к природе, только все вместе и коллективно мы можем решить проблемы экологического плана. Безусловно, государство должно уделять большое внимание экологическому законодательству, чтобы защитить природу законом. Наука должна приложить все усилия, чтобы помочь в решении экологических проблем. Мы должны помнить о том, что нельзя пилить сук на котором сидишь, ибо рано или поздно ты упадешь с него и может быть не сможешь подняться. Берегите природу, цените нашу замечательную планету под названием – Земля. А начинать надо с нашей малой родины- села Бронница – самого красивого и чистого села в округе.
Список использованной литературы:
-
Ф.-Й. Кайзер, А.В. Веткина, А.С. Курмелёва
Экономика. Базовый курс для 10-11 классов общеобразовательных школ.
М., ВИТА, 2012,-287с.
2. http://www.helcom.ru/press_office/photo
3. фотографии из личного архива Васильевой Л.Г.
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Пожалуйста, прикрепите к описанию разработки текстовый файл конспекта урока, оформленный согласно критериям
С уважением, С.А. Колодин.
Актуальность работы
Новизна работы
Практическая значимость
Актуальность работы
Новизна работы
Практическая значимость
Актуальность работы
Новизна работы
Практическая значимость
размещённую в библиотеке Портала УчМет.ру
Актуальность работы
Новизна работы
Практическая значимость
размещённую в библиотеке Портала УчМет.ру
Актуальность работы
Данный материал ,представленный педагогом, довольно интересен, познавателен и является актуальным в данный момент. Материал полностью авторский. Любовь Геннадьевна грамотно использует различные источники, не боится связывать их с региональным компонентом данного района.
Данная разработка очень актуальна именно для нашей страны. Интересно представленный материал делает его насыщенным и не скучным.
Новизна работы
Автор рассматривает одну из самых острых тем современной экономики, которая ненавязчиво переплетается с экологией. Любовь Геннадьевна умело владеет инструментами методики преподавания, придаёт работе сочность, новизну, эффектность. В разработке для учащихся использованы все виды дифференцированной практической деятельности: дискуссия, работа в группах, исследование.
Практическая значимость
Данная разработка соответствует заявленной теме. Автор рассмотрел тему с точки зрения современной педагогической науки. В работе имеются и ссылки на использованную литературу, и ресурсы сети Интернет, и фотографии из личного фотоархива, и материалы собственного исследования.
Автор не ограничивается знакомством учащихся с материалами учебника, а предлагает детям самостоятельно провести исследование и сделать собственные выводы.. Умело использованы и мульмедиаресурсы.
Представленный материал полностью соответствует заявленной автором цели и соответствует требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала.